Отечественная история» Россия на рубеже XX и XXI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:51, реферат

Краткое описание

С 1992 г. (точнее – с 8 декабря 1991 г.) начался период суверенной посткоммунистической России. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего СССР вступила на путь самостоятельного развития. В новой России (до 21 апреля 1992 г. сохранилось прежнее название России – РСФСР) под руководством президента Б.Н. Ельцина, избранного на этот пост на всеобщих выборах 12 июня 1991 г., начались преобразования во всех сферах общественной жизни. Общее направление реформ – демонтаж институтов тоталитарной системы, «выход из-под большевистских глыб» (А.И. Солженицын), движение к гражданскому обществу, правовому государству.

Оглавление

Введение 3
1. Правление Ельцина Б.Н. 4
1. После отставки 9
2. Правление Путина В.В. 10
1. Планы после президентства Путина В.В. 14
3. Отношения России с государствами СНГ 15
4. Отношения России со странами Запада 16
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.docx

— 50.88 Кб (Скачать)

   По  итогам первого тура голосования 16 июня 1996 года Б. Н. Ельцин набрал 35,28 процентов  голосов избирателей и вышел  во второй тур выборов, опередив Г. А. Зюганова, который получил 32,03 процента. А. И. Лебедь получил 14,52 процента, а  после первого тура Б. Н. Ельцин назначил его секретарем Совета безопасности и произвел ряд кадровых перестановок в Правительстве и силовых  структурах. Во втором туре 3 июля 1996 года Б. Н. Ельцин получил 53,82 процента голосов, уверенно опередив Зюганова, который  получил лишь 40,31 процента. До сих  пор эксперты спорят о масштабах  фальсификаций, позволивших насчитать Ельцину значительно больше голосов чем реально за него проголосовало.

       Для второго срока президентства  Б. Н. Ельцина были характерны противостояние его с Думой, снижение его роли в жизни государства (после операции на сердце осенью 1996 г.) и участившиеся кадровые перестановки в высших эшелонах исполнительной власти. Весной 1999 г. левое большинство Думы попыталось отстранить президента - объявить импичмент. Однако Думе не удалось набрать необходимые 300 голосов ни по одному из 5 пунктов обвинения (развал СССР, развязывание чеченской войны, развал армии и т. п.).

       31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. (Многие историки, политологи и экономисты очень строго оценивают результаты деятельности Б. Н. Ельцина, считая, что при нем сформировался «капитализм номенклатурно-олигархического типа»).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. После отставки

   6 января 2000 года Ельцин уже, не будучи Президентом, возглавил российскую делегацию во время визита в Вифлеем, запланированного еще во время его правления

   7 мая 2000 года Ельцин принимал  активное участие в проведении  церемонии инаугурации нового  Президента В. В. Путина

   В 2003 году якобы хотел выставить  свою кандидатуру на очередных президентских  выборах, но после разговора с  В.В.Путиным от этой мысли отказался.

   В 2004 имя Ельцина было присвоено  Киргизско-Российскому (Славянскому) университету, указ об основании которого Ельцин подписал в 1992 году.

   7 сентября 2005 — находясь на отдыхе  на Сардинии, сломал бедренную  кость. Доставлен в Москву и  прооперирован, 17 сентября 2005 уже был  выписан из больницы.

   23 апреля 2007 Борис Николаевич Ельцин  скоропостижно скончался от остановки  сердца. 

       Согласно  Конституции, временно исполняющим  президентские обязанности стал глава Правительства В. В. Путин.

       26 марта 2000 г. прошли выборы Президента Российской Федерации. В них в первом туре, набрав более 53 % голосов, победил В. В. Путин. Значительно отстал от него руководитель КПРФ Г. А. Зюганов (он набрал 29,2 % голосов).

       Сменой  руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершился первый этап в истории постсоветской России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Правление Путина В.В.
 

       Первоочередными задачами Президента В. В. Путина были разрешение чеченской проблемы и укрепление российской государственности.

       Первым  указом, подписанным новым президентом  РФ Владимиром Путиным 31 декабря 1999 года, стал указ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему  исполнение своих полномочий, и членам его семьи", дающий пожизненную  неприкосновенность первому президенту России.

       Путин в полной мере использовал шанс, предоставленный ему, но затем, после истечения годичного срока, по-видимому, оговоренного специально, начал реализовывать не ее, а свои представления о том, какой должна быть организация власти в России.

       Так называемое "дело ЮКОСа" было педагогическим не только для "олигархов", но и для групп влияния, деливших власть при Ельцине, а его эпоха, собственно, закончилась с арестом Михаила Ходорковского - самого могущественного "олигарха" ельцинских времен, использовавшего инструменты давления на власть с целью ее подчинения. Эта неумеренность сыграла с Ходорковским злую шутку: кто нас обидит - трех дней не проживет... Другие "олигархи" вовремя поняли эти слова Путина и резкую перемену политического ветра. 

       Приход  к власти Путина сначала незаметно (1999-2000), а затем все более явно (2001-2003) способствовал реваншу оттесненной  от финансовых потоков самой скрытой  группы влияния, оставшейся от советской  эпохи, - генералов спецслужб. Этот реванш многие эксперты сегодня называют "чекизацией" российской политики и экономики (1). На самом деле Россия начала возврат в свое нормальное евразийское состояние, после сна, в котором ей казалось, что она - часть Европы: к византийскому (отчасти - советскому) типу управления.

Существует  мнение, согласно которому в России перманентно формируется вполне естественная для нее "византийская система" власти:

  • - принципиальные решения принимаются кулуарно, публично только озвучиваются;
  • - происходит формирование и институализация ("силовики", "либералы" и т.п.) групп влияния в Кремле, борющихся за фактическую власть и собственность;
 

       Вступление  в должность главы Правительства  В. В. Путина по времени совпало с  началом крупномасштабной операции против вторгшихся в Дагестан чеченских боевиков. Затем военные действия были перенесены на территорию Чечни. В начале февраля 2000 г. завершилась операция по уничтожению бандформирований в Грозном. С разгромом основных формирований боевиков ставка была сделана на создание дееспособных сил правопорядка Чеченской Республики. Весной 2003 г. в республике прошли референдум по чеченской Конституции, выборы президента и парламента Чеченской Республики - субъекта Российской Федерации.

       В декабре 2000 г. были одобрены государственные  символы России - герб в виде двуглавого орла, трехцветный флаг (для Вооруженных Сил утвержден красный флаг, для ВМФ - андреевский), в качестве музыкального символа был возвращен созданный в 1944 г. гимн А. В. Александрова с написанными С. В. Михалковым новыми словами.

       14 марта 2004 г. прошли выборы (в истории современной России - четвертые) Президента Российской Федерации, на которых уже в первом туре убедительную победу одержал В. В. Путин. Начался второй срок его президентства.

       Отношения России со странами Восточной Европы складывались неровно. Лидеры и политики государств, бывших союзников СССР по Варшавскому договору, высказывали опасения по поводу угрозы, якобы исходящей от России. Однако торговые связи не прерывались. Отношения с восточноевропейскими странами активизировались в начале XXI в.

       В ноябре 1991 г. российское правительство  возглавил президент Б. Н. Ельцин. Вице-премьером, министром экономики и финансов, отвечающим за проведение экономической реформы, был назначен Е. Т. Гайдар (в «команду» Гайдара входили А. Б. Чубайс, Б. Г. Федоров и ряд других экономистов). Молодые реформаторы надеялись и сумели убедить в этом президента, что уже через год удастся достичь финансовой стабилизации, а население почувствует позитивные итоги реформ. Однако реформаторы недооценили степень инертности и монополизированности советской экономики, а также политического сопротивления реформам.

       Социально-экономическое  развитие в начале XXI в. определялось несколькими факторами: долговременной поддержкой правительственного курса со стороны Государственной Думы (парламент принял Налоговый, Таможенный и Земельный кодексы); ростом мировых цен на энергоносители и вследствие этого увеличением золотовалютных резервов Центрального банка России; сведением государственного бюджета с профицитом и снижением темпов инфляции; увеличением иностранных инвестиций в российскую экономику.

       На  развитие российской культуры в последнее  десятилетие XX - начале XXI в. оказывали влияние многие факторы: 70-летнее советское прошлое, в котором в обязательном порядке в сознание народа внедрялись коммунистические идеи; перемены в духовной жизни общества, происшедшие в годы перестройки; отмена идеологического диктата государства, какой-либо одной политической партии и упразднение цензуры печати; резкое сокращение размеров государственных ассигнований на нужды культуры. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2 % средств федерального и около 6 % местного бюджета. Однако реально для нее выделилось значительно меньше средств (в 1996 г. ассигнования на культуру составили 0,83 % от бюджета, в 2000-м - 0,55 %). Огромные материальные трудности, испытываемые населением в 1990-е гг., вызвали к жизни массовые ностальгические настроения по советским, в том числе сталинским годам. Эти настроения стали питательной средой как для многих художников, так и различных оттенков реваншистских сил.

       Принципиально изменились взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать ей свои требования, но и культура утратила гарантированного заказчика. В 1992 г. были утверждены Основы законодательства РФ о культуре, на основе которых принимались федеральные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства на 1993-1996, 1997— 1999, 2001-2005 гг.

       Во  всех сферах культуры утвердилось частное  предпринимательство.

       Из  всех отраслей культуры государство  уделяло наибольшее внимание системе  образования (правда, работники образования, как и работники научных и культурных учреждений, испытывали материальные трудности). Был принят Закон «Об образовании», в котором проводились идеи вариативности и деидеологизации образования.

       Конституция Российской Федерации подтвердила  отделение школы от церкви. Религиозное обучение может осуществляться лишь на добровольной основе вне рамок общеобразовательной школы.

       Кардинально изменилась сеть средних и высших учебных заведений. Наряду с государственными школами и вузами появились негосударственные гимназии, лицеи, колледжи, университеты. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы обучения, от единых учебников. Особенно много новых учебников и учебных пособий появилось по гуманитарным дисциплинам. Высшая школа была перестроена на принципах академических свобод и автономии. Вводилась новая для России система подготовки специалистов в вузах бакалавриат и магистратура.

       После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Выступив в качестве правопреемницы СССР на международной арене, она заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем Россия не только лишилась традиционных союзников в Восточной Европе, но и получила «прозрачные» границы с бывшими союзными республиками. ВМФ России лишился многих баз на Балтийском, Черном и Каспийском морях. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Возникла необходимость вывода российских (бывших советских) войск из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики (завершился летом 1994 г.). Перестал существовать единый военно-промышленный комплекс СССР.

       Распалась существовавшая с окончания Второй мировой войны двухполюсная система «Восток - Запад». России предстояло добиться не только признания в качестве правопреемницы Советекого Союза, но и помощи западных стран в проведении социально-экономических реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Планы после президентства  Путина В.В.

       Начиная с 2003 г. неоднократно обсуждался вопрос о так называемом «третьем сроке» Путина и соответствующем изменении Конституции («Единая Россия» имеет в Думе конституционное большинство, достаточное для такой инициативы). Однако эти планы неоднократно отвергались Путиным. в ежегодном послании 2007 года заявившим, что оно последнее и у страны в следующем году будет новый президент. 

Информация о работе Отечественная история» Россия на рубеже XX и XXI вв