Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа
В этой работе автор ставит перед собой задачу рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как конституционное право зарубежных стран, – особенности британской монархии.
Одиннадцать современных европейских государств - монархии. Хотя в наше время европейские монархи лишь номинально обладают государственной властью, они продолжают вызывать как страстное поклонение, так и многочисленные споры, что обуславливает актуальность данной темы. Среди стран с крепкими монархическими традициями первое место занимает, безусловно, Великобритания. Это одна из немногих стран, в которых монархия и по сей день сохраняется, хотя, конечно, в очень измененном виде. Нынешнее состояние монархии в Великобритании является предметом моего исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Историческое развитие монархии в Великобритании 4
1. Период абсолютной монархии 4
2. Период республики и дуалистической монархии 8
3. Становление парламентской монархии в Великобритании 11
Глава 2.Конституционная характеристика британской формы правления 15
1. Политическая деятельность монарха 15
2. Деятельность монарха в социально-политической сфере 20
Заключение 24
Список литературы 26
Акт об устроении, или закон о престолонаследии, положил начало новых принципов буржуазного государственного права. Акт четко разграничил полномочия монарха и правительства. Был введен принцип контрасигнатуры, согласно которому недействительным считается акт, изданный королем, если он не был скреплен подписью соответствующего министра. Утверждался принцип несменяемости судей. Отстранение их от должности могло происходить только по представлению обеих палат парламента. Согласно «Акту об устроении» (закон о престолонаследии) трон переходил только к приверженцам Англиканской церкви, что исключало возврат на престол Стюартов-католиков. Принцип непосещения королём заседаний правительства сложился просто в результате многократного непосещения им заседаний.[8]
Изменения в политической сфере сказались на эволюции государственного строя в сторону возрастания роли парламента. По форме правления Великобритания стала парламентской монархией. В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы конституционного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. Писаной конституции в обычном понимании не было. То, что могло быть названо английской конституцией, представляло собой совокупность законов, составивших писаную часть конституции и устных – конституционных обычаев.
Парламент оставался двухпалатным. Верхняя палата лордов состояла из лиц, занимающих место либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя палата общин формировалась на основе избирательного права. В начале XVIII в. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передавая парламенту всю полноту законодательной власти.
Собственно правительства как административного целого юридически не существовало. Текущей правительственной деятельностью занимался кабинет министров. Деятельность кабинета была поставлена под контроль парламента, тем самым король был оттеснен от управления делами кабинета.[9]
Вместе с тем существовали так называемые спящие полномочия монарха. Они означают такую ситуацию, когда некоторые важные полномочия монарха в обычной жизни не применяются, но могут использоваться в кризисной ситуации. Классическим примером является право короля назначать премьер-министра, если места в парламенте после выборов разделились пополам и нет доминирующей на выборах партии. В такой ситуации монарх назначает премьер – министра. Правда, такое назначение король может делать по совету Королевского Тайного Совета и фактически он определяет кандидатуру будущего премьера.
Таким образом, в течение XVIII-XIX вв. в Великобритании получили оформление основные черты парламентской формы правления:
- номинальная власть главы государства – короля (контрасигнация его актов членами правительства – с 1701г.; фактическое неиспользование им права вето – с 1707 г.; фактическая невозможность самостоятельно увольнять министров – с 1727 г и т.д.);
- переход всей исполнительной власти к правительству (Кабинету), начавшийся с того, что король с 20-х годов XVIII в. Перестал посещать заседания кабинета;
- установление системы сдержек и противовесов между парламентом и правительством, означающий ответственность правительства перед палатой общин, в результате недоверия которой правительство вынуждено было уходить в отставку, но и возможность правительства через короля распускать палату.[10]
На данный момент Великобритания обладает всеми признаками, определяющими режим ее правления как парламентская республика.
ГЛАВА 2 Конституционная характеристика британской формы правления.
1. Политическая деятельность монарха
Монарх и законодательная власть.
Законодательную власть в Великобритании представляет парламент. Парламент Великобритании состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. При этом стоит заметить, что хоть монарх и является членом парламента, он не вправе посещать его заседания без особого разрешения. Но имеется так же одно исключение – открытие ежегодной сессии парламента и выступление монарха на совместном заседании с тронной речью, подготовленной премьер министром. Тронная речь по сути дела представляет собой программу парламента на следующий год.[11]
Монарх обладает правом роспуска Нижней палаты парламента (Палаты Общин); правом назначения Премьер-министра, а по его предложению и министров, образующих действующее от имени Короны правительство.
Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции Англии, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон. Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (пять лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает.[12]
Монарх в Великобритании не обладает правом законодательной инициативы, она принадлежит только членам парламента. Министр, когда вносит законопроект, формально делает это не в своем качестве члена правительства, а как член парламента.
Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в XX веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство. Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ.
Максимальный срок действия парламента - пять лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды - во время Первой и Второй мировой войн. [13]
Партии не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий.
Лидеры правящей партии и оппозиции сидят на передних скамейках, на разных сторонах Палаты Общин, а их сторонники (члены их партий) сидят позади них. Внутри парламента партиями управляют парламентские организаторы (Chief Whips) и их помощники, которые выбираются внутри партии.
Черновые варианты законов принимают форму Биллей парламента. Большинство Биллей имеют дело с функционированием общества и правовой системы в целом. Частные Билли рассматривают личные, корпоративные или местные интересы. Предложения по изменению законов публикуются в правительственной "Белой бумаге". Черновик закона дается в первом чтении в Палате Общин без обсуждения, затем следует подробное обсуждение основных положений закона во втором чтении, после чего его подробно изучают и вносят необходимые изменения, прежде чем представить к третьему, заключительному чтению в обе палаты парламента. Билли должны быть приняты в обеих палатах. После прохождения законопроекта через обе палаты он должен получить одобрение королевы и вслед за тем становится законом. Формально монарху принадлежит право абсолютного вето, но он этими правами не пользуется. Последний случай применения права вето монархом имел место в 1707 году. Наиболее полно сложившуюся обстановку отражает фраза - «Спящий лев». Королевское согласие на билль - формальная стадия законодательного процесса. [14]
Монарх и исполнительная власть.
Премьер-министр назначается Королевой, а затем по рекомендации премьер-министра королева назначает министров, образующих действующее от имени Короны правительство. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться. [15]
По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы.
Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу.
Тайный совет - старейшая действующая форма законодательного собрания; его корни тянутся от Суда норманнских королей, который проводил свои заседания втайне. До 17 века монарх и Тайный совет представляли собой правительство, а роль парламента сводилась к выделению денег на государственные и монаршие нужды. В наши дни Тайный совет обладает ограниченной властью, например, по совету его членов королева формально одобряет большое количество законов, издаваемых по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council), а также он выполняет некоторые судебные функции. Всего в государстве 400 тайных советников, состоящих из всех членов Кабинета министров, некоторых других министров, лидеров оппозиционных партий в парламенте, высших судей и некоторых чиновников из Содружества.[16]
Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.[17]
Монарх и судебная власть.
Монарх всегда был обязан следить за исполнением правосудия и поддерживать единую судебную систему, которая исключила бы путаницу и соревнования между местными и частными судами. До конца XVII века монархи принимали участие в вынесении вердиктов и исполнении правосудия, однако, в 1689 году был принят Билль о правах (The Bill of Rights), по которому монарх более не имел права исполнять правосудие. В начале XVIII века монарх был лишен и обязанности поддерживать и контролировать судебную систему, и правом королевы осталась лишь возможность увольнять судей по совету министров, и, таким образом, судебная власть стала независима от исполнительной и законодательной.
На территории Шотландии действует своя правовая система, но роль монарха в ней не слишком отличается от роли на остальной территории Великобритании. До объединения с Англией Шотландия имела свой парламент и свою судебную и правовую системы. После объединения в начале XVIII века парламенты двух стран были объединены, а судебная система Шотландии осталась нетронутой и, как и в Англии, указом была сделана независимой от исполнительной и законодательной власти. В наши дни королева по совету премьер-министра назначает верховных судей в шотландский суд. Исполнение правосудия не является обязанностью королевы: она не участвует в судебных процессах, но по традиции все суды и все, что с ними связано, являются королевской прерогативой, поэтому в Великобритании суды - Королевские суды, судьи - судьи Ее Величества, тюрьмы - тюрьмы Ее Величества. В области права королева действует только по совету ее министров. По их совету или рекомендации она назначает верховных судей, правительство, награждает титулами и проводит амнистию или смягчение приговора. Законы Великобритании не распространяются на королеву, поэтому на нее нельзя подать в суд. Несмотря на то, что королева, в сущности, ограничена только принципами собственной морали, она держит себя в рамках законов для подданных Великобритании. По европейскому праву, которое распространяется на территории страны, королева является гражданином Европейского Сообщества, но это никак не влияет на ее полномочия. [18]
3. Деятельность монарха в социально-экономической сфере
Как глава государства, монарх обязуется конституционные и представительские обязанности, которые были разработаны в течение тысячи лет истории. В дополнение к этим государственным обязанностям, монарх имеет менее формальную роль, как "глава нации". Он выступает в качестве ориентира для национального самосознания, единства и гордости, дает ощущение стабильности и преемственности; официально признает успех и превосходство, и поддерживает идеал добровольной службы. [19]
Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории.[20]
Британский монарх обладает определенным набором полномочий, которые делятся на два вида – статутные полномочия и прерогативы.
Статутные полномочия предоставлены парламентом, регламентированы в принятых им актах.
Королевские прерогативы – это исключительные права монарха, существующие на основе обычая. Разделяют личные и политические прерогативы. К личным относятся атрибуты королевской власти (титул, корона, скипетр и держава, мантия, трон), право иметь двор и получать содержание из государственного бюджета. Среди политических прерогатив можно выделить политическое членство в парламенте, право выступать с тронной речью на открытии сессии парламента и прочее.[21]
На территории Великобритании официально действуют две церкви: Англиканская церковь на территории Англии и Шотландская церковь на территории Шотландии. На территориях северной Ирландии и Уэльса не зарегистрировано государственной религии. В стране действует закон, по которому провозглашается веротерпимость как к представителям других религий и конфессий, так и к атеистам. Полный титул королевы включает слова Защитница веры (Defender of the Faith). Монарх обязан придерживаться англиканского вероисповедания, так как он является "высшим правителем" англиканской церкви. Как и в случае отношений с другими государственными и правительственными органами, королева назначает епископов и архиепископов по совету премьер-министра, который, в свою очередь, рассматривает список, предоставленный Церковной комиссией. Архиепископы и епископы заседают в Палате Лордов, где они проводят и принимают различные церковные меры и каноны, что еще раз показывает связь Церкви с государством. В отличие от Англиканской церкви, королева является рядовым членом Шотландской церкви, а не ее главой. При восхождении на престол она клянется поддерживать Шотландскую церковь, которая является независимой от правительства.[22]
Монарх является Главнокомандующим Вооруженных Сил, и только он может объявлять войну и заключать мир. Однако с 1689 года монарх не может сам объявить войну без согласия парламента и министров. Королева, тем не менее, принимает активное участие в делах армии, причем она, как и многие члены королевской семьи, является действующим офицером в рядах Британских Вооруженных Сил. Помимо действительного звания, королева и члены ее семьи обладают почетными военными званиями, как Великобритании, так и некоторых стран Содружества.[23]