Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
«Монархия» в переводе с греческого означает единовластие. Она
является одной самых древних форм правления, при которой верховная
государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире - это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.
Под формой правления мы понимаем систему формирования и
взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего государства. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Она является тем ключом, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
Тема “Монархия как форма правления” интересна тем, что с течением
времени она не теряет своей актуальности. На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Первым из них был Аристотель. Он описал многие разновидности форм власти. Особое внимание из этих форм вызывает монархия – власть одного ( что верно лишь отчасти – в истории мировых монархий не редкость – соправительство, когда правят вдвоем, а в Риме, правда, кратковременно, правили одновременно даже пять императоров). Монархия отличается от аристократии, и от демократии тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально осуществлять власть. При монархии же такое обсуждение и принятие решений возможно в любое время и в любом месте. В чем заключается форма правления монархии? Монархия – форма правления, где высшая государственная власть
принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Во всех монархических странах монарх является неприкосновенной особой. С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь,
прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.
1. Введение. С. 3 – 5.
2. Император Японии: статус, престолонаследие, полномочия. С. 6 – 12.
3. Заключение. С. 13.
4. Приложение. С. 14.
5. Список литературы. С. 15.
Согласно конституции, император «от имени народа» созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты (но по рекомендации правительства); промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер-министра по рекомендации парламента; награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других, главным образом церемониальных функций. Наделение императора данными полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена.11
Таким образом,
император не обладает полномочиями, связанными
с осуществлением государственной власти,
и может предпринимать действия, относящиеся
к делам государства, лишь по совету и
с одобрения кабинета министров, который
и несет за них ответственность.
Первый пункт претензий к Конституции
формулируется деятелями консервативного
лагеря так: “Раскрывается ли роль императора
в качестве суверена государства?”.
Выше упоминалось, что в современной
Японии статус императора определяется
Основным законом как “символ государства
и единства народа” (ст. 1); император “не
наделен полномочиями, связанными с осуществлением
государственной власти” (ст. 4); все его
действия в государственной сфере “могут
быть предприняты не иначе как с совета
и одобрения Кабинета, и Кабинет несет
за них ответственность” (ст. 3). Исследователи
справедливо сравнивают современную японскую
монархию с английской.12
Консерваторы стремятся законодательно
и идеологически поднять роль императора
в обществе. Однако их усилия лежат пока
целиком в идеологическом русле, их непосредственная
цель — формирование общественного мнения
с целью упрочения авторитета института
японской монархии. В своей деятельности
они апеллируют к традициям довоенной
Японии.
В Японии, как и в других странах
мира, власть монарха обосновывалась “божественным
провидением”, “мандатом небес” и противопоставлялась
власти, основанной на воле людей. Постулат
божественного происхождения и личной
“богочеловечности” императора наиболее
непосредственно и полно выражается мифологией
японской автохтонной религии — синто.
В сфере права предикат божественности
раскрывается как максима: “династия
японских императоров нерушима и вечна”
(ч. 1 ст. 1. Конституции 1889 г). Идеологическая
традиция Японии и до войны, и сегодня
всегда была акцентирована на уникальность
японских институтов, включая монархию,
подчеркивала их “внеисторичность”.13
В ходе послевоенных демократических
реформ синтоизм был отделен от государства;
император официально отрекся от идеи
божественности своего происхождения,
из числа полномочий императора изъята
реальная власть, его функции носят представительский
характер; в силу всего перечисленного
можно говорить о монархии только как
о государственно-идеологическом и общественном
институте.
Усилия консерваторов, соответственно,
нацелены на то, чтобы исподволь подготовить
реставрацию традиций и институтов довоенной
Японии. С 1967 г. в стране официально празднуется
“День основания империи (Кигэнсэцу)”
— 11 февраля. Это мифологическая дата:
якобы в этот день в 660 г. до н.э. на японскую
землю сошел с неба первый легендарный
император Дзимму-тэнно, внук богини солнца
Аматэрасу-омиками, он основал государство
и положил начало императорской династии,
правящей Японией доныне. Таким образом,
мифы синтоизма снова “воссоединяются”
с государством.
Во время визита в Японию в октябре
1998 г. южнокорейский президент Ким Дэ Чжун
заявлял, что отныне их правительство
будет именовать японского императора
не термином “король” (ilwang), общим для
названия монархов, но особым термином,
который является калькой на корейский
язык японского термина, применяемого
исключительно для обозначения японского
императора — “тэнно”, “небесный император”
(ch’onhwang). Термин “тэнно” нес в довоенной
Японии весьма специфическую идейную
нагрузку: он постулирует божественность
японского монарха, а также его уникальность
в мире, из чего японская военщина делала
вывод о превосходстве японской государственности
и нации над другими народами. Не без оснований
в довоенной советской литературе мелькал
термин “тэнноизм”, употреблявшийся
для обозначения идеологии японского
фашизма и колониализма. Складывается
впечатление, что идеи божественности
и уникальности японской монархии вновь
озвучиваются на уровне межгосударственных
отношений Японии.14
Постепенно происходит и реабилитация
гимна довоенной Японии “Кими-га-е”. В
1948 г. обязательное исполнение гимна, который
считался атрибутом милитаристского прошлого,
было отменено. Текст гимна взят из древней
поэтической антологии: “Правь император,
тысячу, восемь ли тыщ поколений, пока
мох не украсит скалы, выросшие из щебня”
(древние японцы верили, что камни растут,
превращаясь в скалы. — Пер. А. Лазарева).
Нетрудно заметить, что текст представляет
собой поэтическое иносказание к положениям
мэйдзийской Конституции о “нерушимой
и вечной” династии. Но с 1989 г. “Кими-га-е”
снова становится по решению министерства
образования обязательным к исполнению
на школьных церемониях. Сейчас уже обсуждается
вопрос об объявлении “Кими-га-е” общегосударственным
гимном.15
Таким образом, исподволь происходит
восстановление идеологической системы
довоенной японской монархии. Эти отнюдь
не спонтанные процессы позволяют высказать
предположение, что сторонники ревизии
Основного закона будут пытаться восстановить
соответствующие положения Конституции
1889 г., определявшие статус императора.
Однозначная оценка процессов укрепления
института монархии в Японии вряд ли возможна.
С одной стороны, подобное продолжение
и развитие послевоенного “обратного
курса” вызывает тягостные воспоминания
как в самой Японии, так и в окружающих
ее странах о трагическом историческом
прошлом. С другой стороны, огульное осуждение
всего, что представляет собой монархические
традиции Японии, было бы абсурдным: исторический
опыт и Европы, и Азии свидетельствует,
что на смену разрушенной монархии зачастую
приходит не демократия, а анархия, а с
ней — варварство и узурпация власти различными
кликами. Пока реабилитация японской монархии
происходит только в рамках государственно-идеологических
функций, она способна играть роль важного
социализирующего фактора современного
японского общества.
По данным опроса, проведенного
газетой “Иомиури симбун” в 1998 г. в Парламенте,
из 431 опрошенного депутата за предоставление
императору властных полномочий высказались
только 5 депутатов (1%), что свидетельствует:
непосредственной угрозы восстановления
положений мэйдзийской Конституции, касающихся
императора, не существует.16
В Японии действует салическая система – трон наследуют только мужчины (ст.2 “Императорский трон является династическим и наследуется в
соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом").17
Монарх
является символом единства
нации (государства) и осуществляет функции,
предоставленные ему Конституцией
и законами, он лицо неприкосновенное
и не несущее какой-либо ответственности.
Императорский трон в Японии передается
в порядке наследования члену императорской
семьи. Предпочтение отдается старшему
сыну императора. Лица женского пола наследовать
трон не могут. Действует салическая система
престолонаследия: эта система полностью
исключает из круга престолонаследников
женщин. Если в семействе имеется несколько
семей, то вполне естественно, что престолонаследником
является старший, год вступления наследника
в должность объявляется Новой эрой, и
с этого года начинается новое летоисчисление.
(Например, император
Хирохито вступил на престол в 1926-м году:
была объявлена новая эра -
эра Села («эра лучезарного мира»), и всем
детям, которые родились после
1 января 1926-го года, стали писать в свидетельстве
о рождении, что они
родились 1 января 1 года эры Селы.) Это
показывает, что император до сих
пор обожествляется. Если нет наследника,
и если он не появится, то право избрать
нового монарха предоставляется Парламенту:
он изберёт любого мужчину и положит начало
совершенно новой династии. В прессе же
Японии идут дискуссии о том, не изменить
ли конституцию, чтобы правом императорства
обладали женщины. С января 1989 г. после
смерти императора Хирохито императором
провозглашен его сын Акихи-то.18
Статус императора в Японии имеет свои особенности. Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения кабинета министров, и кабинет несет за них ответственность. По представлению парламента он назначает премьер-министра, а по рекомендации последнего — членов кабинета; по представлению кабинета, назначает Главного судью Верховного суда.
На практике император имеет еще меньше полномочий, чем монарх Великобритании, поскольку лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право "вето", влияние на назначение премьер-министра (последний, согласно конституции, избирается парламентом без участия императора) и формирования правительства (это делает премьер-министр после избрания его парламентом на этот пост). Император является символом единства народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции внешнеполитического характера. Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах.
Следует
также добавить, что жизнь императора
и его семьи окутана таинственностью и
в отличие от других монархий, приставленные
к нему государственные чиновники постоянно
ограждают его от контактов с внешним
миром. Правда, ореол таинственности, как
правило, имеет далеко идущие стратегические
цели, способствующие росту авторитета
монарха. Не будучи задействован в решении
текущих дел, он сохраняет высокий авторитет
и влияние, что при определенных условиях
важнее формальных полномочий (как показал
опрос японских избирателей в марте 1989
г., 77% взрослых японцев поддерживали монархическую
форму правления). Действующий император
и его супруга ведут демократический образ
жизни: помогают обслуживающему
персоналу раскладывать стулья
при поездках на пикник и
за город, как обычные граждане
соблюдают правила дорожного движения,
не пользуясь какими-то преимуществами.19
Конституция, отдавая дань японскому
традиционализму, на первое место
ставит императора: ему посвящено 8 статей,
но уже в ст. 1 говорится, что
император является символом единства
нации, его статус определяется
народом, которому принадлежит суверенитет.
Таким образом, уже в первой
статье подчёркивается, что это только
номинальный глава государства,
действительно объединяющий японский
народ.
Император Японии политикой не
занимается, он обладает формальными
полномочиями. В Японии премьер-министра
избирает Парламент, и такой
премьер просто навещает императора, отдает
долг вежливости и говорит: "Я
избран премьером и приступают к формированию
правительства". Император отвечает:
"Желаю успехов".20
Император только по предложению
кабинета назначает главного судью
Верховного Суда. Также формально утверждает
сформированное
правительство, но не имеет права вносить
изменения. Только по
предложению кабинета назначает чрезвычайных
и полномочных послов. Только по рекомендации
кабинета принимает верительные грамоты.
В области внешних отношений император
имеет право высказывать своё
мнение по тем или иным принципиальным
вопросам, но это мнение
формируется кабинетом. По предложению
правительства он созывает
Парламент на сессии и по предложению
правительства распускает палату
представителей. Император подписывает
проекты закона только после
министерской скрепки, т.е. первую подпись
ставит министр, который будет
исполнять этот закон, потом подписывает
проект премьер-министр, а
император подписывает закон третьим
по счёту.
Всеми делами императорского двора
ведает Совет императорского двора, в
состав которого входят ближайшие родственники
монарха, а также премьер-министр. Они
осуществляют управление всеми делами
императора.
Так как монарх фигура «декоративная»,
то он за свои действия ответственности
не несёт.
Глава государства обладает
1. В Японии
правительство может
2. Император созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент.
Конституция Японии
права законодательной
в отношении законов парламента монарху не предоставляет.
3. В Японии
Император совершает действия
внешнеполитического
4. В Японии монарх обладает правом на награждение орденами.
5. Император
Японии – подтверждает
Император Японии "бесправен". Он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не занимается государственной политикой и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер-министром. Таким образом, хотелось бы отметить, что монархия в Японии производит сегодня впечатление института исключительно церемониального, практически без обязанностей и без прав. Монархия в Японии является наиболее отдаленной от монархии, в том ее значении, которое исторически заложено в само понятие "Монархия".
В последние годы процесс “республиканизации” заметно замедлился.
Государства, имеющие
монархов, не спешат расставаться со своими
традициями и институтами.
Статья 1. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.
Статья 2. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.
Статья 3. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.
Статья 4. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.
Император, в соответствии с законом, может поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства.
Статья 5. Если в соответствии с Законом об императорской фамилии устанавливается регенство, Регент осуществляет действия, относящиеся к делам государства, от имени Императора. В этом случае применяется абзац первый предыдущей статьи.
Статья 6. Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента.
Император назначает главного судью Верховного суда по представлению парламента.
Статья 7. Император по совету и с одобрения кабинета осуществляет от имени народа следующие действия, относящиеся к делам государства:
Промульгацию
поправок к Конституции,