Основные этапы развития политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:17, реферат

Краткое описание

В этой работе мы остановимся на рассмотрении таких вопросов:
1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира.
2. Политическая мысль периода Средневековье.
3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения.
4. Политические идеи Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.).

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира ……….. 4
2. Политическая мысль периода Средневековье ………………………... 11
3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения … 12
4. Политические идеи Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.) ………….... 14
Литература ………………………………………………….……………… 23

Файлы: 1 файл

реферат.rtf

— 197.74 Кб (Скачать)
  • демократия не дает народу самого лучшего правительства; 
  • демократия - это политическая тирания большинства.

А.Токвиль определил также два основных преимущества демократии: 

  • демократия оказывает содействие благосостоянию наибольшего количества граждан; 
  • демократия обеспечивает политические свободы и широкое участие масс в политической жизни.

Изучая социальную концепцию политики нельзя не вспомнить Иеремию Бентама (1748-1832гг.), который разработал теорию утилитаризма (от utіlіtarіs - польза). Утилитаризм - это теория, которая признает полезность поступка полным критерием его нравственности. На взгляд Бентама человек в своих поступках руководствуется принципами пользы и личной выгоды. Вольная реализация личных интересов - это высочайшее благо и задача деятельности государства.

Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Иммануилу Канту (1724 - 1804 гг.), Иоганну Готлибу Фихте (1762 - 1814 гг.), Георгу Фридриху Гегелю (1770 - 1831 гг.). И.Кант заложил основы современной концепции правового государства. Государство, по Канту - это объединение множества людей, которые подлежат правовым законам. Государство действует тремя средствами: 

  • издает законы; 
  • осуществляет исполнительную и распределительную деятельность; 
  • вырабатывает юридические акты.

Отсюда возникает функциональное распределение органов власти на законодательную, исполнительную и судебную. В теории Канта делается попытка объединения либеральной, радикально-демократической и авторитарной линии развития политической мысли. Во-первых, он считал, что центральным институтом права есть прерогатива народа принимать участие в установлении правопорядка путем принятия Конституции. Во-вторых, вместо «равновесия» властей Кант выдвигает принцип их координации и взаимодополнения, при котором законодательная власть сохраняет определенный приоритет над властью исполнительной.

Из этой позиции Кант проводит четкое размежевание деспотических и республиканских форм правления. Деспотическим правлением может быть и абсолютная монархия и демократия, так как в обеих случаях субъекты власти (монарх или народ) одновременно создает законы и сам их выполняет. Республиканским управлением может быть конституционная монархия, если в ней исполнительная власть отделена от законодательной. Кант считал, что изменять государственное устройство можно только путем конституционных реформ.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831гг.) исследовал два главных понятия - гражданское общество и государство. Гражданское общество по мнению Гегеля - это определенная совокупность формально равных индивидов, частнособственнические интересы которых тесно переплетены между собой. А гражданское общество - это непосредственно неконтролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Гражданское общество является сферой социально-экономической деятельности. Государство - сфера политической деятельности. Гражданское общество представляет свои интересы и принимает участие в делах государства через законодательные органы (парламент).

Рядом с политическими идеями, которые объясняют возникновение и утверждение капиталистических отношений (либерализм) или отстаивают давние общественные порядки (консерватизм), в XVІ - первой половине XІ ст. в Западной Европе развивалось направление общественно-политической мысли, представители которого в своих работах целиком отрицали как давний, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический порядок, выступая защитниками интересов угнетенных народных масс.

В таких произведениях говорилось о необходимости принципиально новых общественных порядков, которые основаны на равенстве всех членов общества, коллективной собственности, обязательной работе и общественном самоуправлении. Этот порядок получил название утопического социализма. Его известнейшими представителями является англичанин Томас Мор (1478 - 1535 гг.), итальянец Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.), французы Жан Мелье (1664 - 1729 гг.), Анри де Сен-Симон (1760 - 1825 гг.), Шарль Фурье (1772 - 1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771 - 1858 гг.). В произведениях одних социалистов-утопистов будущее общество связывает с народовластием, с широким участием трудящихся в управлении общественными делами. Например, в идеальном государстве, которое было описана Т. Мором в книге "Утопия", все должностные лица избираются народом, действуют в интересах народа и отчитываются перед ним.

Во главе города Солнца - идеальной республики, которая была сконструирована Т. Кампанеллою в его одноименной книге, стоит мудрец и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчиняются три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Они избирают должностных лиц, носителей истинного знания.

Социалисты-утописты считали, что будущее государство потеряет насильственный характер, а главное содержание власти будет представлять организация производства и потребление, развитие науки и культуры. Сен-Симон писал, что в дальнейшем политическое правление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и руководство процессами производства.

Законным наследником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций западноевропейской социально-политической мысли Нового времени стало учение К. Маркса (1818 - 1883гг.) - марксизм.

Марксизм - не простое продолжение предыдущих социально-политических идей. Он представляет собой попытку дать ответ на новые вопросы, которые поставил ход истории в первой половине ХІХ ст. Важнейшим из них был вопрос о путях утверждения идеала свободной личности, который был провозглашен еще эпохой Просвещения.

В центре внимания марксизма стал вопрос о сущности, тенденции развития и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой воли. В контексте этого анализа марксизм выработал новые подходы к объяснению государства, политики и права. Сущность этого подхода состоит в диалектично-материалистичном понимании государства, политики и права, в утверждении того, что их базой является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базы и политической надстройки. По Марксу, земные основы государства коренятся в материальных экономических отношениях.

Государство порождается не свободной волей людей, а является закономерным результатом разделения труда и связанного с ним образование социальных классов. Главным в марксистском анализе политики как общественного явления выступает положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. Раньше буржуазные мыслители и социалисты-утописты также знали о существовании классовой борьбы, но они не рассматривали борьбу классов как движущую силу истории.

К.Маркс и Ф.Энгельс из классовых позиций подходили к сущности политической власти, определяя ее так: «политическая власть в собственном понимании слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого». (К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч.2-е изд., т. 4, с. 477).

Судьба марксистской теории огромна и трагична. Она имела и имеет приверженцев практически во всех странах мира, которые неоднократно старались воплотить ее в жизнь. Руководствуясь этой теорией, русские большевики захватили власть, удерживали ее на протяжении многих десятилетий, навязывали свой "опыт" другим странам. Тем не менее, крах тоталитарного режима в 90-х годах ХХ ст. привел к кризису марксизма.

О значении теоретического наследства Маркса для современного научного знания хорошо сказал Карл Поппер (1902- 1994 гг.), научный критик марксизма: «Он (Маркс) много на что открыл нам глаза и заострил наше зрение, но возвращение к домарксистской общественной науке уже невозможно. Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если они этого не сознают. Это особенно верно для тех, кто не согласен с его теориями, как, например, я. И я с готовностью признаю, что моя трактовка Платона или Гегеля носит на себе печать влияния Маркса.» (К. Поппер. Открытое общество и его враги. В 2-х т., т.2, с. 98).

Таким образом, в произведениях западноевропейских мыслителей эпохи Возрождения и Нового Времени заложены основы и разработаны важнейшие положения политической науки.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. - М.: "Логос", 2003.

Горелов А.А. Политология. - М.: ЭКСМО, 2008

Зеркин Д. П. Основы политологии. - СПб.: "Феникс", 2004.

Мальцев В. А. Основы политологии. - М., 1997.

Марченко М.Н. Политология. - М., 1999.

Пугачев В.П., Соловьев АИ. Введение в политологию. - М., 1998

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М., 1995

 

 


Информация о работе Основные этапы развития политической науки