Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:51, контрольная работа
Специфика исторического пути России уже давно является предметом ожесточенных споров. С самого начала проблема самобытности приняла характер острейших столкновений по поводу путей России, по поводу ответа на вопрос, что это за страна среди других стран и народов. Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Проблема «Восток-Запад» обостряется в России в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны. Поэтому споры приобрели острейший политический характер. Впервые эту проблему поднял в знаменитых «Философических письмах» русский мыслитель П.Я. Чаадаев. Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивал А.А. Блок в поэме «Скифы». Спор о самобытности России и ее исторического пути в конце XIX - начале XX вв. был связан с довольно значительным влиянием идей В.С. Соловьева. Действительно, что есть Россия - это Запад или Восток?
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Особенности исторического развития России и проблемы ее модернизации в середине XIX века…………………………………………………………………….5
1.1 Россия на путях к индустриальному обществу…………………………………5
1.2 Дискуссии о самобытности российской цивилизации…………………………10
2. Факторы, определившие своеобразие развития России…………….…………..17
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……
Плодотворными
ли для истории России были те этапы,
когда она, не переставая (в силу
ранее очерченных законов) идти по своему
уникальному пути, обращала свои взоры
на Запад и пыталась, учась у
более цивилизованных западных стран,
что-то заимствовать из их опыта? Или
более благоприятными, отвечающими
судьбе и чаяниям народа оказались
как раз те эпохи, когда Россия
(в силу внешних причин или следуя
специально разработанной политике) была
(относительно) изолирована от западного
опыта и активного взаимодействия с Западом? Легко
видеть, что по сравнению со спором славянофилов
и западников в постановку проблемы вносилось
мало нового — это было, скорее, продолжение
и развитие на новом уровне старой дискуссии.
Сегодня, строя новую Россию, жизненно
важно не потерять уважения, любви к Отечеству,
которое имеет тысячелетнюю историю. За
500 лет деятельных контактов России с Западом
проявили себя схемы сближения с Европой,
идеи сближения с Востоком – евразийство,
принципы общеатлантического объединения.
Выбор России будет зависеть от типа избранной
ею модернизации, от степени активности
и позиции интеллигенции, от позиции внешнего
мира, но, прежде всего, от национального
самосознания. Таким образом, в наши дни
полемика вокруг русской идеи, обретают
особую актуальность. Некоторые слова
и тезисы звучат так, как будто они высказаны
сегодня. Так, еще в 1952 г. критик евразийства
Г.П. Федотов говоря, в частности, о «сепаратистском
характере украинофильства», писал: «На
наших глазах рождалась на свет новая
нация, но мы закрывали на это глаза». И
нам, как и прежде, нужна та уверенность
в будущем единой России, которую в начале
50-х годов выразил Федотов: «Конец России
или новая страница ее истории? Разумеется,
последнее. Россия не умрет, пока жив русский
народ, пока он живет на своей земле, говорит
своим языком».
2. Факторы, определившие своеобразие развития России
В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются основные факторы, определившие своеобразие развития России, такие как природно-климатический, геополитический, религиозный (и ряд других) определивших особенности русской истории (рис.1).
Рисунок 1 - Факторы
российского исторического процесса
Различные факторы
играют огромную роль в историческом
развитии народов. Взаимодействие человека
со средой в процессе производственной
деятельности во многом влияет на характер,
менталитет. Влияние географической среды
многообразно. Разные географические
зоны предоставляют различные возможности
для этого. Некоторые из них настолько
хорошо подходят для жизни человека, что
не создают предпосылок для изменения
среды, а значит, и роста потребностей
и, в конечном счете, развития. Другие настолько
неблагоприятны, что препятствуют всяким
преобразованиям. Наиболее быстро развиваются
территории, расположенные на перекрестках
географических путей, связывающих разные
народы, вблизи центров цивилизаций. Прогрессу
способствует соседство с более развитыми
странами. Это вызывает устойчивое стремление
к совершенствованию.
Главным среди
природных факторов был континентальный
характер расположения территории России.
Море до XVIII в. не играло значительной роли
в русской истории. Так как
Россия находилась вдали главных
торговых путей, в стране была слабо
развита торговля. Она отставала
от европейских стран в
Заключение
Таким
образом, в работе раскрыты особенности
исторического развития России и
проблемы ее модернизации в XIX веке. Сформулированы
исторические этапы развития российской
цивилизации, которые объединены с
модернизационными, проанализированы
их особенности. На всем протяжении развития
российской цивилизации просматривались
попытки ее модернизации, каждая из которых
имела свои особенности и разную степень
завершенности. Во-первых, модернизация
в России, как правило, инициировалась
«сверху», осуществлялась волевыми усилиями
верховной власти. Во-вторых, Россия претерпела
несколько модернизаций (полных или частичных),
которые ставили цель вывести общество
на новую ступень развития, влияя на экономические,
политические, конфессиональные, культурные
и другие аспекты. Характеризовались они
тем, что: осуществлялись посредством
различных методов достижения поставленных
целей; не всегда имели системный характер,
а поэтому протекали иногда медленно и
в итоге свертывались, так и не дав ожидаемых
результатов; носили непредсказуемый,
но вместе с тем глубокий характер; осуществлялись
при поддержке государственных структур;
проводились в условиях недостатка финансовых
средств, что отражалось на сроках, степени
завершенности и глубине преобразований.
Следовательно, Россия в XIX веке представляла
собой страну с индустриальным обществом.
Цивилизационные исследования являются
сегодня одним из признанных и влиятельных
направлений общественной мысли. Основоположником
цивилизационной концепции общественного
развития является русский мыслитель
Н.Я. Данилевский. Книга Данилевского «Россия
и Европа», как это давно осознали некоторые
представители европейской историографии,
действительно явилась новым словом в
социальной философии и в исторической
науке, в том числе в методологии истории.
Как признал известный немецкий исследователь
В. Шубарт, Данилевский на полвека предвосхитил
«Закат Европы» О.Шпенглера. В разработку
цивилизационной концепции России наибольший
вклад внесли: К.Н. Леонтьев и евразийцы
– Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли, П.Н. Савицкий,
Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой
и др. Большинство исследователей считают
Россию цивилизацией особого типа, в которой
представлены элементы и восточного, и
западного общества. Не только географически,
цивилизационно, но и исторически Россия
является Евразией. Россия должна идти
в общем русле развития мировой цивилизации,
продвигаться к постиндустриальному обществу,
опираясь на творчески переработанную
(с учетом нашей самобытности) западную
модель развития. У России нет иного пути,
кроме пути укрепления своего статуса
как одного из центров общей мировой цивилизации.
На этом пути Россия сможет не только обеспечить
сохранение своей территориальной целостности,
безопасное существование и приумножение
населения своих народов, но и не потерять
себя в качестве самостоятельной, уникальной
и неповторимой цивилизации. Дискуссии
о самобытности российской цивилизации
необходимы нам для уяснение специфики
российской цивилизации и должно способствовать
лучшему пониманию современных проблем
и способов их разрешения.
Список использованных источников
1. Астапова, Е.В. Политико-правовая идентичность России в контексте процессов глобализации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Е.В. Астапова. - Ростов-на-Дону: ГРУ, 2002. - 28 с.
2. Ахиезер, А.С. Самобытность России как научная проблема / А.С. Ахиезер // Отечественная история. – 1994. - №4-5.
3. Балуев, Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» / Б.П. Балуев. – Тверь: Булат, 2001. - С.70.
4. Захарова, Е.Н.
Особенности российской
5. История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XX в.).- М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. – 448 с.
6. Левченко, Е.Н. Россия в современном цивилизационном процессе: социально-философский анализ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук // Е.Н. Левченко. - М.: СГА, 2007. – 25 с.
7. Моисеев, С.Н. Русская цивилизация / С.Н. Моисеев. - М.: ЭкоПресс, 2000. - С.21.
8. Панарин, А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А.С. Панарин. - М.: Просвещение, 1994. - 262 с.
9. Поломошнов, А.Ф. Культурная идентичность России: Н.Данилевский против В.Соловьева / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук // А.Ф.Поломошнов. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. – 45 с.
10. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для вузов / Л.И. Семенникова. - 7-е изд. - Брянск: Курсив, 2005. – 752 с.
11. Шубарт, В. Европа и душа Востока / В.Шубарт. - М.: Эксмо, 2003. - С.247.
12. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 416 с.
13. Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В.Яковец. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С.66-68.