Отмена крепостного права в России в 1861 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:19, реферат

Краткое описание

Первые шаги к отмене крепостного права были сделаны Александром I в 1803 году подписанием «Указа о свободных хлебопашцах», в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.
В 1816—1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях

Оглавление

1. Накануне отмены крепостного права.

1. Отмена крепостного права в России.
 Подготовка реформы.
 Обнародование манифеста и "Положений 19 февраля 1861 г."
 Освобождение крестьян.
2. Россия после отмены крепостного права.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории России.docx

— 29.33 Кб (Скачать)

Обнародование манифеста и "Положений 19 февраля 1861 г."

Заветной мечтой крепостников было так или иначе похоронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость. В самый ответственный  момент он назначил председателем Главного комитета по крестьянскому делу своего брата Константина Николаевича, сторонника либеральных мер. На последнем  заседании Комитета и в Государственном  совете реформу отстаивал сам  царь. 19 февраля 1861г., в шестую годовщину  своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения  о реформе и манифест об отмене крепостного права. Поскольку правительство  опасалось народных волнений, публикация документов была отложена на две недели – для принятия предупредительных  мер. 5 марта 1861 г. манифест был прочитан в церквях после обедни. На разводе  в Михайловском манеже Александр  сам причитал его войскам. Так  пало крепостное право в России. "Положения 19 февраля 1861, г." распространялись на 45 губерний Европейской России, в  которых насчитывалось 22 563 тыс. душ  обоего пола крепостных крестьян, в  том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам  и фабрикам.

     Ликвидация  феодальных отношений в деревне  не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений 19 февраля 1861 г." В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и т. п.), барщина ограничивалась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Но и после 1863 г. крестьяне еще долгое время находились на положении "временнообязанных", т. е. продолжали нести регламентированные "Положениями" феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп.

Освобождение  крестьян.

С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне  перестали считаться собственностью – отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу  владельцев. Правительство объявило бывших крепостных "свободными сельскими  обывателями", присвоило им гражданские  права – свободу вступления в  брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

     Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие  хозяйственные вопросы они обсуждали  и решали на сельских сходах. Исполнять  решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько  смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали  сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался  волостной староста. Он исполнял полицейские  и административные обязанности.

     Деятельность  сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировалось мировыми посредниками. Они назывались Сенатом  из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие  полномочия. Но администрация не могла  использовать мировых посредников  в своих целях. Они не подчинялись  ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям. Они  должны были следовать только указаниям  закона.

     Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании  крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбирать барщину или платить  оброк. Закон признавал такое  состояние временным. Поэтому лично  свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались "временнообязанными".

     Размеры крестьянского надела и повинностей  по каждому имению следовало раз  и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать  в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.

     Допустимые  рамки соглашений между крестьянами  и помещиками были обозначены в законе. Кавелин, как мы помним, предлагал  оставить за крестьянами все земли, предлагал оставить за крестьянами  все земли, которыми они пользовались при крепостном праве. Помещики нечерноморских губерний не возражали против этого. В черноморских же губерниях они  яростно протестовали. Поэтому в  законе была проведена грань между  нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании  крестьян оставалось почти столько  же земли, как и прежде. В черноземных  же под давлением крепостников был  введен сильно уменьшенный душевой  надел. При пересчете на такой  надел (в некоторых губерниях, например Курской, он опускался до 2,5 дес.) у  крестьянских обществ отрезали "лишние" земли. Там, где мировой посредник  действовал недобросовестно, в том  числе отрезанных земель оказывались  необходимые крестьянам угодья –  прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне  вынуждены были арендовать у помещиков  эти земли.

     Рано  или поздно, полагало правительство, "временнообязанные" отношения  закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку – по каждому  имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части  обусловленной суммы. Остальную  часть уплатило правительство. Но крестьяне  должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами  в течение 49 лет.

     Опасаясь, что крестьяне не захотят платить  большие деньги за плохие наделы и  разбегутся, правительство ввело  ряд жестоких ограничений. Пока производились  выкупные платежи, крестьянин не мог  отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода.

     Конечно, крестьяне ожидали не такую реформу. Наслышавшись о близкой "воле", они с удивлением и негодованием воспринимали весть, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закрадывались подозрения, подлинный ли манифест им прочитали, не запрятали ли помещики, сговорившись с попами, "настоящую волю". Донесения о крестьянских бунтах приходили из всех губернией Европейской России. На подавление высылались войска.

     Реформа получилась не такой, какой мечтали  ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков  гораздо более, чем крестьян, и  обладала очень коротким "ресурсом времени" – не более чем на 20 лет. Затем должна была встать необходимость  новых реформ в том же направлении.

     И все же крестьянская реформа 1861 г. имела  огромное историческое значение. Она  открыла перед Россией новые  перспективы, создав возможность для  широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в  ее истории.

     Велико  было и нравственное значение этой реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали  свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало  ближайшей целью на пути к правовому  государству – такому государству, которым управляют граждане в  соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.

Россия  после отмены крепостного  права.

К крестьянской реформе  Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как  тогда говорили) хозяйством. Медицинская  помощь в деревне практически  отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Народное образование никак  не могло выйти из зачаточного  состояния. О проселочных дорогах  никто не заботился. Между тем  государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу  либеральной общественности, которая  ходатайствовала о введении местного самоуправления.

     01 января 1864 г. был утвержден закон  о земском самоуправлении. Оно  учреждалось для руководства  хозяйственными делами: строительством  и содержанием местных дорог,  школ, больниц, богаделен, для  организации продовольственной  помощи населению в неурожайные  годы, для агрономической помощи  и сбора статистических сведений.

     Распорядительными органами земства были губернские и  уездные собрания, а исполнительными  – уездные и губернские земские  управы. Для выполнения своих задач  земства получали право облагать население особым сбором.

     Земства сыграли большую положительную  роль в улучшении жизни русской  деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась  сетью земских школ и больниц.

     Одновременно  с земской реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми  для публики.

     Реформы 60-70-х годов – крупное явление  в истории России. Новые, современные  органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению  качества жизни. Россия подключилась к  общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения  и его волеизъявления. В местном  управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский  строй, унаследованные от прошлых эпох.

Используемая  литература.

·  История России в 3-х томах. Москва АСТ 1998 год.

·  История СССР XIX начало XX вв. Под редакцией И.А. Федосова., Москва 1981 год.

·  Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе, 1861-1880 гг., Москва 1978.

·  Попов Г.Х. Крестьянская реформа 1861 г. Взгляд экономиста. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Ежегодник. Москва. 1989 г.

Информация о работе Отмена крепостного права в России в 1861 году