Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:22, реферат
Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. В знак заключения брачного договора родители жениха и невесты пили бата, разведенный мед или кумыс из одной чашки. С этого момента девочка становилась невестой, и отец уже не имел права выдать ее за другого, хотя бы жених и оказался потом неподходящей партией, вследствие ли своих качеств или по расстроившемуся материальному состоянию.
1. Введение……………………………………………..3-4
2. Башкирская свадьба…………………………….5-8
3. Курбан Байрам…………………………………..9-10
4. Татарская кухня……………………………….10-12
5. Великий пост……………………………………12-14
6. Месяц рамадан………………………………...14-17
7. Заключение………………………………………….18
8. Список литературы………………………………19
За 20 дней до наступления праздника не полагается веселиться, устраивать торжественных угощений, надевать новые одежды, стричься и т. д. Накануне праздника пекут ритуальные хлебцы.
Этот праздник и
приготовления к нему обставляются
весьма торжественно: совершается особое
богослужение в мечети, читаются проповеди,
в домах готовятся разнообразные блюда,
прежде всего, мясные. Курбан-байрам продолжается
три дня. В дни праздника мусульмане посещают
могилы своих близких, молятся за них и
раздают милостыню.
Татарская кухня
Особое место в рационе питания татар занимают мясо-молочные продукты. Молоко употребляли как в чистом, так и в переработанном виде. Первый этап обработки молока - обезжиривание, т.е. отделение сливок (каймак). Сливки служили не только повседневной (летней) пищей, но и полуфабрикатом для получения масла (ак май), из которого посредством термической обработки получали топленое (сары май) (доел, желтое). Соленое масло (тозлы ак май) заготавливали на осень и зиму.
Татары изготовляли
ферментированные и кисломолочные продукты:
катык, эремчек, корот. Мясо в повседневном
питании татар употреблялось в меньшей
степени, чем молоко и молочные продукты.
При этом основная доля потребляемого
годового объема мясопродуктов приходилась
на период с поздней осени до середины
весны. Мясо ели в вареном, реже в жареном
или тушеном виде. Вареное мясо, как горячее,
так и холодное, подавали к обеду в дополнение
к супу. Татары использовали несколько
способов заготовки мяса для длительного
хранения в любое время года. Наиболее
распространенными были соление и вяление
(какланган ит). Мясо домашней птицы почиталось
у татар. Лакомым блюдом считается и сегодня
тутырган тавык (курица, фаршированная
яйцами) - гордость татарской национальной
кухни. Это традиционное обрядовое блюдо.
Обычно его приносили в качестве подарка
на свадьбу сваты, готовили в дни религиозных
и других народных праздников.
В силу давних земледельческих традиций народа особое место в рационе татар занимает пища растительного происхождения: мучные, крупяные блюда, реже овощи, различные травы и зелень, дикие и культурные ягоды. Среди разнообразных изделий татарской кухни выделяется бэлеш (курник), также готовящийся по особо торжественным случаям. В кухне татар Башкортостана встречается мясной бэлеш двух видов: зур бэлеш и вак бэлеш (соотв. большой пирог и маленький). Лучшим мясом для зур бэлеш считалась баранина или молодая говядина. Встречались варианты из гуся или курицы. Из мучных изделий центральное место занимает икмэк - хлеб. Ржаной хлеб всегда был необходимейшим продуктом питания основной массы татарских крестьян. Всевозможные лепешки без начинки - табикмэк, кабартма - широко распространенные изделия из теста к чаю. Повсеместно татары готовили к чаю блины - коймак или купертмэ. Блины были любимым повседневным и обрядовым кушаньем. Например, кияу коймагы - блины, которыми угощали в доме невесты зятя в первые дни после свадьбы; коз коймагы готовили во время помочей.
Большую группу блюд - чэй ашлары (кушанья к чаю) - составляют изделия из жареного и печеного теста с начинкой: бэлеш, пэрэмэч, учпочмак, сумса, дучмак, дуртмеш, кыстыбый.
Чэк-чэк (чак-чак) и баурсак - особые, обрядовые блюда. Процесс приготовления чак-чака довольно сложный. Поэтому в дни торжеств женщины организовывали нечто вроде помочей, приглашая родственниц и соседок. Большую группу мучных блюд татарской кухни составляли кушания из вареного теста: умач (суп-затируха), сал-ма (подобие клецок), бишбармак, куллама, пелмэн (пельмени). Ярко выраженный характер национального кушанья имеет татарский токмач (лапша). Выращивание и использование овощей и фруктов было в большей мере характерно для татар западных и южных районов Башкирии. Но дикорастущие растения, плоды и ягоды употреблялись в пищу широко и повсеместно. Из борщовника, щавеля, крапивы варили супы. Особенно к ним прибегали в неурожайные годы. В сыром виде повсеместно употреблялись в пищу дикая редька, дикий лук, дикий чеснок, щавель и другие растения. Особенно ценились лесные и полевые ягоды - урман жилэге и каен жилэге (земляника - доел, березовая ягода), дикая малина., смородина, вишня, яблоки, калина, черемуха, крыжовник и др. Из ягод варили варенье, готовили начинку для пирогов, но чаще всего их сушили и делали как (пастилу). Это был старинный способ хранения ягод (а, следовательно, и витаминов). Пастилу заготавливали в больших количествах и использовали в качестве начинки к пирогам и как лекарственное средство при простудах и лихорадке. Из нее делали напитки, компоты или просто пили чай.
Черный (индийский) чай был редкостью для большинства татарских крестьян. Но они умели делать чай из смеси различных трав: душицы или зверобоя, мяты, листьев дикой малины, смородины и вишни. Собранные листья высушивали, а затем "морили" в печи, так что по цвету домашний чай почти не отличался от черного, а по степени полезности и по вкусу, очевидно, превосходил его. Постоянное употребление настоящего чая было в основном привилегией зажиточных крестьян, богатых горожан. Они же могли позволить себе покупку лимонов, фиников, инжира и других фруктов, которые считаются обрядовыми у мусульман.
В различных
регионах Башкирии употребляли свекольный
и хлебный квас. Готовили некрепкие хмельные
напитки: бал (медовуха), буза (брага), сыра
(пиво из солода). Ислам запрещал употребление
"туманящих разум" (крепких спиртных)
напитков. До середины XIX в. татары в большинстве
своем не прибегали к водке или вину. Исключение
составляли татары-кряшены (нагайбаки).
Но со второй половины прошлого столетия
употребление крепких напитков все более
распространяется среди татар.
Великий Пост
Сразу
за неделей масленичного
Великий
Пост начинается с
Слова
выдающегося византийского
Православная Церковь поддерживает значение духовного воздержания, а не просто воздержания от той или иной пищи. Пост не должен быть безотрадной голодовкой или оздоровительной диетой (безусловно полезной для здоровья). Всестороннее воздержание от житейских удовольствий, сексуальных отношений, сквернословия, гнева - все это должно создавать особое эмоциональное состояние, способствующее очищению и обновлению души человека, вызывать у него стремление к покаянию.С понедельника Великого Поста наступали дни воздержания. Те же самые люди, которые "безмерным питанием и ядением" во время Масленницы навлекли на себя гнев Церкви, Великим Постом питались одним кусочком хлеба с солью да водой весь день. Все сидели по домам. Засыпали рано, уличная жизнь затихала с 6-7 часов вечера. Только в субботу и воскресенье несколько оживлялась тогдашняя общественная жизнь - ходили в гости друг к другу только близкие родственники. Лакомства предназначались только для детей. Посылки со сластями пересылали из дома в дом все родные, и, наверное, эта сладкая радость значительно облегчала детворе тяготы Великого Поста.
Пищевые
предписания Великого Поста
Позднее
правила поста стали менее
строгими. Например, запрещалось есть
рыбу только на первой, четвертой
и седьмой неделях. А в
Соблюдать
пост - вовсе не означает морить
себя голодом. Даже без рыбы пища из
растительных продуктов при достаточном
их количестве дает чувство сытости; поэтому
в народе говорили: " В год хлебородный
пост не голодный" А те, кого не смущал
запрет на скоромную пищу, шутили-"Пост
- не мост, объехать можно". Вообще-то,
при всей строгости Великого Поста в нем
достаточно терпимости к потребностям
людским: и духовным, и физическим. Однако,
следует помнить, что пост полностью исключает
спиртное.
Месяц Рамадан
Священный
для мусульман месяц поста Рамадан - девятый
месяц мусульманского лунного календаря,
месяц поста. Во время него правоверным
запрещено есть, пить, курить, "принимать
внутрь иную субстанцию" и т.п. в светлое
время суток. С наступлением темноты все
ограничения снимаются. От поста освобождаются
маленькие дети, престарелые люди, тяжело
больные, беременные женщины .. По окончании
поста мусульмане отмечают праздник Ураза-Байрам..
Рамадан
Большой пост в течение месяца рамадан (рамазан) обязателен для всех взрослых, здоровых и ритуально чистых мусульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламе не сводится только к поддержанию чистоты и опрятности, но означает освобождение от всего оскверненного. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые, те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т. д. Те же, кто временно освобожден от поста, должны поститься после окончания рамадана в течение потерянных дней.
Рамадан - месяц изнурительного мусульманского поста, молитв, благочестивых дел. В этот месяц верующие просят у Всевышнего отпущения грехов и возносят молитвы, в том числе, и специальную - "Таравих", совершаемую лишь в рамадан, проводят много времени за чтением Корана.
Поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть и пить разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов, нельзя также закапывать капли, ставить банки, пускать кровь. Вечером же, после заката, постящийся должен принять фатур — легкую пищу, вторая еда — сахур принимается перед возобновлением поста на заре.
Во время Рамадана в мусульманских странах заметно снижается деловая активность, уменьшается рабочий день, усиливаются религиозные настроения; повседневная жизнь смещается на вечернее и ночное время суток. Месяц очищения, обновления, возрождения продлится до 29 сентября (1 шавваля) и закончится праздником разговения - Ураза-байрам.
Лейлят аль-кадр
Три последние ночи
поста в месяц рамадан
Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения высших сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события с тем, чтобы заслужить к себе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу.
Своеобразие этого праздника заключается в том, что он отмечается на фоне воздержания от еды и питья в течение всего светового дня поста рамадан. Следовательно, это ночные праздники с разнообразными и вкусными кушаньями после дневного поста с томительным ожиданием вечера.
Ураза-байрам
Второй по значению праздник ислама, который называют еще и малым (большой - Курбан-байрам). Праздник окончания поста приходится на начало следующего за рамаданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря), и называется ид аль-фитр - праздник фитр. Из названия этого религиозного праздника следует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обязан внести представителю духовенства фитр, т. е. подношение, состоящее обычно из пищевых продуктов или денег, а подчас и то, и другое. Праздник длится три дня, сопровождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В ортодоксальном исламе во время этого праздника верующий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (Закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую живность.