Организационно-правовые основы создания и деятельности сыскных отделений в начале ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – характеристика организационно-правовых основ создания и деятельности сыскных отделений в начале XX века, а также характеристика отдельных форм и методов борьбы с преступностью в обозначенный временной период.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЫСКНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА..6
ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С УГОЛОВНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23

Файлы: 1 файл

КР И ОВД.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

Особый отдел делится  на два совершенно независимых друг от друга отделения, с разными  вице-директорами, курирующими эти  отделения. Появляются Особый отдел  «А» и Особый отдел «Б».

Первый занимался вопросами  политического розыска, т. е. наблюдением  за партиями и другими «тайными организациями», а также формировал библиотеку революционных  изданий и переписку с ней, деятельность заграничной агентуры, наблюдал за революционной пропагандой  в войсках, заведовал отделом  фотографий.

Второй Особый отдел, «Б», занимался наблюдением за общественным движением. Составлял отчеты о стачках, забастовках, различного рода волнениях, о нелегальных съездах общественных организаций.7

В Своде законов Российской империи деятельность полиции, ее структура  и функции регулировались различными правовыми актами, в том числе  уставами и рядом ведомственных  актов Министерства внутренних дел, значительная часть которых не соответствовала времени и устарела.8

Требовалось осуществить  кодификацию полицейского законодательства, чтобы упростить его понимание  всеми субъектами, исключить неодинаковое в сходных ситуациях и неправомерное  применение его норм государственными служащими. К сожалению, кодификация  так и не была проведена, что существенно  мешало реализации принципа единства понимания и применения правовых предписаний.

Таким образом, существование  устаревших нормативных актов создавало  серьезные проблемы для координации  деятельности правоохранительных служб  в целом.

Полицейская система России в начале XX в. состояла из различных  служб и подразделений, создававшихся  в разное время и для достижения неоднородных по своему содержанию целей  и задач. В этом плане неизбежно  возникали трудности в управлении этими многоступенчатыми и во многом бюрократизированными структурами, из-за чего существенно снижались результаты полицейской деятельности в целом. Безусловно, руководство полицией, обеспечение ее эффективной и законной деятельности в России должно было осуществлять отдельное министерство.

 Централизованное руководство  всеми звеньями полицейской организации  призван был осуществлять Департамент  полиции, входивший в состав  Министерства внутренних дел,  вместе с тем существовал жандармский  корпус, полиция дворцовых городов  была в ведении министра императорского  двора, казенная лесная стража  подчинялась главному управлению  земледелия и землеустройства.

Большое внимание проблемам  профессиональной подготовки и воспитания сотрудников полиции уделялось  в журнале «Вестник полиции», выходившем с 1907 г. В нем публиковались материалы  о деятельности школ, курсов по подготовке полицейских. Журнал затрагивал также  социально-экономические, политические проблемы, в нем комментировались изменения в законодательстве, разбирались  конкретные случаи правильных или неверных действий полиции в определенных ситуациях. Журнал знакомил своих читателей  с историей отечественной и деятельностью  зарубежной полиции, пропагандировал  достижения криминалистической науки. В нем помещались очерки о полицейских, добившихся успеха в своей деятельности, а также биографии и фотографии полицейских, погибших при исполнении служебных обязанностей.9

Историческое развитие России в начале XX в. подготовило плодотворную почву для распространения терроризма. И молодые люди, и умудренные опытом жизни ученые мужи, и интеллигенция в целом вполне принимали террор. Терроризм стал национальным бедствием. Как уже говорилось, власть отвечала насилием, что вызывало новый виток агрессии. Вместе с тем полицейский аппарат в силу своего статуса был полностью лишен возможности решать те проблемы, которые вызывали протест в виде терроризма.

Усложнившиеся проблемы общественно-политической и экономической жизни российского  общества начала XX в. предъявляли все  более высокие требования к управленческой, а, следовательно, и полицейской деятельности.

В связи с этим совершенствовалась структура полицейских органов, активно использовались новые формы  работы, в частности, сбор информации был усовершенствован. Сама информация стала оружием не только в агентурной деятельности полиции, но и в борьбе за умы и пропаганду в обществе. Вместе с тем эта работа была не до конца продуманной и последовательной.

 Как считает Р. В. Нигматуллин, в первом десятилетии XX в. Россия и государства Западной Европы считали наибольшей международной угрозой деятельность революционных организаций, особенно террористическую, и стремились максимально координировать и сплачивать свои усилия в борьбе с этим злом. Так, 21 марта 1910 г. в Российской империи был принят Закон, согласно которому чины общей полиции и отдельного корпуса жандармов, пострадавшие в ходе теракта, имели право на получение денежных пособий. 29 декабря того же года был принят Закон об отпуске из государственного казначейства средств для выдачи пособий лицам, пострадавшим от преступных деяний, совершенных с политической целью, и их семьям.10

2. Формы и методы борьбы с уголовной преступностью

 

Функции полиции обусловливаются  целью их деятельности, которой является защита нравственно-правовых ценностей  общества. Полицеист И. Е. Андреевский полагал: «Жизнь человека, развитие его способностей и возможность достижения его человеческих целей зависит от условий, между которыми безопасность и благосостояние занимают главное место».11

Хотя российская полиция, начиная с середины XIX в. постепенно освобождается от несвойственных ей направлений деятельности, в частности судебной, следственной, взыскания налогов, частично хозяйственно-распорядительной и других, в целом объем обязанностей, возлагаемых на полицейские органы в исследуемый период, был слишком велик.

В научной литературе подчеркивается разносторонность обязанностей полиции: «Наряду с выполнением чисто  полицейских функций, полиция осуществляла надзор за продажей вина, ведала вопросами  санитарии, борьбы с голодом и  эпидемиями, призрением бедных, охраняла государственную собственность, осуществляла паспортный учет. В ведении полиции  находилось обнародование законов, манифестов, указов, распоряжений государственных  органов... она свидетельствовала  факты, имеющие юридическое значение, осуществляла продажу имущества  с аукциона в счет погашения долга, сопровождала партии рекрутов».12

Как отмечается в юридической  литературе, «обязанности полицейских  не систематизировались, а представляли скорее механическую сумму законоположений, копившихся десятилетиями. Так, полиции  вменялось в обязанность: производство дознаний о причинах семейных несогласий... собрание сведений о состоянии посевов, ведение книги описания уезда, недопущение споров против догматов православной веры, обязанность иметь попечение, чтобы молодые и младшие почитали старших, чтобы дети повиновались родителям».13

Об осложнении криминогенной обстановки свидетельствуют следующие фактические данные. В журнале комиссии К. К. Грота, готовившей в конце 1870-х годов материалы для тюремной реформы, указывалось, что в Сибири в 1877 г. находилось 197966 ссыльных.

В представлении министров  внутренних дел и юстиции об ограничении  ссылки в Сибирь от 26 февраля 1886 г. приводились  следующие данные, согласно которым  в Сибири находилось к 1885 г. 264 тысячи ссыльных. В период с 1884 по 1890 г. было привлечено к уголовной ответственности  за совершение государственных преступлений 4307 лиц, то есть в среднем 538 человек  в год. За три года с 1901 по 1903 г. к  такой ответственности было привлечено уже 7796 лиц, в среднем 2599 человек  в год, то есть в пять раз в больше.14

Так, 3 июля 1896 г. директор Департамента полиции сообщил С. В. Зубатову: «Вполне удачная ликвидация народовольческой типографской группы в Санкт-Петербурге находится в значительной мере в зависимости от умелого и внимательного руководства деятельностью секретного агента Департамента, который большую часть времени находился под вашим непосредственным воздействием».15

В апреле 1906 г. директор Департамента полиции указывал на усиливающуюся  пропаганду среди крестьян и на мало успешность борьбы с этим видом революционной деятельности, а также на то, что местные власти «часто бывают, не осведомлены о действительном положении агитации в сельских местностях».16 Затем начальники губернских жандармских управлений получили предписания безотлагательно доставить в Департамент полиции сведения: «Какие меры приняты для организации в целях надлежащей осведомленности о революционном движении среди крестьян, какими способами пользуются для получения сведений об этой среде, о положении с агентурой».17

Необходимо отличать внедрение  агентов, способствующих раскрытию  преступных планов революционной организации, предупреждению общественно опасных  посягательств, от действий провокаторов, которые недопустимы. Критерий нравственности состоит в том, что агент не является вдохновителем преступления, не подбрасывает участникам организации  оружие, иные опасные и запрещенные  для хранения и использования  предметы и материалы. Действия с  агентурой нравственно допустимы  и целесообразны во имя недопущения  еще большего зла, гибели людей, причинения массовых разрушений.

Полицейские полагали, что  «весь революционный мир, зная технику  политического розыска, был организован  для борьбы с ним и для работы к достижению своих целей. Мало кто вдумывается в то, что розыскной государственный аппарат боролся с очень сильным, организованным и опытным противником, который при том имел то преимущество, что, не стесняясь никакими законоположениями, поставил своего врага вне закона, тогда как охранительный аппарат власти должен был действовать в строгих рамках, предусмотренных законами, хотя эти законы и не могли, конечно, предвидеть всех особенностей такой борьбы».18

Проводилась перлюстрация писем, что с точки зрения нравственности тоже вызывает сомнения. Общее руководство  перлюстрационной работой в империи  осуществлялось старшим цензором Санкт-Петербургской  цензуры иностранных газет и  журналов, который формально именовался помощником начальника Главного управления почт и телеграфов и напрямую подчинялся министру внутренних дел.19

Помимо принятия розыскных  мер по результатам перлюстрации отдельных писем и телеграмм  Особый отдел Департамента полиции  осуществлял обобщение и анализ всего массива перехваченной  информации для мониторинга состояния  общества и его отношения к  определенным событиям государственной и общественной жизни.20

Функциональные обязанности  в большом объеме возлагались  на российскую полицию в начале XX в. Полицейские обязаны были обнаруживать и пресекать преступления, сообщать о них судебной власти и в дальнейшем оказывать судебным следователям содействие, выполняя их поручения.

Чины полиции имели  право производить дознание, под  которым понималось расследование  уголовного преступления по «горячим следам» в розыскном порядке, направленное на обнаружение обвиняемого  и собирание доказательств его виновности. При этом полиция должна была: 1) определить действительно ли, какое, когда и при каких обстоятельствах совершилось преступление; 2) определить, кто и на каком основании подозревается в его совершении; 3) не допустить, чтобы подозреваемый скрылся, а следы преступления изгладились.

Полиция принимала меры для  того, чтобы подозреваемый не мог  скрыться от следствия: когда он был, застигнут при совершении преступного деяния или сразу после его совершения; когда потерпевшие от преступления или очевидцы укажут прямо на подозреваемое лицо; когда на подозреваемом или в его жилище были найдены явные следы преступления; когда вещи, служащие доказательством преступления, принадлежат подозреваемому или оказались при нем; когда он сделал покушение на побег или пойман во время или после побега; когда подозреваемый не имеет постоянного жительства или оседлости.

Полиция помогала в проведении мобилизации и призыва новобранцев  на действительную службу. По строительному  уставу полиция наблюдала: 1) чтобы  в городах никакие новые постройки  и капитальные перестройки в  домах не производились без разрешения местных властей; 2) чтобы постройки  производились во всем согласно утвержденным планам; 3) чтобы принимались меры предосторожности от несчастных случаев. Вместе с тем сотрудникам полиции  приходилось осуществлять свои служебные обязанности при негативном отношении обывателей. Как свидетельствовали современники: «Отсутствие правосознания, основанное на эгоизме, естественно вызывает отрицательное отношение к полиции, которой вверено наблюдение за исполнением обязанностей, обусловливаемых требованиями закона. В России каждое замечание, распоряжение полиции, хотя бы ничем не стесняющее право того или иного лица, вызывает протест, часто ничем не обоснованный, объясняемый лишь тем, что часто это замечание исходит от полицейского... ».21

При таком большом объеме обязанностей в историко-правовой литературе подчеркивается: «Материальное обеспечение  российской полиции было самым низким в Европе, а к началу 1917 года численность  общей и политической полиции  составляла около 145 тысяч человек».22

Учитывая количество населения  Российской империи (около 250 миллионов), ее громадную территорию, включавшую Царство Польское, Великое княжество  Финляндское, такое количество представляется явно недостаточным. Таким образом, объем возложенных на полицию  обязанностей был велик и мешал  сконцентрировать силы и средства на борьбе с преступностью. Вместе с  тем полиция осуществляла как  гласный надзор по приговорам судов, так и негласный, который регламентировался  Положением о негласном полицейском  надзоре, утвержденным 1 марта 1882 г.

Тайное вторжение в  частную жизнь личности и негласный  надзор допустимы только в том  случае, если суд сочтет весомыми предоставленные  правоохранительными органами фактические  данные о том, что личность участвует  в подготовке тяжкого преступления.

полицейский надзор агент уголовный

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Признаками институционализации  сыска как особого вида правоохранительной деятельности государства в реализации его правоохранительной функции  и самостоятельной функции российской уголовной юстиции во второй половине XIX − начале XX в. были: 1) учреждение его  специальных субъектов в составе  органов полиции − сыскных  и охранных отделений; 2) появление  автономной группы правовых актов, содержащих специальные нормы его регулирования; 3) становление и активное внедрение специальных средств и методов его реализации − криминалистические исследования, негласное наружное и внутреннее наблюдение, использование агентуры.

Информация о работе Организационно-правовые основы создания и деятельности сыскных отделений в начале ХХ века