Развитие Дальнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:18, реферат

Краткое описание

Регион граничит с Китаем на юге, КНДР на крайнем юге, Японией на юго-востоке и США в Беринговом проливе на крайнем северо-востоке. В физико-географическом районировании Дальневосточный федеральный округ делится на три физико-географические страны: Северо-Восточная Сибирь, Амуро-Сахалинская страна, Северо-Притихоокеанская страна (кроме того, часть территории относится к Средней и Южной Сибири): Северо-Восточная Сибирь примерно соответствует восточной Якутии (горная территория к востоку от Лены и Алдана); остальная часть Якутии входит в Среднюю и Южную Сибирь;

Оглавление

1. Введение
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
3. Как будет развиваться Дальний Восток
4. Каким будет Дальний Восток в дальнейшем
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальная-Экономика.docx

— 50.98 Кб (Скачать)

План:

 

1. Введение

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

3. Как будет развиваться Дальний Восток

4. Каким будет Дальний Восток в дальнейшем

5. Заключение

6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Регион граничит с Китаем на юге, КНДР на крайнем юге, Японией на юго-востоке и США в Беринговом проливе на крайнем северо-востоке. В физико-географическом районировании Дальневосточный федеральный округ делится на три физико-географические страны: Северо-Восточная Сибирь, Амуро-Сахалинская страна, Северо-Притихоокеанская страна (кроме того, часть территории относится к Средней и Южной Сибири):

  • Северо-Восточная Сибирь примерно соответствует восточной Якутии (горная территория к востоку от Лены и Алдана); остальная часть Якутии входит в Среднюю и Южную Сибирь;
  • Амуро-Сахалинская страна включает Амурскую область, Еврейскую Автономную область, южную часть Хабаровского края, Приморский край и о. Сахалин);
  • Северо-Притихоокеанская страна включает восточные части Чукотского автономного округа, Магаданской области и севера Хабаровского края, Камчатский край, Курильские острова.[5][6] Согласно другому варианту районирования, северное и западное побережье Охотского моря включается в Северо-Восточную Сибирь, а не в Северо-Притихоокеанскую страну.

Дальний Восток расположен в 3 часовых поясах, с +10 по +12 UTC.

Климат Дальнего Востока  отличается особой контрастностью — от резко континентального (вся Якутия, колымские районы Магаданской области) до муссонного (юго-восток), что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг (почти на 4500 км.) и с запада на восток (на 2500-3000 км.). Это определяется взаимодействием континентальных и морских воздушных масс умеренных широт. Наиболее существенные отличия Дальнего Востока от Сибири связаны с преобладанием в его пределах муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, что является результатом взаимодействия между Тихим океаном и сушей Северной Азии. Заметно воздействие и окраинных морей Тихого океана, особенно холодного Охотского моря. Большое влияние на климат оказывает сложный, преимущественно горный рельеф.

Дальний Восток относится  к числу наиболее богатых сырьевыми  ресурсами регионов России и мира. Это даёт ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так, в общероссийском производстве отдельных ресурсов на Дальний Восток приходится (%): алмазов — 98, олова — 80, борного сырья — 90, золота — 50, вольфрама — 14, рыбы и морепродуктов — более 40, соевых бобов — 80, древесины — 13, целлюлозы — 7. Главные отрасли специализации Дальнего Востока: добыча и переработка цветных металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, судостроение, судоремонт. Эти факторы при ориентации на внутренний рынок и обусловили роль Дальнего Востока в составе России.

Здесь развивались преимущественно  добывающие отрасли промышленности — рыбная, лесная промышленность, добыча цветных металлов, на которые приходится более половины товарной продукции. Обрабатывающие же производства развиты крайне слабо. Вывозя сырье, регион теряет потенциальные доходы в виде добавленной стоимости. Его отдаленность обусловливает значительные транспортные надбавки, которые отражаются в стоимостных показателях большинства отраслей хозяйства. Вся экономика региона развивается как бы с повышенным коэффициентом трения.

На Дальнем Востоке  находятся крупнейшие запасы минеральных  ресурсов, по объёму запасов которых  регион занимает ведущее место в  России. Дальневосточные запасы сурьмы, бора, олова составляют около 95 % всех запасов этих ресурсов России, плавикового шпата и ртути — до 60 %, вольфрама — 24 % и около 10 % общероссийских запасов железной руды, свинца, самородной серы, апатита. На северо-западе республики Саха (Якутия) располагается крупнейшая в мире алмазоносная провинция: месторождения алмазов «Мир», «Айхал», «Удачное» составляют свыше 80 % российских запасов алмазов. Подтвержденные запасы железных руд на юге Якутии составили более 4 млрд т. (около 80 % от регионального), значительны запасы этих руд в Еврейской автономной области.

Крупные запасы угля расположены  в Ленском и Южно-Якутском бассейне (Якутия), в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях. Дальневосточный регион — один из важнейших золотоносных районов России. Рудные и россыпные месторождения золота сосредоточены в Республике Саха, Магаданской, Амурской областях, в Хабаровском крае и на Камчатке. Оловянные и вольфрамовые руды открыты и разрабатываются в Республике Саха, Магаданской области, Хабаровском и Приморском краях. Основные промышленные запасы свинца и цинк (до 80 % от общерегионального) сосредоточены в Приморском крае.

На территории Амурской области  и Хабаровского края выделена крупная титановорудная провинция (Каларско-Джугджурская). Основные месторождения ртути расположены в Магаданской области, на Чукотке, в Якутии и хабаровском крае. Помимо указанных выше существуют запасы нерудного сырья: известняки, мергель, огнеупорные глины, кварцевые пески, сера, графит. В Томмоте, на верхнем Алдане, разведаны уникальные месторождения слюды. Лесные ресурсы.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Велики и разнообразны запасы лесных ресурсов Дальнего Востока (около 11 млрд куб. м). Леса здесь составляют свыше 35 % общероссийских ресурсов.

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Совокупный  объем валового регионального продукта, произведенного регионами Дальнего Востока в 2004 году, составил 5,6 процента суммарного валового регионального  продукта, произведенного регионами  Российской Федерации.

Объем производства промышленной продукции  в регионах Дальнего Востока в 2005 году составил 469,9 млрд. рублей, или 102,3 процента по отношению к уровню 2004 года. Рост в основном наблюдался в  Приморском крае - 112,3 процента и Чукотском  автономном округе - 116,8 процента. В  то же время в ряде регионов отмечалось сокращение объема производства промышленной продукции: в Республике Саха (Якутия) - 94 процента, Амурской области - 94,6 процента, Корякском автономном округе - 95,9 процента.

Объем инвестиций в основные фонды регионов Дальнего Востока  в 2005 году вырос  и составил 105,4 процента по отношению  к уровню 2004 года. Основной рост объема инвестиций наблюдался в Республике Саха (Якутия) - 125,8 процента, Камчатской области - 121,4 процента и Еврейской  автономной области - 156,1 процента. Падение  объема инвестиций отмечалось в Магаданской  области - 85,4 процента, Амурской области - 97,6 процента и Корякском автономном округе - 79,9 процента.

Первое  место по объему иностранных инвестиций среди регионов Дальнего Востока  занимает Сахалинская область - 75,8 процента всех инвестиций, далее следует Республика Саха (Якутия) - 16,1 процента (средства в  основном направлены на добычу алмазов). Основными иностранными инвесторами  являются Япония - 29 процентов, Нидерланды - 20 процентов и Великобритания - 16 процентов.

Основу  промышленности регионов составляют топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, лесопромышленный комплекс, транспорт и пищевая (в том  числе рыбная - более 68 процентов) промышленность.

На  Дальнего Востока одной из ведущих отраслей сельского хозяйства является животноводство (оленеводство, овцеводство, мясомолочное животноводство, звероводство).

Регион Дальнего Востока имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Дальнего Востока составляет 13,8 процента эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, соответственно протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км на Дальнем Востокев 3,6 раза, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,6 раза меньше, чем в среднем по стране.

Бюджеты субъектов, находящихся на Дальнем Востоке , в 2005 году были в основном дефицитными (профицит наблюдался в Приморском крае, Еврейской автономной области, Чукотском автономных округах).

Снижение  уровня жизни при переходе к рынку, общая обстановка нестабильности негативно  сказались на демографической ситуации в регионе. Дальний Восток с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. Основную роль здесь играет естественная убыль (превышение смертности над рождаемостью). Однако население сокращается также за счет миграции в другие регионы. С 1992 по 2005 год Дальний Восток потерял около 1,5 млн. человек, или 17 процентов населения. Дальний Восток покидают люди трудоспособного возраста и высокой квалификации. Основными причинами оттока населения являются сложные климатические условия, отдаленность от центральных районов страны, неразвитость инфраструктурной и социальной сфер, снижение уровня жизни.

Федеральная целевая программа "Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока на 1996 - 2005 годы и до 2013 года" (далее - Программа) представляет собой взаимоувязанный комплекс программных проектов и мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения регионов Дальнего Востока.

Мероприятия Программы направлены на предотвращение миграции населения с Дальнего Востока  и поднятие его жизненного уровня, решение демографических проблем. В Программу включено строительство  важных объектов, которые позволят улучшить условия жизни населения  в регионе, обеспечить развитие топливно-энергетического  комплекса, социальной сферы и жилищно-коммунального  хозяйства.

Устойчивое  социально-экономическое развитие Дальнего Востока обеспечивает территориальную целостность Российской Федерации. Некоторые регионы Дальнего Востока являются пограничными, и их развитие приобретает еще большую значимость для страны в целом.

Решение проблем Дальнего Востока полностью соответствует национальным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, а мероприятия и проекты Программы способствуют реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Отбор проектов Программы производился в  соответствии с критериями общегосударственной  значимости и приоритетности, а также  с учетом ограниченных ресурсных  возможностей.

Дополнительными аргументами в пользу успешной реализации Программы для решения важнейших  проблем социально-экономического развития регионов Дальнего Востока являются: 
учет общефедеральных интересов при постановке целей и задач; 
согласование в рамках реализации Программы ранее принятых Правительством Российской Федерации решений по объектам общегосударственной значимости и программным мероприятиям регионального уровня; 
возможность наиболее рационального использования средств федерального бюджета; 
привлечение собственных и заемных средств участников Программы и ресурсов бюджетов регионов Дальнего Востока для решения общефедеральных и региональных задач.

Механизм  решения задач изложен в виде системы программных мероприятий, связанных с реализацией конкретных проектов по всем приоритетным направлениям развития социально-экономической  сферы. Конкретные проекты увязаны  по срокам и ресурсам (в первую очередь  финансовым) и представляют собой  совокупность мер, направленных на достижение общей цели.

Главными  составляющими Программы являются организация управления, согласованность  действий участников и контроль за ходом выполнения задач социально-экономического развития.

В рамках Программы рассмотрены 2 варианта модернизации и развития социальной и инженерной инфраструктур Дальнего Востока - инерционный и базовый.

Инерционный вариант предусматривает сохранение тенденций развития регионов, характеризующихся недостаточными объемами работ по развитию социальной и инженерной инфраструктур, проведением строительства и реконструкции только приоритетных объектов, консервацией остальных объектов строительства и реконструкции, массовым оттоком населения с территории Дальнего Востока.

Базовый вариант предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения следующих целей Программы: реализация важнейших проектов модернизации и  развития региональной и муниципальной  инфраструктур, завершение начатых  объектов строительства и реконструкции, формирование социальной инфраструктуры регионов, отвечающей интересам населения страны, а также Дальнего Востока и Забайкалья.

При реализации инерционного варианта достижение поставленных в Программе целей  становится практически не осуществимо. Реализация инерционного варианта будет  означать дальнейшее снижение уровня жизни населения Дальнего Востока и нарастающее отставание от основных показателей развития районов средней полосы России. В этом случае Дальний Восток будет сдерживать развитие Российской Федерации в целом.

В связи с этим формирование системы  мероприятий Программы, определение  сроков и этапов ее реализации, разработка механизмов ее реализации, оценка ее экологических  последствий осуществлялись по базовому варианту.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные  с: 
недостатками в управлении Программой; 
недостаточным учетом результатов маркетинговых исследований хода реализации Программы; 
изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.

Недостатки  в управлении Программой могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов, реализующих  Программу, что может привести к  диспропорциям в ресурсной поддержке  реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может  существенно повлиять на объективность  принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной социально-экономической ситуации в регионах.

Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы в зависимости  от характера этого изменения  может привести как к существенному  увеличению фактических объемов  ресурсного обеспечения Программы, так и к значительному сокращению финансирования мероприятий Программы, что неизбежно приведет к невозможности  достижения поставленной цели.

Информация о работе Развитие Дальнего Востока