Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:23, реферат
Период относительного послевоенного (Первая мировая война) процветания был прерван самым сильным в истории капиталистического хозяйства общим кризисом перепроизводства.
Кризис 1929-1933 гг. внешне проявлялся в перепроизводстве продукции - в чрезмерном количестве товаров, поступавших на рынок. Изобилие было лишь кажущимся. Перепроизводство возникло не в результате обеспечения потребностей, а вследствие низкой покупательной способности населения. Склады ломились от обилия нереализованных продуктов. В своих попытках сдержать падение цен и сократить товарные запасы -сжигали пшеницу, выливали цистерны с молоком...
результат – смену кабинета министров.
Правительство социалиста – радикала Камиля Шотана попыталось найти
компромисс между интересами широких слоев населения и представителей
крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы
Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных
расходов состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило
правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.
Непоследовательность антикризисных действий привели к расколу внутри
самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его
программа.
В результате нового правительственного кризиса весной 1938г.
формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание
политики Народного фронта.
За счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить
военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве
источников средств для выполнения оборонной программы правительством были
названы : увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные
предприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установление
жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и
некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной
статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и
финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки
граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.
Сформированное в апреле 1938г. правительство Эдуарда Даладье
окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных
им от парламента чрезвычайных полномочий.
Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции
вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется непоследовательностью
антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной
общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция
существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в
экономике страны было вызвано накануне войны усилением государственных
ассигнований на военное строительство.
Мировой экономический кризис и его особенности в Великобритании.
Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г.
т.е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в
правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной
программы. Лейбористское правительство стремясь выполнить предвыборные
обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения
положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за
счет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила
сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе
1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в
антикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссии
по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея.
Руководствуясь либеральными принципами на первых порах новое английское
правительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить
прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения
бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных
налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным
статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на
общественные работы, пособиям по безработице.
Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный
внешний займ, с целью восстановления платежного баланса.
Антикризисные меры.
Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г золотого паритета
национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта.
За Великобританией вынуждены были последовать страны входящие в так
называемый стерлинговый блок (25 государств – страны Скандинавия,
Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии
и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основании
английского фунта. Помимо этого, страны блока, что облегчило стране немалые
выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг были
вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и
продовольствие.
В отношениях со странами – конкурентами, сохранявшими некоторое время
золотой паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.),
Англия получила преимущество за счет повышения ценовой
конкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политики
протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и
Великобритания наконец отказалась от принципа фрейредерства, перейдя к
политике жесткого протекционизма.
В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933г. Англия
удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит в
основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в
отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и
достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее
антикризисную политику от 2Нового курса2 Рузвельта. Следует отметить, что
уже в 1934г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько
смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление
пособий по безработице , снижения размера подоходного налога и другие
мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.
Начавшийся в 1934г. подъем подкрепился существенными государственными
ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с вооружением. Наряду с этим
меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика
протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей
экономики, что впрочем существенно не изменило имевшиеся
внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленность
продолжали стагнировать.
Заключение.
Период Великого кризиса 1929 – 1933гг., повторно, за короткий
промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста
государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма
было характерно для всех без исключения стран. Отличительная черта нового
этапа развития системы регулирования в том, что феномен этатизации получает
достаточно прочное обоснование в кейнсианской теории.
В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы
государственного регулирования экономических отношений весьма популярные в
то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал –
социализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., что
свидетельствует о повсеместности данного процесса.