Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одним из крупнейших событий современной мировой истории является объединение двух германских государств. Присоединение к ФРГ ГДР оказало существенное влияние на экономическое и политическое положение Германии. В мировых международных отношениях после объединения резко возросла роль этого государства. Кроме того, объединение стало своеобразной чертой под многоплановой и сложной проблемой, финальным этапом решения германского вопроса в том виде, в каком он сформировался в результате второй мировой войны.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Политическое и социально-экономическое развитие Германии: ГДР и ФРГ……………………………………………………………………….5
1.1. Обзор литературных источников………………………………………….5
1.2. ГДР: политический кризис………………………………………………...8
Глава 2. Международные аспекты объединения двух германских государств……………………………………………………………………...17
2.1. Роль мирового сообщества в проблеме германского единства и этапность объединения Германии……………………………………………17
2.2. Объединение Германии: отдельные международные аспекты………...21
Заключение……………………………………………………
Иначе происходил процесс изучения истории германского вопроса в ФРГ. В 1982 Г. Коль в своем первом заявлении на посту канцлера изложил тезисы немецкой политики. Основной из них: «национальное государство немцев разрушено» и «немецкая нация осталась, и она будет существовать в будущем». К началу 90-х годов в ФРГ сформировалась серия документальных сборников, где аккумулировались документы и материалы партийных съездов, заседаний бундестага, речи, высказывания политиков и исследователей по германскому вопросу, которые преимущественно отражали политику Германии до 1991 года. Без этих изданий невозможно понять смысл политики правительства Г. Коля. Сюда же следует отнести «Материалы политического образования» по германскому вопросу. В предисловии к большинству сборников говорилось, что молодежь, которая родилась после раскола Германии, слабо знает историю германского вопроса, особенности положения и развития ФРГ и ГДР, поэтому преподаватели должны «поддерживать в молодежи осознания единства германской нации и требований о самоопределении в мире и свободе».11
Все эти материалы использовались не только в пропагандистских целях. Их значение еще и в том, что формировалась политико - правовая основа, которая была задействована при решении германского вопроса в 1989-1990 гг.
На постсоветском пространстве, повышение интереса к немецкому вопросу проявилось после объединения Германии. Среди научных изданий следует выделить работы А. Ахтанзяна, Б. Петелина, А. Гвоздкова, Ю. Гончара, Л. Турусова, А. Филатова. В монографии А. Филатова убедительно доказывается существование германского вопроса на протяжении всей послевоенной истории и анализируются внутриполитические и международные аспекты процесса германского объединения. Названные статьи, диссертации, монографические исследования объединяет попытка на основе новых документальных источников раскрыть причины кризиса власти в ГДР, а также конкретные шаги западногерманского и советского руководства в период с ноября 1989 - по октябрь 1990 годов [1].
Большинство исследователей приходят к выводу, что политика Горбачева тесно связана с решением германского вопроса. Сегодня никто не ставит под сомнение личный вклад Горбачева в решение германской проблемы. Вместе с тем, оценка вклада первого и последнего президента СССР некоторыми исследователями оценивается неоднозначно: с точки зрения немцев, Горбачев сыграл выдающуюся роль в процессе подготовки и реализации плана объединения Германии. С точки зрения бывшего СССР - картина несколько иная. Оппоненты Горбачева, прежде всего, имеют в виду цену объединения, поспешность этого процесса, что привело к большим экономическим потерям со стороны Советского Союза.12
В Германии тема объединения страны - одна из самых популярных и находится в центре научных исследований. Создание «официальной» истории воссоединения, можно считать, уже состоялось. С одной стороны, в «официальной» истории еще не полностью учтены все факты и точки зрения, оценки и подходы. С другой стороны, появляются работы восточно - германских исследователей, которые призывают не спешить забывать опыт ГДР, ее историю.
Из всего спектра исследуемых проблем выделились основные: германский вопрос и его новое видение и в этой связи всесторонний анализ внешней политики канцлера Г. Коля в 1982-1992 годах, перестройка Горбачева и ее влияние на решение германской проблемы, социально - экономический и политический кризис в ГДР в конце 80-х годов, демократическая революция в ГДР и процесс объединения страны, включая переговоры «2 + 4», последствия объединения для самой Германии, Европы и мира.
Основную работу по подготовке объединения Германии провел Г. Коль. Поэтому трудно переоценить интерес ученых к личности «канцлера объединения». Конечно, приоритет здесь принадлежит немецким историкам. В этом контексте следует отметить обстоятельную четырехтомную коллективную монографию «Новая внешняя политика Германии», которая была опубликована в рамках исследовательского проекта Немецкого общества внешней политики в течение1994-1998 годов. Фундаментальным трудом по этой проблеме, изданной в ФРГ также является четырехтомное издание «История немецкого единства». Исследование опирается на широкий круг документальных источников, многие из которых имели гриф секретности. Один из авторов многотомника, К. Корте, показал механизм разработки и принятия важных внешнеполитических решений. Начиная с 1987 г. в Ведомстве федерального канцлера ежемесячно проводились заседания по немецкой политике с участием представителей политических фракций ГДР и ФРГ и Свободной демократической партии, председателя Ведомства федерального канцлера, министра по внутриполитическим отношениям. Здесь обсуждались и готовились материалы «Положения нации в разделенной Германии» [7, C. 291-297]. На заседаниях обсуждались различные аспекты политического положения, устраивались дискуссии, осуществлялись поиски новых идей. И хотя никто из исследователей не указывает на конкретный план объединения Германии следует иметь в виду, что западногерманская сторона создала солидную политико-правовую базу будущего воссоединения страны.13
В последние годы появился ряд новых исследований по истории современной Германии. В частности в диссертации В. Нефедова анализируется состояние научных исследований по проблеме. Автор выделяет в отдельную группу западногерманские исследования, которые посвящены проблемам взаимосвязи «немецкой политики» с политикой в области безопасности и политикой по отношению к союзникам и партнеров ФРГ по НАТО и ЕС. Автор выделяет статьи «Германский вопрос и международная безопасность» под редакцией Г. Вагенленера (Кобленц, 1986), «Германский вопрос - современный взгляд зарубежья» под редакцией Г. Хорна и С. Момпеля (Западный Берлин, 1987), а также «Преодоление раскола Европы и германский вопрос» под редакцией Д. Блюменвитца и Б. Майснера (Кельн, 1986). В указанных работах подробно исследуются международно-правовые и внешнеполитические аспекты германской проблемы, детально разбираются позиции разных стран по отношению к возможному объединению. Тем не менее, по мнению автора, общим недостатком является отсутствие объективного анализа роли и места СССР в немецком и европейском урегулировании.14
Научно - историческая мысль продолжает накапливать материалы по проблеме историографии объединения Германии. Так в работах украинского исследователя С. Кондратюка анализируется состояние зарубежной историографии по проблеме. Автор отмечает, что различным направлениям германской политики во второй половине 80-90-х годов посвящены работы французских исследователей, таких как Даниэль Верне, Стефан Мартранс, английских – Тимоти Гартон Эш, Уильям Патерсон, Чарли Джерри и американских - Збигнев Бжезинский, Генри Киссинджер, Анджела Стент [6, C. 312-315].
В последние десятилетия возрос интерес к наследию ГДР. В монографии львовского исследователя, профессора Л. Зашкольняка «Современная мировая историография», анализируется наследие немецких историков в изучении предпосылок и последствий объединительных процессов в обоих германских государствах. Прошлое Восточной Германии рассматривается под углом зрения «особого немецкого пути». Для изучения истории ГДР, отмечает автор в этой работе, в 1992 г. в Потсдаме был образован Центр исторических исследований, который некоторое время возглавлял Ю. Кокка. Центр публикует сборники «Исследование истории ГДР».
Ранее внимание историков привлекла организация системы власти восточногерманской государства, которую они определяют как однопартийную диктатуру. Такая власть была направлена на контроль и манипуляцию массами, строилась по образцу СССР. Немецкие историки исследуют функционирование структур, осуществлявших этот контроль: цензуру, полицию, службу безопасности «Штази» (С. Локатис, Т. Линденбергер).
Интересные данные по формированию интеллектуальных элит ГДР получили историки Института исследований им. М. Планка в Берлине под руководством Карла-Ульриха Майера. Ученый этого заведения Ральф Ессен показал, что в ГДР было фактически сформирована новая университетская элита, которая на 39 % состояла из выходцев из рабочей и крестьянской среды.15
Одновременно возрос интерес к выяснению глубины проникновения политического контроля в жизнь восточных немцев. Кристоф Клес-Манн показал, что в ГДР, несмотря на тотальный контроль со стороны власти, существовали зоны альтернативной культуры - протестантская церковь, неформальные организации. Анализ повседневной жизни осветил присутствие неформальных структур во всех сферах жизни ГДР, включая производство. А. Меркель установила наличие у восточных немцев «будничных структур сопротивления», которые функционировали на разных уровнях - от семьи до сообщества. Однако пока еще остаются без удовлетворительного ответа вопросы о причинах и принципах согласования людей с тоталитарной системой – под принуждением или по взаимному согласию [6, C. 299-301].
История ГДР является ярким примером слияния политической и социальной структур, где общество выступает как произведение политики, хотя и пытается сохранить неформальную автономию от нее. Еще до 1989г. немецкие историки пытались сравнивать развитие ФРГ и ГДР, прежде всего, в ракурсе проведения модернизации экономики и общественных отношений [7, C. 18-32]. В этом плане ФРГ представлялась более модернизированной страной; ГДР отставала от нее на 20 -30 лет, что стало особенно заметным в 70 -80-е годы. Это отставание проявилось в производительности труда, уровне и качестве потребления и т.п. Вообще развитие ГДР немецкие историки характеризуют тремя главными чертами: среди других стран коммунистического лагеря ГДР была наиболее промышленно развитой страной; навязанная советская модель устройства задержала процессы модернизации в ГДР; все развитие ГДР было тесно связано многими взаимоотношениями с развитием ФРГ, в том числе и благодаря своеобразному соревнованию между двумя странами.16
Как видно, объединение Германии создало благоприятные условия для развития исторической мысли и науки. Различные аспекты ее национальной истории постоянно являются предметом исследования историков разных стран. Со времени объединения Германии начался качественно новый этап в научном осмыслении немецкой национальной истории. Процесс научного поиска и обобщения опыта решения мирным путем германского вопроса продолжается и диктует необходимость появления новых научных исследований.
Глава 2. Международные аспекты объединения двух германских государств
2.1. Роль мирового сообщества в проблеме германского единства и этапность объединения Германии
Между СССР и США была достигнута принципиальная договоренность об объединении Германии во время встречи М.С.Горбачева и Дж. Буша в декабре 1989 г. на Мальте, когда стороны пришли к выводу, что к власти в ГДР пришли сторонники реформирования и демократизации страны в соответствии с западным образцом. Далее необходимо было достигнуть договоренности об условиях объединения.17
Во-первых, необходимо было сформировать формулу переговоров. Предусматривалось два ее варианта – «два плюс четыре» или «четыре плюс два». В случае реализации первого варианта основными участниками разработки соглашения являлись два германских государства, к которым на определенном этапе должны были присоединиться великие державы – участницы антигитлеровской коалиции периода Второй мировой войны. В случае реализации второго варианта условия объединения необходимо было разрабатывать лишь четырем странам бывшей антигитлеровской коалиции, а для двух германских государств предлагался для присоединения к плану уже подготовленный документ [3, C. 24-36].
Во-вторых, требовал прояснения вопрос о граничных пределах единой Германии. В данном вопросе не ожидалось осложнений, поскольку порознь оба германских государства уже давно признали границы по Одеру и Нейсе. Необходимо было только определиться с формой, в которой такое признание было бы зафиксировано уже объединившейся Германией.
В-третьих, требовал отдельной договоренности статус будущей единой Германии – будет ли она представлять собой нейтральное государство, как долгое время на том настаивал Советский Союз, либо сохранит право на вхождение в военно-политические союзы.
Вопрос объединения Германии тревожил и создавал беспокойства со стороны западноевропейских государств. Самые большие сомнения высказывала Франция. Париж опасался, что после образования единого немецкого государства распределение сил в тандеме Франция – ФРГ переменится в пользу последней. Более того, не ясным было, как отреагирует будущая единая Германия к плану углубления валютно-финансового союза западноевропейских стран, предложенному Францией, и в перспективе – к введению единой европейской валюты. Еще 6 декабря 1989 г. во время встречи в Киеве с М.С.Горбачевым президентом Франции Франсуа Миттераном было высказано мнение, что двум суверенным немецким государствам необходимо, как и прежде, существовать порознь. Довольно сдержанно к перспективам быстрого объединения Германии относилась и глава британского кабинета М.Тэтчер.
Однако в апреле 1990 г. во время сессии Европейского совета в Дублине удалось достигнуть соглашения о едином подходе государств Европейского сообщества к проблеме объединения Германии. Для того чтобы рассеять сомнения партнеров, на этом заседании ФРГ согласилась темп работы по формированию валютного союза западноевропейских государств ускорить. Также ФРГ приняла решение о присоединении к Шенгенским соглашениям. В ответ Францией, Британией, Италией и другими странами ЕС была высказана поддержка объединению Германии.18
Процесс объединения пошел в соответствии с формулой «два плюс четыре». Инициатива здесь принадлежала ФРГ. В ноябре 1989 г. канцлером Г.,Коль была оглашена программа поэтапного объединения Германии, состоящая из 10-ти пунктов. Основным среди них являлось безоговорочное признание существующих европейских границ будущей единой Германией.
В целях согласования своего плана с СССР западногерманским руководством велись переговоры с советскими представителями в течение первой половины 1990 г. В мае 1990 г. ФРГ удалось добиться от Советского Союза не только понимания в вопросах политико-правового механизма объединения с ГДР, но и согласия на участие объединенной Германии в НАТО.
Информация о работе Объединение Германии в 1990 году:международные аспекты