Объединение земель вокруг Москвы и формирование системы государственного управления в Московской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры — православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» Земле Русской.

Файлы: 1 файл

органы управления.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Приказы лишь приводили в жизнь и наблюдали за исполнением уже принятых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Боярская дума и земские соборы.

 

 Московская Русь  была государством самодержца. Вся  власть была в руках великого  князя или царя. Но при самодержце  существовал специальный совещательный  орган – Боярская дума. Боярская  дума в русском централизованном  государстве конца XV – начала XVIII веков – постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

Помимо функции советников, бояре посылались из Москвы наместниками в различные области страны. Они осуществляли всю административно-военную деятельность на местах. Таким образом, бояре выполняли как законосовещательную функцию при самодержце, так и функцию исполнительной власти в различных областях Московского государства.

 

В эпоху Московской Руси к слову “боярин” прибавлялся  какой-либо эпитет, обозначающий сферу  деятельности конкретного боярина (например, ближний боярин был особым доверенным лицом государя, имеющим  право входить в комнату великого князя (царя) еще до его официального выхода в парадные покои, введенный боярин рассматривал судебные дела от имени государя, путный боярин ведал одной из отраслей княжеского хозяйства). Из этого видно, что бояре были заняты и в государственном, и в дворцовом управлении.

 

Кроме бояр в думе присутствовали окольничие (то есть, княжеские слуги, ведавшие какими-то территориями государства “околицами”). Чины бояр и окольничих передавались из поколения в поколение в одних и тех же семьях.

 

В XVI веке дума из совета при князе превращается в орган государственной власти, который осуществляет высшие законодательные, административно-военные и судебные функции. У нее появляется свой чиновный аппарат – думные дьяки.

 

Родовой принцип передачи чинов боярина и окольничего  в одних и тех же семьях не давал на протяжении XVI века государю возможности открыто привлекать к управлению своих незнатных соратников. И хотя еще в начале правления Ивана IV Грозного царские любимцы были введены в думу в чине думных дворян, их роль в управлении государством через думу была незначительна. Она возросла лишь в самом конце XVI века. А до той поры государь мог обсуждать с ними государственные дела лишь частным образом.

В XVII веке Боярская дума стала консервативным органом, противившимся  всем новым преобразованиям. Но она была отменена лишь во время Петровских реформ.

 

Развитие государственной  власти в домонгольской России шло  в западноевропейском направлении. И вполне логичным выглядело бы появление  на Руси сословно-представительных органов  государственной власти. Но естественное развитие России было прервано сначала монголо-татарским нашествием, а позже стремлением к единодержавию московских великих князей. И лишь во время боярского правления при малолетнем Иване IV Грозном на Руси вновь появляется местное самоуправление. В результате его развития появились сословно-представительные учреждения в масштабах всего государства. Так возникли Земские соборы. В гражданский обиход слово “собор” пришло из церковного. Церковные соборы передали Земским свое наименование и некоторые организационные формы. В состав Земского собора входили Освященный собор (собрание высших церковных деятелей страны), Боярская дума и представители тех сословий, которые приглашались или назначались властью. Но в состав соборов не входили представители основной массы населения – крестьян.

 

Большинство соборов  созывались царями по их собственной  инициативе. Несколько соборов XVII века были созваны царем по прошению сословий. Но некоторые соборы были созваны  сословиями или по их инициативе в  отсутствие царя. Таковыми были соборы, выбиравшие и утверждавшие на царство Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Романова.

 

Роль большинства Земских  соборов можно оценить как  роль совещаний, используемых московскими  государями для ознакомления с мнением своих подданных. Обсуждение всех вопросов происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, купцов, служивых людей. Каждое сословие высказывало свое мнение по обсуждаемому вопросу. На Земских соборах обсуждались насущные главные проблемы московского государства. Наиболее часто рассматривались вопросы внешней политики и взимания налогов.

 

Земские соборы просуществовали  около полутора веков (с1549 по1684 годы). И хотя они не были, конечно, органами народовластия, они не были случайными, заимствованными или формальными учреждениями. С их решениями власть считалась.

 

Но почему эти органы власти перестали существовать? На это есть две главные причины. Во-первых, Земские соборы не имели  своей воли. Они созывались в основном царями, решая только те вопросы, которые ставила перед ней верховная власть. Во-вторых, сословно-представительный строй не мог развиваться в России, так как все сословия были одинаково бесправны перед неограниченной властью государя. К тому же, во второй половине XVII века Романовы утвердились на престоле и больше не нуждались в поддержке Земских соборов. Напротив, все попытки обрести соборами некоторую самостоятельность теперь расценивались как угроза царскому самовластью.

 

 

2.3. Судебная власть.

 

В 1497г. был принят свод законов нового объединённого государства Судебник. Он должен был объединить судебные системы разных русских княжеств. Фактически Судебник был основан на "Русской правде". Основное отличие состояло в том, что Судебник понимает под преступлением не только моральное оскорбление, или материальный урон имуществу, личности - это, главным образом, нарушение установленных властью норм. Появляются новые преступления - крамола (заговор) против государя и государства, должностные преступления, в том числе посул (взятка должностному лицу). Смертная казнь применялась часто, могла быть заменена помилованием государя. Очень широко применялось членовредительство в качестве наказания: урезание ушей, носа, клеймение и пр. Штрафы были самым лёгким наказанием и полагались за лёгкие преступления (оскорбление).

Судебная система включала в себя: суд наместников Великого князя, приказной суд, суд Боярской Думы и самого великого князя. Судебное следствие имело несколько стадий, закреплённых в Судебнике: опрос свидетелей, вызов ответчиков в суд, присяга, ордалии (доказательство своей правоты путём поединка), применение очных ставок, пыток.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Московское государство  зарождалось в XIV в. под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось  в XV и XVI вв. среди упорной борьбы за свое существование на западе, юге и юго-востоке. Оно складывалось медленно и тяжело и стоило стране многих жертв. Тем не менее, процесс объединения встречал поддержку всех социальных слоев русского народа — от феодального боярства, покидавшего дворы удельных князей ради службы московскому государю, до простых смердов, решивших исход битвы на Куликовом поле. И именно по этой причине великие московские князья сумели покончить с уделами и создать политически сплоченное Русское государство, несмотря на то, что отдельные его области, «земли», продолжали еще в течение двух веков жить самодовлеющей, обособленной одна от другой экономической жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сенин А.С. История российской государственности: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12 томах. Т.2. М.: Наука, 1989.- 637 с.

 3. Некрасова М.Б. История Отечества: учеб. пособие/ М.Б.Некрасова.- М.: Юрайт – Издат, 2002. – 270 с.

 

4. Орлов А.С. Пособие по истории  СССР для подготовительных отделений  вузов: учеб. пособие. В 2-х частях. Ч.1,- М.: Высш. школа, 1987.-424 с.




Информация о работе Объединение земель вокруг Москвы и формирование системы государственного управления в Московской Руси