Национальные корни отечественной культуры и западные влияния «Золотой век» русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью. Культура России XIX века отразила в себе важнейшие особенности времени. XIX век отличался динамизмом общественного развития. Начало века ознаменовалось рядом преобразований в области просвещения и государственного управления, проводимых императором Александром I.

Оглавление

Введение _____________________________________________________3
1. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. «Золотой век» русской культуры________________________________4
2. Славянофилы и западники_____________________________________6
3. Русский утопический социализм. В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский_________________________________________________9
4. Формирование декабристской идеологии. Восстания декабристов и его значение______________________________________________________13
Заключение___________________________________________________20
Тест__________________________________________________________21
Список литературы_____________________________________________22

Файлы: 1 файл

история сдана в универ.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение _____________________________________________________3

1. Национальные корни  отечественной культуры и западные  влияния. «Золотой    век»  русской культуры________________________________4

2. Славянофилы и западники_____________________________________6

3. Русский утопический  социализм. В.Г Белинский, А.И.  Герцен, Н.Г. Чернышевский_________________________________________________9

4. Формирование декабристской  идеологии. Восстания декабристов и его значение______________________________________________________13

Заключение___________________________________________________20

Тест__________________________________________________________21

Список  литературы_____________________________________________22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории общественной мысли  России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами  шло разрушение феодально-крепостнической  системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс  осознания  необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально  встал и перед обществом, и  перед  верховной властью.

 Культура России  XIX века отразила в себе  важнейшие  особенности времени.   XIX век   отличался  динамизмом общественного   развития. Начало века ознаменовалось  рядом преобразований в области  просвещения и государственного  управления, проводимых императором   Александром I.

Большое влияние на развитие культуры России оказала Великая  французская буржуазная революция. Победа  русского народа в Отечественной  войне 1812 года привела к возрождению  национального самосознания. Восстание  декабристов положило начало революционному движению в России. Вместе с динамично  развивающимся обществом быстро развивалась, меняла свое содержание и  формы отечественная культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Национальные  корни отечественной культуры  и западные

влияния «Золотой век» русской культуры

 

В сфере культуры  XIX столетие стало для России временем невиданного  взлета и расцвета. По богатству  литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с  каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в  XVIII век  Россия  громко заявила  всему миру о своем  существовании, то в XIX век она буквально  ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых  почетных мест.

Это произошло благодаря  тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общественной культуры. Именно  в  XIX веке  Российская культура, став  классической, создала  совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве. Россия, расположенная на перекрестке  Востока и Запада, всегда  находилась под воздействием различных, часто  несхожих культурных влияний.

 Знание иностранных  языков, главным образом французского  и немецкого, позволяло им знакомиться  с новейшими мировыми достижениями  общественной жизни и художественного  творчества. В Россию привозилось  большое количество  разных книг  и журналов  из Франции, Германии, Англии, из которых узнавались  новейшие открытия и важные  события. Некоторые дворяне перенимали  не только европейские вкусы  и моды, но и образ мысли,  систему общественных взглядов.

Некоторые представители  известных дворянских фамилий увлекались антигосударственными теориями и даже вступали в тайные масонские организации, которые в начале XIX  века являлись модным увлечением. Некоторые такие  организации объединяли верхи бюрократии, родовую аристократию и интеллектуальную элиту.

В 1839 году на берегу Москвы реки был заложен храм Христа Спасителя  в память избавления России от наполеоновского  нашествия. В 1852 году в культурной жизни  России произошло примечательное событие.

 Открыл свои двери  Эрмитаж, где были собраны художественные  сокровища императорской фамилии.  В России появился первый общедоступный  художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные  труппы и крепостные театры. Некоторые  помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты  вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33х лет был крепостным, П. С. Мочалов  вырос в семье крепостного  актёра. Большим событием в театральной  жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего  играл Щепкин.

В культуре «золотого века»  литература сыграла  главную роль, стабилизирующую и созидательную, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог  выразить наиболее полно потребности  своего времени.

Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.

Русская культура первой половины XIX  века, отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве художников всех видов искусства воплотилась  идея русской национальной самобытности.

 

 

2. Славянофилы  и западники

 

Полемика «славянофилов» и «западников» около двадцати лет (с конца тридцатых и до середины пятидесятых годов) была явлением, определявшим ценностные координаты общественно–политической и философской мысли России. Именно это время оказалось во многом определяющим для формирования проблемного  поля отечественной философской  мысли на столетие вперед.

Говоря о возникновении  западничества и славянофильства  как двух направлений русской  общественной и философской мысли  первой половины девятнадцатого века, следует различать их предысторию  и историю. К предыстории относится  период с десятых до середины тридцатых  годов девятнадцатого столетия.

Ценностные установки  «консерваторов» и «новаторов», предвосхитившие многие установки  будущих славянофилов и западников, впервые отчетливо проявили себя в споре о новом литературном языке между сторонниками двух литературных объединений: «Арзамаса» (1815–1818, Н. М. Карамзин) и «Беседы любителей русского слова» (1811–1816, А. С. Шишков). 

Славянофилы А. Хомяков, К. Аксаков, И. Аксаков, И. Киреевский исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый ее историей, положением в мире, огромностью  территории и численности населения, географическим положением и особенно своеобразными чертами русского национального характера, русской  «души». К этим чертам они относили: ориентацию на духовные (религиозные), а не материальные ценности, примат веры над рациональностью, первенствующее значение мотивов коллективизма  – «соборности», готовность личности добровольно включать свою деятельность в деятельность целого - община, государство.

Тремя основами особого исторического  пути России славянофилы считали  православие, самодержавие и народность, но понимали их иначе, чем официальная  правительственная идеология.

Во-первых, из этих трех основ  главной считалось православие, а не самодержавие (как в официальной  правительственной идеологии). Во-вторых, и это важно, над «самодержавием»  понималась некая образцовая самодержавная  монархия - совокупность идеальных  принципов, на которых должно базироваться государство. Эти идеальные принципы, по мнению славянофилов, отнюдь не адекватно, а в ряде отношений уродливо воплотились  в российской действительности, но их можно и должно исправить.

Также и под «православием» понималось основное содержание православной религии - воплощение вечных истин добра, справедливости, милосердия, человеколюбия. Это содержание не отождествлялось  с «официальным» православием, тем  более с практикой православной церкви.

Славянофилы отнюдь не были теми реакционерами, которыми их часто  изображают. Они были скорее своеобразными  утопистами. Свой идеал они видели в своеобразной от всякой вещной зависимости  высоконравственной личности. Свобода  личности предполагает, как независимость  от рациональности мышления, так и  независимость от какого-либо авторитета. Личность сама познает нравственную истину и познает ее не только разумом, а прежде всего чувствами, верой, интуитивно.

Свобода личности не может  быть понята как произвол, ибо эта  свобода подчинена нравственной необходимости, выраженной в религиозных  ценностях. Личность не может быть противопоставлена  и обществу. Свободу личности, противопоставившей себя обществу, славянофилы сравнивали со свободой, которую «смерть дает органическим элементам разлагающегося тела». Исходную ячейку нравственных отношений  в обществе они видели в семейных отношениях. По принципу этих отношений  должна строиться община и государство. С конца 40-х годов, по мере усиления правительственного курса, у славянофилов все больше проявлялись консервативные признаки, они теряли свою оппозиционность. В подготовке и проведении крестьянской реформы они приняли активное участие.

Журнал славянофилов "Русская  беседа" (главный редактор - А.И. Кошелев) внес свою лепту в разработку либеральной  программы накануне отмены крепостного  права. В журнале особое внимание уделялось национальным проблемам, выяснению роли и значения «народности» в общественной жизни.

Западники  П. Чаадаев, А. Герцен и др. считали, что у России не может быть противоположного западноевропейскому  пути развития, обеспечивающего процесс  и общества, и личности. Они резко  критиковали не только российскую действительность (это делали и славянофилы), но и  также основы социальной и духовной жизни России того времени, как самодержавие и православие. Главную задачу они  видели в просвещении народа, в  развитии демократических начал, в  достижении большей социальной и  политической свободы личности.

 Ориентация на западноевропейскую  цивилизацию, критика православной  церкви, обоснование приоритета  личностного начала над  коллективным, четко просматривается уже у П. Чаадаева. Вместе с тем, критикуя церковь, П. Чаадаев считал необходимым сохранить христианскую религию, как основу духовности личности. А. А. Герцен больше склонялся к материализму и атеизму.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки  зрения западников, Россия, как и  большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс  перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную  историю.

Западники подчеркивали, что  Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу.

Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой  должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы  личности; каковы оптимальные пределы  автономии личности; какое место  должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов. Либеральные идеи западников и славянофилов пустили  глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние  на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее.

 

3. Русский утопический  социализм. В.Г Белинский, А.И.  Герцен,

Н.Г. Чернышевский

 

Утопический социализм 40-50-х  гг. мог иметь только крестьянскую основу и крестьянскую окраску. Развитие этого социализма определяется тем, что он явился революционным выражением требований крепостного крестьянства. Русский социализм по мере своего развития все теснее связывался с  политической и экономической борьбой  против крепостного права, отражая  в этой борьбе интересы крестьянства.

Герцен выступил как основоположник теории «русского крестьянского  социализма. Он исходил из ошибочного представления о том, что после  падения крепостного права Россия пойдёт по социалистическому пути. Его идеалом стал социализм, а  борьба с крепостничеством приобрела  социалистическую окраску. Зародыш  социализма Герцен видел в крестьянской общине.

Потеряв веру в победу революции  в Западной Европе после поражения  революции 1848 г., он возлагал свои надежды  на Россию. В 1851 году в статье «Русский народ и социализм» Герцен утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его  мнению, Россия с её крестьянской общиной ближе к социализму, чем страны Западной Европы. Под социализмом Герцен имел в виду: 1) право крестьян на землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское самоуправление. Он намечал создание такого общества посредством использования готовых частичек зародышей социализма, которые, по его мнению, содержала крестьянская община.

Он видел особое призвание  России в том, чтобы соединить  западные идеи социализма с народными  основами русской крестьянской общины и показать миру возможность нового общественного строя без эксплуатации человека человеком. Идея социальной революции - идея европейская. Из этого не следует, что именно западные народы более  способны ее осуществить. Так писал  Герцен в 1854 году.

Информация о работе Национальные корни отечественной культуры и западные влияния «Золотой век» русской культуры