Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:51, контрольная работа
Специфика исторического пути России уже давно является предметом ожесточенных споров. С самого начала проблема самобытности приняла характер острейших столкновений по поводу путей России, по поводу ответа на вопрос, что это за страна среди других стран и народов. Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Проблема «Восток-Запад» обостряется в России в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны. Поэтому споры приобрели острейший политический характер. Впервые эту проблему поднял в знаменитых «Философических письмах» русский мыслитель П.Я. Чаадаев. Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивал А.А. Блок в поэме «Скифы». Спор о самобытности России и ее исторического пути в конце XIX - начале XX вв. был связан с довольно значительным влиянием идей В.С. Соловьева. Действительно, что есть Россия - это Запад или Восток?
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Особенности исторического развития России и проблемы ее модернизации в середине XIX века…………………………………………………………………….5
1.1 Россия на путях к индустриальному обществу…………………………………5
1.2 Дискуссии о самобытности российской цивилизации…………………………10
2. Факторы, определившие своеобразие развития России…………….…………..17
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛЖСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА
Кафедра
истории государства и права
Контрольная работа по истории
Особенности
модернизации России в 60-70х г.XIX века
как начало ускоренного перехода России
к индустриальной стадии развития.
Выполнил:
Студент группы 1Эв1
Козионова А.Г.
Проверил:
к.ф.н., доцент
Карпова
С.А.
Волжский,2011г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Особенности
исторического развития России
и проблемы ее модернизации
в середине XIX века……………………………………………………………………
1.1 Россия на
путях к индустриальному
1.2 Дискуссии
о самобытности российской
2. Факторы, определившие
своеобразие развития России………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………….
Введение
Специфика исторического пути России уже давно является предметом ожесточенных споров. С самого начала проблема самобытности приняла характер острейших столкновений по поводу путей России, по поводу ответа на вопрос, что это за страна среди других стран и народов. Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Проблема «Восток-Запад» обостряется в России в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны. Поэтому споры приобрели острейший политический характер. Впервые эту проблему поднял в знаменитых «Философических письмах» русский мыслитель П.Я. Чаадаев. Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивал А.А. Блок в поэме «Скифы». Спор о самобытности России и ее исторического пути в конце XIX - начале XX вв. был связан с довольно значительным влиянием идей В.С. Соловьева. Действительно, что есть Россия - это Запад или Восток? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна? Хотя масштабы ее изучения и определенная узость самой постановки проблемы не идет ни в какое сравнение с ее значением в жизни общества, тем не менее, наука собрала для решения проблемы самобытности исторического пути России значительный материал. Никогда прежде проблемы изучения исторического опыта, его значения в жизни людей не стояли так остро, как в России на пороге XXI века. Судьба России, успех осуществляемых в стране преобразований – проблема глубоко волнующая каждого россиянина. Современная историческая ситуация требует от теоретиков и политиков более пристального внимания к разработке продуктивных технологий построения развитого гражданского общества. Для этого необходимо решить вопрос цивилизационной идентичности России – насколько соответствуют сильная государственность, принципы демократии, правовые основы сущностным характеристикам российского общества, особенностям социального обустройства, национальной государственности. Теория и история российской цивилизации стояла и стоит перед проблемой осмысления и научной типологизации исторического пути России, что позволит объяснить и в определенной степени предсказать развитие российской цивилизации. Россия вновь ищет способы обновления не только своей экономики, политических и общественных институтов, но и всей системы ценностей, основ своего социокультурного бытия, способов жизни российского общества, которые отвечали бы реалиям современности. Россию необходимо рассматривать как отдельную цивилизацию, самостоятельную и самобытную, анализ которой требует особого методологического и понятийного аппарата. Сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь вспыхнула дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе. Актуальной проблемой в процессе самопознания России является определение ее роли в новом геополитическом балансе и в новой цивилизационной конфигурации, сложившейся к началу XXI века. Она вызвана следующими моментами: - пониманием того, что настал момент самоопределения России как самобытной, своеобразной суперэтнической цивилизации; - осознанием опасности потери уникальности российской цивилизации в связи с экспансией либерально-демократической цивилизации под прикрытием идеи «нового мирового порядка»; - видением преимуществ особого географического положения России, которые определяют социально-экономическую значимость страны в новой геополитической реальности. Следовательно, уяснение специфики российской цивилизации может и должно способствовать лучшему пониманию современных проблем и способов их разрешения. Россия представляет собой особый мир со своей уникальной культурой, которая включает определенные черты культур Запада и Востока, но вместе с тем отличается от них. Решение вопроса о сходстве и различии России с Европой и Азией приведет к разрешению вопроса о месте, роли, назначении России в мировой истории. Как проходил этот процесс взаимотношения российских и западно-европейских идей и институтов, в чем была его специфика, какие комплексы идеи осваивались (или отбрасывались) в ходе русской истории в XIX в., попытка понять общие и частные тенденции развития России в сопоставлении с другими странами тех времен - суть данной проблемы. В свете вышесказанного обращение к проблеме места и роли России в современных цивилизационных процессах, к способам объяснения и типологизации особенностей ее цивилизационного развития, к проблеме модернизации России представляется актуальным.
1. Особенности исторического развития России и проблемы ее модернизации в середине XIX века
1.1 Россия на путях к индустриальному обществу
История нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. Россия – это уникальный цивилизационный феномен, центр формирования и развития одной из самых молодых локальных цивилизаций, которая имеет свою специфику. Проблема исторического пути и сущности России как цивилизационного феномена является одной из стержневых и предметообразующих для русской философии. В современном видении идея российской цивилизации – это воля российской мысли к реализации своих возможностей в новом качестве – суперэтнического синтеза, духовно-нравственные и экономические основы которого будут соответствовать национальным традициям и национальному строю жизни народов, населяющих Россию. Несмотря на длительную традицию рассмотрения российской цивилизационности, осмысления исторического пути и судьбы России, способов ее самоидентификации, единого и эффективного в современных условиях ответа на эти вопросы нет и сегодня. Длительная дискуссия о закономерностях развития российской цивилизации не только не решена, но еще долго будет оставаться актуальной для отечественной науки. С началом XVIII века, когда Петр Великий приступил к реформам и взял курс на сближение в Западной Европой, проблема взаимоотношения России и Запада, европейских и российских институций в их развитии, вышла на первый план. Она порождала сложный комплекс конкретных проблем, начиная с особенностей восприятия и адаптации в России достижений европейской культуры и кончая порой мучительными поисками самоидентификации, возникновением философии «догоняющей модели» развития, а также представления о некоем особом «русском пути» между Европой и Азией. Все эти проблемы обострялись на протяжении рассматриваемого периода тем обстоятельством, что идеи обновления, модернизации многих сфер жизни русского общества должны были (как обязательное условие) сочетаться с неизменными и вполне консервативными принципами, лежавшими в основе традиционных институций самодержавной, православной, крепостнической, имперской России. Революционные изменения в технике и технологиях (взамен практически не меняющейся в течение веков системе производства, присущей традиционному обществу), мобильность в системе социальных связей малоподвижного сословного деления общества, представление о свободе человека как главной ценности (взамен отрицания её как таковой), система представительной демократии (взамен абсолютизма) - таковы основные сущностные черты индустриальной цивилизации, родиной которой стала Западная Европа. Если в XVII-XVIII вв. обозначились лишь контуры индустриального общества, то в XIX в. можно говорить о его утверждении. Европейская индустриальная цивилизация оказалась динамичной. Она начала подрывать изолированность человеческих сообществ. Сохранение замкнутости стран, цивилизаций становилось невозможным. Они вынуждены были вступать в цивилизационные контакты. Не была исключением в этом плане и Россия. В 1830-40-х гг. в России начался промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к фабрике, процесс формирования промышленной буржуазии и пролетариата. В связи с этим возросла и производительность труда: в середине 50-х годов один рабочий производил в 3 раза больше продукции, чем в начале XIX в., а на долю машинного производства приходилось уже свыше двух третей продукции крупной промышленности. Росло и число занятых в промышленности рабочих: в 1860 г. на 15 338 предприятиях было занято 565 тыс. человек, в том числе 462 тыс. вольнонаемных и 103 тыс. крепостных. Происходили изменения и в отраслевой структуре промышленности. Во второй четверти XIX в. стали возникать новые виды мелкого товарного производства: изготовление ситцевых и шелковых тканей, тонких полотен, игрушек и мебели. Среди владельцев были не только купцы, ремесленники, но и крепостные крестьяне. Династии известных текстильных фабрикантов Морозовых, Гучковых, Горелиных, Рябушинских вышли из крепостных крестьян кустарей. Рост производства, усиление специализации регионов стимулировали развитие торговли. С 1801 по 1860 гг. среднегодовой вывоз товаров вырос 59 до 226, а ввоз с - 42 до 206 млн руб. В 40-х гг. XIX в. в России насчитывалось до 4 тыс. ярмарок, крупнейшие из них превратились в товарные биржи. В 1837 г. начала действовать первая железная дорога Петербург - Царское село, в 1851 г. - Петербург - Москва. Развитию торговли способствовал рост городов. За 1811-1863 гг. количество городов возросло с 630 до 1 132, а к середине XIX в. завершилось превращение большинства городов из аграрных в промышленные и торговые. В этой связи шел неуклонный рост купечества, торговый капитал соединялся с промышленным: купец, став мануфактуристом и фабрикантом, не прекращал своей торговой деятельности, а вышедший из кустарей крупный промышленник соединял промышленное предпринимательство с торговым делом. Однако нарождавшиеся рыночные отношения и другие признаки индустриальной цивилизации приходили в противоречие с традиционализмом, с сохранявшимся в стране крепостным правом. Подавляющее большинство населения страны составляло крестьянство, которое находилось в крепостной зависимости от помещиков. Переход от натурального к рыночному хозяйству осложнялся тем, что помещичьи хозяйства, основанные на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, переживали кризис. Развитие товарно-денежных отношений, хроническая нехватка денег у поместного дворянства приводили к усилению нажима на крепостных крестьян. В ответ усиливалось крестьянское движение.
Поражение России
в Крымской войне раскрыло глаза
правящим кругам на то, что крепостное
право - главная причина и военно-
1.2 Дискуссии о самобытности российской цивилизации
«Русская идея»
— понятие, с помощью которого можно объединить
целую группу тем и проблем, идейных течений
и направлений, дискуссий, которые в немалой
степени определяли картину исторического
развития России. Сегодня мы могли бы сказать
о себе и нашем времени то, что писал поэт
и философ России В.Иванов в статье «О
русской идее», опубликованной в 1909 г.
в журнале «Золотое руно»: «Наблюдая последние
настроения нашей умственной жизни, нельзя
не заметить, что вновь ожили и вошли в
наш мыслительный обиход некоторые старые
слова-лозунги, а следовательно, и вновь
предстали общественному сознанию связанные
с этими словами-лозунгами старые проблемы».
О каких же проблемах говорили и идет речь
сегодня, когда употребляется объединяющее
их понятие «русская идея»? Суммируя дискуссии,
можно условно выделить следующие основные
группы проблем и линий спора: - Любовь
к России, к Родине — характер русского,
точнее, российского патриотизма. Патриотизм
как пробуждение национального самосознания,
его исторические фазы и роль в «национальной
идентификации» россиян. - Историческая
миссия России и ее народа. Утверждение
о русском народе-мессии, возрождение
идеи о России как «третьем Риме». - Исторический
путь России, его своеобразие и пересечение
с путями других народов, стран, регионов:
а) Россия и Запад, б) Россия и Восток, в)
Россия как Евразия. - Русская душа, или
специфика национального характера русского
народа. - Своеобразие российской национальной
культуры и философии. - Российская государственность.
Специфика решения проблем свободы, права,
демократии, реформ и революции в России.
В дискуссиях XIX века, в ответах на очерченную
совокупность сложнейших философско-исторических,
политических, социологических, социально-психологических,
культурологических, историко-философских,
этических и эстетических проблем сформировались
три основных подхода к «русской идее».
Сторонники первого подхода не просто
ратовали за своеобразие «русского пути»,
но резко противопоставляли его траекториям
исторического движения других народов.
Предпочтительным историческим состоянием
для России они считали изоляционизм.
Вместе с тем именно они были склонны говорить
не просто о миссии русского народа, сопоставимой
с миссиями других народов: они считали
его народом-мессией, народом-богоносцем
— исходя из того, что православие объявлялось
единственно истинным христианством.
Сторонники второго подхода, ни в коей
мере не отрицая специфической миссии
России и россиян в истории, специфики
и даже уникальности «русского пути»,
«русской души» и культуры России, считали
русский путь неотделимым от исторического
развития, пути других народов, от развития
цивилизации, от опыта всего человечества.
Сторонники третьего подхода, считая первый
подход скорее воскрешением славянофильства,
а второй — западничества XIX в., призывали
подняться над этими ушедшими в прошлое
идейными крайностями, учесть уже приобретенный
исторический опыт, а также характер новой
эпохи, принесшей с собой и новые линии
дифференциации, и еще более мощные объединяющие,
интеграционные тенденции. Этот спор возобновился,
когда на рубеже XIX-XX вв. некоторых интеллектуалов
России — а они-то ведь и спорили о русской
идее — испугал стремительный рост российского
капитализма, приведший к пересмотру укоренившихся
идей, традиций, всего уклада медленно
развивавшейся «патриархальной» России.
Об этих умонастроениях хорошо написал
Ф.Степун, видный российский мыслитель,
публицист, историк культуры: «На рубеже
двух столетий Россию, как отмечает Вячеслав
Иванов, охватила страшная тревога. ...Все
эти тревоги оказались отнюдь не беспредметны».
Под этим Степун имел в виду возможное
«наступление» Азии на Европу. Но тогда,
на рубеже веков, тревоги российской интеллектуальной
элиты были вызваны не только и даже не
столько опасностями, исходившими от воинственно
настроенных «желтых детей». «Небеспредметные
тревоги» продолжали нарастать, когда
глубокие умы анализировали ту ситуацию
в Европе, которая привела к первой мировой
войне, а потом и к революциям в России
и других европейских странах. В статье
«Душа России» Н.А. Бердяев писал: «Мировая
война остро ставит вопрос о русском национальном
самосознании. Русская национальная мысль
чувствует потребность и долг разгадать
загадку России, понять идею России, определить
ее задачу и место в мире. Все чувствуют
в нынешний мировой день, что Россия стоит
перед великими мировыми задачами. Но
это глубокое чувство сопровождается
сознанием неопределенности, почти неопределимости
этих задач. С давних времен было предчувствие,
что Россия — особенная страна, не похожая
ни на какую страну мира. Русская национальная
мысль питалась чувством богоизбранности
и богоносности России. Идет это от старой
идеи Москвы как третьего Рима, через славянофильство
— к Достоевскому, Соловьеву и к современным
неославянофилам. К идеям этого порядка
налипло много фальши и лжи, но отразилось
в них и что-то подлинно народное, подлинно
русское». Особый интерес и всплеск научных
исследований по данной тематике в нашей
стране относится к 90-м годам XX столетия,
что связано, прежде всего, со сменой парадигмы
общественного развития, произошедшей
вслед за социально-политическими событиями
начала 90-х годов. Но было бы неверно утверждать,
что до этого времени данная тема полностью
игнорировалась. Представления о России
как многонациональном и поликонфессиональном
цивилизационном образовании способствовали
тому, что в рамках современной концепции
евразийства разработаны модели, рассчитанные
на создание социокультурного и государственного
единства европейской и азиатской части
России. Каково же место России в мировом
сообществе цивилизаций? К какому типу
цивилизаций ее можно отнести? В какой
мере самобытна цивилизация России? В
переломный период, который переживает
общество, споры по этим вопросам как никогда
горячи. Ответы на эти вопросы давались
историками, публицистами, общественными
деятелями с высоты своего времени, с учетом
всего предшествующего развития России,
а также в соответствии со своими идейно-политическими
установками. В историографии и публицистике
середины XIX– начала XX вв. полярное решение
этих вопросов нашло свое отражение в
позиции западников и славянофилов. Рассмотрим
основные направления этой дискуссии.
Западники или «европеисты» предложили
рассматривать Россию как составную часть
Европы и, следовательно, в качестве неотъемлемого
составного элемента западной цивилизации.
В пользу такой точки зрения говорят многие
характеристики Российской истории. Абсолютное
большинство населения России исповедует
христианство и, таким образом, привержено
тем ценностям и социально-психологическим
установкам, которые лежат в основе западной
цивилизации. Реформаторская деятельность
многих государственных деятелей князя
Владимира, Петра I, Екатерины II, Александра
II направлена на включение России в западную
цивилизацию. Таким образом, европеисты
идеализировали Запад, видели дорогу России
к ее совершенству в подражании, в дорастании
до Запада. Другим важнейшим направлением,
отстаивающим идею самобытности России,
является евразийство. Годом рождения
евразийства принято считать 1921-й, когда
четверо молодых русских интеллигентов:
Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский
и Г.В. Флоровский – выпустили в Софии
коллективный труд под названием «Исход
к Востоку». В 20–30-е гг. евразийство стало
заметным интеллектуальным явлением и
привлекло много сторонников из числа
русских эмигрантов в Европе. Евразийцы,
в отличие от славянофилов, настаивали
на исключительности России и русского
этноса. Эта исключительность, по их мнению,
определялась синтетическим характером
русского этноса. Россия представляет
собой особый тип цивилизации, который
отличается как от Запада, так и Востока.
Этот особый тип цивилизации они назвали
евразийским. В их концепции отчетливо
выражена мысль, что Россия представляет
собой особый природно-культурный мир,
определяемый, прежде всего, своеобразием
географического положения. Он соединен
в единое целое природно-ландшафтными
особенностями территории, а также этнокультурными
особенностями народов, издавна населяющих
эту территорию. Россия ни в каком смысле
не является ни только Европой, ни только
Азией. Россия есть Евразия. Одной из коренных
идей евразийского учения является идея
о «сокровенном сродстве душ» народов,
населяющих Евразийский материк, то есть
Россию. Из этой идеи прямо следовал вывод,
что все российские народы обречены самой
судьбой навеки жить вместе в рамках единого
государства. Заслуга этой концепции и
в том, что в ее рамках азиатские элементы
российской культуры и Азии в целом решительным
образом перестают рассматриваться в
качестве того, что выступает синонимом
отсталости и варварства. Отождествление
прогресса и цивилизованности с Европой
(Западом), а отсталости и варварства –
с Азией было свойственно большинству
направлений русской дореволюционной
мысли. При всех достоинствах евразийской
концепции следует отметить, что вызывает
большие сомнения само определение России
как Евразии. Термин «Евразия», с присущей
ему двусмысленной «гибридностью», способен
не только прояснить, но и затемнить суть
российской цивилизации. Европейские
и азиатские начала, конечно, присутствуют
в составе российской цивилизации. Но
вся суть в том, что европейское и азиатское
внутри России далеко не то же самое, что
вне ее. Внутри России они приобретают
иной вид, специфическую российскую окраску.
Важно не только то, что Россия является
частью Европы и Азии, но и то, что она не
является ни Европой, ни Азией, взятыми
в их чистом виде. Россия есть нечто третье.
Другой известный
российский ученый Ю.В. Яковец относит
Россию с Украиной и Белоруссией к самостоятельной
локальной цивилизации со своей самобытной
исторической судьбой, экономическим
и культурным пространством, менталитетом.
По месту проживания основной части населения,
историческим корням, православно-христианской
религии, культуре эта локальная цивилизация
принадлежит к Европе, ближе к западническому
типу. Иной точки зрения придерживается
Л.И. Семенникова, которая полагает, что
Россия не является самостоятельной цивилизацией
и не относится ни к одному из типов цивилизаций
в чистом виде. Один из ее аргументов состоит
в том, что «множество народов с разной
цивилизационной ориентацией, входящих
в состав государства… превращало Россию
в неоднородное, сегментарное общество».
Народы России «исповедуют ценности, которые
не способны к сращиванию, синтезу, интеграции…
Татаро-мусульманские, монголо-ламаистские,
православные, католические, протестантские,
языческие и другие ценности нельзя свести
воедино… Россия не имеет социокультурного
единства, целостности».