Основы Римского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились, но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, которые так же находились в Риме и осуществляли централизованное управление большими территориями. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев, это отразилось в полномочиях и взаимоотношений высших государственных органов.

Файлы: 1 файл

Контрольная ИЗС.docx

— 37.15 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Новосибирский государственный  университет экономики и управления

 

 

Кафедра теории и  истории государства и права

 

 

 

 

 

Номер группы

 

 

 

 

Наименование  специальности:

Студент:

Номер зачетной книжки (студенческого билета): Учебная  дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Номер варианта контрольной  работы: 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата регистрации  институтом:  «___» __________ 2011 г.

Дата регистрации  кафедрой:  «___» ____________ 2011 г.

Проверил: ___________________________________________

 

 

2011

Практическая (ситуационная) задача № 8.

Основу Римского государства  в период республики составляли народные собрания, сенат и магистратуры. Дайте характеристику этим органам  власти и управления. Как они взаимодействовали  друг с другом?

  На протяжении пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились, но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, которые так же находились в Риме и осуществляли централизованное управление большими территориями. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев, это отразилось в полномочиях и взаимоотношений высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры, хотя народные собрания и были олицетворением демократии, преимущественно управляли государством сенат и магистраты.

  В Римской республике существовали три вида народных собраний- центуриатные, трибутные и куриатные.

  Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных республики, объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры смертной казни.

  Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III века до н. э. они получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

  Куриатные собрания лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

  Народные собрания  в Риме созывались по усмотрению  высших должностных лиц, которые  могли прервать собрания или  перенести на другой день. Высшие должностные лица так же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению, остальные участники собрания не могли изменять внесенные предложения.

  Важную роль в государственном  механизме Римской республики  играл сенат. Сенаторы не избирались, специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, как правило, уже занимавших высшие государственные должности. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус – консульты, но его компетенция была обширной: он контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения и предварительно рассматривая законопроекты. Сенат устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы, так как в его распоряжении находилась государственная казна. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности,  благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената: он объявлял мирный договор, а так же договор о союзе. Сенат разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями, так же в чрезвычайных обстоятельствах: восстание рабов, опасная война; он мог принять решения об установлении диктатуры.

  Государственные должности  в Риме именовались магистратурами. Магистраты избирались центураитными или трибуатными собраниями на один год, но это правило не распространялось на диктаторов, их срок полномочий не мог превышать шести месяцев. Все магистратуры были коллегиальными. Специфика коллегиальности заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение – это решение могло быть отменено его коллегой. Так же в магистратуре имела место иерархия должностей, т.е. право высшего магистрата отменить решение нижестоящего.

  Власть магистратов  делилась на высшую (imperium) и общую (potestat). В высшую власть включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору , консулам и преторам. Диктатор имел высочайший империум, включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум – право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум – без права приговаривать к смертной казни. Власть общая принадлежала всем магистрам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их не выполнение.

  Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др. Консулы были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур, особенно существенными были военные полномочия: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключения перемирия и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н. э. в качестве помощников консулов, в их полномочия входило управление городом, руководство судопроизводством. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан, другой – иностранцев. Постепенно число преторов увеличилось до восьми. Цензоры избирались в количестве двух человек раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Так же к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издания соответствующих эдиктов. Квесторы ведали финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

       К экстраординарным магистратам относились: диктатор, начальники конницы (помощники диктатора), интеррексы (сенаторы, руководившие страной в период отсутствия консулов до нового их избрания), децемвиры (готовившие Законы XII таблиц), члены разных чрезвычайных комиссий и некоторые др. Важной была должность диктатора. Он назначался одним из консулов по решению сената при возникновении сложной ситуации в государстве, внутренней или внешней угрозы. Диктатор всегда назначался для решения какого-то конкретного дела, а срок его полномочий не должен был превышать шести месяцев. После завершения порученного он обязан был сложить свои полномочия, даже если назначенный срок еще не истек. В рамках поставленных задач власть диктатора носила неограниченный характер, и за свои действия он ответственности не нес.

 

Практическая (ситуационная) задача № 18.

 Английское  общее право эпохи Средневековья  значительно отличалось от права  континентальных стран Европы. Покажите  его особые черты, дайте характеристику  его источникам и основным  институтам.

 Источники. В Англии принято считать, что начало «общему праву» положило нормандское завоевание 1066 г. «Общее право» - это право, созданное в английских королевских судах после введения единой системы королевского правосудия. Только нормандским королям удалось ввести единую систему юстиции в стране и подготовить условия для создания общего права для всей Англии. Учреждение постоянного института разъездных судей в XII в. укрепило связь центрального суда с местной юстицией. Любое свободное лицо могло рассчитывать на защиту королевского правосудия,  для этого необходимо было купить соответствующий приказ (writ) в королевской канцелярии. При Генрихе II приказ уже содержал предписание о проведении следствия и рассмотрении дела в суде. Постепенно предписание стало определять форму иска, порядок его предъявления и проведения судебного процесса. Число королевских приказов возросло, в XIII в. различные виды королевских предписаний стали заноситься в Регистр приказов. Регистр стал служить справочником по искам общего права. Отсутствие необходимой гибкости общего права проявлялось и в довольно ограниченном наборе применяемых судами санкций. Гражданские правонарушения обычно наказывались штрафом, а уголовные – только смертной казнью. Жесткость и формализм общего права, медлительность и дороговизна процессов в его судах привели к появлению новой системы права, которая призвана была дополнить и приспособить старое английское право к изменившимся условиям, к потребностям развивающихся товарно-денежных отношений и собственности. В XIV в. в дополнение к общему праву появилось право справедливости (equity) – право, основанное на предоставлении от имени короля милости по защите справедливых требований истца. Такую защиту от имени короля, а с 1474 г. – от собственного имени стал предоставлять лорд-канцлер. Если истец не мог по тем или иным обстоятельствам получить удовлетворения в суде общего права, он мог обратиться за помощью в Суд лорда-канцлера (суд справедливости). Суд справедливости был наделен правом дискреции: он отбирал дела для судебного разбирательства по собственному усмотрению. Лорд-канцлер являлся духовным лицом, поэтому в практике суда могли использоваться нормы канонического права. В частности, судебный процесс в Суде лорда-канцлера носил инквизиционный характер по образцу церковного суда. Суд справедливости не был жестко связан нормами общего права и поначалу не был скован силой прецедента. Но главное, что он должен был руководствоваться принципами справедливости. Считалось также, что нормы права справедливости не подменяют собой нормы общего права; право справедливости вполне признает права, возникшие на основе общего права, и должно следовать общему праву. По сравнению с общим правом оно обладало рядом преимуществ: было более гибким и предусматривало более широкий спектр возможностей для удовлетворения исков и санкций для наказания правонарушителей; процесс в суде справедливости отличался большей дешевизной и скоростью при рассмотрении дел.

Основные институты. Английское право собственности предусматривало два основных вида вещных прав: реальную и персональную собственность. Различие между ними определялось формой иска для их защиты. По реальному иску можно было требовать возвращения вещи собственнику, по персональному – лишь возмещения ущерба, причиненного утратой вещи. Реальными исками поэтому были защищены наиболее важные права: родовые имения, другие права, связанные со свободным держанием земли, а также родовые титулы. Остальное имущество относилось к категории персональной собственности. Важное место в регулировании отношений собственности занимало определение условий держания земли. Держание земли могло быть свободным и несвободным. К свободному держанию – фригольду относились держания по рыцарской службе, по праву личной службы и сокаж – держание свободного крестьянина, который находился под судом сеньора (сока) и выплачивал ему фиксированную ренту. К несвободному держанию относилось держание зависимого крестьянина, который был обременен личными и поземельными повинностями в пользу сеньора.

     Совокупность  владельческих прав и способов  отчуждения земли в рамках  свободного держания получила  обозначение estate. Выделялось несколько его видов: 1) estate in fee simple; 2) estate in fee tail; 3) estate for life; 4) estate for years. Первый вид («фи-симпл») был приближен к режиму полной собственности на землю, но в случае отсутствия наследников держания земля возвращалась к прежнему сеньору (лорду) или его потомкам. Второй вид представлял собой «заповедные владения», отчуждение которых не допускалось. Третий и четвертый виды предполагали держание земли пожизненно (for life) или на определенный срок (for years). При этом земля возвращалась сеньору при определенных условиях, например, в случае смерти держателя, отсутствия прямых наследников и т. д. Эти права обозначались как «возвратные». Помимо «возвратных» прав предусматривались и «выжидательные» права – права на получение имущества после прекращения предшествовавших прав на него. В отличие от «возвратных» прав субъект «выжидательных» прав не мог сам их устанавливать.

  Очень важным институтом был институт доверительной собственности или траст (англ. trust – «доверие»). Институт траста предполагал наличие трех или двух участников соглашения. Первый – учредитель траста (settler of trust) передавал собственное имущество особому доверенному лицу (trustee), чтобы тот управлял и использовал данное имущество в интересах выгодополучателя – бенефециария (beneficiary). При этом учредитель траста сам мог выступать в качестве бенефициария.

Информация о работе Основы Римского государства