Особенности государственного управления в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. История становление системы государственного управления в Древней Руси 5
1.1. Становление государственности в Древней Руси 5
1.2. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в ХI в. 12
Глава 2. Основные особенности управления государством в период Древней Руси 15
2.1. Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет 15
2.2. Феодальный съезд 18
2.3. Местное управление и военная организация 19
2.4. Социальная структура и правовое положение населения 21
2.5. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода 26
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Особенности государственного управления в древней Руси.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

       Такой же статус имел и князь во Пскове, хотя близость города к границе и постоянные пограничные конфликты и стычки псковичан вынуждали их дружить с великокняжеской властью.

       Главным законодательным органом республиканского Новгорода было вече. Структура же вечевых органов определялась административным устройством города. Новгород делился на 5 концов, а концы на сотни и улицы, во главе которых стояли выборные кончанские и улицкие старосты, сотники. Здесь действовали местные кончанские и улицкие вечевые собрания. Вечевые собрания действовали и в пятинах, т.е. административных округах, на которые делилась Новгородская земля (их было 5). Но высшим органом власти было городское вече, на котором принимались чаконы, утверждались международные договоры, решались вопросы войны и мира, выбора князей, высших должностных лиц. В вечевых собраниях участвовали только взрослые свободные мужчины.

       Источники, однако, не позволяют с большей определенностью раскрыть все нюансы в деятельности вече. Так, считалось, что вече собиралось по звону вечевого колокола на Ярославовом дворище, однако раскопки показали, что там могло поместиться всего несколько сот человек, но никак не все жители Новгорода. Да и трудно представить, чтобы можно было решить какие-то вопросы на сборище в несколько тысяч человек. В.О. Ключевский не зря предполагал, что в работе вече было много анархии, шума, крика, усобиц и драк.11

       В советское время превалировала  точка зрения, согласно которой только «имущие» слои населения могли принимать участие в вечевых собраниях. Однако Новгородскую судную грамоту, как это видно из преамбулы к ней, принимали на вече не только бояре, но и житьи люди, купцы и черные люди, а Псковскую судную грамоту – «весь Псков». Возможно, что вече собирало лишь известную часть горожан, элитарную или наиболее почитаемую (тех же улицких и кончанских старост, сотников). Известно также предположение В.Л. Янина об избирательном бюллетене (берестяная грамота с именами четырех человек), с помощью которого, возможно, проводились на вече выборы должностных лиц.

       Как бы то ни было, вечевое устройство Новгорода отразилось даже в его гербе. В нем центральное место занимала трибуна («степень») – кресло, с которого новгородский посадник управлял вечем. У веча существовало свое делопроизводство, свой архив, свои исполнительные органы.

       Высшие  исполнительные органы Великого Новгорода  – это посадник, архиепископ и  тысяцкий. Архиепископ возглавлял Совет знати «Осподу», определял идеологию городской жизни. Посадник – степенной, т.е. посаженный на «степень» или действующий и посадник старый, переизбранный, но не потерявший свой авторитет, как и тысяцкий – помощник посадника – избирались вечем. В их руках находились все управленческие функции как в области финансов, суда, так и в области торговли и дипломатии. Выборность должностных лиц Великого Новгорода и Пскова является ярчайшим свидетельством демократизма и правового характера государственности в этих республиках.

       Республиканская государственность в Новгороде  не была застывшей, она развивалась, эволюционируя в сторону угасания роли вече и усиления значения боярского Совета, который подготавливал решения вече. Власть великого князя, в особенности с 1370-х гг., когда на эту должность стали избираться московские князья, жившие в своей «отчине» и лишь эпизодически наезжавшие в Новгород, стала номинальной.

       В XV в. Новгород попытался окончательно высвободиться из-под влияния  московских великих князей, но это ему не удалось. В 1456 г. под Ругой, а затем в 1471 г. в битве при Шелони Великий Новгород, имея огромное численное преимущество в военной силе, потерпел сокрушительное поражение от Москвы. Новгород пал, а великий князь московский Иван Васильевич III конфисковал земли у оппозиционных новгородских бояр и житьих людей, тяготевших к польско-литовскому государству и намеревавшихся, как считал Великий князь, вместе с предводительницей Марфою Борецкой, матерью посадника, «отпасть в латынство».

       Новгородские феодалы были выселены в пограничные земли Московской Руси, а на их землях Иван III, создавая себе опору на новгородской территории, «испоместил» около 2 тысяч служилых московских людей. Поход Ивана III на Новгород в 1478 г. поставил окончательную точку в этой борьбе. Новгородский вечевой колокол, символ вольности и республиканского строя, по звону которого собиралось вече, был вывезен в Москву и повешен на одной из кремлевских башен как обычный благовест. Ещё ранее, в 1462 г., Москве подчинился и Псков.

       Однако, как считал А.И. Герцен, республиканская  государственность Новгорода и  Пскова была столь значительной и реально значимой демократической традицией России, что ещё в начале XVI в. не было ясно, какой из принципов возьмет верх: «князь или община, Москва или Новгород».12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

       В заключение можно сделать следующие  выводы о государственном управлении в Древней Руси (IX-XII вв.).

       Название государства – Киевская Русь. Столица – с 862 г. - Новгород, с 882 г. – Киев.

       Титул монарха – Каган, с XI в. Великий князь. Высшая исполнительная власть – Великий князь. Высшая законодательная власть – Великий князь. Высшая судебная инстанция - Великий князь. Основной закон – Русская Правда.

       Форма правления - раннефеодальная монархия. Политический режим – военная демократия, авторитарный. Структура государства – федерация княжеств и городов.

       Территория: конец IX в. – территориальным ядром государства являются земли вокруг Киева и Новгорода, конец XI в. – земли новгородских и ильменских славян, вятичей, кривичей, радимичей, дреговичей, полян, полочан, древлян: на севере границы государства доходят до реки Пинега, Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – до середины Днепра, на западе – до реки Висла, на востоке – до реки Ока и верховьев Волги.

       Основаны  города Новгород, Ростов, Муром, Смоленск, Псков, Углич, Брянск, Владимир-Волынский, Суздаль, Курск, Рыбинск, Ярославль, Рязань.  
Население - 2-4 млн. человек, городское население – 3-4 %.

       Особенности государственного управления:

       1. Во главе государства стоял  великий князь (от слова «конязь»  – предводитель войска, сидящий  на коне), ему принадлежала верховная  исполнительная, законодательная и судебная власть.

       2. Власть князя основывалась на  силе его войска – дружины.  Старшие дружинники, наиболее опытные  и влиятельные члены войска, владели  значительными земельными богатствами.  Из их среды постепенно формируется  слой боярства (от слова «бояр» – боец, воин) – привилегированное сословие в Древней Руси. Младшие дружинники – рядовые воины – нередко выполняли разнообразные поручения князя, были слугами при княжеском дворе; они станут основой для будущего дворянского сословия.

       3. Управление великокняжеским дворцом не отделялось от управления государством.

       4. В своей деятельности князь  также опирался на Боярскую  Думу – это был совет при  князе, куда входили высшие  дружинники, представители местной  знати, духовенство. Дума была  совещательным органом, не имела постоянного состава, не была юридически оформлена, однако ее решения оказывали существенное влияние на политику князя. В Думе обсуждались вопросы войны и мира, избрания князя, издания законов.

       5. На местах управление находилось  в руках местных князей, в городах – в руках посадника, представителя княжеской администрации, в сельской местности – волостеля. За свою работу они получали «корм». Так сложилась система «кормления» – сборов с местного населения на содержание местной администрации.

       6. Большую роль в организации народной жизни играло вече (от слова «вет» – совет) – собрание всех свободных мужчин городской или сельской общины; к XI в. роль вечевого собрания почти во всех городах ослабевает, исключением были Новгород и Псков с их ярко выраженными демократическими традициями.

       7. Важная особенность государственного  строя Древнерусского государства  – существование народного ополчения  – это были военные формирования, создававшиеся во время войн  из всех свободных мужчин городской или сельской общины.

       8. Наличие веча и народного ополчения  свидетельствует о существование  у восточных славян в древности  строя военной демократии. Элементы  военной демократии ослабевали  параллельно с усилением государственных  структур.

Список  литературы

 
  1. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008.
  2. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000.
  3. Биншток Ф.И. История государственного управления в России. М. 2008.
  4. История государственного управления России. Под ред. Игнатова В.Г. Ростов-на-Дону, 2002.
  5. История государственного управления в России. Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К.М., 2008.
  6. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. М.,2007.
  7. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. М., 2007.
  8. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. М.,2000.
  9. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия. М., 2002.
  10. Щепетев В.И. История государственного управления в России. СПб.,2004.
  11. http://www.ckct.org.ru/study/history/lek/lek3.shtml

Информация о работе Особенности государственного управления в Древней Руси