Немецкая модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 05:37, реферат

Краткое описание

В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая модель.

Оглавление

Введение ………………………………………………………3
Немецкая модель менеджмента…………………………….4
Ключевые участники немецкой модели менеджмента……5
Законодательная база немецкой модели……………………6
Взаимодействие между участниками немецкой модели менеджмента…………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………...9

Файлы: 1 файл

Реферат по Истории управленческой мысли.docx

— 33.74 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственный педагогический университет 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «История управленческой мысли»

на тему: «Немецкая  модель менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил(а) студент

 

Проверил ____________

     (подпись)

 

 

 

, 2013 

 

                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Введение ………………………………………………………3
  2. Немецкая модель менеджмента…………………………….4
  3. Ключевые участники немецкой модели менеджмента……5                     
 
  1. Законодательная база немецкой модели……………………6
 
  1. Взаимодействие между участниками немецкой модели менеджмента…………………………………………………..8
  2. Список литературы…………………………………………...9
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                                                Введение

 Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными    актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то, что положения системы управления могут быть разными у различных акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать определение типовой "модели" управления акционерным обществом в различных странах.

В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи  выделяют три основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая модель.

Основные признаки или элементы каждой модели это:

  • ключевые участники акционерного общества или корпорации;
  • структура владения акциями в конкретной модели;
  • состав совета директоров (или советов – в немецкой модели);
  • законодательные рамки;
  • требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;
  • корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;
  • механизм взаимодействия между ключевыми участниками.

При этом необходимо понимать, что  нельзя просто взять одну из моделей  и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура  корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.

 

Немецкая модель мнеджмента

Немецкая модель используется в немецких и австрийских корпорациях. Некоторые элементы этой модели присутствуют также в Нидерландах и Скандинавии. Кроме этого, недавно некоторые  корпорации Франции и Бельгии  также начали применять элементы немецкой модели.

Немецкая  модель управления акционерными обществами существенно отличается от англо-американской и японской моделей. Хотя некоторое  сходство с японской моделью все-таки существует.

Банки являются долгосрочными акционерами  немецких корпораций1 и, подобно японской модели, представители банков выбираются в Советы директоров. Однако, в отличие от

 

японской модели, где представители  банков привлекаются в совет только в кризисных ситуациях, в немецких корпорациях представительство  банков в совете постоянно. Три крупнейших универсальных немецких банка (т. е. банки, предоставляющие широкий  диапазон услуг) играют основную роль; в некоторых областях страны государственные  банки являются ключевыми акционерами.

Существуют три основных особенности  немецкой модели, отличающие ее от других моделей. Две из них – это состав совет директоров и права акционеров.

Во-первых, немецкая модель предусматривает  двухпалатный Совет, состоящий из Правления (исполнительного совета) (чиновники  корпорации, т. е. внутренние члены) и  наблюдательного совета (представители  рабочих, служащих корпорации и акционеров). Эти две палаты абсолютно раздельны: никто не может одновременно членом Правления и наблюдательного совета.

Во-вторых, численность наблюдательного  совета устанавливается законом  и не может быть изменена акционерами.

В-третьих, в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконены  ограничения прав акционеров в части  голосования, т. е. ограничивается число  голосов, которое акционер имеет  на собрании и которое может не совпадать с числом акций, которыми этот акционер владеет2.

Большинство немецких корпораций предпочитает банковское финансирование акционерному, поэтому капитализация фондового  рынка невелика по сравнению с  мощью немецкой экономики. Процент индивидуальных акционеров в Германии низок, что отражает общий консерватизм инвестиционной политики страны. Поэтому неудивительно, что структура управления акционерным обществом сдвинута в сторону контактов между ключевыми участниками, а именно, банками и корпорациями.

Система в какой-то степени является противоречивой в отношении к  мелким акционерам: с одной стороны, она позволяет им вносить предложения, с другой, позволяет корпорациям  налагать ограничения на права голоса.

Процент иностранных инвесторов достаточно велик: в 1990 г. он составил 19%. Этот фактор постепенно начинает оказывать влияние  на немецкую модель, т. к. иностранные  инвесторы из стран Европейского Сообщества и других стран начинают защищать свои интересы. Распространение  рынка капитала заставляет немецкие корпорации пересматривать свою политику. Когда корпорация Daimler-Benz AG решила зарегистрировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже в 1993 г., она была вынуждена принять существующие общие стандарты финансовой отчетности США. Эти стандарты обеспечивают большую открытость по сравнению с немецкими. Так, Daimler-Benz AG вынуждена была отчитываться о крупных убытках, которые можно было бы скрыть, применяя немецкие принципы бухгалтерского учета.

Ключевые участники немецкой модели

Немецкие банки и в меньшей  степени немецкие корпорации являются ключевыми участниками в немецкой модели управления. Как и в японской модели, описанной ранее, банк играет несколько ролей: он выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг  и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных  общих собраниях акционеров. В 1990 г. три крупнейших немецких банка ("Deutsche Bank", "Dresdener Bank" и "Commerzbank") входили в наблюдательные советы 85 из 100 крупнейших немецких корпораций.

В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь  долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, т. е. корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески или промышленно) между собой корпораций. Подобный Подобный тип похож на японскую модель, но в корне отличается от англо-американской, где ни банки, ни корпорации не могут быть ключевыми институциональными инвесторами.

Включение представителей рабочих (служащих) в состав наблюдательного совета является дополнительным отличием немецкой модели от японской и англо-американской.

Структура владения акциями в немецкой модели

Основными акционерами в Германии являются банки и корпорации. В 1990 г. корпорации владели 41% немецкого  фондового рынка, и институциональные  инвесторы (в основном, банки) – 27%. Институциональные  агенты, такие как, например, пенсионные фонды (3%) или индивидуальные акционеры (4%) не играют важной роли в Германии. Иностранные инвесторы владели 19% рынка в 1990 г.; в настоящее время  их влияние на немецкую систему управления акционерными обществами возрастает.

Состав Правления ("Vorstand") и наблюдательного совета ("Aufsichtsrat") в немецкой модели

Двухпалатное правление – уникальная черта немецкой модели. Немецкие корпорации управляются наблюдательным советом  и Правлением. Наблюдательный совет  назначает и распускает Правление, утверждает решения руководства  и дает рекомендации Правлению. Наблюдательный совет обычно проводит совещания  раз в месяц. В Уставе корпорации оговариваются документы, требующие  утверждения на наблюдательном совете. Правление несет ответственность  за ежедневное руководство корпорацией.

Правление состоит исключительно  из сотрудников корпорации. В наблюдательный совет входят только представители  рабочих (служащих) и представители  акционеров.

Состав и численность наблюдательного  совета определяются Законами о промышленной демократии и о равноправии служащих; эти законы определяют также количество представителей, выбранных рабочими (служащими) и количество представителей, выбранных акционерами.

Численность наблюдательного совета устанавливается законом. В небольших  корпорациях (численностью менее 500) акционеры  избирают весь Наблюдательный совет. В  средних корпорациях (размер корпорации зависит от размера фондов и средств  и количества сотрудников) сотрудники избирают одну треть наблюдательного  совета, состоящего из 9 чел. В больших  корпорациях сотрудники избирают половину наблюдательного совета, состоящего из 20 чел.

Следует обратить внимание на то, что  существуют два основных отличия  немецкой модели от японской и англо-американской:

1. Численность наблюдательного  совета устанавливается законом  и не подлежит изменению.

2. В наблюдательный совет входят  представители рабочих (служащих) корпорации.

Тот факт, что в наблюдательный совет не входят "инсайдеры" совсем не означает, что в него входят только "аутсайдеры". Членами наблюдательного  совета, избираемого акционерами, обычно являются представители банков и  корпораций, т. е. крупных акционеров. Было бы правильнее назвать их "аффилированными аутсайдерами".

Законодательная база немецкой модели

В Германии существуют сильные федеральные  традиции. Федеральные и местные (земельные) законы оказывают влияние  на структуру управления акционерными обществами. Федеральные законы включают в себя законы об акционерных обществах, законы о фондовых биржах, коммерческие законы, а также перечисленные  выше законы о составе наблюдательных советов. Однако, регулирование деятельности бирж является прерогативой местной власти. Федеральное агентство по ценным бумагам было создано в 1995 г. Оно и дополнило недостающий элемент немецкого законодательства.

Требования к раскрытию информации в немецкой модели

В Германии разработаны достаточно строгие правила раскрытия информации, но менее жесткие, чем в США. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете или на общих собраниях разнообразную информацию, включая финансовую (каждое полугодие), данные о структуре капитала, ограниченную информацию о каждом кандидате в наблюдательный совет (с указанием имени и фамилии, адреса, места работы и занимаемой должности), совокупную информацию о вознаграждениях, выплачиваемых членам Правления и наблюдательного совета, данные об акционерах, владеющих более 5% акций корпорации; информацию о возможном слиянии или реорганизации; предлагаемые поправки к Уставу; а также имена лиц или название корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.

Правила раскрытия информации в  Германии отличаются от принятых в США. Например, финансовая информация сообщается раз в полгода, а не ежеквартально, как в США, предоставляются совокупные данные о вознаграждении директорам и менеджерам, в отличии от индивидуальных сведений в США, не сообщаются сведения о членах наблюдательного совета и их владении акциями корпорации. Кроме того, существуют заметные различия между немецкими и американскими стандартами бухгалтерской отчетности.

Основное отличие немецкой системы  финансовой отчетности состоит в  том, что немецким корпорациям разрешается  иметь значительную нераспределенную прибыль, что позволяет корпорациям  занижать свою стоимость.

До 1995 г. немецкие корпорации должны были оглашать имена лиц, владеющих более 25% акций корпорации. В 1995 г. этот предел был снижен до 5%, что совпадает  с американскими стандартами.

Действия корпорации, требующие  одобрения акционеров, в немецкой модели

Действия корпорации, требующие  одобрения акционеров, – это распределение  чистого дохода (выплата дивидендов, использование средств), ратификация  решений Правления и наблюдательного  совета за прошедший финансовый год, выборы наблюдательного совета, назначение аудиторов.

Информация о работе Немецкая модель менеджмента