Неисчерпаемость и безграничность Франциска Скорины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:34, реферат

Краткое описание

Франциск Скорина жил и творил на ниве христианского просвещения в эпоху европейского гуманистического Ренессанса (первая половина XVI в.). Он глубоко почитаем в Беларуси. Его именем назван главный проспект белорусской столицы, многие улицы, учебные заведения страны. Орден Франциска Скорины – высшая государственная награда. Однако многое в жизни великого гуманиста до сих пор покрыто тайной.

Файлы: 1 файл

Белорусский Национальный Технический университе2.docx

— 48.27 Кб (Скачать)

Белорусский Национальный Технический  университет

Кафедра «Основы бизнеса»

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «История Беларуси»

«Неисчерпаемость и безграничность Франциска Скорины»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

Студент группы №105310                                                   Тупик Наталья Леонидовна

 

Руководитель                                                                        Мытько Валентина Григорьевна

 

 

 

Минск 2011

Введение:

 

Франциск Скорина: «Да совершенен будет человек…»

 

Франциск Скорина жил  и творил на ниве христианского просвещения  в эпоху европейского гуманистического Ренессанса (первая половина XVI в.). Он глубоко почитаем в Беларуси. Его именем назван главный проспект белорусской столицы, многие улицы, учебные заведения страны. Орден Франциска Скорины – высшая государственная награда. Однако многое в жизни великого гуманиста до сих пор покрыто тайной. Несколько столетий исследователи изучают загадку его личности, пытаются воспроизвести этапы жизни и творчества издателя и комментатора первой печатной Библии на старобелорусском языке, адресованной не только белорусам, но и всем восточнославянским народам. Его Библия вышла раньше немецкой, изданной Мартином Лютером. Скорина почти на полстолетия опередил польских и российских издателей. Но и сегодня жизнеописание великого просветителя обозначено только пунктирно. Неизвестны точные даты его рождения и смерти, место захоронения, весьма противоречивы сведения о вероисповедании.

А ведь поиски вели десятки  пытливых умов, так как значение деятельности Скорины для развития европейской письменности трудно переоценить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Франциск «из  славного места Полоцка»

 

Далеко не все детали биографии  Скорины дошли до наших дней, до сих пор осталось ещё немало «белых пятен» в жизни творчестве великого просветителя. Неизвестны даже точные даты его рождения и смерти.

Относительно даты рождения большинство исследователей склоняется к 1490 г., именно он был определен при  праздновании 500-летия со дня рождения первопечатника. 1990 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Скорины. Обоснованием данной версии служит достоверный факт, что в 1504 г. Скорина поступил в  университет польского города Краков на факультет свободных искусств, куда принимали по достижении 14 лет. Родился в семье состоятельного полоцкого купца Луки Скорины, который вел торговлю с Чехией, с Московской Русью, с польскими и немецкими землями. Материально юноша не нуждался: отец торговал пушниной и шкурами по всей Европе, а после смерти дело перешло к старшему сыну Ивану. От родителей сын перенял любовь к родному Полоцку, название которого он позднее всегда употреблял с эпитетом «славный». Первоначальное образование Франциск получил в доме родителей — научился читать по Псалтыри и писать кириллицей. Предполагают, что латынь (Франциск знал ее блестяще) он выучил в школе при одном из католических костелов в Полоцке или Вильне.

Предположительно, в 1504 году становится студентом Краковского университета — точная дата неизвестна, так как запись, на которую традиционно ссылаются — «В [период] ректорства почтенного отца господина Яна Амицина из Кракова, доктора искусств и канонического права, милостию бога и апостольского престола епископа лаодиценского и суфрагана краковского, а также плебана [костёла] святого Николая вне стен Кракова, в зимний семестр в лето господне 1504 следующие [лица] вписаны […] Франциск сын Луки из П[о]лоцка, 2 гроша», может также касаться любого Франциска из польского города Плоцка, тем более, что сумма в 2 гроша, внесенная «абитуриентом» Франциском, по тем временам была невелика даже для купеческого сына.

В 1506 году Скорина заканчивает  факультет «семи вольных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) со степенью бакалавра, позднее получает степень магистра искусств, которая давала тогда право поступать на самые престижные факультеты (медицинский и теологический) университетов Европы. Ученые предполагают, что после Краковского университета, в течение 1506-1512 годов Скорина служил секретарем у датского короля. Но в 1512 году он оставил эту должность и отправился в итальянский город Падуя.

Доктора медицины защитил 9 ноября 1512 года, успешно сдав экзамены в Падуанском университете в Италии, где было достаточно специалистов, чтобы эту защиту подтвердить[15]. Вопреки распространенному мнению, Скорина в Падуанском университете не учился, а прибыл туда именно для сдачи экзамена на научную степень, о чём свидетельствует актовая запись университета, датированная 5 ноября 1512 года: «…прибыл некий весьма учёный бедный молодой человек, доктор искусств, родом из очень отдалённых стран, возможно, за четыре тысячи миль и более от этого славного города, для того, чтобы увеличить славу и блеск Падуи, а также процветающего собрания философов гимназии и святой нашей Коллегии. Он обратился к Коллегии с просьбой разрешить ему в качестве дара и особой милости подвергнуться милостью божьей испытаниям в области медицины при этой святой Коллегии. Если, Ваши превосходительства, позволите, то представлю его самого. Молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя господина Франциска, сына покойного Луки Скорины из Полоцка, русин…» 6 ноября 1512 года Скорина прошел пробные испытания, а 9 ноября блестяще сдал особый экзамен и получил знаки медицинского достоинства. Что стало знаменательным событием не только в жизни молодого Франциска, но и в истории культуры Беларуси. До сих пор в одном из залов этого учебного заведения, где находятся портреты знаменитых мужей европейской науки, которые вышли из его стен, висит портрет выдающегося белоруса работы итальянского мастера. Также сохранились записи протокола экзамена, где, в частности, говорится: «Он проявил себя столь похвально и превосходно во время строгого испытания, излагая ответы на заданные ему вопросы и отвергая выдвинутые против него доказательства, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых без исключения и был признан обладающим достаточными знаниями в области медицины». Позднее он сам себя будет именовать: «в науках и лекарстве учитель», «в лекарских науках Доктор», «ученый» или «избранный муж».

О периоде 1512-1516 в жизни  Ф. Скорины нам пока ничего не известно. Современные ученые выдвинули предположение, что в это время Скорина  путешествовал по Европе, знакомился с книгопечатанием и первыми  печатными книгами, а также встречался со своими гениальными современниками — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем. Основанием для этого служит такой факт — на одной из фресок Рафаэля изображен человек, очень похожий на автопортрет Скорины в изданной им позже Библии. Интересно, что Рафаэль написал его рядом с собственным изображением.

С 1517 года Скорина жил  в Праге, где основывает типографию и начинает своё издательское дело, приступает к печатанию Библейских книг.

Первой напечатанной белорусской  книгой, кириллическим шрифтом стала  славянская «Псалтырь», в предисловии к которой сообщается: «Я, Франциск Скорина, сын славного Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком». Вышел он 6 августа 1517 года.

Затем почти каждый месяц  издавались все новые и новые  тома Библии: Книга Иова, Притчи Соломона, Экклезиаст… За два года в Праге Франциск Скорина выпустил в свет 23 иллюстрированные библейские книги, переведенные им на понятный широкому читателю язык. Каждую из книг издатель снабдил предисловием и послесловием, включил в Библию почти полсотни иллюстраций. Всего на протяжении 1517-1519 годов переводит и издаёт 23 книги Библии.

Примерно в 1520 году или  чуть позже первопечатник возвратился  на родину и в Вильно основал первую восточнославянскую типографию на территории ВКЛ. Здесь вышла «Малая подорожная книжица»1522 год, которая считается первой книгой, изданной на белорусских землях (точной даты выхода книги нет). Здесь же в 1525 году был напечатан «Апостол», который оказался последней книгой первопечатника — во время пожара в Вильне типография Франциска погибла. Именно с этой книги спустя 40 лет начали в Москве российское книгопечатание Иван Федоров и Петр Мстиславец, оба уроженца Беларуси.

В 1525 году умирает один из спонсоров виленской типографии Юрий Одверник, и издательская деятельность Скорины останавливается. Он женится на вдове Одверника Маргарите (скончалась в 1529 году, оставив маленького ребенка). Спустя несколько лет один за одним умирают другие меценаты Скорины — виленский бурмистр Якуб Бабич (в доме которого и была типография), затем Богдан Онков, а в 1530 году году и трокский воевода Константин Острожский.

 

В 1525 году последний магистр  Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский  провел секуляризацию Ордена и провозгласил вместо него светское Прусское герцогство, вассальное королю Польши. Магистр  был увлечен реформаторскими  переменами, которые в первую очередь  касались церкви и школы. Для книгоиздательского дела Альбрехт в 1529 или 1530 году пригласил  в Кёнигсберг Франциска Скорину. Пишет сам герцог: «Не так давно  приняли мы прибывшего в наше владение и Прусское княжество славного мужа Франциска Скорину из Полоцка, доктора  медицины, почтеннейшего из ваших  граждан как нашего подданного, дворянина  и любимого нами верного слугу. Далее, поскольку дела, имущество, жена, дети, которых у вас оставил,— отсюда его зовут, то, отъезжая туда, покорнейше просил нас, чтобы письмом нашим поручили Вашей опеке…».

В 1529 году умирает старший  брат Франциска Скорины Иван, кредиторы  которого выставили имущественные  претензии самому Франциску (видимо, отсюда и спешный отъезд с рекомендательным письмом герцога Альбрехта). Итак, Скорина в Кёнигсберге не задержался и через несколько месяцев  вернулся в Вильню, забрав с собой печатника и иудея-лекаря. Цель поступка неизвестна, но «краже» специалистов обиделся герцог Альбрехт и уже 26 мая 1530 года в письме к виленскому воеводе Альберту Гоштольду требовал вернуть этих людей герцогству.

5 февраля 1532 года кредиторы  покойного Ивана Скорины, обратившись  с жалобой к великому князю  и королю Сигизмунду I, добиваются  ареста Франциска за долги  брата под предлогом того, что  Скорина будто бы скрывает  унаследованное от покойного  имущество и постоянно переезжает  с места на место (хотя на  самом деле наследником был  сын Ивана Роман, а вот насчет  частых переездов кредиторы, скорее  всего, не соврали). Несколько месяцев Франциск Скорина просидел в познаньской тюрьме, пока его племянник Роман не добился встречи с королем, которому объяснил дело. 24 мая 1532 года Сигизмунд I издает указ об освобождении Франциска Скорины из тюрьмы. 17 июня познаньский суд окончательно решил дело в пользу Скорины. А 21 и 25 ноября король Сигизмунд, разобравшись с помощью епископа Яна в деле, издает две привилегированные грамоты (привилеи), по которым Франциск Скорина не только признаётся невиновным и получает свободу, но и всевозможные льготы — защиту от любых судебных преследований (кроме как по королевскому предписанию), защиту от арестов и полную неприкосновенность имущества, освобождение от повинностей и городских служб, а также «от юрисдикции и власти всех и каждого в отдельности — воевод, каштелянов, старост и прочих сановников, врядников и всяких судей».

В 1534 году Франциск Скорина  предпринимает поездку в Московское княжество, откуда его изгоняют как  католика, а книги его сжигают (см. письмо 1552 года короля Речи Посполитой Жигимонта II Августа к Альберту Кричке, своему послу в Риме при папе Юлии III).

Около 1535 года Скорина переезжает в Прагу, где, скорее всего, работает врачом или, маловероятно, садовником при королевском дворе. Распространенная версия о том, что Скорина занимал  должность королевского садовника  по приглашению короля Фердинанда I и основал знаменитый сад на Градчанах, не имеет под собой серьёзных оснований. Чешские исследователи, а вслед за ними и иностранные историки архитектуры, придерживаются канонической теории, что «сад на Граде» (см. Пражский град) был заложен в 1534 году приглашенными итальянцами Джованни Спацио и Франческо Бонафорде. Близость имён Франческо — Франциск породила версию о садовнической деятельности Скорины, тем более, что в переписке между Фердинандом I и Богемской палатой четко отмечается: «мастер Франциск», «итальянский садовник», который получил расчет и уехал из Праги около 1539 года.[ Однако в грамоте 1552 года Фердинанда I сыну тогда уже покойного Франциска Скорины Симеону есть фраза «наш садовник».

Чем на самом деле Франциск Скорина занимался в Праге  последние годы жизни — в точности неизвестно. Вероятнее всего, практиковал  как врач.

 

Кончина

Поневоле думаешь, сколько  всего хорошего смог бы еще сделать  Скорина, если бы он действовал в более  благоприятных условиях, если бы окружение  лучше понимало его и помогало ему, опережавшему свое время по меньшей мере на полстолетия — до Федорова, Мстиславца и Будного. И если бы не беды, которые стали подстерегать великого гуманиста после издания в Вильно «Апостола» (1525). Это и смерть жены Маргариты, и тяжбы с ее родственниками, и пожар, в котором, вероятно, сгорела и его типография, перевезенная из Праги, и смерть брата Ивана, и тюрьма, в которой очутился в Познани Франциск за долги последнего (это свидетельствует, что наш первопечатник, продолжая семейные традиции, принимал участие также и в торговых делах), и вынужденный переезд с детьми в Прагу, и козни недоброжелателей при дворе чешского короля Фердинанда. В итоге он, садовник–ботаник–медик, вынужден был покинуть столицу и переехать со старшим сыном Симеоном в замок Крумлов на юге страны. Младший же сын, Франтишек, остался в Праге, в доме друга, где о мальчике заботилась повариха Магдалена.

И вот Скорину постигло новое несчастье. 2 июня 1541 года хронист  В.Гаек записал: при пожаре в пражском кремле в дружеском доме ксендза  Яна из Пухова погиб «Франтишек, сын бывшего когда–то доктора Руса». Некоторые исследователи, исходя из последней части фразы, склонны считать, что она свидетельствует, будто Скорина умер до этой даты. Но чешская белорусистка, почетный доктор Полоцкого университета Франтишка Соколова убедительно возразила, что здесь зафиксировано лишь отсутствие нашего соотечественника на тот момент в Праге. Скончался он на десятилетие позже. Ибо тогда почему Симеон Скорина обратился к королю Фердинанду с просьбой вернуть ему наследие отца (значит, оно было!) только в 1552 году? Как видно из документов, в 1577 году старший сын просветителя, перенявший работу у отца, все еще работал в Крумлове садовником.

Из сказанного вытекает, что могилу Франциска Скорины  также следует искать не в Праге, как это считалось раньше, а  в Крумлове, южной столице Чехии. В 1989 году в составе группы белорусских исследователей и скульпторов, выезжавших по инициативе Министерства иностранных дел Беларуси в Прагу, чтобы определить место для памятника нашему первопечатнику, это пытался сделать и я лично. Но встречи с чешскими историками убедили: поездке в Крумлов должны предшествовать сложные архивные поиски, для чего понадобятся совместные усилия белорусских и чешских специалистов.

Информация о работе Неисчерпаемость и безграничность Франциска Скорины