Освоение Сибири и Дальнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Российская империя обладала колоссальной по протяженности территорией. Благодаря энергии и смелости землепроходцев 16-18 веков (Ермак, Невельской, Дежнев, Врангель, Беринг и т. д.), граница России была продвинута далеко на восток, к самому побережью Тихого океана. Через 60 лет, после того как отряд Ермака преодолел уральский хребет, их сыновья и внуки уже срубали первые зимовья на берегах Тихого океана. Первыми на суровое побережье Охотского моря вышли в 1639 году казаки Ивана Москвитина. Активное освоение Дальнего Востока Россией началось при Петре 1 практически сразу после Полтавской победы и окончания Северной войны с заключением мира со Швецией в 1721 году. Петр 1 интересовался морскими путями в Индию и Китай, распространением влияния России на восточную часть Тихого океана, достижением “незнаемой части” Северной Америки, куда еще не успели добраться французы и англичане. Новые русские земли с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами и лесами вошли неотъемлемой частью в состав русского государства

Оглавление

Введение.
Поход Ермака Тимофеевича и его гибель
Присоединение Сибири: цели, реалии, результаты
Поход Ивана Москвитина к Охотскому морю
Поярков на Амуре и Охотском море
Ерофей Павлович Хабаров.
Далекое прошлое
Первопроходцы Дальнего Востока 17 века
Ерофей Павлович Хабаров
Русские исследователи на Тихом океане(18-начало 19 века)
Хабаровское Приамурье во второй половине 19 века и в начале 20 века
Экспедиция Попова-Деженёва
Походы Владимира Атласова на Камчатку
Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга
Капитан Невельской.
Н.Н. Муравьёв-Амурский
Заселение Амура
Начало 19 века на Дальнем востоке
Интересы России в исследованиях на востоке
Продолжение исследований и освоение территорий
Что дало освоение Дальнего востока России
БАМ - стройка века.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по истории отечества.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

По представлению Н. Н. Муравьева была образована Приморская область Восточной Сибири, в состав которой вошли Камчатка, Охотское побережье и Приамурье. Центром новой области стал Николаевский пост, преобразованный впоследствии в Николаевск – на – Амуре.

Вторым приобретением губернатора стал Уссурийский (ныне приморский) край, который он занял, опередив англичан и французов. 2 июля 1859 года губернатор прибыл в южное Приморье на параходе-корвете «Америка», чтобы принять решение, в какой гаване заложить будущий главный порт России на Тихом океане. Осмотрев несколько бухт, он остановил свой выбор на Золотом Роге и сам придумал название будущему городу: Владивосток. Тогда же он посетил залив Америка, где обнаружил удобную бухту, которой дал название Находка. Так что два главных города Приморья обязаны своими звучными и красивыми названиями губернатору Муравьеву-Амурскому.

По инициативе и при активном участии Муравьева-Амурского проведено административно-территориальное преобразование Восточной Сибири, учреждены Забайкальское (1851) и  Амурское (1860) казачьи войска, Сибирская флотилия (1856) . При нем основаны многие посты и  административные центры на Дальнем Востоке, такие как зимовье Петровское – 1850 г., посты Николаевский, Александровский, Марлинский, Муравьевский – все в 1853 году, Усть-Зейский (Благовещенск) – 1858 год, Хабаровка – 1858 год, Турий Рог – 1859 год, Владивосток и Новгородский – 1860 год. Муравьев-Амурский последовательно проводил переселенческую политику, лично побывал во многих пунктах вверенной ему территории. В том числе на Камчатке. Поход на Камчатку был трудным из-за бездорожья и необжитости района. Но благодаря тщательной подготовке под личным руководством Н.Н. Муравьева Амурского поход закончился успешно. Об этом путешествии достаточно подробно рассказал в своей книге «Воспоминание о Сибири» Б.В. Струве, который в течение 1848-1855 гг. служил в администрации генерал-губернатора. Книга была издана в Санкт-Петербурге в 1889 году, один ее экземпляр хранится в библиотеке Общества изучения Амурского края. Несколько страниц книги посвящены жене Н.Н. Муравьева-Амурского, которая сопровождала его в этой трудной экспедиции на Камчатку.

Последние двадцать лет Н.Н. Муравьев-Амурский жил во Франции, на родине жены. Скончался 18 ноября 1881 год. В1881 году в метрической книге Свято-Троицкой Александро-Невской церкви при российском посольстве в Париже была сделана запись: «Ноября 18 скончался от гангрены граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, 72 лет от роду». Был похоронен на Монмартрском кладбище в Париже, в фамильном склепе Де-Ришмон.

Прах Н.Н. Муравьева-Амурского в 1991 году был перезахоронен во Владивостоке, в центре города, выше театра имени М. Горького, где оборудована мемориальная площадка. Здесь отмечаются памятные даты, связанные с освоением Дальнего Востока. Вначале сентября 2000 года на этом месте был воздвигнут закладной крест – в память о великом человеке.

 

Русскому народу издавна выпала судьба первопроходца, откры­вающего и обживающего новые земли. Нелишне вспомнить, что еще девять-десять столетий назад теперешний центр нашей страны был редконаселенной окраиной Древнерусского государства, что  лишь в XVI веке русские люди стали расселяться по территории нынешнего Центрально-Черноземного района, Среднего и Нижнего Поволжья.

Больше чем четыре столетия назад началось освоение Сибири, открывшее в истории колонизации Руси одну из ее самых интересных и захватывающих страниц. Присоединение и освоение Сибири - это, пожалуй, самый значимый сюжет в истории русской колонизации.

А что вообще означает название «Сибирь»? На этот счет существует много различных суж­де­ний. Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются две ги­по­те­зы. Некоторые исследователи считают, что слово «Сибирь» произо­ш­ло от монгольского «Шибир», что дословно можно перевести как «лесная чаща»; другие ученые утверждают, что слово «Сибирь» произошло от самоназвания одной из этнических групп, так называемых «сабиров». Оба эти варианта имеют право на существо­ва­ние, но который из них действительно имеет место в истории, мне кажется, оста­ется только догадываться.

 

                                 Заселение Амура.

 

В 50-е годы 18 века на Амуре селились сибиряки и забайкальцы. После отмены крепостного права туда потянулись и крестьяне из центральных областей России. Большую часть пути переселенцы шли пешком. На дорогу уходило 2 -3 года.

Но постепенно переселенцы обживались на новом месте, и все более плотной становилась цепочка русских поселений на Амуре и Уссури. Им приходилось вырубать и корчевать тайгу поднимать целину. Полагаться они могли только на свои силы. Купцы их обирали чиновники притесняли. Далеко не все выдерживали, многие уезжали. На Амуре оставались только самые сильные.

Позднее, после первой русской революции 1905 - 1907 годов, в Приамурье и Приморье хлынули сотни тысяч безземельных крестьян из центра России и Украины.

С ростом населения в Приамурье развивается земледелие и скотоводство, растут новые города, прокладываются дороги.

19(31) мая 1858 года на правом берегу Амура за утесом солдатами 13-го линейного батальона во главе с капитаном Я. В. Дьяченко был основан военный пост, названный Хабаровским в честь русского первопроходца Е. П. Хабарова. Удачное географическое положение во многом предопределило судьбу этого военного поста.

В 1880 году селение Хабаровска становится городом. В Хабаровске появляются предприятия: заводы “Арсенал”, лесопильный, кирпичный, табачная фабрика, судоремонтные мастерские. Город рос, строился, но почти все дома были одноэтажными, улицы - не мощенными. Особенно досаждали горожан заболоченные речки Чердымовка и Плюснинка, протекавшие через Хабаровск.

Николаевск, уступив пальму первенства Хабаровску, куда было перенесено управление Приморской областью, и Владивостоку, ставшим главным портом России на Тихом океане, переживал упадок. Он вновь стал оживать лишь в начале 20 века, когда на Нижнем Амуре стала развиваться рыбная и горная промышленность.

Здесь же, на Нижнем Амуре, впервые в истории края бастовали горнорабочие на Амгуньских приисках, в годы первой русской революции 1905-1907 годов восстали против самодержавия солдаты - артиллеристы в крепости Чныррах.

В 1897 пошли поезда из Владивостока в Хабаровск; в начале 20 века (1907 - 1915) рельсовый путь проложен от станции Стеренск до Хабаровска. Это было выдающееся событие в истории России. Цепь Транссибирской магистрали замкнулась на всем протяжении от Урала до Тихого океана. Медленно ходили первые поезда: в час 12-16 километров.

В 1916 году было законченно строительство моста через Амур. В те годы это был самый большой мост в России. Инженерное искусство русских мостостроителей академика Григория Петровича Передерея и профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова высоко оценивалось современниками. Амурский мост называли чудом двадцатого века.

 

                                 Начало 19 века на Дальнем востоке.

 

           В начале девятнадцатого века ещё не было предпринято сколь – нибудь обширных исследований Дальнего востока. По верхнему течению реки Амур не существовало даже постоянного населения. Хотя ограничиваться районом Амура на этой территории конечно нельзя.

           Главным событием того периода несомненно была экспедиция  Г.И. Невельского в 1819 – 1821 – х.  годах. Ему удалось не только исследовать побережье Сахалина, но и доказать, что он является островом. Дальнейшая работа по изучению Дальнего востока принесла ему ещё одну победу. Он открыл местоположение устья Амура. В его исследованиях ему представлялся крайне незаселенный берег. И действительно, согласно данным того периода численность местного населения на Дальнем востоке у разных народностей колебалась от одной до четырех тысяч человек.

           Несомненно, что главными исследователями были казаки и переселяющиеся крестьяне. Именно они осваивали территорию Дальнего востока на суше. В 1817 году крестьянин А. Кудрявцев побывал на Амуре у гиляков. Он узнал, что земля на которой они живут очень богата и далека от цивилизации. В тридцатые годы об этом же поведал беглый старовер Г.Васильев.

 

 

                       Интересы России в исследованиях на востоке.

 

           Располагая сведениями о незаселенности дальневосточной территории и неподвластности местного населения, правительство России в пятидесятые годы девятнадцатого века возбудила перед Китаем вопрос об разграничении территорий. В 1854 году в Пекин были посланы предложения приступить к переговорам.

           Двадцать восьмого мая 1858 года был заключён Айгуньский договор по которому происходило деление дальневосточных областей. Это был очень важный этап в освоении Дальнего востока в целом. Так как теперь любая экспедиция или даже просто переселенцы обязаны были учитывать принадлежность той или иной территории.

           В итоге Россия получила дополнительные богатства и поселения с которых можно собирать подати. Исследования же территорий теперь приобретали и аспект разведки полезных ископаемых.

 

 

                       Продолжение исследований и освоение территорий.

 

           В 1844 году путешествуя по северу и дальним областям Сибири А.Ф. Миддендорф  попал и на реку Амур. Его изыскания позволили установить приблизительный маршрут русла Амура. Он же и его последователь в 1849 году – Г.И. Невельской привели за собой волну русских крестьян и казаков. Теперь изучение и освоение Дальнего востока становилось более расширенным и планомерным.

           В пятидесятых годах в низовьях Амура уже было образовано два округа – Николаевский и Софийский. Также был образован Уссурийский казачий и Южноуссурийский округи. На эти территории, к началу шестидесятых годов, переселилось более трех тысяч человек.

           В 1856 году на территории будущей Амурской области было поставлено три русских поста: Зейский, Кумарский и Хинганский, однако активное заселение этих областей началось лишь в 1857 году. Весной того года вниз по Амуру были двинуты первые три сотни вновь сформированного из забайкальцев Амурского конного завода. С 1858 года начался процесс усиленного освоения и заселения Дальнего востока русскими переселенцами. С 1858 по 1869 года на Дальний восток переселилось более тридцати тысяч человек. Около половины всех русских переселенцев составили казаки из соседней Забайкальской области.

           Теперь каждый день на Дальнем востоке отмечался усиленной разработкой и изучением местности. До тех пор ещё никто так и не составил полной карты Дальнего востока. Хотя попытки это сделать были практически у всех первопроходцев и исследователей. Их изысканиям в этой области препятствовала очень большая площадь территории и крайняя её незаселенность. Только в начале семидесятых годов, благодаря совместным усилиям и по распоряжению лично царя, была составлена очень приблизительная карта основных заселенных районов Дальнего востока.

           Постройка сибирской железной дороги, начатое в 1891г. и  законченное в 1900 г. сыграла большое значение в экономическом развитии этих районов. Это особенно укрепило позиции российского  государства на  Дальнем  Востоке. На  берегу  Тихого  океана  построили город  и военно-морскую  базу. И  чтобы  ни  у  кого  не возникало  сомнения, что эти  земли  русские, город  назвали  Владивосток.

 

 

                           Что дало освоение Дальнего востока России.

 

           К концу шестидесятых годов девятнадцатого века Дальний восток был уже в значительной мере заселен и освоен выходцами из Сибири и Европейской России. Значительные успехи были достигнуты в Амурской области, куда устремлялась подавляющая масса переселенцев и где с успехом осваивались плодородные земли Амурско-Зейской равнины. Уже к 1869 году Амурская область сделалась житницей всего Дальневосточного края и не только полностью обеспечивала себя хлебом и овощами, но и имела большие излишки. На территории Приморья удельный вес и численность крестьянского населения в конце девятнадцатого века были меньшими, чем в Амурской области, но и здесь размах поселенцев внушал уважение и признание мужественности первопроходцев. Численность местных жителей несмотря, а может быть и именно из-за этого резко уменьшилась.

           Наладились стабильные торговые отношения с Китаем, что в свою очередь приносило постоянный доход русской казне. Многие китайцы, видя что рядом есть благополучные места в России стали переселяться на Русскую теперь уже, землю. Их гнали с родины неурожаи, малоземелье и поборы чиновников. Даже корейцы, несмотря на строгие законы в своей стране, предусматривающие даже смертную казнь за самовольное переселение, рисковали жизнью, чтобы добраться до русских территорий.

           В общем и целом исследование и освоение Дальнего востока, получившее свой апогей в середине девятнадцатого века к его концу приобрело довольно спокойный и планомерный характер. А исследование территорий Дальнего востока на предмет наличия полезных ископаемых приносит успех и в наше время. Ещё очень много тайн хранит дальневосточная земля.

 

                                БАМ - стройка века.

 

Самая большая проблема освоения Сибири и Дальнего Востока - преодоление пространства. Без надежных дорог не пробиться к горным и таежным кладам, не взять многие миллионы тонн каменного угля, железной, медной, оловянной руды, миллиарды кубометров драгоценной древесины.

Вот почему еще в 30-е годы было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали, которая со временем должна была стать вторым “индустриальным поясом” Сибири и Дальнего Востока. Однако до войны на территории Хабаровского края удалось построить только линию Известковая - Ургал и уже в военную пору - дорогу Комсомольск - Советская Гавань.

В 1980 году на территории Хабаровского края было уложено последнее звено БАМа, и “Восточное кольцо” замкнулось. 650 километров стального пути пролегли через горы и тайгу на два года раньше срока.

Информация о работе Освоение Сибири и Дальнего Востока