Новые категории полузависимого населения по Псковской правде

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:16, реферат

Краткое описание

Основным источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась Русская Правда, данная Новгороду Ярославом Мудрым и дополненная позже его потомками. Но Русская Правда, написанная еще в первой половине XI в., не могла удовлетворить всем требованиям новгородцев, живших уже в другом столетии. Поэтому Русская Правда постепенно подменялась судебной практикой новгородцев. Кроме судебной практики источниками права служили решения веча, договора с князьями, международные договоры. Все это рождало неразбериху в различных судебных делах, так как договор с князем мог прийти в противоречие с международным договором или с практикой суда.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Новые категории полузависимого населения по Псковской судной грамоте5
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

новые категории полу зависимости населения по псковской ссудной грамоте.doc

— 72.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

1.Новые категории полузависимого  населения по Псковской судной  грамоте5

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основным источником права в Новгороде и Пскове первое  время  являлась Русская Правда, данная Новгороду Ярославом Мудрым и  дополненная  позже  его потомками. Но Русская Правда, написанная еще в первой  половине XI в.,  не могла удовлетворить  всем  требованиям  новгородцев,  живших  уже  в  другом столетии. Поэтому Русская Правда постепенно подменялась  судебной  практикой новгородцев. Кроме  судебной  практики  источниками  права  служили  решения веча,  договора  с  князьями,  международные  договоры.  Все   это   рождало неразбериху в различных судебных делах, так как договор с князем мог  прийти в противоречие с международным договором или  с  практикой  суда.   Это  все

требовало кодификации, которая и была проведена в  XV  в.  Результатом  этой кодификации явились Новгородская и Псковская  Судные  Грамоты,  утвержденные "всем Государем Великим Новгородом  на  вече"  и "всем  Псковом на  вече".

Псковская Судная Грамота  дошла до нас  полностью.  Она  была  утверждена  на вече в 1467 г. в Пскове и первоначально состояла  из  108  статей,  а  позже была дополнена еще 12 статьями.

Актуальность темы исследования заключается в том, что Псковскую Судную Грамоту, дошедшую до нас в единственном описке (если не считать небольшого отрывка, обнаруженного Н. М. Карамзиным), следует рассматривать как новый этап в развитии русского права за время между изданием Русской Правды и Великокняжеским Судебником 1497 г. Судная Грамота не только развивает основные положения Русской Правды, но и идет значительно дальше. Это объясняется тем, что Псковская Судная Грамота отражает более высокий уровень экономической жизни, чем Русская Правда. Так, значительное место в Судной Грамоте занимают нормы, относящиеся к гражданскому праву. Между тем в Русской Правде этих норм права еще очень мало.

Объект исследования – полузависимое население по Псковской судной грамоте.

Предмет исследования –  новые категории полузависимого населения по Псковской судной грамоте.

Цель работы – рассмотреть  новые категории полузависимого населения по Псковской судной грамоте.

Задачи:

-охарактеризовать новые  категории полузависимого населения  по Псковской судной грамоте;

-рассмотреть классы  полузависимого населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Новые категории полузависимого  населения по Псковской судной грамоте

 

Псковская грамота представляет последующую за Русской Правдой ступень в развитии русского законодательства. Хотя в ней есть много узаконений, указывающих на сходство ее с Русской Правдой, но тем не менее между этими двумя памятниками видна уже значительная разница. Время появления Псковской грамоты определить с точностью невозможно. В заглавии ее сказано, что она была написана на псковском общем вече в 1397 году "по благословению попов всех пяти соборов и священноиноков и дьяконов и всего божьего священства". Но здесь год появления грамоты, очевидно, показан неверно. Известно, что в 1397 году в Пскове было не пять, а только четыре собора. Псковские соборы имели значение церковно-политическое; в Пскове не было архиерея, а только его наместник, не пользовавшийся никаким значением, - поэтому псковское духовенство нуждалось в единении, для чего и явились соборы. Несколько церквей составляли собор - церковную общину, имевшую свое управление и своих представителей в лице старост, избираемых как из духовных, так и из светских лиц; так до XV века было утверждено четыре собора. Появление же пятого псковского собора относится уже к XV веку, именно к 1462 году; поэтому и время появления Псковской грамоты никак нельзя отнести к 1397 году, как сказано в ее заглавии, а необходимо предположить, что она появилась не раньше 1462 г. или 1463 г. Из самой Псковской грамоты видно, что она есть не что иное, как только окончательная редакция узаконений, изданных в разное время псковскими князьями; так в заглавии ее сказано: "Сия грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты, из княж Костянтиновы грамоты, и из всех приписков псковских пошлин (обычаев)" [1, c. 91].

В соответствии с производственными  отношениями псковское общество распадалось на класс эксплоататоров – бояр, житьих людей, земцев, духовенство, купцов, с одной стороны, и на класс экоплоатируемых трудящихся – черных, или молодших, людей, смердов и холопов – с другой стороны. Псковский летописец называет представителей господствующего класса «большими» людьми, а представителей трудящихся – «меньшими», или «молодшими».

Верхушкой господствующего  класса во Пскове были крупные феодалы - бояре. Им принадлежало основное богатство – земля с населяющими ее феодально-зависимыми крестьянами. Бояре руководили деятельностью веча, «господы», контролировали деятельность приглашенного князя и всех должностных лиц Пскова. Они организовали торгово-ремесленные предприятия и вели обширную внутреннюю и внешнюю торговлю. Бояре избирались на все наиболее значительные государственные должности — посадников, сотских, губских старост, воевод и др. Из бояр выбирались послы, направляемые в соседние государства. Бояре не платили каких-либо податей и те несли повинностей в пользу государства.

Средние феодалы назывались житьими людьми. Мелкие феодалы во Пскове носили название земцев. Они получали от Пскова земельные владения и за это обязаны были нести военную службу. Эти земли земцы не имели права продавать, закладывать или дарить. Землей они владели до тех пор, пока несли Пскову военную службу. Примером такого получения земельного владения является жалованная грамота Пскова Якову Голутвиничу, относящаяся к началу XIV в. В ней указывается: «Се желуеса Яков Голутвияич с братом Прокопем и с детемь за пот и кровь селящем Пастухом, да рыбные ловли за Великою рекою на Великом озере на Ревицы Малой, да пожни и сеные покосы. Се желуеса селит на ставити да рыбу ловити неводом да мережи. А что селище за Ревицы Малой, туда Якову не ходити. То воля господина Великого Пскова у святой Троицы на вече. Послухи сему Борис посадник, да Петр збиручей, да Иван збиручей» [5, c. 17].

Буржуазные ученые, занимавшиеся историей Пскова (Беляев, Никитский, Костомаров и др.), всячески стирались завуалировать  привилегированное положение боярства. Эти исследователи пытались доказать, что бояре во Пскове не пользовались какими-либо преимуществами по сравнению с другими классами. Вече, по их мнению, ограничивало власть бояр, а псковские законы «явно склонялись в пользу мелкой поземельной собственности против крупной...».

Разумеется, эти положения не обоснованы и не находят каких-либо подтверждений в летописях и других памятниках Пскова.

Следующей группой господствующего  класса было духовенство. Подобно боярству, оно владело вотчинами Население, зависимое от монастырей, соборов  и приходских церквей, жестоко эксплоатировалось духовными феодалами. Кроме того, за счет верующих строились монастыри и церкви.

Духовенство пользовалось большим влиянием на вече. Духовные лица часто направлялись в соседние государства в качестве послов. Им поручалось хранение государственной казны. Духовенство освобождалось от податей и повинностей.

Подобно купечеству, духовенство  имело свое корпоративное устройство. Духовенство нескольких церквей  объединялось при одной какой-либо церкви в так называемый собор. Духовенство собора избирало из своей среды двух церковных старост, управлявших делами своего собора.

Псковская церковь подчинялась  новгородскому архиепископу, который  управлял церковными делами Пскова через  своего наместника. Это вызывало недовольство псковского духовенства, которое стремилось к известной самостоятельности. Это выразилось в том, что в 1469 г. духовенство Пскова избрало из своей среды двух старост для управления псковской церковью. Однако вследствие противодействия новгородского архиепископа и возражения московского митрополита этот порядок управления был упразднен [5, c. 18].

Псковское духовенство  располагало огромными богатствами  и пользовалось известными привилегиями, что привлекало в его среду  бояр и их детей. Это облегчалось  тем, что игуменские и священнические должности покупались и продавались. Обычно эти должности получали те, кто мог предложить самую большую сумму. Так устанавливалась тесная связь между светскими и церковными феодалами.

Третьей эксшюататорской группой  псковского общества было култечество. Купцы не только занимались торговлей, но и владели большими землями. Они объединялись в ряды, или купеческие общины (суконщики, кожевники, мясники и т. д.), имевшие свое корпоративное устройство. На своих собраниях купцы решали вопросы, касавшиеся жизни ряда. Текущими делами яедали избираемые купцами старосты. Последние рассматривали конфликты между членами своего ряда, хранили общественные суммы и представляли интересы своего ряда перед органами власти.

Купцы города Пскова, кроме того, имели  свое купеческое вече, которое избирало двух старост. И функции были аналогичны функциям старост ряда.

И. Д. Беляев, исходя из теории «севернорусского народоправства»  во Пскове, представлял дело так, что псковские купцы, пользуясь своей организованностью и выступая на вече вместе с черными людьми, играли основную роль на вече и поэтому занимали руководящее положение в обществе. Он полагал, что фактически первым классом общества было не боярство, а купечество. Бояре, по его мнению, были лишь простыми исполнителями воли веча [3, c. 63].

Между тем анализ псковских  памятников показывает, что боярство и купечество выступали единым фронтом  на вече против черных людей, которые, в свою очередь, боролись против своих экшлоататоров — боярства и купечества. Что же касается псковского веча, то оно выносило решения, угодные и выгодные боярству и связанному с ним на почве эксплоатации народных масс купечеству.

К классу эксплоатируемых  относились черные, или молодшие, люди, смерды, половники, или изорники, огородники, кочетники и, наконец, холопы.

К черным, или молодшим, людям относилась основная масса  городского населения — мелкие ремесленники, мелкие торговцы и др. Они платили  подати, несли повинности государству по строительству городских укреплений, церквей, строительству и ремонту дорог и мостов, а в военное время участвовали в ополчении. Хотя черные люди и принимали участие в вече, но из их среды не могли быть избраны должностные лица.

Черные люди объединялись в общины и на своих общинных собраниях избирали старост, ведавших делами общины.

Смерды составляли основную массу феодальнозависимого сельского  населения Пскова Смерды — это  крестьяне, имевшие свое собственное  хозяйство. Они платили подати и  выполняли различные повинности государству. С течением времени светские и духовные феодалы устанавливают свою власть над смердами и заставляют их выполнять в свою пользу различные повинности и платить подати сверх тех, которые были возложены на смердов государством.

Смерды объединялись в сельские общины и судились общегосударственным  судом [3, c. 64].

Псковская Судная Грамота  совсем не упоминает о смердах, а  говорит лишь о «сябрах». По мнению академика Б. Д. Грекова, Псковская Судная Грамота под термином «сябры» имеет в виду крестьян-общинников, поскольку сябры - это члены одной крестьянской общины [2, c. 97].

Второй категорией феодальнозависимого  сельского населения являлись половники. Половники - это лишенные земли и средств производства крестьяне, получившие ссуду от феодалов и работавшие на земле последних. Они платили подати и несли различные повинности лишь в пользу своего феодала. Половниками они назывались потому, что за пользование землей должны были платить йсталу, т. е. половину дохода, полученного с земли. Половник мог жить на земле феодала до тех пор, пока это было угодно последнему.

Правовое положение  половников было значительно хуже, чем смердов. Половник мог уйти от своего феодала, только рассчитавшись  с ним полностью, и при том  один раз в году, в установленный законом срок — Филиппьево заговенье (14 ноября по ст. стилю). Уход половника без погашения задолженности феодалу рассматривался как бегство. В этом случае, а также в случае смерти половника феодал имел права в погашение долга продать его имущество. Родственники умершего не имели прав на наследство.

Половники подлежали  не общегосударственному суду, как  смерды, а суду своих феодалов.

Половники делились на изорников, огородников и кочетников. Изорниками назывались половники, которые селились на земле феодалов и занимались земледелием. Огородниками – обрабатывающие огороды феодалов. Кочетники занимались рыболовством [3, c. 65].

В связи с развитием  феодализма холопство не получило большого распространения во Пскове. Хотя псковские  летописи и другие документы упоминают о существовании холопов во Пскове, Псковская Судная Грл-мота ничего о них не говорит. Это объясняется тем, что в XIV—XV вв. холопство во Пскове уже стало изживаться, и холопы ко времени издания Судной Грамоты уже не играли какой-либо существенной роли в хозяйственной жизни Пскова.

В. И. Ленин, давая характеристику феодальному государству, говорил: «И здесь формы государства были разнообразны, и здесь мы имеем  и монархию, и республику, хотя гораздо  более слабо выраженную, но всегда господствующими признавались только помещики-крепостники».

К. Маркс называл Новгород великой русской республикой  средневековья. Псков, подобно Новгороду, по форме правления также был  русской республикой средневековья. Политический строй Пскова имел очень  много общих черт с новгородским, хотя, конечно, имелись и некоторые различия. Как и Новгород, Псковская республика была аристократической республикой. Власть в стране осуществлял господствующий класс феодалов посредством таких органов, как Совет господ, должностных лиц — посадников и т. д.

Информация о работе Новые категории полузависимого населения по Псковской правде