Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:33, реферат
Цель работы – описать нормандскую теорию древнерусской государственности.
Задачи:
- описать распространенные взгляды норманистов и антинорманистов на проблему древнерусской государственности;
- сделать выводы по исследуемому вопросу.
Введение 3
Нормандская теория древней государственности 4
Проблемы нормандской теории 6
Заключение 16
Литература 18
Нормандская
теория древнерусской
Содержание:
Введение 3
Нормандская теория древней государственности 4
Проблемы нормандской теории 6
Заключение 16
Литература 18
Введение
Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.
Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, по мнению многих исследователей, авторы этой теории и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси.
Представители этого течения, возникшего в середине XVIII века, по преимуществу немцы, что славяне были диким, необразованным народом, неспособным создать свою государственность. Поэтому только завоевание славян норманнами – варягами привело к созданию Русского государства. Эта точка зрения, получившая название «норманнской теории», вызвала серьёзное возражение ряда историков (первым из них был М. В. Ломоносов). С тех пор вот уже в течение полутора веков ведётся спор между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения государства.
Цель работы – описать нормандскую теорию древнерусской государственности.
Задачи:
- описать распространенные взгляды норманистов и антинорманистов на проблему древнерусской государственности;
- сделать выводы по исследуемому вопросу.
1. Нормандская теория древнерусской государственности
В IX-XII вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения Древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним викингов и норманнов) было более раннего происхождения и более значительно.
По мнению ряда историков (например, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева), агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными русами (этнической группой, составившей основу будущего великого народа). Это послужило поводом для “призыва варягов из-за моря”, акции, о которой упоминает древнейшая летопись, и которая стала начальным моментом отсчета истории русской государственности (862 г.).
Пришедший из Фрисланда
Рюрик со своей дружиной
Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве собственное, независимое от северного (варяжского) влияния правление. Киев стал укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру (“из варяг в греки”). Киев и Новгород представляли два независимых политических образования, в каждом из которых формировалась собственная государственность.
Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные центры-погосты. Новгород осуществлял свою экспансию, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил Ладогу и Псков. Только с 11 в. новгородская экспансия приостановилась встречным движением из Полоцка и Смоленска.
2. Проблемы нормандской теории
Вот уже более двух с половиной столетий продолжаются дискуссии вокруг русско-скандинавских связей IX-XI веков. Казалось бы, сегодня мы должны обладать детальной и убедительной картиной всего спектра взаимоотношений северо- и восточноевропейского миров. Однако оказывается, что добротно изучены лишь отдельные, подчас не самые главные вопросы, при этом мы привычно пользуемся возникшими в разное время штампами и традиционными представлениями. Как же сложилось столь парадоксальное положение?1
История русско-скандинавских отношений практически всегда сводилась к «варяжской проблеме», то есть к вопросу о том, кому принадлежит честь создания Древнерусского государства: варягам-скандинавам (так считали норманисты) или восточным славянам (антинорманисты).
Борьба вокруг варяжского вопроса сковала развитие научной мысли, донельзя обеднила изучаемую проблему, ограничила методы исследования. В рамках домарксистской методологии, которая была единой и для норманистов, и для антинорманнистов, этническая принадлежность правителей и господствующего слоя имела определяющее значение. Этот наивный подход был преодолен уже В.О.Ключевским, но снова возродился в 1940-1950-е годы, в условиях сталинской борьбы с космополитами, вызвавшей к жизни бурный всплеск антинорманизма. Отсюда гипертрофированное внимание, которое придавалось и придается подчас и ныне этимологии названий русь и варяг, скандинавскому пли нескандинавскому происхождению Рюрика, Олега, Игоря и т.д. Поэтому, пренебрегая доводами лингвистики, антинорманисты выдвинули большое число альтернативных предположений: например, варяги – не скандинавы, а прибалтийские славяне, слово русь имеет не скандинавское, и иранское, кельтское или иное происхождение. Этим вопросам посвящены десятки книг и сотни статей.
Однако главная беда даже не в бесконечном перетолковывании одних и тех же вопросов на базе одних и тех же источников. Значительно серьезнее резкое ограничение самой исследовательской проблематики. Норманистов, естественно, интересовал достаточно узкий круг исторических явлений, в которых ведущая роль с4кандинавов могла быть показана с наибольшей яркостью Антинорманисты, заняв пассивную оборону, оказались не в состоянии расширить этот исторический контекст. Исследование зачастую подменялось широко используемыми штампами., крайне упрощающими или попросту искажающими проблему. Остановимся на некоторых из них подробнее.2
1) Русский именослов насыщен скандинавскими личными именами.
И норманисты, и их противники сходятся в том, что в древнерусском именослове представлено большое количество скандинавских имен. Главным доказательством служит список русских послов, участвовавших в заключении договора с Византией 944 года: 56 человек из 76 носят скандинавские имена. Для номанистов это факт, подтверждающий скандинавское происхождение древнерусской элиты и не требующий дальнейших пояснений. Антинорманисты пытались как можно меньше говорит об этом крайне неудобном обстоятельстве. Поэтому первое и последнее серьезное исследование, в котором выделены имена скандинавского происхождения (но не изучено их хождение в Древней Руси), было написано более ста лет назад датским лингвистом Вильгельмом Томсеном.
Однако обращение к судьбам скандинавских имен в Древней Руси дает несравненно более сложную картину. Если изучим состав участников заключения договора 944 года, то обнаружим, что далеко не все поименованные лица – представители древнерусской элиты. Так, например, купцы-свидетели (их в общей сложности 26, скандинавские имена носит 21 из них) вряд ли были постоянными поселенцами: само их занятие предполагало временное пребывание на Руси. Насколько укоренились в славянском мире послы-скандинавы (их 17 из 25), также сказать трудно: вполне возможно, что они лишь какое-то недолгое время находились на службе у русских князей, а затем возвращались на родину. Итак, соотношение скандинавов и славян в составе древнерусской знати существенно иное, нежели представляется на первый взгляд.
Совершенно иначе выглядит на самом
деле и степень влияния
По другим же источникам (летописям, актовому материалу) выходит, что число таких лиц крайне невелико и ни одно из скандинавских имен княжеских воевод и кормильцев X века (Свенельд, Асмуд и др.) в древнерусском именослове не сохранилось.
Очевидно, что столь часто повторяемое
утверждение о большом числе
скандинавских имен в древнерусском
именослове не соответствует
2) На Руси скандинавы быстро, уже к середине X века, были ассимилированы в славянской среде.
Этот вывод основан на данных археологии. Однако остается открытым вопрос: не является ли исчезновение скандинавских признаков просто результатом смены языческих погребальных обрядов единым христианским? Ведь и в самой Скандинавии происходит тот же процесс. Ассимиляция отнюдь не исчерпывается усвоением новой материальной культуры. К числу важнейших признаков этнокультурой общности принадлежат язык, письменность, словесность и литература, религия, а также самосознание и самоидентификация. Именно совокупность всех этих элементов, а не только материальная культура, должна была в той или иной мере проявиться в ходе ассимиляции скандинавов на Руси.
Особую роль при этом играют
язык и письменность. Их сохранение
в иноэтничной и инокультурной
среде может служить
Языковая ситуация середины Х века достаточно убедительно восстанавливается по данным трактата Константина Багрянородного «Об управлении империей», написанного около 950 года. Параллельный список скандинавских и славянских названий Днепровских порогов, не содержащий сколько-нибудь существенных искажений исходных слов, указывает на свободное владение информатором Константина, вероятно, знатным росом (скандинавом), как древнескадинавским (древнешведским), так и древнерусским зыками. Можно предположить, что в среде знати в это время господствовалодвуязычие.
Ко второй половине XI века ситуация меняется. Два граффити в соборе св. Софии в Новгроде (второй половины XI векаи, вероятно, 1137 года) процарапаны лицами, носящими скандинавские имена Геребен и Фарьман (второе, скорее всего, прозвище), но написаны кириллицей. Надписи не оставляют сомнения, что для обоих авторов русский язык является родным, хотя они и носят скандинавские имена. Можно предположить, что вытеснение древнешведского языка и переход на русский в среде знати завершились где-то к середине XI века.4
Но был ли к этому времени повсеместно забыть родной язык выходцами с севера? Уже в начале нашей эры германцы создали собственный вид письма, названный руническим ( от слова «руна» - тайна, шепот; буква алфавита), который широко использовался вплоть до XIII-XIV веков. Поэтому приходившие на Русь варяги оставили немало предметов (монет, украшений, амулетов) с процарапанными на них надписями. Но большинство этих надписей относится к IX-XI векам, причем лишь в редких случаях можно с уверенностью говорить, что надписи сделаны жителями Руси.
1115-1130 годами достоверно датируется шиферное пряслице, обнаруженное в Звенигороде Галицком, с вырезанной руками надписью «Сигрид» (женское имя). Другие скандинавские находки в Звенигороде отсутствуют, а значит, материальная культура тех, кто оставил надпись, не отличалась от культуры местного населения. Надпись на пряслице примечательна (чтобы не сказать сенсационна) в нескольких отношениях. Во-первых, она – яркое свидетельство не только пребывания здесь скандинавов, но и сохранения ими своей языковой культуры. Во-вторых, надпись убедительно доказывает, что она оставлена не новопоселенцами, а потомками варягов, давно потерявшими связи с родиной. Дело в том, что в надписи использована руна g, которая в качестве буквенного знака практически вышла из употребления к концу IX века. Надпись исполнена в традициях рунического письма, которые неизбежно бы исчезли к XII веку, если бы у его носителей существовали стабильные контакты со Скандинавией.
Получается, что какая-то группа скандинавов, покинувшая родину самое позднее в начале X века, утратившая с ней связи и обосновавшаяся в Юго-Западной Руси, сумела сохранить свою письменность, а значит и язык, в славянском окружении на протяжении двух столетий. Остался и именослов: имя Сигрид принадлежит к числу распространенных во всех скандинавских странах женских имен. Не были забыты старые скандинавские языческие представления, хотя эти люди определенно были христианами. На выпуклой боковой стороне пряслица наряду с двумя крестами встречаем две руны f, название которых означает «скот, имущество», что позволяло использовать их в качество магического знака благополучия и процветания.
Информация о работе Нормандская теория древнерусской государственности