Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа
В этой работе автор ставит перед собой задачу рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как конституционное право зарубежных стран, – особенности британской монархии.
Одиннадцать современных европейских государств - монархии. Хотя в наше время европейские монархи лишь номинально обладают государственной властью, они продолжают вызывать как страстное поклонение, так и многочисленные споры, что обуславливает актуальность данной темы. Среди стран с крепкими монархическими традициями первое место занимает, безусловно, Великобритания. Это одна из немногих стран, в которых монархия и по сей день сохраняется, хотя, конечно, в очень измененном виде. Нынешнее состояние монархии в Великобритании является предметом моего исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Историческое развитие монархии в Великобритании 4
1. Период абсолютной монархии 4
2. Период республики и дуалистической монархии 8
3. Становление парламентской монархии в Великобритании 11
Глава 2.Конституционная характеристика британской формы правления 15
1. Политическая деятельность монарха 15
2. Деятельность монарха в социально-политической сфере 20
Заключение 24
Список литературы 26
26
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Историческое развитие монархии в Великоритании 4
1. Период абсолютной монархии 4
2. Период республики и дуалистической монархии 8
3. Становление парламентской монархии в Великобритании 11
Глава 2.Конституционная характеристика британской формы правления 15
1. Политическая деятельность монарха 15
2. Деятельность монарха в социально-политической сфере 20
Заключение 24
Списк литературы 26
Введение
В этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как конституционное право зарубежных стран, – особенности британской монархии.
Одиннадцать современных европейских государств - монархии. Хотя в наше время европейские монархи лишь номинально обладают государственной властью, они продолжают вызывать как страстное поклонение, так и многочисленные споры, что обуславливает актуальность данной темы. Среди стран с крепкими монархическими традициями первое место занимает, безусловно, Великобритания. Это одна из немногих стран, в которых монархия и по сей день сохраняется, хотя, конечно, в очень измененном виде. Нынешнее состояние монархии в Великобритании является предметом моего исследования.
Монархия является для британцев традиционной формой правления. Англия - страна давних гражданских свобод, старейшего парламента и еще более почтенной по возрасту монархии. В обществе, где ценятся вековые традиции, монархия является одним из популярных государственных институтов. На протяжении веков политическая обстановка в стране характеризуется отношениями складывающимися между королем и парламентом. Парламент то являлся орудием против всевластия монарха, то использовался последним в борьбе против стремившихся утвердить свое владычество феодалов.
Целью исследования данной работы является выявление особенностей конституционной монархии в Великобритании и ее эволюция в процессе общественного развития. В работе сделана попытка подвергнуть эту проблему комплексному и многостороннему изучению, так как все эти вопросы требуют тщательного и глубокого анализа.
ГЛАВА 1. Историческое развитие монархии в Великобритании.
1. Период абсолютной монархии.
Правление Тюдоров (1485-1603) - период абсолютной власти монархов в Великобритании.
В период абсолютной монархии короли пренебрежительно относились к парламенту, он созывался ими только для сбора налогов, поскольку требовалось его согласие, в остальном - не интересовались его мнением. Однако при них Англия встала на путь интенсивного внутреннего развития, стал складываться класс собственников, обязанных процветанием своей предприимчивости, а не родовитости. Заметно вырос политический, военный вес страны на континенте. Среди наиболее значимых событий того времени можно выделить следующие:
Генрих VIII Тюдор, вступивший на трон в 1509 году, покончил с засильем в стране католической церкви, возложив на себя обязанности главы Англиканской церкви.
Во время правления Елизаветы I парламент окреп: члены Палаты Общин решались вести диалог с королевой на равных. В нем все громче звучали голоса представителей крайнего направления Англиканской церкви - пуритан с их требованиями очищения церкви от всех атрибутов католицизма и полного отказа от подчинения короне.
Якову I Стюарту, занявшему престол в 1603 году, понадобилось относительно мало времени, чтобы довести напряженность внутри страны до точки кипения. Яков I окружил себя фаворитами, чем был сильно недоволен Парламент. [1]
Сменивший короля Якова I в 1625 году Карл I вверг страну в гражданскую войну. Карл I Стюарт своей авторитарностью, игнорированием парламента, религиозной нетерпимостью восстановил против себя значительную часть нации.
Религиозная нетерпимость Карла - вот вопрос его непримиримости с парламентом (большинство парламента поддерживало Англиканскую церковь), где Карл показал отсутствие здравомыслия.
Требования петиции, поданной парламентом королю (упразднение Высокой комиссии, то есть, упразднение внесудебной расправы; невмешательство короля в судебную деятельность; борьба с произволом отдельных лиц правящей верхушки; требование об установлении новых налогов только с полного согласия парламента; ограничение произвола королевской юстиции - аресты должны производиться только по закону), были неприемлемы для монархии, поэтому парламент был разогнан, но вскоре Карл Стюард был вынужден вновь собрать его, поскольку Англия находилась на грани поражения в религиозной войне с Шотландией. Этот парламент получил название «Долгого парламента» (1640-1653). Он не только повторил требования предыдущего, но и расширил их требованием о роспуске парламента (распускать парламент можно только после 50-ти дней его работы; срок беспарламентского правления – 3 года). Это и послужило толчком для начала революции.
Своеобразием английской абсолютной монархии являлись:
1.сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской власти;
2.отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного аппарата;
3.сохранение органов местного самоуправления;
4.отсутствие постоянной армии. Военную мощь страны составлял сильный флот, который обеспечивал не только защиту с моря, но и возможность ведения активной торговой и колониальной политики. Центральными органами власти и управления в этот период в Англии становятся:
1.король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть;
2.Тайный совет короля, который составляли представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке;
3.парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - палаты лордов и палаты общин.
С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наследственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и городской верхушки. Духовенство не было выделено как сословие в английском парламенте - прелаты вошли в палату лордов. Остальное духовенство не получило представительства в парламенте. Реформация, ликвидировавшая в конце XVI в. власть Римского Папы над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризацией), содействововала укреплению абсолютизма. Церковь, возглавляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата.
В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти.
В графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейтенант назначался непосредственно королем; в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции.
Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов.
При абсолютизме важнейшими судебными инстанциями были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера. Оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Были созданы также чрезвычайные суды, самый известный из которых - Звездная палата (по сути политический трибунал). Расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. В состав суда включались присяжные заседатели
Казнь Карла I в январе 1649 года положила конец абсолютистским порядкам в стране, и дала начало краткому, но очень насыщенному событиями периоду дуалистической монархии.
2. Период республики и дуалистической монархии.
Результат Английской буржуазной революции - резкое ограничение королевской власти; были заложены основы конституционной монархии. Среди принятых законодательных актов:
Великая ремонстрация – требования к королю, назначать на должностные места, только тех лиц, которые пользовались доверием парламента.
Трех годичный акт (1641), устанавливал сроки полномочий английского парламента и, самое главное, то, что если король не созывал парламент в течении трех лет, то тогда его созывали шерифы короля. Если выборы не проводятся парламент начинает функционировать самостоятельно. Парламенту также дается право самостоятельно собираться для проведения заседаний.
Акт о создании парламентской армии – создавалась парламентская армия, которая стала серьёзным конкурентом королевской армии.
Упраздняется высшая палата – Палата лордов, верховная власть окончательно переходит в руки парламента. Высший орган исполнительной власти – государственный совет, он обязан отчитываться о своих действиях парламенту. Законодательная власть закрепилась за Лорд-канцлером и парламентом. Лорд-канцлер обладал следующими полномочиями: командование войсками; война и мир; назначение должностных лиц на местах. [2]
Парламент становится носителем верховной власти, все постановления парламента имеют высшую юридическую силу без согласия короля.
19 мая 1649 года актом парламента Англия объявляется республикой.
Успешные военные кампании Кромвеля в Ирландии, Шотландии, войны с Голландией, Испанией, захват Ямайки заставили другие страны считаться с провозглашенной в мае 1649 года республикой. Доходы от эксплуатации колоний стали главным источником для казны, стимулировали развитие капитализма. Возникла крупнопоместная буржуазия. Ее интересы в парламенте отстаивала сложившаяся к 80-м годам группировка вигов. Ей противостояли тори - представители мелкопоместного дворянства (старая земельная аристократия).
Но нация не была готова к таким радикальным переменам, и это играло на руку наследнику Карлу, бежавшему на континент. Смерть Кромвеля позволила Карлу вернуться, но рычаги абсолютизма восстановлены не были.
Основой для реставрации монархии в Англии послужила «Бредская декларация», изданная будущим Карлом II 14 апреля 1660 г.
«Бредская декларация» была представлена собравшемуся Конвенту 1 мая 1660 г. и содержала следующие условия реставрации: 1. Карл II обещал: а) прощение всем, независимо от степени вины, кто в течение 40 дней прибегнет к его милости и выразит свое желание каким-либо публичным образом, за исключением тех, кто будет в будущем исключен парламентом из билля об амнистии; б) что никакое преступление, совершенное до издания этой Декларации против него или его отца никогда не будет служить предметом обвинения. 2. «Поскольку страстность и жестокость времени привели к возникновению различных мнений в религии, благодаря которым люди были вовлечены в партии и во враждебные действия друг против друга», то Карл II объявлял о свободе вероисповедания. 3. В связи с тем, что «во время революции много земель было даровано солдатам и офицерам и приобретено ими и другими, то он желает, что все, что касается таких продаж, даров и покупок было определено парламентом». 4. Король готов согласиться с любым актом парламента для полной выплаты задолженности солдатам и офицерам генерала Монка. Таким образом, «Бредская декларация» содержала условия реставрации монархии в Англии.
Однако восстановлена была не абсолютная, а конституционная монархия в ее первоначальной форме — дуалистической монархии, которая была оформлена в Англии в первые два года английской буржуазной революции XVII в. Об этом свидетельствует уже то, что решение вопросов «Бредской декларации» и, тем самым, окончательное определение условий существования монархии, было передано парламенту, состоявшему в своем большинстве из представителей социальных сил, «пожавших плоды революции», который «в целом выполнял волю не возвратившейся к власти феодальной верхушки, а победивших в революции классов — буржуазии и нового дворянства» [3]и желал видеть в Карле II не короля «милостью божьей», а монарха, управляющего страной в соответствии с конституцией. Все это гарантировало особое определение условий существования королевской власти в Англии, которое обеспечивало бы сохранение в стране конституционного строя.[4]
Финансовая свобода монарха ограничена парламентом. Выделенной парламентом суммы Карлу явно не хватает и он получает негласные субсидии от Людовика XIV в обмен на поддержку католицизма в Англии. Однако, большинство парламентариев были едины в ревностной поддержке Англиканской церкви, что противоречило курсу короля. [5]
3. Становление парламентской монархии в Великобритании
Становление парламентской монархии в Англии началось В XVIII- XIX вв. после Славной революции. В эти годы в Англии возникают две политические партии: тори – объединение приверженцев короля, сторонники усиления его власти, и виги – представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне. Вскоре они стали иметь большинство в парламенте[6]
После Славной революции произошло закрепление нового режима правления двумя актами парламента, тесно взаимосвязанных между собой – Биллем о правах 1689г. и Актом об устроении 1701г. Главное значение Билля о правах – утверждение верховенства парламента в области законодательства. Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти, предоставил ему широкие полномочия в области законодательства, четко провел границу между исполнительной и законодательной ветвями власти.
В Билле о правах 1689 года в законодательном порядке была установлена верховная законодательная власть парламента, получила законодательное закрепление привилегия свободы слова в парламенте.
Билль о правах» 1689 года, возник в результате борьбы между вигами и тори. По содержанию этот документ был актом, который закреплял лидирующее политическое положение буржуазии, был формой гарантированности прав английского парламента, гарантией прав политических партий. При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем: тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии. [7]