Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:18, реферат
Регион граничит с Китаем на юге, КНДР на крайнем юге, Японией на юго-востоке и США в Беринговом проливе на крайнем северо-востоке. В физико-географическом районировании Дальневосточный федеральный округ делится на три физико-географические страны: Северо-Восточная Сибирь, Амуро-Сахалинская страна, Северо-Притихоокеанская страна (кроме того, часть территории относится к Средней и Южной Сибири): Северо-Восточная Сибирь примерно соответствует восточной Якутии (горная территория к востоку от Лены и Алдана); остальная часть Якутии входит в Среднюю и Южную Сибирь;
1. Введение
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
3. Как будет развиваться Дальний Восток
4. Каким будет Дальний Восток в дальнейшем
5. Заключение
6. Список литературы
Как будет развиваться Дальний Восток
Развитие Дальнего Востока было и останется приоритетом государства. Как в силу исключительного геополитического положения территории, так и ее огромного экономико-ресурсного потенциала, исключительных по качеству трудовых ресурсов, ведь на протяжении всей российской истории на Восток шли самые энергичные и сильные из наших соотечественников.
Сложности переходного период замедлили развитие края, но государство старается наверстать упущенное, стабильно наращивая здесь инвестиционную активность.
В частности, в рамках федеральных целевых программ территориального развития, координируемых Минрегионом России. С 2008 по 2010 год на реализацию Программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока на период до 2013 года» направлено 95,5 млрд руб., в том числе более 68 млрд. из федерального бюджета.
За счет этих средств организовано
строительство 161 объекта, из которых 68
уже возведено. В результате повысилась
надежность энергоснабжения частных
лиц и предприятий, расширилась
дорожная сеть, новые объекты образования
и здравоохранения снизили
В 2011 году усилия сконцентрированы на строительстве объектов повышающих качество жизни: объектов культуры и здравоохранения, систем тепло- и водоснабжения.
Всего в 2011 году объем федерального финансирования составил 36,2 млрд рублей. В следующие два года составит еще 54 млрд рублей.
Мы полагаем, что сегодня можно использовать многие из нереализованных в предыдущие годы возможностей. Поэтому при формировании предложений по финансированию Программы в 2012-14 годах по согласованию с Минэкомразвития и госзаказчиками заявлена дополнительная потребность в 228 млрд. рублей. Они позволят оперативно завершить строительство 82 объектов, исключительно важного значения и начать строительство еще 26 (это школы и больницы, автодороги, электросети, новые мосты). Кроме того, предлагается за счет дополнительных средств федерального бюджета приступить к строительству Сахалинской ГРЭС-2.
Не менее важные задачи решаются ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы». Ее объем финансирования 20,8 млрд рублей, в т.ч.– 15,3 млрд рублей из федерального бюджета .
К настоящему времени 8 млрд из федеральных средств уже профинансированы, введено 15 объектов: 2 в сфере ТЭК, 4 в рыбохозяйственном комплексе, вертолетные площадки, объекты водоснабжения, больница, детские сады. Создано более 400 новых рабочих мест. За последние два года люди почувствовали, что государство будет вкладываться в развитие Курильских островов, уменьшился отток населения. Бизнес начал вкладываться в развитие. Покупаются новые суда, развивается береговая инфраструктура.
Сейчас мы работаем над тем чтобы к предусмотренным до 2015 года 11,3 млрд рублей, добавить еще 10,5 млрд. В ходе корректировки федерального бюджета на 2011 год предусмотрено дополнительное финансирование Программы в 1,2 млрд рублей, рассчитываем, что необходимые решения будут приняты и на следующие годы. Это позволит построить еще 14 объектов (включая строительство аэропорта на острове Итуруп).
Мы считаем, что сокращение федеральных целевых программ развития территорий недопустимо и будем отстаивать эту точку зрения.
Другим важным источником государственных инвестиций в развитие Дальнего Востока стал Инвестфонд. Здесь при его поддержке реализуются 3 проекта, имеющих стратегическое значение для всей страны. Это строительство нового Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае, разработка документации проекта комплексного развития Южной Якутии и создание транспортной инфраструктуры для освоения ресурсов.
В результате реализации проектов в экономику региона будет вложено порядка 175 млрд рублей, из которых 50 млрд рублей деньги государства, а 125 млрд. рублей – средства частных инвесторов.
Из Инвестфонда уже профинансированы работы на 36,5 млрд рублей. При чем, государство ведет создание инфраструктуры опережающими темпами.
Так, раньше установленных сроков завершена проходка Кузнецовского тоннеля, уже идет подготовка подъездных путей.
В рамках реализации проекта развития Южной Якутии спроектирован Инаглинский угольный комплекс, в завершающей стадии проектирование авто- и железнодорожной инфраструктуры.
В результате реализации этих проектов будет создано 30 тыс. рабочих мест, при этом зарплата работников новых предприятий будет превышать средний по регионам уровень более чем на 40 %.
В тоже время, пользуясь предоставленной мне трибуной, хочу затронуть острые вопросы в сфере реализации данных проектов.
В части проекта развития Южной Якутии понятно, что его первый этап будет выполнен в полном объеме и в срок, но второй этап предусматривающий строительство транспортной и энергетической инфраструктуры, а также объектов инвесторов требует 400 млрд рублей инвестиций, включая 100 млрд из федерального бюджета. Очевидно, что для бюджета это слишком большая нагрузка. Считаю сегодня мы – а это и федеральные органы, и руководство Республики и инвесторы должны сосредоточится на поиске путей реализации второго этапа проекта, с тем, чтобы не допустить неэффективного использования уже вложенных средств.
Наряду с проектами Инвестфонда продвигаются ключевые проекты Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая.
Отдельно остановимся на крупном комплексном проекте развития территории, реализуемом в Амурской области и Еврейской автономной области. Это «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье» по глубокой переработке местного сырья. Ключевым инфраструктурным объектом кластера является железнодорожный мост через Амур в районе села Нижнеленинское и китайского города Тунцзян. Это будет единственный постоянно действующий железнодорожный мостовой переход через Амур на 3000 км российско-китайской границы. Он сократит путь прохождения грузов на 1400 км, что позволит снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках.
Сейчас мы вместе с «РЖД»
и инвестором прорабатываем механизм
последующего возмещения инвестиций.
К сожалению, он пока не согласован,
но мы ориентируемся на заключение
инвестиционного контракта «под
ключ». То есть затраты инвестора
будут возмещены в рассрочку
заказчиком строительства моста
– ОАО «РЖД» из дополнительных
доходов на этапе его эксплуатации.
Реализация такой модели серьезно повысит
инвестиционную привлекательность
региона поскольку обеспечит
инвестору твердые гарантии на законодательном
уровне возврата инвестиций в инфраструктуру.
Отработав этот механизм на практике,
мы сможем рекомендовать его
Отмечу, что и нами и китайской стороной ведется разработка механизмов поддержки проектов Программы. Китайскими коллегами неоднократно высказывалась идея создания специального фонда. В свою очередь, мы считаем перспективным взаимодействие между институтами развития двух стран и надеемся, что конкретный диалог состоится уже сегодня на нашей конференции, результатом которого станет разработка новых эффективных механизмов поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
Значительные инвестиции вкладываются в рамках подготовки к Саммиту АТЭС, намеченному на 2012 год. С 2008 года на эти цели из федерального бюджета выделяются 205 млрд рублей, 196 млрд уже профинансировано. При этом реализована модель создающая привлекательные условия инвестирования. В результате из внебюджетных источников привлекается 420 млрд рублей, то есть вдвое больше федерального финансирования.
Из предусмотренных к возведению 96 комплексных объектов более 70 находятся в стадии активного строительства, а 8 сданы в эксплуатацию. В том числе морской грузовой терминал на острове Русский, водовод города Владивостока, взлетно-посадочная полоса аэропорта, объекты энергетики и сетевого хозяйства, дома для жителей острова Русский. Уже завершено строительство газотранспортной инфраструктуры. В оставшееся до Саммита время будет завершено строительство:
Завершится реконструкция аэропорта «Кневичи». Пропускная способность его терминала уже в 2012 году составит 5 млн. пассажиров. Создание современного морского порта Владивостока позволит принимать крупнейшие суда мирового океана типа «Гранд Принцесс». Все это стимулирует развитие конкуренции между перевозчиками, толкнет вниз цены на перевозки.
Подчеркну, что все строящиеся объекты будут эффективно использоваться и после проведения Саммита АТЭС. Они обеспечат возможность дальнейшего развития края, ежегодного обучения 50 тысяч студентов, проведения более 7 тысяч высокосложных медицинских операций. В работе Форума принимает участие Посол Японии в России, он выразил готовность японской стороны реализовать на площадке Дальневосточного федерального университета целый ряд проектов в сфере науки и образования. Есть заинтересованность коллег из других стран.
В рамках 22 мероприятий за 2010-11 годы на эти цели выделяется более 4 млрд рублей. В 2010 году федеральное финансирование на 63 % превысило объемы, предусмотренные Планом мероприятий, в этом году на 40 %. Сегодня участники Форума могут видеть как похорошел город. Причем мероприятия будут осуществляться до конца года, поэтому позитивные изменения станут еще значительнее.
Совместно с РЖД и городом реализуется проект превращения железнодорожного вокзала в мультимодальный транспортно-пересадочный узел, интегрирующий в себе все виды городского транспорта. Его создание сократит затраты времени для десятков тысяч человек и во многом решит проблему «пробок» в городах.
Такие проекты модернизации городской среды планируется распространить по всей стране, обязательно учитывать при подготовке градостроительной документации крупных городов.
В последние годы на Дальнем Востоке удалось обеспечить стабильный рост промышленного производства. Причем локомотивом роста стали обрабатывающие производства. В среднем объем производства уже на 8 % превышают докризисный уровень, в то время как в целом по стране мы на него только выходим.
Схожая ситуация в сфере инвестиций. По итогам I полугодия в субъекты Дальнего Востока поступило 13,3 % всех российских инвестиций, а еще три года назад их доля была 8,3 %. В Приморском крае, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях – инвестиции выросли в этом году более чем на 50 %. На эти показатели, конечно, оказывает влияние объем федеральных вложений, но очевидно, что регион становится все более привлекательным и для частных инвесторов. Так, Сахалинская область и Якутия вышли на 2 и 4 место в России по иностранным инвестициям на душу населения.
Все это способствует повышению уровня жизни населения. В этом году в Приморском краях, Амурской области и Чукотском автономном округе – реальные доходы населения выросли более чем на 5 % (при том, что в среднем по России они практически не изменились).
Намечаются позитивные демографические подвижки. В Республике Саха (Якутия) достигнут естественный прирост населения. В Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области и на Чукотке идет миграционный приток.
Соглашусь, что достигнутые результаты часто носят локальный характер, но очевидно, что за последние годы государством отработаны комплексные подходы по развитию Дальнего Востока. Благодаря этому мы более четко видим направления и перспективы последующей работы.
Дальнейшее развитие территории планируется в рамках Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока». В ее основе Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2025 года. В марте 2011 Правительством был утвержден План мероприятий по ее реализации. Работа по выполнению Стратегии начата.
Ее цель формирование развитой экономики и комфортной среды для населения. Приоритет отдавался мероприятиям, способствующим привлечению экономически активного населения и использованию конкурентных преимуществ высшего порядка.
В Дальневосточном федеральном округе реализация приоритетных проектов позволит привлечь 730 млрд рублей капитальных вложений, из них поддержка из федерального бюджета составит свыше 200 млрд рублей. В соответствии с Постановлением Правительства координировать реализацию приоритетных проектов будет Минрегион России.
Основной стержень, на который опирается Стратегия – это формирование внутренних источников саморазвития при государственной поддержке инфраструктурных проектов.
Объем перевозок
железнодорожным транспортом
Причем работа будет вестись комплексно. Например, развитие зоны БАМа, предусматривает также строительство автодорог («Амур» Чита-Хабаровск, 2-ой очереди мостового перехода через Амур у Хабаровска), десятков промышленных предприятий, энергетической и сетевой инфраструктуры, социальных и жилых объектов, расселение аварийного жилого фонда.В рамках ФЦП «Жилище» 2011-15 годы выделяется на переселение из такого жилья почти 3 млрд. рублей, в том числе полмиллиарда уже в этом году. Это поможет 9000 семей.
То есть этот подход – это создание условий для работы и создание условий для жизни.
Также предстоит комплексная работа по строительству Транскамчасткого коридора, формированию Ванинско-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла и других.
Намечены мероприятия по интенсификации воздушного сообщения и улучшению транспортной доступности. Это не только превращение крупных аэропортов в международные и внутрироссийские транспортные узлы, но и восстановление межрегиональных и внутрирегиональных маршрутов. Чтобы попасть по воздуху из Хабаровска в Благовещенск не нужно будет лететь через Москву как сегодня.