Организация управления Казанским краем во 2-ой половине XVI в

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:20, реферат

Краткое описание

Включение Среднего Поволжья в состав России для Москвы было не слишком
удачным. Поскольку после завоевания царскому правительству предстояло
выдержать четыре с половиной года тяжёлой борьбы со значительной частью
населения Казанского края, возглавляемого местными феодалами. Первые
мероприятия по созданию системы управления относятся к весне 1554г. учитывая
сложность политической обстановки и особенности окраинного края в основном с
нерусским населением, правительство решило создать новую систему воеводского
управления. То есть: выделить из числа воевод «больших» и «меньших», провести
разделение на городовых (осадные) и полевых (так. наз. «на вылазке»), ввести
отсутствие соподчинённости воевод разных городов по отношении друг к другу,
отменить местничество не только во время военных действий, а и в мирное
время.

Файлы: 1 файл

Духовное наследие цивилизаций Др Востока.docx

— 25.07 Кб (Скачать)

2 октября 1552г.под ударами войска Ивана Грозного ханская Казань пала. Ясно,

что главной  заботой царя в первые дни после завоевания, была разработка

программы правительства  и структуры органов управления в крае, создание

условий укрепления царской власти в Казани и распространение  её на всю

территорию бывшего  ханства. Через несколько недель после ухода из Казани

основной части  войска весь край был охвачен восстанием, направленным на

восстановление  самостоятельности ханства. Требовалось  создание особой системы

местного управления, не похожей на управление другими областями, и вместе с

тем не противоречащей традиционным принципам. Новая система должна была

сочетать в  себе военный характер и гражданские  формы управления. Другими

словами, нужно  было решить такие задачи, какие  ещё не вставали перед

российским царским  престолом, – ведь Казань была не просто новым

приобретением царя, она была центром экономически и политически развитого

края с большим  культурным наследием, к тому же исповедующим иную религию –

мусульманство.

Включение Среднего Поволжья в состав России для Москвы было не слишком

удачным. Поскольку  после завоевания царскому правительству  предстояло

выдержать четыре с половиной года тяжёлой борьбы со значительной частью

населения Казанского края, возглавляемого местными феодалами. Первые

мероприятия по созданию системы управления относятся  к весне 1554г. учитывая

сложность политической обстановки и особенности окраинного края в основном с

нерусским населением, правительство решило создать новую  систему воеводского

управления. То есть: выделить из числа воевод «больших»  и «меньших», провести

разделение на городовых (осадные) и полевых (так. наз. «на вылазке»), ввести

отсутствие соподчинённости  воевод разных городов по отношении  друг к другу,

отменить местничество не только во время военных действий, а и в мирное

время.

2. Организация  управления Казанским краем во 2-ой половине XVI в.

В момент завоевания Казани была создана единственно  логичная форма управления через  привычные в России должности  воевод как военных начальников. Должность воеводы возникла ещё  в Древней Руси. Тогда это был  начальник княжеской дружины  или глава народного ополчения. В XIV-XVв. воеводская должность существовала рядом с наместнической и отличалась тем, что если наместник сосредотачивал в своих руках административно-финансовую и судебную власть в уезде, то воевода был начальником ратных (военных) сил. Правда в первое время местное управление, созданное Иваном IV в Среднем Поволжье, внешне носило оболочку наместнической власти и первые казанские воеводы не редко назывались наместниками. «Казанский летописец» называет первых воевод Казани, оставленных Иваном IV в 1552г., наместниками. - Полное Собр. Русск. Летописей, т. 19, стр. 174. Своими наместниками называл их и сам Иван IV. Наместниками они называются в наказной памяти, данной архиепископу Гурию в 1555г. - Акты Археографической Экспедиции, т. 1, № 241/II, стр. 259-260

В дальнейшем элементы наместнического управления отмирают, а воеводское управление приобретает  черты гражданского управления. Воеводское управление, введённое в Казанском  крае как гражданское одним из первых показывает свою жизнеспособность в Среднем Поволжье с нерусским  составом коренного населения, а  в дальнейшем (в начале XVII в.) распространяется на всю Россию.

Бывшая территория Казанского ханства первоначально  была разделена на два воеводства - Казанское и Свияжское. Оба они были независимыми друг от друга, равноправными в своих отношениях с центральной властью. Но постепенно определяется более важное политическое значение Казанского.

Во второй половине XVIв. административное управление возглавлялось «большим» воеводой, который концентрировал в своих руках всю полноту власти в крае. Рядом с ним были «меньшие», число которых было различно в разных городах в разные годы.

Функции воевод и их действия определялись наказами, которые выдавались сначала царём, а потом центральным органом  по управлению Поволжьем - Приказом Казанского дворца. Среди обязанностей Казанских  и Свияжских воевод, безусловно, на первое место были поставлены военные вопросы. Они отвечали за безопасность города и посада. Городские ворота ежевечернее запирались, а ключи от ворот передавались воеводе, они должны были каждую ночь объезжать город, досматривать на стороже людей Писцовые книги г. Казани 1565-1646г., стр. 1, 45 и контролировать ситуацию. В документах, особенно в писцовых книгах прослеживается, что кроме ответственности за военную безопасность в уезде и обеспечения внутреннего порядка, одной из обязанностей воевод было руководство хозяйственной жизнью города, торговыми операциями, строительством и.т.д.

Одним из важнейших  полномочий воевод было наделение поместьями служилых людей («испомещение их») на основе верстания центральной властью - «государевых присыльных грамот». К.И. Невоструев, Список писцовых книг по г. Казани 1567г., стр. 62 Одной из обязанностей было составление списка служилых людей и контроль за их службой. Всё это показывает, что воеводы обладали широкой и иногда почти не контролируемой властью в рамках управляемого ими уезда. Правда, фактическое положение не соответствовало их юридическим правам. Формально их власть была ограниченна царскими грамотами и указами.

Казанский край был районом много этническим, и это накладывало отпечаток  на организацию управления в нём. Согласно царским грамотам правительство  запрещало воеводской власти применять  насилия по отношению к местному нерусскому населению, требовать от него приношений и допускать «волокиту» при ведении дел.

Итак, после присоединения  Среднего Поволжья к России созданное  здесь управление строится по воеводскому  принципу с большим количеством  должностных лиц приказного характера. Но чёткой структуры управления выработано не было. Наблюдается много случайного и трудно проследить какие-то общие  закономерности и черты. Применительно  к этому времени можно скорее говорить об отдельных учреждениях, а не о системе. Но нужно отметить, что в Среднем Поволжье не получили развития органы дворянского местного управления. В созданной структуре  администрации края отсутствуют  и наместнические органы с их кормленным принципом управления.

Источники дают возможность утверждать, что в  течение второй половины XVIв. в Казанском крае происходило становление воеводской системы, определялись их функции и правовые нормы.

До настоящего времени нет связного изложения  истории оформления центрального учреждения по управлению Казанским краем. Нет  никаких свидетельств о существовании  в 50-е и начале 60-х г. XVIв. специального органа по управлению Казанским краем в центре, в столице России.

Процесс создания органов приказного центрального управления был в значительной степени бессистемен  и даже случаен. Принципы деятельности приказов и центральных органов  власти создавались без плана. Всё  это даёт основания полагать, что  оформленного центрального органа по управлению Поволжьем в 50-е и начале 60-х г. не существовало. В этот период времени район Поволжья был окраиной России, и здесь сохранялась военная  обстановка.

От середины 60-х г. XVIв. встречаются бесспорные свидетельства существования «Казанской избы» - прообраза будущего приказа Казанского Дворца. О постоянном функционировании приказа Казанского дворца применительно к 90-м г. XVIв. и началу XVIв. говорят уже многие документы. «Казанская изба» упоминается в одном из списков дворян от 1589-1590г. Боярские списки нач. XVIв. сост. С.П. Мордовина //под ред. В.И. Буганов 1979г., ч. 1, стр. 280

Приказ Казанского дворца существовал до проведения первой областной реформы Петра I и прекратил  своё существование после создания Казанской губернии (1708г.), которая  включила в себя почти всю территорию подведомственную приказу Казанского дворца.

Компетенция его  была своеобразной: осуществлял административное, финансовое и судебное управление подведомственной ему территорией, ведал натуральным  сбором с нерусского населения, контролировал  составление ясачных книг. Советская  Историческая энциклопедия, 1968г., т.11, стлб. 560

Приказ ведал  территорией со значительным и разнообразным  коренным нерусским населением, где  основной задачей было формирование национальной политики России. Относясь к областным учреждениям, он становится территориальным органом. Власть Приказа  распространялась не только на территорию бывшего Казанского и Астраханского  ханств, но и включала в себя частично Нижегородский край и мещерские  города, и до 1637г. всю территорию Сибири.

Феодальная политика в Крае

Основной массе  татар было предложено креститься. Христианизация представителей верхов враждебной России династии Казанских ханов имела целью создать послушную царскому правительству прослойку казанских татар. Кое-чего удалось добиться. Часть казанских феодалов, по-видимому, не только приняла крещение, но и вошла в состав служилого сословия российского дворянства. К примеру, в Новгородской области были сформированы татарские отряды, которые участвовали в походе к шведскому рубежу. Дополнения к историческим актам 1846-1872г., т.1, № 70, стр. 128-131

В отношении  основной массы населения бывшего  Казанского ханства проводилась  иная политика - политика возвышения части  средних слоёв до положения господствующих кругов среди нерусской части  населения. Таким образом формировались две основные группы нерусского населения: служилые татары, которые в определённом смысле получали права, чем то напоминающие права русского служилого сословия. И ясачные люди, которые должны были содержать феодальное государство и подвергались эксплуатации со стороны, как местных феодалов, так и российского дворянства. К началу XVIIв. стала уже привычной форма раздачи поместий выходцам из Казанского ханства при условии службы. Те феодалы, которые переходили на сторону России, получали жалованные грамоты и большие привилегии. В нерусском служилом землевладении Казанского края достаточно чётко выделились два типа поместий: к первому относятся поместья в селениях, полностью принадлежащих одному или нескольким феодалам, ко второму - поместья в селениях, часть земли которых находилась во владении служилых татар, а большая часть оставалась в руках ясачного населения. С.В. Рождественский, стр.358 Мелкие помещики по своему социальному положению занимали промежуточное место между служилыми татарами более высоких категорий и ясачными людьми.

Таким образом, звание «служилых татар» получили все  представители феодальной верхушки Казанского ханства, которые перешли  на службу России. Но всё же в основной своей массе «служилые татары»  вышли из ясачного населения и  не являлись потомками старой знати. Основной привилегией служилых людей  было освобождение от ясачных платежей и поместное жалование.

Создание верной царскому правительству прослойки  служилых татар было решением лишь одной задачи, которую поставило  перед собой правительство Москвы. Второй не менее важной, а скорее основной задачей было создание мощного  слоя русского населения и дворянского  землевладения в крае, ибо он был  завоёван вовсе не для нужд местного населения, а для нужд русского дворянства. Крупным событием в феодальной колонизации  края явилась организация опричнины  и связанная с ней политика массового выселения и перемещения  русских феодалов.

Наряду с поместным  землевладением широкое развитие получило монастырское и церковное землевладение. Церковные организации проявили большую активность в феодальном освоении земель края. Для распространения  христианства правительство стало  способствовать насаждению монастырей. Церковь создавала феодальные вотчины, к примеру: Богородицкий, Спасо-Преображенский, Успенский монастыри. Одновременно с образованием церковных организаций царское правительство передавало в их владение самые лучшие земли. Ю.Н. Иванов, Феодальное землевладение в Казанской епархии, автореферат 1982г.

Одной из важных сторон экономической политики царского правительства было налоговое обложение  местных народов. Главным образом  это выражалось во взимании ясака. Ясак представлял собой традиционную форму налога в виде денежного  и натурального сбора за пользование  землёй. Правительство контролировало взимание ясака, и заботилось о расширении.

Таково было состояние социально-экономических  отношений в Казанском крае, накануне «смутного» времени, времени обострения классовых, социально-экономических  и политических отношений, проявившихся в широком участии трудового  населения края в крестьянской войне.

 

3. Система  управления в XVII-XVIII в.

В XVIIв. воеводская система управления в Среднем Поволжье получила своё окончательное оформление. Наблюдается тенденция к расширению власти в области помесного права. В 1651г. воеводы получили право составлять «допросные речи», т.е. допрашивать помещиков, меняющихся поместьями. С течением времени (на протяжении XVIIв.) наказы воеводам становятся всё более детализированными и всеобъемлющими. Они делаются обязательным элементом организации власти местного управления. Но это не ограничивает власть воевод, а скорее делает её всё менее управляемой, что ясно проявилось во время крестьянской войны. Во второй половине XVIIв., особенно в 80-е г. плохо координируемые действия воевод между собой, большое число воеводских органов, их практическая неуправляемость в сочетании с усложнившимися социально-экономическими задачами привели к кризису воеводского управления, выйти из которого можно было лишь путём кардинальных правительственных преобразований.

Информация о работе Организация управления Казанским краем во 2-ой половине XVI в