Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:32, контрольная работа
Первая мировая война закончилась для Германии поражением и Ноябрьской револю-цией, в огне которой родилась Веймарская республика. Были завоеваны важные буржуазно-демократические свободы и социальные права трудящихся. Однако основы экономического и политического господства монополистического капитала остались неприкосновенными. Сохранилось и крупное юнкерское землевладение.
С
либерально-демократических
Радикально-
Демократические традиции германской истории подчеркивала в своих произведениях Хедвиг Хинтце (1884-1943), жена известного исследователя Пруссии Отто Хинтце. Она проводила линию преемственности от Реформации и Крестьянской войны через освободительное движение против Наполеона и революцию 1848-1849 гг. до Веймарской республики, несколько преувеличивая при этом ее демократизм.
Хинтце являлась одним из видных специалистов по истории Великой Французской революции и много сделала для популяризации идей и оценок А. Олара, А. Матьеза и Ж. Жореса в Германии. Ее диссертация "Единство государства и федерализм в старой Франции и во время революции" была принята в Берлинском университете к защите только из-за уважения столичных профессоров к своему коллеге Отто Хинтце. Критиками эта работа не без основания была расценена как подлинная "апология Горы". Действительно, несмотря на то, что Хинтце осуждала террор с морально-этической точки зрения, этап якобинской диктатуры она считала "героическим периодом великого движения". Хинтце подчеркивала, что социально-экономические аспекты революции наиболее плодотворно можно исследовать, опираясь на методологию исторического материализма. Ее отношение к марксизму несло отпечаток двойственности. С одной стороны, Хинтце считала, что суть этого учения - в экономической интерпретации истории, с другой, она не раз подчеркивала, что ортодоксальные марксисты, к которым она относила Лафарга, Каутского и Меринга, упростили взгляды своего учителя Маркса в направлении вульгарного экономизма и механицизма.
С
именем видного историка Густава Майера
(1871-1948) связано исследование раннего немецкого
рабочего движения, издание материалов
архива Лассаля и, наконец, капитальная
биография Ф. Энгельса, итог долголетней
работы над архивами, в ходе которой он
установил авторство и опубликовал анонимно
изданные работы молодого Энгельса. Написанная
ярким языком, биография Энгельса примечательна
тем, что Майер показал его не просто как
личность, но поставил во взаимосвязь
с общей ситуацией времени, с политикой
и идеями, экономикой и обществом. Явная
симпатия в изображении Энгельса, объективная
оценка его выдающейся исторической роли
вызвали отрицательное отношение к автору
большинства коллег по Берлинскому университету,
третировавших Майера как "марксиста".
Воздействие марксизма испытал и молодой, талантливый историк Экарт Кер (1902-1933), которого Г. Риттер называл "особо опасным для нашей истории салонным большевиком". Первая и единственная крупная работа Кера "Строительство военно-морского флота и политика партий 1894-1901" принадлежит к числу наиболее значительных произведений межвоенной немецкой историографии. Учитель Кера Мейнеке, к чести его всегда защищавший ученика и опекавший его, несмотря на противоположность их позиций, оценил работу как "очень хорошую, очень интересную, но ужасно радикальную". В ней Кер убедительно опроверг аксиоматический тезис "примата внешней политики" над внутренней. Он показал, что экспансионистская внешняя политика Германской империи на рубеже XIX-XX вв. коренилась во внутриполитических и социально-экономических факторах. Автор подробно осветил отношение различных классов (буржуазия, прусские крупные аграрии, пролетариат) к проблеме гонки морских вооружений и раскрыл классовый характер этой политики, направленной на подавление революционной активности немецкого рабочего класса. Нарушив одно из священных табу буржуазных историков, Кер обрисовал Германскую империю как классовое государство, защищавшее интересы юнкерства и буржуазии. Их, а не общенациональными интересами, диктовалась внешняя политика империи.
Ноябрьская революция превратила СДПГ из оппозиционной в правящую партию, но социал-демократическим историкам путь в университетскую академическую науку по-прежнему оставался практически закрытым. Их рассматривали как людей, исповедующих не научные, а партийно-политические идеалы, а потому стоящих вне науки вообще. Так, в 1921 г. философский факультет Берлинского университета воспрепятствовал приглашению крупного ученого из Вены Л. М. Гартмана из-за его принадлежности к социал-демократии.
В области истории социал-демократические ученые занимались в основном двумя проблемами - теоретическими концепциями исторического процесса и историей немецкого рабочего движения.
В первой области общепризнанным авторитетом оставался Карл Каутский (1854-1938), с 1924 г. живший в Вене. Там Каутский опубликовал двухтомное произведение "Материалистическое понимание истории" (1927), которое он сам рассматривал как квинтэссенцию своего творчества. В этой работе Каутский отделил метод и мировоззрение марксизма друг от друга. По его мнению, материалистическое понимание истории как метод может быть совместимо с любым другим мировоззрением, а не только с материалистической философией. Далее, он настаивал на "теории производительных сил", по которой развитие капиталистического общества является естественно-необходимым процессом, в конце которого организованный пролетариат подхватывает выпавшую из рук господствующих классов политическую власть. Таким образом, для Каутского социализм предстает столь же неизбежным и естественным конечным результатом истории, как день приходит на смену ночи. Поэтому он полагал, что главная задача рабочего класса и его партии состоит не в том, чтобы совершить революцию, а в том, чтобы этой революцией воспользоваться для создания социалистического общества. Столь фаталистическое понимание обедняло многообразие и сложность исторического развития, превращало его из живого и противоречивого процесса в сухую предопределенную схему.
Социал-демократической
литературе, посвященной истории
немецкого рабочего движения, была
присуща одна общая тенденция - повышенное
внимание к реформистской линии от С. Борна
и его "Рабочего братства" через Ф.
Лассаля к правым лидерам предвоенной
социал-демократии. Такая позиция при
некоторых нюансах выражалась в работах
Г. Кунова по всеобщей экономической истории,
М. Кварка - о начальном этапе рабочего
движения в Германии, П. Кампфмейера, написавшего
обстоятельную биографию лидера баварских
социал-демократов, ревизиониста Георга
фон Фольмара. В эти годы появилась и первая
обобщающая работа по истории социал-демократии,
книга Р. Липинского "Социал-демократия
от ее зарождения до современности"
(2 тома, 1927-1929), написанная с левоцентристских
позиций.
Необычной фигурой на стыке социал-реформистской и ортодоксально-марксистской историографии являлся Артур Розенберг (1889-1943). В 1920-1927 гг. он был членом КПГ и одним из лидеров ультралевого крыла партии. Из-за несогласия с превращением Коминтерна в инструмент диктата и давления на партии Розенберг покинул ряды компартии и отошел от политической деятельности.
Серьезный
анализ состояния Германии и изменений,
происшедших после мировой
Послевоенные международные проблемы были освещены в книге Т. Нойбауэра "Германская внешняя политика сегодня и завтра" (1932), где показывалось историческое значение Рапалльского договора и обосновывался принцип мирного сосуществования. Остро полемический характер имела книга репортажей Альфреда Куреллы "Муссолини без маски", показавшая истинный облик итальянского фашизма и разоблачившая его социальную и национальную демагогию.
Важные марксистские работы были опубликованы в годы второй мировой войны. В. Пик выпустил первую обобщающую опыт прошлого книгу "К истории КПГ" (1943), показавшую героический путь немецких коммунистов, их борьбу за социально-экономические, политические и демократические права трудящихся, за мир и социализм. Хотя книга не была свободна от идеализации прошлой политики КПГ, ее появление сыграло большую роль в пропаганде социализма.
Видный
деятель КПГ и профсоюзного движения
Пауль Меркер в годы эмиграции
в Мексике подготовил чрезвычайно
содержательную и аналитическую работу
по новейшей истории Германии. Присущий
автору широкий кругозор позволил, несмотря
на недоступность многих материалов, глубоко
раскрыть корни и сущность национал-социалистского
движения, государственную структуру
фашистской Германии, ее историческую
обреченность. Книга Меркера не утратила
своего значения до настоящего времени,
хотя ряд оценок, например, советско-германского
пакта 1939 г., бесспорно, устарел. Демагогический,
антинародный и антинациональный характер
фашизма показывала также книга В. Ульбрихта
"Легенда о немецком социализме"
(1945).
Историческая
наука в годы второй мировой войны.
С начала второй мировой войны
историки, воодушевленные первыми крупными
успехами Германии, с удвоенной энергией
принялись обосновывать и развивать идею
немецкой культурной миссии в Европе.
В 1940 г. в "Историческом журнале" появилась
программная статья В. Франка "Немецкие
науки о духе во время войны", где было
заявлено, что после победы Германии в
новой "Великой империи" науки о духе
займут в табели о рангах приоритетное
положение. Они призваны, по словам Франка,
отбросить все прежние никчемные ценности
и создать современные ориентиры, воспитывающие
совершенно нового человека грядущего.
Информация о работе Немецкая историография Первой мировой войны