Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:23, контрольная работа
На протяжении пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились, но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, которые так же находились в Риме и осуществляли централизованное управление большими территориями. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев, это отразилось в полномочиях и взаимоотношений высших государственных органов.
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Кафедра теории и истории государства и права
Номер группы
Наименование специальности:
Студент:
Номер зачетной книжки (студенческого билета): Учебная дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Номер варианта контрольной работы:
Дата регистрации институтом: «___» __________ 2011 г.
Дата регистрации кафедрой: «___» ____________ 2011 г.
Проверил: ______________________________
2011
Практическая (ситуационная) задача № 8.
Основу Римского государства в период республики составляли народные собрания, сенат и магистратуры. Дайте характеристику этим органам власти и управления. Как они взаимодействовали друг с другом?
На протяжении пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились, но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, которые так же находились в Риме и осуществляли централизованное управление большими территориями. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев, это отразилось в полномочиях и взаимоотношений высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры, хотя народные собрания и были олицетворением демократии, преимущественно управляли государством сенат и магистраты.
В Римской республике существовали три вида народных собраний- центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных республики, объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III века до н. э. они получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.
Куриатные собрания лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.
Народные собрания
в Риме созывались по
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы не избирались, специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, как правило, уже занимавших высшие государственные должности. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус – консульты, но его компетенция была обширной: он контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения и предварительно рассматривая законопроекты. Сенат устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы, так как в его распоряжении находилась государственная казна. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената: он объявлял мирный договор, а так же договор о союзе. Сенат разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями, так же в чрезвычайных обстоятельствах: восстание рабов, опасная война; он мог принять решения об установлении диктатуры.
Государственные должности
в Риме именовались
Власть магистратов делилась на высшую (imperium) и общую (potestat). В высшую власть включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору , консулам и преторам. Диктатор имел высочайший империум, включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум – право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум – без права приговаривать к смертной казни. Власть общая принадлежала всем магистрам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их не выполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др. Консулы были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур, особенно существенными были военные полномочия: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключения перемирия и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н. э. в качестве помощников консулов, в их полномочия входило управление городом, руководство судопроизводством. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан, другой – иностранцев. Постепенно число преторов увеличилось до восьми. Цензоры избирались в количестве двух человек раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Так же к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издания соответствующих эдиктов. Квесторы ведали финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
К экстраординарным магистратам относились: диктатор, начальники конницы (помощники диктатора), интеррексы (сенаторы, руководившие страной в период отсутствия консулов до нового их избрания), децемвиры (готовившие Законы XII таблиц), члены разных чрезвычайных комиссий и некоторые др. Важной была должность диктатора. Он назначался одним из консулов по решению сената при возникновении сложной ситуации в государстве, внутренней или внешней угрозы. Диктатор всегда назначался для решения какого-то конкретного дела, а срок его полномочий не должен был превышать шести месяцев. После завершения порученного он обязан был сложить свои полномочия, даже если назначенный срок еще не истек. В рамках поставленных задач власть диктатора носила неограниченный характер, и за свои действия он ответственности не нес.
Практическая (ситуационная) задача № 18.
Английское
общее право эпохи
Источники. В Англии принято считать, что начало «общему праву» положило нормандское завоевание 1066 г. «Общее право» - это право, созданное в английских королевских судах после введения единой системы королевского правосудия. Только нормандским королям удалось ввести единую систему юстиции в стране и подготовить условия для создания общего права для всей Англии. Учреждение постоянного института разъездных судей в XII в. укрепило связь центрального суда с местной юстицией. Любое свободное лицо могло рассчитывать на защиту королевского правосудия, для этого необходимо было купить соответствующий приказ (writ) в королевской канцелярии. При Генрихе II приказ уже содержал предписание о проведении следствия и рассмотрении дела в суде. Постепенно предписание стало определять форму иска, порядок его предъявления и проведения судебного процесса. Число королевских приказов возросло, в XIII в. различные виды королевских предписаний стали заноситься в Регистр приказов. Регистр стал служить справочником по искам общего права. Отсутствие необходимой гибкости общего права проявлялось и в довольно ограниченном наборе применяемых судами санкций. Гражданские правонарушения обычно наказывались штрафом, а уголовные – только смертной казнью. Жесткость и формализм общего права, медлительность и дороговизна процессов в его судах привели к появлению новой системы права, которая призвана была дополнить и приспособить старое английское право к изменившимся условиям, к потребностям развивающихся товарно-денежных отношений и собственности. В XIV в. в дополнение к общему праву появилось право справедливости (equity) – право, основанное на предоставлении от имени короля милости по защите справедливых требований истца. Такую защиту от имени короля, а с 1474 г. – от собственного имени стал предоставлять лорд-канцлер. Если истец не мог по тем или иным обстоятельствам получить удовлетворения в суде общего права, он мог обратиться за помощью в Суд лорда-канцлера (суд справедливости). Суд справедливости был наделен правом дискреции: он отбирал дела для судебного разбирательства по собственному усмотрению. Лорд-канцлер являлся духовным лицом, поэтому в практике суда могли использоваться нормы канонического права. В частности, судебный процесс в Суде лорда-канцлера носил инквизиционный характер по образцу церковного суда. Суд справедливости не был жестко связан нормами общего права и поначалу не был скован силой прецедента. Но главное, что он должен был руководствоваться принципами справедливости. Считалось также, что нормы права справедливости не подменяют собой нормы общего права; право справедливости вполне признает права, возникшие на основе общего права, и должно следовать общему праву. По сравнению с общим правом оно обладало рядом преимуществ: было более гибким и предусматривало более широкий спектр возможностей для удовлетворения исков и санкций для наказания правонарушителей; процесс в суде справедливости отличался большей дешевизной и скоростью при рассмотрении дел.
Основные институты. Английское право собственности предусматривало два основных вида вещных прав: реальную и персональную собственность. Различие между ними определялось формой иска для их защиты. По реальному иску можно было требовать возвращения вещи собственнику, по персональному – лишь возмещения ущерба, причиненного утратой вещи. Реальными исками поэтому были защищены наиболее важные права: родовые имения, другие права, связанные со свободным держанием земли, а также родовые титулы. Остальное имущество относилось к категории персональной собственности. Важное место в регулировании отношений собственности занимало определение условий держания земли. Держание земли могло быть свободным и несвободным. К свободному держанию – фригольду относились держания по рыцарской службе, по праву личной службы и сокаж – держание свободного крестьянина, который находился под судом сеньора (сока) и выплачивал ему фиксированную ренту. К несвободному держанию относилось держание зависимого крестьянина, который был обременен личными и поземельными повинностями в пользу сеньора.
Совокупность владельческих прав и способов отчуждения земли в рамках свободного держания получила обозначение estate. Выделялось несколько его видов: 1) estate in fee simple; 2) estate in fee tail; 3) estate for life; 4) estate for years. Первый вид («фи-симпл») был приближен к режиму полной собственности на землю, но в случае отсутствия наследников держания земля возвращалась к прежнему сеньору (лорду) или его потомкам. Второй вид представлял собой «заповедные владения», отчуждение которых не допускалось. Третий и четвертый виды предполагали держание земли пожизненно (for life) или на определенный срок (for years). При этом земля возвращалась сеньору при определенных условиях, например, в случае смерти держателя, отсутствия прямых наследников и т. д. Эти права обозначались как «возвратные». Помимо «возвратных» прав предусматривались и «выжидательные» права – права на получение имущества после прекращения предшествовавших прав на него. В отличие от «возвратных» прав субъект «выжидательных» прав не мог сам их устанавливать.
Очень важным институтом был институт доверительной собственности или траст (англ. trust – «доверие»). Институт траста предполагал наличие трех или двух участников соглашения. Первый – учредитель траста (settler of trust) передавал собственное имущество особому доверенному лицу (trustee), чтобы тот управлял и использовал данное имущество в интересах выгодополучателя – бенефециария (beneficiary). При этом учредитель траста сам мог выступать в качестве бенефициария.