Организационно-правовые основы создания и деятельности сыскных отделений в начале ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – характеристика организационно-правовых основ создания и деятельности сыскных отделений в начале XX века, а также характеристика отдельных форм и методов борьбы с преступностью в обозначенный временной период.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЫСКНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА..6
ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С УГОЛОВНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23

Файлы: 1 файл

КР И ОВД.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЫСКНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА..6
  2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С УГОЛОВНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В дореволюционной историографии  специальных обобщающих работ, посвященных  организационно-правовым основам сыскной  полиции, не было. Это объясняется, прежде всего, тем, что первые сыскные отделения появились во второй половине XIX в., а становление собственно сыскной (криминальной) полиции началось только в 1908 г. и было прекращено революцией 1917 г. В работах дореволюционных юристов отражаются в основном общетеоретические вопросы деятельности полиции, подбора и подготовки кадров. В них затрагиваются отдельные аспекты организации и деятельности сыскной полиции.

Особо следует выделить труд И.П. Высоцкого, посвященный 200-летию С.-Петербургской полиции. В этой работе представлены сведения об истории возникновения, развития и деятельности петербургской сыскной полиции до 1903 г., критически оцениваются результаты работы столичного сыскного отделения.1

Определенный интерес представляют труды Е. Анучина. Б.П. Бразоля, Н. Селиванова, И.Т. Тарасова, посвященных анализу полицейской и судебной реформ 60-х годов XIX в. и их результатов. В этих работах поднимался вопрос о месте и роли органов, осуществляющих уголовный сыск после судебной реформы 1864 г., и на основе анализа результатов деятельности и выявления недостатков в организации судебно-следственных и полицейских органов после реформы была обоснована необходимость создания специальной службы, занимающейся розыском.2

Новый этап в разработке проблематики истории сыска в России приходится на 60-80-е годы XX в., когда появились  обстоятельные работы А.В. Борисова, Н.П. Ерошкина, В.М. Курицына, Р.С. Мулукаева, И.В. Оржеховского, Д.И. Шинджикашвили, К.Г. Федорова, А.Н. Ярмыша, по истории государственных учреждений, в том числе и общей полиции дореволюционной России. В них также впервые получают освещение отдельные аспекты становления общеуголовного сыска Российской империи. Например, истории организации сыска в дореволюционной России начала ХХ в. специально посвящена работа Д.И. Шинджикашвили.

Доминирующее место в историографии  сыска в этот период, как и прежде, принадлежало исследованиям политического сыска. Общей характеристикой работ 60-80-х годов ХХ в. в изучении политического сыска является обращение к конкретным сторонам его развития: учреждение и структура его субъектов, методы их деятельности и, как правило, на определенном хронологическом этапе.

В 90-х годах прошлого века проблемы становления и развития отечественного сыска вновь стали вызывать повышенный интерес исследователей исторического  и историко-правового направлений . Так, в области изучения политического сыска наиболее значительные научные результаты достигнуты Е.В. Анисимовым, Ф. Лурье, З.И. Перегудовой, Ч.А. Руудом и С.А. Степановым . В области исследования борьбы с общеуголовной преступностью и развития органов общеуголовного сыска в дореволюционной России значительный научный вклад внесен Р.С. Мулукаевым. В его работах были введены в научный оборот ранее неизвестные материалы, дана характеристика органов общеуголовного сыска с момента их возникновения до ликвидации в 1917 г., изложены основы их организации и деятельности, сформулированы основные принципы научного анализа проблем, связанных с возникновением, развитием и деятельностью уголовно-сыскных подразделений общей полиции в дореволюционной России.

Цель данной работы – характеристика организационно-правовых основ создания и деятельности сыскных отделений  в начале XX века, а также характеристика отдельных форм и методов борьбы с преступностью в обозначенный временной период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационно-правовые основы создания и деятельности сыскных отделений в начале ХХ века

 

В январе 1898 г. из секретного делопроизводства выделяется его подразделение  – Особый отдел, который становится самостоятельной структурой. Отдел  занимался регистрацией произведений нелегальной печати, рассмотрением  поступающих в Департамент вещественных доказательств по дознаниям, выемкой  из них книг, брошюр, газет, воззваний, листков противоправительственного  содержания, ведением дел обо всех появляющихся произведениях подпольной печати, конфискацией различных «преступных  изданий», составлением обзоров и  разборов поступающих в департамент  шифрованных документов и так далее.

Несмотря на максимальное предвидение всех возможных вариантов  развития ситуации, полиции не удалось  предотвратить ее негативных последствий. Первая русская революция и ее начало, «Кровавое воскресенье», яркое  тому подтверждение.

Историческое развитие России в начале XX века подготовило плодотворную почву для распространения терроризма; не только значительная часть молодых  людей, представителей среднего поколения, но и интеллигенция в целом  позитивно воспринимали феномен  российского террора. В подобных условиях он стал не только национальным бедствием, но неизбежной реальностью.

Слово «террор» обычно сопровождалось определением «эксцитативный» (привлекающий внимание) – его применяли к  революционным покушениям на представителей власти. Гимназисты, реалисты, студенты и курсистки знали имена революционеров так же, как сегодня знают имена  звезд масс-медиа. В подобных условиях силовым структурам приходилось  действовать в сложных социально-психологических  условиях, когда общественное мнение создавало своеобразное положительное мнение о людях, совершивших преступления против лиц, находившихся при исполнении служебных и должностных обязанностей.

Новая эпоха террора началась 14 февраля 1901 г. с убийства министра народного просвещения Н.П. Боголепова.

Стратегия и тактика контроля и манипуляции радикальными группировками  «политтехнологами» из полиции не всегда были оправданны, а зачастую и вредили  Департаменту полиции (убийство Плеве, Столыпина).

В такой обстановке власть вынуждена была отвечать в основном насилием, что вызывало, в свою очередь, с противоположной стороны новый  виток агрессии. Полиция не искала первопричину терроризма, и, казнив исполнителей, власти фактически сделали из них  мучеников. С другой стороны, полицейский  аппарат в силу своего статуса  и определенного образа поведения  в глазах общества был полностью  лишен возможности решать указанные  проблемы чисто в силовой плоскости.

Таким образом, возникал определенный порочный круг: наличие или отсутствие активных действий со стороны полиции  неизбежно вызывало ответный протест  в виде террористических актов.

В этих условиях российская полиция вынуждена была не только совершенствовать, но и изобретать ранее неизвестные методы работы. Одной из таких форм борьбы стала  тактика «полицейского социализма», или «зубатовщина», когда основные мероприятия были направлены к усилению роли агитации и пропаганды в среде  рабочих, когда поддерживалось и  в определенном смысле направлялось профессиональное движение, предоставлявшее  известную свободу реализации отношений  между предпринимателями и рабочими.

Благодаря С. Зубатову политический сыск в России стал отвечать требованиям времени. В частности, он создал в охранном отделении огромную картотеку подозреваемых. В ней находились имена тех, кто хоть когда-нибудь находился в поле зрения полиции.

Подавить революцию, рабочее  движение только силой, запретами и  арестами невозможно, считал С.В. Зубатов, это вызовет только еще большее сопротивление и озлобленность. Необходимо позволить рабочим легально защищать свои экономические права. С.В. Зубатов предлагал искусственно, через тайных агентов охранного отделения, возглавить террористическую группу и, не громя ее, длительное время использовать в своих целях и контролировать, «проводить» своего тайного агента длительной операцией к руководству такой группы. Деморализовать террористические организации изнутри, лишить их возможности различать, кто революционер и кто провокатор.

В конечном счете, С.В. Зубатов стремился идейно и организационно расколоть революционное движение, создать систему, политически и организационно противостоящую терроризму.

Усложнившиеся проблемы общественно-политической и экономической жизни российского  общества начала XX в. предъявляли все  более высокие требования к управленческой стороне полицейской деятельности. В этой связи как совершенствовалась структура полицейских органов, так и активно использовались новые формы работы, в том числе  была видоизменена система сбора  информации.

Первая российская революция  и последовавший Манифест 17 октября 1905 г., объявлявший политические права  и свободы, учреждение законодательной  Государственной Думы не могли не вызвать изменений в государственном  аппарате, в частности в МВД.

Осенью 1905 г. в нем было создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный совет. Оно  координировало деятельность местных  органов по подготовке и проведению выборов. В период избирательных  кампаний власти могли использовать его для продвижения одних и блокирования других кандидатов в депутаты Государственной Думы. Но степень этого вмешательства, если судить по составу депутатов I и II Государственной Думы, большая часть которых была в активной оппозиции к правительству, не стоит преувеличивать.3

Отмена предварительной  цензуры, провозглашение свободы печати привело к появлению множества  газет и журналов, в которых  подвергалась критике деятельность государственных учреждений и особенно МВД.

В сентябре 1906 г. по решению  министра внутренних дел П.А. Столыпина  при Главном управлении по делам  печати МВД было создано осведомительное  бюро. Оно должно было передавать в  средства массовой информации официальные  сообщения, комментировать меры, принимаемые  правительством, составлять обзоры публикаций центральных, местных и зарубежных газет для министра внутренних дел  и руководителей ведомств. В распоряжении осведомительного бюро была типография, в которой печатались брошюры  проправительственного содержания, а также секретная экспедиция для их рассылки. П.А. Столыпин много  внимания уделял деятельности осведомительного бюро, пытаясь превратить его в  своеобразное министерство пропаганды. Однако подобная работа была не до конца  продуманной и последовательной с точки зрения определения стратегических целей и задач. После смерти Столыпина  роль осведомительного бюро в системе  МВД снизилась. В 1915 г. оно было переименовано  в бюро печати.

По мнению З.И. Перегудовой, революция 1905 – 1907 гг. выявила слабость полицейской службы в России, вызвала замешательство в высоких сферах. Все это усложняло работу Департамента полиции и его Особого отдела. Департамент претерпевает ряд внутренних реорганизаций, главный упор делается на усиление политического розыска, широкое использование специалистов.4

Революционные события показали значительную роль применения полицией провокаторов при проведении оперативных  мероприятий, что вызывало определенное замешательство в высоких сферах. В период революции возникает  масса легальных и нелегальных  организаций, кружков, групп, широкий  размах приобретает профсоюзное  движение, ширится кооперативное  и женское движение. В этих условиях Департамент полиции и его  Особый отдел добиваются такого уровня работы, когда деятельность этих общественных организаций благодаря усилиям  негласных сотрудников была не только «засвечена», но и в определенной степени дискредитирована в глазах общественного мнения.

В ходе революции Департамент  полиции предпринимает ряд мер, направленных на более эффективную  работу политического розыска. Издаются циркуляры, которые вводят политических руководителей на местах в суть создавшейся  обстановки, знакомят с новыми общественными  организациями и их программами.

В частности, в циркуляре  № 10950 от 24 августа 1905 г. «О революционных  партиях» говорилось, что противоправительственное движение, органами борьбы с которым  являются, главным образом, жандармские  управления и охранные отделения, получило за последнее время весьма широкое  развитие, выразившееся в образовании  целого ряда самостоятельных революционных партий и организаций, действующих каждая по собственной программе и системе.5

По мнению Р. В. Нигматуллина, активизация террористической деятельности в годы первой русской революции привела к принятию соответствующих мер со стороны правительства.

Так, Государственный совет 9 февраля 1906 г. установил ответственность  за изготовление, приобретение, хранение, ношение и сбыт без надлежащего  разрешения взрывчатых веществ и  снарядов. Нарушение этих положений влекло за собой лишение всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и заключение в исправительно-арестантские отделения на срок от 4 до 5 лет, а при совершении этих деяний против государственной безопасности или общественного спокойствия – лишение всех прав состояния и ссылку на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет.6

Были приняты специальные  меры по упорядочению документации, поступающей  в Особый отдел. Одновременно те направления, которые были поставлены во главу  угла при предыдущей реорганизации  – борьба с партиями и общественным движением, еще более усиливаются, под них подводится «профессиональная» база.

Информация о работе Организационно-правовые основы создания и деятельности сыскных отделений в начале ХХ века