Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:23, реферат
Период относительного послевоенного (Первая мировая война) процветания был прерван самым сильным в истории капиталистического хозяйства общим кризисом перепроизводства.
Кризис 1929-1933 гг. внешне проявлялся в перепроизводстве продукции - в чрезмерном количестве товаров, поступавших на рынок. Изобилие было лишь кажущимся. Перепроизводство возникло не в результате обеспечения потребностей, а вследствие низкой покупательной способности населения. Склады ломились от обилия нереализованных продуктов. В своих попытках сдержать падение цен и сократить товарные запасы -сжигали пшеницу, выливали цистерны с молоком...
задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций , расширения
внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т.д.
Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данных
проблем.
Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть
неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому с 1935 г. Германия все более
втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую
мировую войну.
Мировой экономический кризис и его особенности в Италии.
Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически
развитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положил
начало новому этапу становления фашистского режима. Под предлогом принятия
антикризисных мер фашистское государство полностью поставило под свой
контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс концентрации
финансового и промышленного капитала, монополизации экономики страны.
Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно
затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма
правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир,
государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий.
В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были
сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и
экономического воздействия на политику крупных монополистических
объединений.
Экономическая политика фашистского государства способствовала росту
авторитета Муссолини в кругах крупных предпринимателей. Ведущие
представители финансово-промышленного капитала - Донегани, Мотта, Пирелли,
Аньелли, Вольпи и др. - стали одновременно и руководителями корпораций
соответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии.
Фактически в стране сложилась система государственно-
капитализма. Отдельные концерны полностью господствовали в итальянской
экономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест
“Монтекатини”, электроэнергетический “Эдисон”, резиновый “Пирелли”,
металлургический и оружейный “Терни” и некоторые другие.
Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелких
частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось
или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие.8 Большая
часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные
предприятия или государственную службу.
Централизация управления экономикой имела и другие негативные
последствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурному
расцвету коррупции среди чиновников.
Вместе с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровень
монополизации в Италии был все же значительно ниже. Итальянским фашистам не
удалось полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частных
предприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильно
ограничивалось, но они не были полностью разрушены.
Утрата поддержки предпринимателей и крах итальянского фашизма
Монополизация экономики и рост промышленности позволили Муссолини
задуматься о военной экспансии. Муссолини с 1935 г начинает менять свой
экономический и внешнеполитический курс.
В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс на
автаркию - полное самообеспечение Италии всеми видами продукции, в том
числе и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителей
крупного итальянского капитала, тесно сотрудничавших со странами Запада.
Однако участие в реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило им
существенные выгоды: милитаризация экономики, военные заказы, завоевание
новых территорий открывало перед представителями итальянского капитала
новые масштабные перспективы. В итоге финансовые круги пошли по пути
компромисса: с одной стороны, они сохраняли внешнюю лояльность режиму, с
другой - продолжали, зачастую нелегально, в обход распоряжений дуче и
международных санкций, взаимовыгодный торговый обмен с западными партнерами
(такая позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличить
свои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии стало
началом раскола между фашистским режимом и итальянскими промышленниками.
Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результате
переориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавших
в Италии центров влияния. Специфика Италии состояла в том, что, в отличие,
например, от Германии, где Гитлер к этому времени стал единовластным
хозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки его
традиционными институтами - в первую очередь королем и Католической
церковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами,
вокруг которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представители
политической и финансовой элиты.
Понимая неизбежность противодействия своим агрессивным планам со
стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В
1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера о
готовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинается
подготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессии
Муссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могла
достаться легко и принести ему новые политические дивиденды.
В ответ на оккупацию Эфиопии Лига наций объявила экономическую блокаду
Италии как государству-агрессору. Это ускорило процесс сближения двух
фашистских режимов: экономические санкции, хотя и малоэффективные,
заставили Муссолини увидеть в Германии политического и экономического
партнера. Экономика Италии все больше начинает ориентироваться на
германские промышленные ресурсы: увеличивается ввоз германского угля,
стали, военной продукции.
В июле 1936 г., немецкие и итальянские фашисты совместно поддержали
мятеж генерала Франко в Испании, фактически экспортировав фашизм в эту
страну. В марте 1938 г. Муссолини поддержал аншлюс Австрии, а в апреле 1939
г. начал, при поддержке Германии, боевые действия против Албании.
В мае 1939 г. двусторонние отношения между Италией и Германией были
оформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано и
Риббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получивший
название “Стальной пакт”. Таким образом, накануне II мировой войны Италия
была полностью втянута в орбиту устремлений германских нацистов.
Влияние мирового кризиса на экономику Японии.
Наметившийся подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г.
На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшие
преодолеть внутренние экономические трудности с помощью вооруженной внешней
экспансии. В качестве объектов предстоящих захватов рассматривались Китай,
Юго-Восточная Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского Дальнего
Востока. Однако охватившая страну экономическая депрессия была подстегнута
в 1929 г. крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительством
меры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебали
доверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену.
Япония встала на путь ускоренной милитаризации. За этот выбор особенно
ратовали новые концерны, возникшие главным образом в годы первой мировой
войны и составившие себе капитал на военной конъюнктуре. В унисон им
звучали призывы офицерства, связывавшего свою карьеру с перспективами
грабительских военных походов, к вооруженному переделу мира. Фашистские
группировки укрепляли свои позиции не только в армии, но и в
государственной власти. С марта 1931 г. было предпринято несколько попыток
осуществления государственного переворота и установления военно-фашистской
диктатуры.
Военные приступили к детальной проработке плана захвата Маньчжурии.
После серии вооруженных провокаций Квантунская армия в ночь на 19 сентября
1931 г. напала на китайские войска в Мукдене. Вскоре вся Маньчжурия была
оккупирована японцами. В 1932 г. на ее территории было образовано
марионеточное государство Маньчжоу-го.
Лига Наций потребовала от Японии прекратить военные действия в Китае и
вывести оттуда войска. В марте 1933 г. Япония заявила о своем выходе из
Лиги Наций и продолжила захватнические действия на континенте. Квантунская
армия заняла весь Северный Китай.
Поворотным пунктом аграрной политики японского правительства послужила
мировая депрессия 1929-1933 гг., в борьбе с которой оно, взяв за образец
опыт соседа-противника (СССР), провело в жизнь "План возрождения деревни" и
"Пятилетку распространения производительных кооперативов". Коллективистское
направление в решении продовольственного вопроса укрепилось во время
упомянутой войны с Китаем. К началу японо-американской войны (1941 г.)
сложилась продовольственно-контрольная система, которая покоилась на трех
принципах: 1) Государственная монополия на торговлю рисом 2) Единый канал
распределения риса, состоящий исключительно из государственных предприятий
и общественных организаций. 3) Ценовая система с "обратными ножницами":
правительственные заготовительные цены были выще продажных.
Итак, то, о чем когда-то мечтало Временное правительство в России,
было осуществлено в Японии в 1930-1940-х гг.
Особенности мирового экономического кризиса во Франции.
Мировой экономический кризис распространился на Францию несколько
позднее, в 1930г. , зато он был более продолжительным и глубоким. В
кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических
отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной
структурой французского общества, а также политическими традициями страны.
Наряду с усилением демократических и леворадикальных течений появилась
тенденция к фашизации страны. Упорная борьба между различными политическими
силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во
многом повлияла на длительность кризиса.
Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934г. попытки
фашистского путча (за которым стояли не только фашистские организации, но и
часть крупных монополий, представители церкви.) вызвало заметный рост
влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической
(ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно, падение
авторитета правительства.
Народный фронт (единая организация левых антифашистских сил) к началу
1936г. включал в себя еще и организацию радикал-социалистов, движение
интеллигенции «Амстерам – Плейель» и др.
Программа народного фронта была ориентирована в основном на
удовлетворение ближэайших нужд широких слоев граждан. Среди самых основных
требований следует отметить6 создание национального фонда безработицы,
сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа
рабочих мест (за счет уменьшения порога пенсионного возраста, организация
масштабных общественных работ и др.)
4 июля 1936 года было создано первое правительство Народного фронта
(во главе с премьер – министром Л.Блюмом), 7 июля было подписано соглашение
между всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении
заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост.
Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели,
предоставление оплачиваемых отпусков , признание системы коллективных
договоров.
Этот документ и большая часть положений платформы Народного фронта
были закреплены законодательно парламентом страны. Это было триумфом
народного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку.
Увеличение расходов по социальным статьям поставило правительство
перед проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это
заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что не
замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев
граждан. Левая направленность политики правительства социалистов
способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса
сокращения производства, появлению иных форм противодействия
правительственному кризису со стороны прежде всего крупного капитала.
В этих условиях правительство Блюма не решалось поставить под
государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую
реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как