Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, реферат
Тема национального вопроса в Российской Империи является достаточно обширной. В моей работе рассмотрен национальный вопрос на примере народов Сибири, Кавказа, а также Украины. Проанализирована также проблема веротерпимости в Российской Империи.
ВВЕДЕНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАРОДОВ СИБИРИ И РОССИИ
РОССИЯ И НАРОДЫ КАВКАЗА
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ
ПРОБЛЕМЫ ВЕРОТЕРПИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Внешнеполитическая ситуация, включавшая постоянные войны России с Ираном и Турцией, политика царизма на присоединенных территориях требовали создания иных, нежели в центральных губерниях, методов управления, а следовательно, и их организации.
В Закавказье в
процессе его присоединения к
России сложилось несколько форм
управления: комендантская (военно-народная),
губернская, областная, совмещавшиеся
с более мелкими и локальными административно-
Процесс утверждения
России на Северном Кавказе продолжался
более столетия. Его кульминацией
стало учреждение Кавказского наместничества,
которое представляло собой одну
из специфических форм государственно-
Присоединение северокавказских народов произошло не одномоментно. Конечной датой этого растянувшегося на столетия процесса стал 1864 год – год завершения Кавказской войны и полного замирения края. Этап наивысшей активности России на Кавказе пришелся на рубеж XVIII и XIX вв., когда к империи присоединилась подавляющая часть его территории. Одновременно шел активный поиск действенных форм управления новоприобретенной окраиной.
Еще в 1587 г. в вассальные отношения с Россией вступила Кабарда, состоявшая из нескольких княжеских уделов Большой и Малой Кабарды со сложившейся феодальной структурой.
В 1781 г. в состав
России вошла значительная часть
территории Чечни. Принципы взаимоотношений
с местным населением были оформлены
специальной грамотой, согласно которой
большинство “вайнахских
Постоянные набеги горцев на Кавказскую губернию привели к посылке карательных отрядов, которые регулярно наводили порядок в Чечне. Сельские старшины чеченцев выступали в роли связующего звена между властями и местным населением. Кавказская администрация стремилась всячески привлечь старшин на свою сторону, используя для этого любые средства.
В 1744 г. в состав России вошла Осетия. Важным этапом в процессе административного подчинения осетин стало строительство крепости Владикавказ, с окончанием которого функции надзора были переданы коменданту новой крепости [Потто В.А. Два века Терского казачества (1577–1811). Т. II. С. 144.].
Дагестан даже на общем фоне Кавказа поражал своей этнической пестротой. Многочисленные этносы края объединяла конфессиональная принадлежность – все они исповедовали ислам. Мусульманская религия пустила, на наш взгляд, наиболее глубокие и прочные корни именно в этом регионе, ставшем средоточием культовых сооружений и очагом исламского влияния.
К началу XIX в. Дагестан состоял из десяти с лишним крупных владений и нескольких десятков союзов сельских общин. Каждое из его феодальных образований имело свою отдельную предысторию взаимоотношений с Россией. В северо-восточной части Дагестана находились владения Эндереевское, Аксаевское, Костековское. К югу от реки Сулак располагалось шамхальство Тарковское с пятью уделами. Западнее шамхальства находилось Мехтулинское ханство. По соседству с ним – Дербентское ханство, Табасаран (состоявший из майсумства и владения кадия). В Южном Дагестане существовали Кюра-Казикумухское и Аварское ханства, Акуша-Дарго и союзы сельских общин: аварских, даргинских и лезгинских.
Ханы, уцмии, шамхалы,
майсумы являлись сюзеренами подвластной
им территории и осуществляли свою
власть, опираясь на дружины нукеров.
Владетели обладали всеми правами
судопроизводства и самолично разбирали
возникавшие конфликтные
Сложная и запутанная
структура общественного
Начавшаяся Кавказская война привела к блокированию многих районов Дагестана, что отодвинуло процесс утверждения российской административной системы на несколько десятилетий.
Ретроспективный взгляд на историю становления системы управления на Северном Кавказе приводит к следующим выводам. Процесс утверждения российской административной власти в регионе можно условно разделить на два крупных этапа. Первый – с конца XVIII в. до середины XIX в. – отмечен значительной ограниченностью действий правительства в отношении коренных народов. Эти действия не выходили за рамки внешнего контроля и поощрения торгово-хозяйственных связей с переселенцами из внутренних губерний. Контроль осуществлялся военными властями, активно внедрявшимися в географическое пространство Кавказа (строительство крепостей, укрепленных линий, создание новых гарнизонов и мест дислоцирования российской армии). В начале 20-х гг., когда вспыхнула Кавказская война, роль военного ведомства как гаранта политической стабильности возросла и продолжала усиливаться. Учреждение наместничества нисколько не ущемила исключительного права военных властей осуществлять административные функции в отношении горских народов. Институт наместничества лишь способствовал упорядочению сложившихся форм управления местными народами и координации действий военного ведомства в различных районах края.
Поскольку правительство не вмешивалось во внутренний распорядок жизни кавказских народов, они продолжали жить согласно своим традиционным нормам права. Однако административный контроль за жизнью местных обществ постепенно становился все более организованным и всеохватным.
С окончанием Кавказской
войны и покорением горцев в 1864 г.
наступил качественно новый этап
в истории становления
На втором этапе
своей деятельности на Кавказе правительство
допустило немало промахов, стремясь форсировать
объективный процесс вовлечения края
в орбиту империи. Так, упразднение наместничества
в 1881 г. и переподчинение Кавказа власти
центральных учреждений привело к дестабилизации
внутриполитической обстановки, расшатыванию
сложившейся структуры управления и нарастанию
регрессивных тенденций практически во
всех областях жизни края. Наступивший
экономический спад и общественная нестабильность
порождали взрывоопасную ситуацию. В этих
условиях правительство пошло на восстановление
института наместничества на Кавказе,
вновь наделив наместника неограниченными
полномочиями – для скорейшего разрешения
накопившихся проблем. Однако власти Петербурга
направляли свои усилия в основном на
ужесточение режима. Излишне жесткая политика
грозила взорвать изнутри один из наиболее
конфликтных регионов Российской империи.
Практические действия наместника И.И.
Воронцова-Дашкова отчасти сбалансировали
сложную ситуацию. Однако дальнейшие бурные
революционные события и вступление страны
в первую мировую войну оборвали этот
процесс на Северном Кавказе.
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ
Условия, на которых Украина была принята в состав Российского государства, излагались в “Статьях Богдана Хмельницкого”, подписанных в Москве в марте 1654 г. В них перечислялись права и привилегии, пожалованные Войску Запорожскому, казацкой старшине, украинской шляхте и многим крупным городам. “Статьи” давали несравненно более широкие права, чем те, которыми они пользовались, пребывая под властью Польши. На Украине сохранялись военно-административные органы управления во главе с выборным гетманом, продолжало действовать и местное право. Вместе с тем “Статьи” несколько ограничивали политические и экономические права гетманского управления под контролем царского правительства. Российским воеводам предоставлялось право осуществлять контроль над казацкими военачальниками [История СССР с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1967. Т. 3. С. 79–81.].
Сохранившийся после воссоединения Украины с Россией институт гетманства в значительной мере определял взаимоотношения обеих сторон, внося подчас свои изменения в основу управления этим краем. Россия старалась “ущемить” автономные полномочия Гетманщины, что встречало противодействие в старшинских кругах, ориентировавшихся на союз с Польшей. Борьба с украинским сепаратизмом и насаждение российских административных, гражданских и военных порядков составляли стержень политики царского правительства на Украине, начиная уже с Переяславских статей 1659 г.
Новая страница истории гетманства на Украине связана с именем генерального есаула Ивана Мазепы. Гетманство Мазепы продолжалось 22 года и завершилось союзом в 1708 г. со шведским королем Карлом XII. Мазепа надеялся после победы шведов добиться самостоятельности Украины, обещал поднять восстание против московского правительства и присоединиться с казачьим войском к шведам. Измена гетмана была открыта Петром I лишь в период боевых действий. Однако украинский народ не поддерживал Мазепу, и московскому царю удалось быстро справиться с оказавшей неповиновение старшиной.
Воспользовавшись
благоприятной ситуацией, московскому
правительству удалось
Следующий период политико-административных преобразований, имевших прямое отношение к управлению Украиной, к ее автономии, связан теснейшим образом с государственным строительством Петра I. С 1717 г. в России началось создание коллегий. Малороссийская коллегия, созданная формально для защиты украинского населения от произвола гетманской власти, фактически облегчала российскому абсолютизму проведение политики централизации государственного управления и ликвидации автономии Украины.
Постоянное существование
гетманского правления, оставляющее
некоторые возможности для
Информация о работе Национальный вопрос в Российской Империи