Н.Я Данилевский о культурно-исторических типах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:19, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время напряженного и, во многом, драматического поиска путей развития, открывающих перспективы исторического будущего России, массового обращения к этническим корням, исследование основных положений теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского имеет не только теоретическое, но и культуролого-практическое значение.

Оглавление

1)Введение

2) Жизненный путь Н.Я.Данилевского

3) Работа Н.Я.Данилевского «Россия и Европа»
3.1. Основные положения теории культурно-исторических типов.
3.2. Основные идеи о развитии культуры
3.3. Проблема еврокультуризма

4) Теория локальности в развитии мировой культуры
4.1 Проблема типологизации культуры
4.2 Проблема динамики культуры
4.3 Культура и цивилизация
4.4 Разряды культурной деятельности
4.5 Проблема взаимодействия культур
4.6 Будущее славянской культуры

5) Заключение

6) Список литературы

Файлы: 1 файл

точно реферат.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

 
      Культурно-исторический тип существует не вечно, его время ограничено рамками жизненного цикла, во время которого культура набирает силу, проявляется в различных формах духовности и практической деятельности, общественного благоустройства и личного благосостояния. Особенно длительным бывает подготовительный этап, или этнографический период. Он может измеряться тысячелетиями. Но этот этап чрезвычайно важен, ибо в это время собирается запас для будущей созидательной деятельности, закладываются те особенности в складе ума, чувства, воли, которые составляют оригинальность и самобытность людей будущего культурно-исторического типа. Они выражаются в языке, мифологии, эпических преданиях, основных формах быта, отношении к природе, хозяйственном укладе, источниках материального существования, нормах и правилах взаимоотношений между людьми. Все особенности жизни этноса оказывают влияние на национальный характер народа. 
      Затем формируется цивилизация, и она проходит, все периоды от зарождения к расцвету и финишу. Это время растраты жизненных сил во имя плодотворной созидательной деятельности. Оканчивается жизнь, когда иссякает творчество и цивилизация дряхлеет. 
     Н.Я. Данилевский называет два симптома старения - апатию самодовольства, когда народы успокаиваются на достигнутом, и апатию отчаяния, когда наступает разочарование в избранном пути, а идеалы и цели представляются ложными. 
      Таковы пять законов развития культурно-исторического типа. Каждый тип отличается достижениями в какой-либо определенной сфере. Таким образом, невозможно сравнивать цивилизации и исторические периоды, оценивать их по одной шкале. 
      Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить вес поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. 
      Не все культурно-исторические типы проходят указанные этапы одинаково. Одни подвергаются внешним воздействиям и разрушаются; другие истощают запасы своих сил и не могут продолжать существование; третьи оказываются слишком односторонними, когда остальные формы культуры не получают достаточного развития. Но и закончив свой путь, они продолжают оставаться как «реликты» в памяти народов, ибо внесли свой достойный вклад в сокровищницу мировой культуры. Жизнь одного культурно-исторического типа конечно, а вся культура бесконечна, и поступательное движение человечества не прекращается. 
 
       4.3 Культура и цивилизация 
       Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время под цивилизацией чаще всего понимают общество, достигшее определённого этапа в своем развитии. В первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. 
      В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Понятие «цивилизация» многозначно. Этот термин произошёл от латинского слова, означавшего «гражданский». Одно из значений слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Н.Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами. Он отмечает, что локальная цивилизация, образующая культурно-исторический тип, состоит преимущественно из четырех видов культурной деятельности.

 
      4.4 Разряды культурной деятельности 
     Каждая цивилизация, считал Данилевский, развивает свою собственную идею на поле человеческой деятельности. Так, греческая цивилизация довела до совершенства идею красоты, европейская цивилизация - науку о природе, семитские племена - религиозные идеи и т.д. Разумеется, это не означает, что духовная жизнь каждого народа имеет односторонний характер. И в чужих областях каждый делал многое, расширяя и углубляя их. Так, известно, что в чистой области прекрасного, т.е. в красоте формы, в гармонии формы и содержания, народы Европы не произвели ничего подобного поэмам Гомера, статуям Фидия или трагедиям Софокла, но зато они пошли дальше в глубине психологического анализа, в выражении характеров и страстей, хотя и не без нарушения формы. Поэтому все народы стремятся к разносторонности, но все же главное для них - исполнение своего предназначения. На этом основании Данилевский предлагает свою классификацию культурно-исторических типов, построенную на основных направлениях культурной деятельности человечества. Таких направлений он выделяет четыре: 
        1) деятельность религиозная, объемлющая отношения человека и Бога; 
        2) деятельность культурная, охватывающая отношение человека к внешнему миру и разделяющаяся на три направления - научное, художественное и промышленное; 
        3) деятельность политическая, включающая отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношение этого целого к другим народам; 
        4) деятельность общественно-экономическая - отношения людей применительно к добыванию, обработке и пользованию предметами внешнего мира.

 
         На этой основе Данилевский различал следующие виды культурно-исторических типов: 
       * первичные, или подготовительные - их задачей была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Все виды деятельности: религия, политика, художественная культура, общественно-экономическая организация - в них были смешаны. Сюда относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская цивилизации; 
       * одноосновные культуры - они последовали за подготовительными цивилизациями и развили каждая только одну из сторон культурной деятельности. К таким культурам относятся: еврейская, развившая религиозную деятельность, греческая, развившая искусство, римская - политику; 
       * двухосновные культуры - к этому типу Данилевский относит ро-мано-германскую цивилизацию, преуспевшую в науке и экономике; 
       * четырехосновные культуры - этот тип еще не проявил себя во всей полноте, но это будет совершенно особая цивилизация, призванная реализовать в своем творчестве все четыре формы человеческой деятельности - религиозность, политическую справедливость и свободу, науку и искусство, а также создать гармоничный общественно-экономический строй, что не удалось всем предшествующим типам культур. 
       Эту задачу должен будет выполнить, по мнению Данилевского, славянский культурно-исторический тип, который находится в стадии становления, а его основой должны стать русский народ и его культура. 
       В связи с этим Данилевский дает обзор всей русской истории и считает, что религия составляет самое существенное содержание древней русской жизни и современной жизни простых русских людей. О развитии политической деятельности свидетельствует создание Русского государства еще в IXв., а также дальнейшее расширение его пределов. Оценивая общественно-экономический строй России, Данилевский видит в нем зародыш идеального общества, в основе которого будет лежать общинное землевладение. 
       Главную отличительную черту русского человека Данилевский видит в отсутствии насильственности, в приоритете общественного над индивидуальным. Русский народ в массе своей умеет повиноваться, отличается отсутствием властолюбия и корыстного практицизма. Он строит свою культуру, основываясь на близости к природе, на единстве чувств и разума, власти и народа, церкви и государства. 
       По мнению Данилевского, славяне (с русскими во главе) призваны обновить мир, найти для всего человечества решение исторических проблем. Рядом со славянским культурно-историческим типом смогут жить и развиваться другие типы. 
       Последующие цивилизации развивали преимущественно одну из сторон деятельности: еврейская - религиозную, греческая - собственно культурную, а римская - политическую. Их он именует «одноосновными». Германо-романский, или европейский, тип развивал разные виды деятельности, но имел особые достижения в науке и промышленности. Это «двуосновный» культурно-исторический тип. 
      Главное назначение культуры состоит в максимальном развитии творческой самобытности народов. Любая самобытная цивилизация вовсе не похожа на «тесный дворик», а скорее напоминает огромный город с проспектами и улицами, каждая из которых полна своеобразия и необычайной привлекательности. 
       Таким образом, на историческом поприще постоянно появляются новые народы, которые своей деятельностью вносят вклад в развитие культуры.

 
       4.5 Проблема взаимодействия культур 
       Культура по своей природе уникальна, она обладает индивидуальной неповторимостью, которая составляет ее истинную ценность. Эти черты культуры образуют ее духовный облик. Их утрата, искажение, уничтожение лишают культурно-исторический тип внутреннего ядра. Но это не означает, что цивилизации не оказывают влияния друг на друга, остаются замкнутыми и изолированными от мира. Народы лишь самостоятельно «вырабатывают» культуру, но это не исключает взаимодействия культур. 
       Н.Я.Данилевский называет несколько способов распространения цивилизаций. Простейший - «пересадка» с одного места на другое посредством «колонизации». Так греки передали свою культуру Южной Италии и Сицилии, англичане - Северной Америке и Австралии. Другая форма передачи цивилизации - «прививка». Таким греческим «черенком» была Александрия на египетском дереве, но при этом культура Египта не утратила своей самобытности. Еще один способ - «улучшенное питание», когда собственное развитие дополняется внешней помощью. 
       Таким образом, во всех случаях влияние одной культуры на другую можно считать плодотворным, если соблюдается принцип сотрудничества, использования новых технических приемов, обмена опытом, но при сохранении собственной уникальности.

 
      4.6 Будущее славянской культуры 
      Центр славянской культуры принадлежит России, имеющей огромную территорию, язык и письменность, православие и политическую самостоятельность, литературу и искусство, хозяйственный уклад и бы г, традиции и обычаи, особенности национального характера. 
Религия занимает главное место в духовной жизни славян. Православие соответствует народному характеру русских, так как наполнено веротерпимостью, мягкостью, почтительностью, покорностью. Оно является основой практической нравственности, поддерживая в народе убеждение в безусловности религиозного авторитета церкви, необходимости сохранения традиций, соборности и общинного характера жизни.

По мнению Данилевского, религиозная сторона культурной деятельности составляет духовную основу славянского культурного типа, особенно в России. Она есть неотъемлемое его достояние как по психологическому строю составляющих его народов, так и потому, что им досталось хранение религиозной истиныВведение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под.ред. Е.В.Попова. - М.: ВЛАДОС, 1995. - С. 29.. 
      Православие является основной чертой славянского культурно-исторического типа. 
Другим условием для определения самобытности цивилизации является наличие политической независимости. В этом отношении Россия представляет обширное государство, имеющее устойчивую политическую структуру и организацию. В нем общественное здание стоит на стабильности крестьянского надела и общинного землевладения. Эта особенность общественно-экономического строя России определяет перспективы славянской цивилизации. Кроме того, в национальном характере русских и других славян отмечены такие черты, как верность и преданность государственным интересам, непритязательность, умеренность в пользовании свободой, благоразумие и повиновение власти. 
      Несмотря на то, что в состав Российского государства входит около сотни иных народов, они не выделяют себя из русского народа, но продолжают считать его интерес своим интересом, они образуют не новые центры русской жизни, а только расширяют единый, нераздельный круг ее. 
      Эти отношения способствуют благоприятному единству и цельности Русского государства. 
     Как отмечает Н.Я.Данилевский, указанные свойства и качества русского народа составляют внутреннюю причину того, что в России никогда не было политической революции. Как известно, этот прогноз не оправдался, и Россию постигли политические катастрофы. 
      Большие надежды возлагал Данилевский на организацию Всеславянского союза на основе федерации, который будет способствовать «возрастанию» самобытной славянской культуры. Подобный союз не означал бы каких-либо претензий на «мировое владычество», не был бы угрозой другим народам, но имел бы оборонительное значение не только в интересах славянства, но и всей Земли. 
      Итак, всемирное господство одного культурно-исторического типа, каково бы ни было его внутреннее политическое устройство, опасно и вредно для прогрессивного хода истории. Для того чтобы «культурородная» сила не иссякла, необходим постоянный процесс обновления, дабы ее носителями были новые народы, с иным психическим строем, иными просветительными началами, иным историческим воспитанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

 
        Таким образом, в общей форме доказывается возможность и необходимость самобытного пути развития для всего славянского мира и, в частности, для России, историческая миссия которой, по Н.Я.Данилевскому, состоит в том, чтобы играть ключевую роль в формировании и развитии славянского культурно-исторического типа. 
       По Н.Я.Данилевскому не существует понятия «общечеловеческой цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений. Славянство – тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.  
        Развитие состоит не в том, чтобы идти по одному пути, а в том, чтобы вся историческая деятельность человечества изменялась в разных направлениях.     

  Естественная система истории  заключается в различие культурно-исторических  типов развития. Господство одной  культуры, одной цивилизации было бы гибельным для человечества, так как человеческий род лишился бы разнообразия как необходимого условия совершенствования и развития. 
        Идеи Данилевского во многом спорны — его оценка культурных контактов, отрицание существования единой мировой культуры, перспективы развития России и призывы к панславизму. Но сама концепция культурно-исторических типов была очень плодотворной для культурологии, она привела к появлению целой плеяды исследователей, работавших в этом направлении как в России (К.Н. Леонтьев), так и на Западе (О. Шпенглер, А. Тойнби). 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
      

6.Список литературы

 
     1. Бобахо, В.А.Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В.А.Бобахо, С.И.Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 400с. 
     2. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Е.В.Попова. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 336с. 
     3. Иконникова, С.Н.История культурологических теорий / С.Н.Иконникова. - СПб.: Питер, 2005. - 474с. 
     4. Оганов, А.А.Теория культуры: Учебное пособие для вузов / А.А.Оганов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 384с. 
     5. Н.Я.Данилевский. «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», Москва, 1991г.

     6. Бажов С.И. Философия  истории Н.Я.Данилевского / С.И.Бажов. – М.: 1997. - 216 с. 
     7. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я.Данилевский и его книга "Россия и Европа" / Б.П. Балуев. - Тверь: Булат, 2001. - 415 с. 
 
 
 
 
 

 


Информация о работе Н.Я Данилевский о культурно-исторических типах