Национальные корни отечественной культуры и западные влияния «Золотой век» русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью. Культура России XIX века отразила в себе важнейшие особенности времени. XIX век отличался динамизмом общественного развития. Начало века ознаменовалось рядом преобразований в области просвещения и государственного управления, проводимых императором Александром I.

Оглавление

Введение _____________________________________________________3
1. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. «Золотой век» русской культуры________________________________4
2. Славянофилы и западники_____________________________________6
3. Русский утопический социализм. В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский_________________________________________________9
4. Формирование декабристской идеологии. Восстания декабристов и его значение______________________________________________________13
Заключение___________________________________________________20
Тест__________________________________________________________21
Список литературы_____________________________________________22

Файлы: 1 файл

история сдана в универ.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

Другим крупным теоретиком революционного направления был  Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1841 гг.). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок "Литературное общество 11-го нумера". Белинский вскоре был исключен из университета.

В 1833г. он вошел в кружок Н.В. Станкевича, а с 1834г. вел литературно-критический  отдел в журналах "Телескоп" и "Молва". В 1834году в "Молве" была напечатана его статья "Литературные мечтания". В ней автор резко  критиковал идеи С.С. Уварова. В  начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России.

Его взгляды особенно отчетливо  проявились в критических статьях, опубликованных в журнале "Современник", издававшемся Н.А. Некрасовым. В них  Белинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционного лагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его "Письме к  Н.В. Гоголю" (1847г). В этом письме резко  критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в «уничтожении крепостного права, отмене  телесного наказания, введении, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.

В 40-е гг. были созданы  первые революционные организации  социалистов. К их числу, прежде всего, относится общество, сложившееся  в 1845году  в Петербурге вокруг М.В. Буташевича - Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на "пятницы" Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М.Е. Салтыков и Ф.М. Достоевский, поэты А.Н. Плещеев и А.Н. Майков, ученый-географ П.П. Семенов, пианист А.Г. Рубинштейн.

Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность  их осуществления в России. Под  влиянием событий революции 1848г. в  Европе среди членов кружка высказывались  мысли о необходимости подготовки революции в России.

В 1849г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано, 21 человек  был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой. Многие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революции  и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф.М. Достоевский.

В целом революционное  движение в России именно в 40-50-е  гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними  причинами, но и революциями в  Европе.

Главными особенностями  революционной идеологии этого  периода стали: утрата надежды на реформирование России «сверху в  результате сотрудничества верховной  власти и общества обоснование правомерности  и необходимости революционного насилия в целях осуществления  перемен в обществе» выдвижение в качестве идейной основы будущей  революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.

 Революционное движение 40-50-х гг. стало важной причин  подталкивавшей власти к реформированию  общества. Идейным вождем революционного  движения в России в конце  50 - 60-х гг. стал редактор петербургского  журнала "Современник" Н. .Г.  Чернышевский. Искусно обходя цензуру,  он выступал в своих статьях  за крестьянскую революцию, развивал  идеи А.И. Герцена об «общинном»  социализме, ратовал за создание  революционно организации.

В июле 1862года Чернышевский был арестован и помещен в  Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал  роман «Что делать?», который был  напечатан в журнале «Современник».

 В романе Чернышевский  изложил свои взгляды на будущее  социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала настоящей  «библией» для русских революционеров.

 В 1864году Чернышевский  был приговорен к каторге и  последующему поселению в Сибири. Деятельность Герцена, Белинского  и Чернышевского, других пропагандистов  «общинного» социализма не пропали  даром. Еще в 1861году  в Петербурге  возникла тайная революционная  организация.

 Для ее названия  были взяты ключевые слова  одной из статей Н.П. Огарева,  помещенной в «Колоколе», - «Земля  и воля». Организация объединила  несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных  групп и сословий: студентов, мелких  чиновников, младших офицеров, выходцев  из мещан, купцов, низшего духовенства,  разорившегося дворянства, т.е. «лиц  разного чина и званий». 

Программа «Земли и воли»  включала требования созыва парламента и установления демократической  республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась  так же идея передачи крестьянам всей земли и объединение не только сельского, но и городского населения  в самоуправляющиеся общины. Практическая деятельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегов революционеров из тюрем. Материальной помощи ссыльным.

 «Земля и воля» готовилась  начать открытое выступление  в 1863году, когда, по мнению ее  членов, можно было ожидать крестьянское  восстания в связи с тем,  что в этом году истекал  срок подписания уставных грамот. Но уже в 1862году были арестованы  наиболее активные члены "Земли  и воли".

А в 1863г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое  разочарование - не оправдались их расчеты  на массовые выступления крестьян.  Весной 1864 года «Земля и воля» приняла  решение о самороспуске.

 

4. Формирование  декабристской идеологии.

Значение восстания  декабристов

 

Предпосылки, обусловившие зарождение движения декабристов, коренились прежде всего в социально-экономической  обстановке того времени. Социально-экономическое  положение страны характеризовалось  глубокими противоречиями между  выросшими на новой капиталистической  основе производительными силами и  старыми феодальными производственными  отношениями.

Это противоречие нашло свое выражение в росте в недрах старой феодально-крепостнической  формации новых капиталистических  отношений, в разложении крепостничества. Декабристы как передовые представители  своей эпохи чувствовали и  понимали прогрессивность растущих капиталистических отношений и  невозможность сохранения старых, феодально-крепостных.

Российская действительность давала им для этого достаточно материала. 
Конечно, декабристы как передовые представители своего времени не могли не замечать этих прогрессивных явлений. Они понимали, что крепостной труд являлся препятствием на пути дальнейшего развития страны.

Рост новых производительных сил выражался в это время  также и в начале применения на отдельных предприятиях машин. Более  широкое применение машин началось с 30-40-х годов XIX в., то есть непосредственно  в период оформления декабризма, машины уже начали вводиться в хлопчатобумажной и других отраслях промышленности. В эти же годы усилился процесс  замены водяных двигателей - паровыми, что также способствовало повышению производительности труда.

Но широкое применение машин тормозилось феодально-крепостническими отношениями, что было очевидно для  декабристов, тем более, что они изучали экономическое развитие передовых капиталистических стран Европы. Аналогичные явления наблюдали они и в отношении сельского хозяйства.

Одно время среди крепостников появились помещики, которые стали  выписывать из-за границы сельскохозяйственные машины (молотилки, веялки и пр.). К  числу таких помещиков принадлежал  даже Ростопчин, московский генерал-губернатор в 1812 г.

 Но вскоре Ростопчин, как и многие другие помещики-крепостники, пришел к выводу о нецелесообразности использования сельскохозяйственных машин, так как нельзя было успешно сочетать применение машин с крепостным трудом. Такие помещики говорили, что если применять машины, то тогда их крепостным нечего будет делать зимой.

При крепостном труде использование  машин в сельском хозяйстве не давало эффекта. Управляющий степными вотчинами Юсупова, Чугин, сообщал в 1826 г., что молотильная машина обмолачивает в один час две копны, т. е. производительность ее была весьма низкой, а веяльные машины, писал он, «оказались совсем плохи». Дело тут, конечно, было не столько в их технических несовершенствах, сколько в невозможности при крепостничестве иметь квалифицированного рабочего, работающего на основе экономической заинтересованности (вольнонаемного), а не крепостного крестьянина, работавшего на помещика в силу внеэкономического принуждения.

Следовательно, для развития производительных сил в сельском хозяйстве необходимо было ликвидировать  крепостничество. Но помещики-крепостники  не понимали и не хотели этого понять. Характеризуя настроение подавляющей  части дворян, Якушкин писал: «Все почти помещики смотрели на крестьян, как на собственность, вполне им принадлежащую, и на крепостное состояние, как на священную старину, до которой нельзя было дотронуться без потрясения основы государства».

Декабристы были противниками таких реакционных и консервативных помещиков. Помещики-крепостники в  своей массе стремились получить  побольше  дохода не путем применения вольнонаемного труда и машин, а путем увеличения барщины, расширения своей и сокращения крестьянской запашки, путем усиления репрессий в отношении крестьян и т. д., словом, за счет повышения эксплуатации крестьян.

Но этим они еще больше подрывали крестьянское хозяйство, доводя его до полного разорения  и обнищания. Крестьянские массы  отвечали на это усилением борьбы против помещиков. Положение в стране обострялось, и помещичий гнет, и  насилие становились невыносимыми. Поэтому декабристы как передовые  люди своей эпохи понимали, что  сохранение крепостных отношений невозможно, и решительно выступали за отмену крепостничества.

Декабристы хотя и были дворянами, но, поняв прогрессивность  капитализма по сравнению с феодально-крепостническим  строем, перешли тем самым на позиции  буржуазной идеологии. Декабристы понимали также, что дальнейший прогресс в экономическом и политическом развитии России наталкивается на преграду в лице самодержавного строя, что необходимо устранить эту преграду.

Фактором, который способствовал  созреванию и пробуждению идеологии  декабристов, была Отечественная война 1812 г. Война 1812 г. свела декабристов  лицом к лицу с народом, заставила  их глубже вдуматься в тяжелое  положение угнетенных масс. В войне 1812 г. участвовали Пестель, Якушкин, Муравьев-Апостол, Раевский, Трубецкой, позднее Рылеев и другие декабристы. Они проявили себя в этой войне  храбрыми патриотами, людьми передовыми, сторонниками изменения феодально-крепостнических  порядков. Декабрист Муравьев-Апостол  писал: «Мы дети 1812 года. Принести в  жертву все, даже самую жизнь ради любви к отечеству было сердечным  побуждением нашим».

Декабрист Михаил Фонвизин заявлял о том, что великие  события Отечественной войны  породили в нем готовность и желание  бороться против самодержавия и крепостничества  в России. Очень ярко об этом сказал декабрист Александр Бестужев: «Наполеон  вторгся в Россию, и тогда-то народ  русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах  чувство независимости сперва политической, а впоследствиинародной». Следовательно, война 1812 г. способствовала началу пробуждения свободомыслия среди  будущих декабристов.

После изгнания Наполеона  из России декабристы ждали изменений. Декабрист Штейнгель писал: «Все, казалось, предвещало эпоху, от которой начнется период внутреннего переустройства». Но ожидания не сбылись.

Внутри страны декабристы наблюдали жестокие аракчеевские порядки, которые не могли их не возмущать. Декабристы столкнулись с тем, что  офицеры - герои Отечественной войны 1812 г. - попадали под опалу за нарушение  палочной дисциплины. Многие из них  бросали военную службу. Декабристы воочию наблюдали волну широко растущего  возмущения среди военных поселян  и среди солдат и это, несомненно, окрыляло их планы военного переворота.

Хотя декабристы и были далеки от народа, но на оформление их революционной идеологии влияла также революционная борьба крестьянских масс. Осуждение реакционных порядков, господствовавших тогда в стране, борьба против крепостничества, естественно, подводили декабристов к борьбе против самодержавия. Декабристы убедились, что все разговоры Александра I о преобразованиях были пустой болтовней, что Александр I оставляет незыблемым крепостной строй, и власть дворян над крестьянами.

 Они не могли мириться  с этим и как передовые люди  своей эпохи, понявшие причины  экономического застоя и политической  реакции в стране, встали на  путь революционной борьбы против крепостничества самодержавия. Таким образом, движение декабристов зародилось не случайно, а имело глубокие основания в экономической и политической действительности России. На оформление революционной идеологии декабристов оказывали влияние также и их предшественники и ряд современников, которые отрицательно относились к существовавшим тогда порядкам.

Информация о работе Национальные корни отечественной культуры и западные влияния «Золотой век» русской культуры