Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:57, контрольная работа
В конце второй половины XVII века, когда на престол взошел молодой царь Петр I, Россия пережила переломный момент в своей исторической линии. Это было связано скорее не с личностью «великого» преобразователя, но и с ситуацией, сложившейся в данный момент в стране. Ведь в России, «оказавшейся на задворках Европы», были плохо развиты многие аспекты производственно-хозяйственной отрасли.
Введение
Открытие и первые годы деятельности Петербургской Академии наук
Научные исследования М. В. Ломоносова
Научные исследования в России в XVIII веке (физика, химия, география, технические изобретения и др.)
Заключение
Литература
ПЛАН
Введение
Открытие и первые годы деятельности Петербургской Академии наук
Научные исследования М. В. Ломоносова
Научные исследования в России в XVIII веке (физика, химия, география, технические изобретения и др.)
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В конце второй половины XVII века, когда на престол взошел молодой царь Петр I, Россия пережила переломный момент в своей исторической линии. Это было связано скорее не с личностью «великого» преобразователя, но и с ситуацией, сложившейся в данный момент в стране. Ведь в России, «оказавшейся на задворках Европы», были плохо развиты многие аспекты производственно-хозяйственной отрасли. Нужно было развивать промышленность, чуть ли не заново создавать армию и флот для защиты страны от враждебно настроенных соседей. Создание флота было связано с использованием более современного оборудования, – возникает необходимость реформирования (а в некоторых случаях и создания) различных отраслей, связанных с производством материалов, выплавки стали и т.д. Естественно, всё это создавало предпосылки для развития отечественной науки, которая была просто необходима для поднятия военной промышленности. В этой связи нужно было срочно решать такую проблему, как нехватка ученых, которых в начале XVIII века в России просто не было.
Открытие и первые годы деятельности Петербургской Академии наук
Созданная по идее Петра I Академия наук объединила в своем первом составе блестящую плеяду молодых ученых из разных стран Европы. Талантливая и смелая молодежь, мечтавшая о больших научных открытиях, не побоялась приехать в далекую и неведомую Россию, где она нашла наиболее благоприятные в то время условия для занятия наукой. Прежде всего, над учеными не тяготело здесь бремя картеананской догматики, как во Франции, и не давил авторитет Х. Вольфа, как в Германии, или И. Ньютона, как в Англии. Кроме того, на первых порах петербургские ученые получили и достаточные материальные средства для проведения всех необходимых научных исследований, о которых не могли тогда и мечтать их коллеги из Лондонского королевского общества, сами платившие за право заниматься наукой, или ученые из других небольших государств Европы. Солидной базой для научных исследований петербургских ученых стала великолепная библиотека, тщательно собранная при покровительстве Петра I его библиотекарем И. Д. Шумахером по советам лучших специалистов в разных областях науки. Её дополняла богатая коллекция астрономических и физических инструментов, которыми была оборудована начавшая с 1782 года свою работу астрономическая обсерватория, включавшая небольшую физическую лабораторию. Петербургские ученые получили в своё распоряжение также богатейшие коллекции Кунсткамеры, среди которых находилась и лучшая в то время в мире коллекция анатомических препаратов Ф. Рюйша. Основатель Российской Академии наук Петр I поставил перед ней, прежде всего, три задачи:
1)всемерное развитие наук;
2)подготовка русских научных кадров;
3)распространение научных знаний, чтобы «чрез обучение и расположение оных польза в народе впредь была».
Хотя в отношении подготовки русских научных кадров на первых порах похвастаться было нечем из-за недостатка молодежи со средним образованием, две другие задачи Академия пыталась выполнять как можно лучше. Только что приехавшие ученые сразу же занялись научными исследованиями. С декабря 1725 года Академия регулярно проводила публичные собрания, которым придавалось тогда большое значение. На них присутствовали весь Сенат, Синод, генералитет, члены императорской семьи, а порой и сама Екатерина I. После её смерти для академии было построено и здание Кунсткамеры. Тем же целям распространения научных знаний в русском обществе и привлечения к науке талантливой местной молодежи активно содействовала и издательская деятельность Петербургской Академии наук. Наряду с печатанием научных трудов на латинском языке, так называемых «Комментариев», а так же первых учебников и календарей, с начала 1727 года Академия взяла на себя регулярный выпуск основанной Петром I еще в 1702 году первой русской газеты «Санкт-Петербургские Ведомости», которая с конца 1727 года печаталась уже в академической типографии. Немного позже, уже в 1728 году было начато также издание приложения к газете на русском языке, получившего название «Примечания на Ведомости». В «Примечаниях» печатались статьи по медицине, философии, химии, физике и технике. В их переводе на русский язык с 11сентября 1741 года участвовал и Ломоносов, вернувшийся в Петербург после обучения за границе.
Научные исследования М. В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - первый русский академик - оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Трудно переоценить вклад Ломоносова в российскую науку. Он был первым русским ученым – естествоиспытателем, главным предметом научных работ которого были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география. Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году. Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и весьма своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла. Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды», - писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований. На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи. Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за «семью печатями» владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов.
Еще до постройки
лаборатории Михаил Васильевич предложил
ряд новых химических решений. Так,
он разработал более совершенные
способы весового анализа. В диссертации
«О действии химических растворителей
вообще» (1744) Ломоносов пришел к выводу
о том, что растворение металлов
в кислоте осуществляется посредством
давления воздуха. Получив в свое
распоряжение химическую лабораторию,
ученый смог подтвердить прежние
свои научные догадки и высказать
новые. В особенности большое
значение имеет открытый им закон
о сохранении материи, точнее – веса
и движения. Обоснование этого
закона впервые дано Ломоносовым
в письме к Л. Эйлеру. Там он писал:
«Но все встречающиеся в
Научные исследования в России в XVIII веке (физика, химия, география, технические изобретения и др.)
Татищев Василии Никитич (1686-1750). Родился в Пскове. В семилетнем возрасте был принят ко двору Ивана V стольником. После смерти царя Ивана покидает двор. С 1704 г. на службе в Азовском драгунском полку. Участвовал в Нарвской баталии, Полтавской битве, Прутском походе. С 1712 г. учеба за границей. С 1720 г. на административной службе (ведал металлургической промышленностью на востоке России). В 1724-1726 гг. Изучал в Швеции экономику и финансы. Затем возглавлял Монетную контору, был начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий. С 1741 г. Астраханский губернатор. В 1745 г. отстранен от должности и сослан в имение Болдино Московской губернии. Именно в этот период он создает свою "Историю Российскую", рассмотренную им до 1577 г. Подготовительные материалы к новым частям книги охватывали период XVII в., вплоть до воцарения Петра I. Кроме этой фундаментальной работы он составил первый в России энциклопедический словарь ("Российский исторический, географический и политический лексикон"), открыл для науки такие исторические источники как "Русская правда", "Судебник 1550 г.", "Книгу Большого Чертежа" и др. В течение многих лет он собирал летописные материалы, составившие основу его личного архива. Многое Татищев сделал для развития экономических, правовых и философских исследований. Одним из первых обратился к вспомогательным историческим дисциплинам - хронологии, генеалогии, геральдике и др. Создал также труды по географии Сибири. Первым дал естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Труды Татищева по истории не всеми принимались однозначно. Ряд историков (например, Н. М. Карамзин) осуждали его за недостаточно критическое отношение к историческим источникам. Однако, по мнению С. М. Соловьева, заслуга Татищева перед исторической наукой состоит в том, что он первым начал исторические исследования в России на научной основе.
Беринг Витус Ионассен (1681, г. Хорсенс, Дания - 1741, о. Беринга) - мореплаватель. Происходил из знатного, но разорившегося рода. Отец Беринга был таможенником. Мальчик рано пристрастился к морю. Юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии. В 1703 Беринг познакомился с русским адмиралом К.И. Крюйсом, который по поручению Петра I нанимал в русский флот опытных моряков. Беринг был назначен командиром небольшого российского судна. В 1706 был произведен в лейтенанты, участвовала Азовском походе Петра I, сражался на Балтике, но славу Берингу принесли Камчатские экспедиции 1725-1730 и 1733-1741 годов. Исследователь XIX в. В.Н. Верх так характеризовал Беринга: "Достойный муж сей, прослужа в Российском флоте тридцать восемь лет со славою и честию, достоин по всей справедливости отличнаго уважения и особеннаго внимания. Беринг подобно Колумбу, открыл россиянам новую и соседственную часть света, которая доставила богатый и неисчерпаемый источник промышленности". Образованный моряк, Беринг хорошо знал мореходную астрономию, навигацию, картографию и умело руководил подчиненными. Экспедиции доказали существование пролива между Азией и Америкой, открыли морской путь от Камчатки в Японию, завершили открытие всех Курильских островов, открыли Командорские и Алеутские острова. Впервые была составлена карта северо-восточных берегов Азии на базе навигационных и астрономических наблюдений. Бот Беринга потерпел крушение возле одного из островов Командорской группы, впоследствии названного о. Беринга. Здесь экипаж остался на вынужденную зимовку, которую смогли выдержать лишь немногие. Беринг умер от цинги. Его именем были названы море, пролив и остров.
Кулибин Иван Петрович (1735, Нижний Новгород - 1818, там же) - механик, изобретатель. Род. в семье купца. К. был обучен грамоте и счету дьячком, а затем поставлен отцом за прилавок. К. самостоятельно изучил механику и открыл часовую мастерскую. В 1764 - 1769 К. изготовил часы в форме яйца ("яишной фигуры"), в которых помимо циферблата были створки, каждый час открывавшие крохотную сцену, где разыгрывалось театральное действие "Воскресение Христа", телескоп, микроскоп, электрическую машину. Был представлен приехавшей в Нижний Новгород Екатерине II, которая пригласила К. в Петербург. В 1769- - 1787 К. служил механиком и руководителем мастерских Петербург, академии наук. К. спроектировал три варианта деревянного одноарочного моста с длиной, пролета 298 метров (вместо обычных 50 - 60) через Большую Неву; построил и испытал "машинное водоходное судно", передвигавшееся против течения с помощью каната, наматывающегося на гребной вал силой воды и подтягивающего судно вверх к месту, где канат крепился; сконструировал фонарь с зеркальным отражателем (первый опыт прожектора), служивший для фейерверков и иллюминаций. В 1787 освобожденный от заведования мастерскими, К. целиком отдался изобретательству: спроектировал мельницы без плотин, "подъемное кресло" (лифт), трехколесный экипаж ("самокатка"), приводившийся в движение человеком на запятках, оптический телеграф, протезы ("механические ноги"), пытался создать вечный двигатель. В 1792 был избран .членом Петербург. Вольного экономического общества. В 1799 вышла в свет его кн. "Описание представленного на чертеже моста, простирающегося из одной дуги на 140 саженях...". В 1801 К. вернулся в Нижний Новгород, где до конца жизни занимался составлением проектов машинных судов. Главные изобретения К. не были претворены в жизнь. Умер К. в бедности.
Система образования
В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в 18 веке тоже подверглась реформам. В образовании 18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ образования в России в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода.
В первой четверти 18 веке, были
созданы первые светские