Обстановка Большого Террора

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие
слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и
талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной
народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С
самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и
призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из

Файлы: 1 файл

Реферат по литре.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Великая Отечественная война –  это тяжёлое испытание, выпавшее  на  долю

русского народа. Литература того времени не могла оставаться  в  стороне  от

этого  события.

    Так в первый день  войны на митинге советских  писателей прозвучали такие

слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы,  весь  свой  опыт  и

талант,  всю  свою  кровь,  если  это  понадобится,  отдать  делу  священной

народной войны против врагов нашей  Родины». Эти  слова  были  оправданны.  С

самого  начала  войны  писатели  почувствовали   себя   «мобилизованными   и

призванными». Около двух тысяч  писателей ушли на фронт, более четырехсот  из

них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов,  М.  Джалиль;  совсем

молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

    Фронтовые писатели в полной мере разделяли  со  своим  народом  и  боль

отступления, и радость побед. Георгий  Суворов, писатель-фронтовик,  погибший

незадолго до победы, писал: «Свой  добрый век мы  прожили  как  люди,  и  для

людей».

    Писатели жили одной  жизнью со сражающимся народом:  .мерзли  в  окопах,

ходили в атаку, совершали подвиги  и ...писали.

                 О, книга! Друг заветный!

                 Ты в вещмешке бойца

                 Прошла весь путь победный

                 До самого конца.

                 Твоя большая правда

                 Вела нас за собой.

                 Читатель твой и автор

                 Ходили вместе в бой.

    Русская литература периода  ВОВ стала  литературой   одной  темы  –  темы

войны,  темы  Родины.  Писатели  чувствовали  себя  "окопными  поэтами"  (А.

Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению  А.  Толстова,  была

"голосом героической души  народа". Лозунг "Все силы  –   на  разгром  врага!"

непосредственно относился и к  писателям. Писатели военных лет владели  всеми

родами литературного оружия: лирикой  и сатирой,  эпосом  и  драмой.  Тем  не

менее первое слово сказали лирики и публицисты.

    Стихи публиковались  центральной и фронтовой печатью,  транслировались по

радио наряду с информацией о  важнейших  военных  и  политических  событиях,

звучали с многочисленных импровизированных  сцен на фронте и в  тылу.  Многие

стихи переписывались в фронтовые  блокноты, заучивались наизусть. Стихи  "Жди

меня"  Константина  Симонова,  "Землянка"   Александра   Суркова,   "Огонек"

Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический  диалог

писателей и читателей свидетельствовали  о  том,  что  в  годы  войны  между

поэтами и народом установился  невиданный в истории  нашей  поэзии  сердечный

контакт.  Душевная  близость  с  народом  является  самой  примечательной  и

исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

    Родина, война, смерть  и бессмертие, ненависть к врагу,  боевое  братство

и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе  народа

–  вот  основные  мотивы  военной  поэзии.  В  стихах   Тихонова,   Суркова,

Исаковского,  Твардовского  слышится  тревога  за  отечество  и  беспощадная

ненависть к врагу, горечь утрат  и сознание жестокой необходимости  войны.

    В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых  занятий

и родных мест  миллионы  советских  людей  как  бы  по-новому  взглянули  на

привычные родные края, на дом, где  родились, на самих себя, на  свой  народ.

Это нашло отражение и  в  поэзии:  появись  проникновенные  стихи  о  Москве

Суркова и Гусева, о  Ленинграде  Тихонова,  Ольги  Берггольц,  о  Смоленщине

Исаковского.

    Видоизменился  в   лирике  военных  лет  и   характер   так   называемого

лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике

предшествующего периода. Поэзия как  бы вошла в войну, а война  со  всеми  её

батальными и  бытовыми  подробностями  в  поэзию.  "Приземление"  лирики  не

помешало поэтам передавать грандиозность  событий и  красоту  подвига  нашего

народа.  Герои  часто  терпят  тяжелые,  подчас  нечеловеческие  лишения   и

страдания:

                  Впору поднять десяти поколеньям

                  Тяжесть, которую подняли мы.

                                            (писал  в   своих   стихах   А.

                                       Сурков)

    Любовь к отечеству  и  ненависть  к  врагу   –  это  тот  неиссякаемый  и

единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение  наша

лирика. Наиболее известными поэтами  того  времени  были:  Николай Тихонов,

Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц,  Михаил  Исаковский,

Константин Симонов.

    В поэзии военных   лет  можно  выделить  три   основные  жанровые  группы

стихов: лирическую (ода, элегия,  песня),  сатирическую  и  лирико-эпическую

(баллады, поэмы).

 

                 ПРОЗА.

    В  годы  Великой   Отечественной  войны  получили  развитие  не   только

стихотворные  жанры,  но  и  проза.  Она  представлена  публицистическими  и

очерковыми  жанрами,  военным  рассказом  и героической повестью.   Весьма

разнообразны  публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны,  воззвания,

письма, листовки.

    Статьи  писали:  Леонов,  Алексей  Толстой,  Михаил  Шолохов,  Всеволод

Вишневский,  Николай  Тихонов.  Они  воспитывали  своими  статьями   высокие

гражданские чувства, учили  непримиримо  относиться  к  фашизму,  раскрывали

подлинное   лицо   "устроителей   нового   порядка".   Советские    писатели

противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую  правду.

В сотнях статей приводились неопровержимые факты  о  зверствах  захватчиков,

цитировались  письма,  дневники,  свидетельские   показания   военнопленных,

назывались имена, даты,  цифры,  делались  ссылки  на  секретные  документы,

приказы и распоряжения властей. В своих  статьях  они  рассказывали  суровую

правду  о войне, поддерживали в народе светлую  мечту о  победе,  призывали  к

стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" –  так  начинается  статья

Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

    По настроению, по тону военная  публицистика  была  либо  сатирической,

либо   лирической.   В   сатирических   статьях   беспощадному   высмеиванию

подвергались  фашисты.  Излюбленным  жанром  сатирической  публицистики  стал

памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма  разнообразны  по

жанру: статьи  - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково,  к

примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".

    Публицистика оказала  огромное влияние на все жанры  литературы  военных

лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир  впервые  узнал  о  бессмертных

именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова,  о  подвиге

молодогвардейцев, которые предшествовали  роману  "Молодая  гвардия".  Очень

распространен в 1943-1945 годах был  очерк о подвиге  большой  группы  людей.

Так, появляются очерки о ночной  авиации  "У-2"  (Симонова),  о  героическом

комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки,  посвященные  героическому

тылу  представляют  собой  портретные  зарисовки.  Причем  с  самого  начала

писатели обращают внимание не столько  на судьбы  отдельных  героев,  сколько

на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях  тыла  писали  Мариетта

Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

    Оборона Ленинграда и  битва под Москвой явились  причиной  создания  ряда

событийных  очерков,  которые  представляют  собой  художественную  летопись

боевых операций. Об этом свидетельствуют  очерки: "Москва. Ноябрь 1941  года"

Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной  войны  создавались  и  такие  произведения,  в

которых  главное  внимание  обращалось  на   судьбу   человека   на   войне.

Человеческое счастье и война  – так  можно  сформулировать  основной  принцип

таких  произведений,  как  "Просто  любовь"  В.  Василевской,  "Это  было  в

Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о  войне В. Некрасова «В  окопах  Сталинграда».

Это  было  первое  произведение  неизвестного   тогда   писателя-фронтовика,

дослужившегося до капитана, провоевавшего  под Сталинградом все долгие дни  и

ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных  боях,  которые

вела наша армия.  В  произведении  мы  видим  стремление  автора  не  только

воплотить личные  воспоминания  о  войне,  но  и  попытаться  психологически

мотивировать поступки человека, исследовать  нравственно-философские  истоки

подвига солдата. Читатель увидел в  повести  великое  испытание,  о  котором

написано  честно  и  достоверно,  столкнулся  со  всей  бесчеловечностью   и

жестокостью  войны.  Это  была  одна  из  первых  попыток   психологического

осмысления подвига народа.

  Война стала для всех большой  бедой, несчастьем. Но  именно  в  это  время

люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая  бумажка,  как

проявитель  какой-то  особенный».  Вот,  например,  Валега  —  малограмотный

человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина,  он,  ей-богу

ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет  драться  до  последнего

патрона. А кончатся  патроны  —  кулаками,  зубами...».  Командир  батальона

Ширяев и Керженцев делают все  возможное,  чтобы  сберечь  как  можно  больше

человеческих жизней,  чтобы  выполнить  свой  долг.  Им  противопоставлен  в

романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы  не  попасть  на

передовую; автор также осуждает и  Абросимова,  который  считает,  что  если

поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на  любые  потери,  бросая

людей под губительный огонь пулеметов.

  Читая повесть, чувствуешь  веру автора в  русского  солдата,  у  которого,

несмотря  на  все страдания,  беды,  неудачи,  нет   никаких   сомнений   в

справедливости освободительной  войны. Герои повести В.  П.  Некрасова  живут

верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

  В этом же суровом сорок  втором происходят события повести  В.  Кондратьева

«Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так  же,

как и его герой. И повесть  его посвящена подвигам  простых  русских  солдат.

В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал  о

том жестоком и  тяжелом  времени  честно  и  талантливо.  Герой  повести  В.

Кондратьева Сашка очень молод, но  он  уже  два  месяца  на  передовой,  где

«просто обсохнуть, согреться —  уже немалая удача»  и  «...с  хлебцем  плохо,

навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу  шагов,  простреливается

насквозь.  И  Сашка  ночью  поползет  туда,  чтобы добыть  своему   ротному

командиру валенки с убитого  немца, потому как у лейтенанта пимы  такие,  что

их за лето не просушить, хотя у  самого  Сашки  обувь  еще  хуже.  В  образе

главного героя воплощены  лучшие  человеческие  качества  русского  солдата,

Сашка умен, сообразителен, ловок —  об этом  свидетельствует  эпизод  захвата

им «языка». Один из главных моментов повести  —  отказ  Сашки  расстреливать

пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил  приказ,  не  стал

стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

  В главном герое  воплотились   самые  лучшие  черты  народного   характера:

мужества,  патриотизм,  стремление  к  подвигу,  трудолюбие,   выносливость,

гуманизм и глубокая вера в победу. Но  самое  ценное  в  нем  —  способность

размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не  научились

еще воевать как следует что  командиры, что рядовые. И что  учеба на  ходу,  в

боях идет по самой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и  другие,  но  не

обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых.  геройств  не

совершал».

  «История Сашки — это  история человека, оказавшегося  в самое трудное время

в самом трудном месте на самой  трудной должности — солдатской»,  —  писал  о

герое Кондратьева К. М. Симонов.

  Тема подвига человека  на  войне  получила  свое  развитие  в  литературе

послевоенного времени.

 

 


Информация о работе Обстановка Большого Террора