Михаил Ломоносов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Государственные реформы Петра I потребовали конкретных преобразований в области науки и просвещения. Их целью было создание условий для развития отечественной науки и техники и наиболее целесообразного использования научно-технических достижений Западной Европы. Все это настоятельно требовало расширенной подготовки национальных кадров для различных областей материальной и духовной культуры. В то время, когда родился М.В.Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
1. Биография………………………………………………………………4
1.1. Пешком в Москву………………………………………………..6
1.2.Петербургская Академия наук………………………………....7
1.3. Ломоносов за границей …………………………………….…..9
1.4. Труды в Академии наук ……………………………………….13
2. Семья …………………………………………………………………..15
3. Научная деятельность………………………………………………18
3.1. Наука ………………………………………………………….....19
3.2. Гуманитарные науки……………………………………………22
3.3. Литература, искусство и архитектура……………………….24
4. Заключение……………………………………………………….......25
5. Список литературы……………………………………………….…27

Файлы: 1 файл

История.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

 

2. Семья

     Личная жизнь М.В.Ломоносова сложилась счастливо. Годы учебы в Марбургском университете не прошли даром. Поселившись в доме вдовы марбургского пивовара Екатерины-Елизаветы Цильх (урожденной Зергель) он познакомился с младшей дочерью хозяйки - восемнадцатилетней Елизаветой-Христиной, которая в 1738 году стала его женой. Из отдельных высказываний и переписки ученого можно заключить, что его жена понимала важность и значение научных трудов мужа. От этого брака у четы Ломоносовых родилось четверо детей. 8.11.1739 года родилась Екатерина-Елизавета в доме бабушки Екатерины-Елизаветы Цильх на Барфусштрассе. Крещена 9.11.1739 в церкви реформатской общины в Марбурге, получила имя в честь бабки по матери, бывшей, вероятно, ее крестной матерью. В 1743 году (не позднее ноября) матерью и дядей (братом матери, шурином М.В. Ломоносова) Иоганном Цильхом привезена в Петербург. Заболела и умерла после 1743 года. 22.12.1741 (02.01.1742) году родился сын Иван (в лютеранском крещении Иоганн). Возможно, назван Ломоносовым в честь своего брата Ивана, деда Ивана Сивкова, а также брата жены Иоганна Цильха, вероятного крестного отца мальчика. Иван был последний мужской представитель рода Ломоносовых, который с его смертью 28.01.1742 года пресекся, но угас в мужском колене в 1765 году со смертью отца и в женском колене в 1807 году со смертью тетки М.В. Головиной. 21.02.1749 года  родилась Елена, названа М.В.Ломоносовым в честь матери. Получила уже православное крещение. Вышла замуж 15.09.1766 года за Константинова Алексея Алексеевича (05.02.1728–11.05.1808), сына брянского протопопа. Ученик М.В. Ломоносова. Коллежский советник. Библиотекарь Санкт-Петербургской академии наук и личный библиотекарь Екатерины II. Дочь Елена умерла 21.05.1772 года и Погребена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, там же покоиться и ее муж Константинов А.А. Её потомки, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, живут и в наше время. Еще об одной дочери Софьи подробных сведений нет, известно только, что она умерла в младенчестве.  Получив в 1745 году звание профессора, Ломоносов, однако не обеспечил себе прочного положения в обществе. На это можно было рассчитывать, имея только определенный чин. Академические должности оказались вне чинов, и в каждом отдельном случае Сенат решал вопрос о присвоении очередного чина. В марте 1751 года М.В.Ломоносову «за его отличное в науках искусство» был присвоен чин коллежского советника. Это коренным образом меняло социальное и имущественное положение ученого. Из чиновника недворянского класса Ломоносов переходил сразу в 6 класс, дающий ему право на потомственное дворянство. Несмотря на то, что слава Ломоносова как ученого и поэта росла год от года, дальнейшее его продвижение по иерархической лестнице всячески тормозилось. Для него, как и для многих отечественных ученых, жалованье было единственным источником существования, но не только материальная сторона волновала профессора. Высокое положение в обществе давало ему возможность и успешнее воплощать в жизнь свои научные, просветительские и организационные замыслы, увереннее бороться с «неприятелями наук российских». Семейная жизнь М.В.Ломоносова, спокойная и счастливая позволяла ему отдавать все силы науке и труду. Семейство жило скромно, мало интересуясь светскими развлечениями. Михаил Васильевич, напряженно трудясь всю жизнь, обогатил науки многими открытиями, но не нажил состояния. Среди этих неустанных трудов Михаил Васильевич Ломоносов умирает 4 апреля 1765 года.  Похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробие М. В. Ломоносова — мраморная стела с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом, мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина.

 

3. Научная деятельность

     Жизнь и творчество великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной. Трудно назвать хотя бы одну отрасль современной ему науки и культуры, в которую Ломоносов не внес бы свой весомый вклад, не способствовал бы ее прогрессивному развитию. Работал ученый в области широкого круга естественных наук и техники, с увлечением занимался философией и историей, языковедением и сложнейшими физико-химическими экспериментами, поэтическим творчеством и созданием высокохудожественных произведений изобразительного искусства. Научно-творческая деятельность М.В.Ломоносова всегда была тесно связана с жизненными потребностями России, вступившей на путь промышленного и культурного развития. Творчество ученого непосредственно определялось экономическими и социальными задачами, вставшими перед его Родиной в эпоху преобразований, начатых в петровское время. М.В.Ломоносов считается основоположником отечественной науки. Свыше 46-ти работ – таков итог его творческой деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.

 

3.1. Наука 

 

     В 1740-х годах в М. В. Ломоносов в «собственноручных черновых тетрадях»: «Введение в истинную физическую химию» и «Начало физической химии потребное молодым, желающим в ней совершенствоваться» уже дал очертание будущего курса новой науки, более строго оформившегося к январю 1752 года, о чём учёный пишет в итогах 1751-го: «Вымыслил некоторые новые инструменты для Физической Химии», а в итогах 1752-го — «диктовал студентам и толковал сочиненные мною к Физической Химии пролегомены на латинском языке, которые содержатся на 13 листах в 150 параграфах, со многими фигурами на шести полулистах». Тогда М. В. Ломоносовым была намечена огромная программа изучения растворов, которая не полностью реализована и сейчас.

Уже в первые годы деятельности в Академии Ломоносов  начал заниматься астрономией. Он с большим уважением относился к этой науке. В 1744 году была опубликована первая научно-популярная работа о кометах в переводе М.В.Ломоносова, свидетельствовавшая не только о хорошем знании немецкого языка и искусства перевода, но и о его большой эрудиции в области астрономии. В последующие годы интерес к исследованию природы комет был связан с изучением атмосферного электричества. Отвергая теорию Ньютона о кометных хвостах как парах, истекающих из атмосфер комет под действием тепла солнечных лучей, русский ученый разработал оригинальную физическую теорию состава и строения комет и кометных хвостов, основанную на электрических явлениях. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов обнаружил наличие у Венеры атмосферы. Это открытие явилось началом развития в России нового научного направления, изучающего природу планет и спутников Солнечной системы. В своих астрономических работах ученый выступал как крупный знаток этой отрасли знания. Он понимал не только задачи дальнейшего изучения небесных явлений, но и пути, которые приведут к использованию результатов науки в общественной практике. Примером этого могут служить его труды по прикладной оптике. Академик С. И. Вавилов, изучавший труды Ломоносова многие годы сделал вывод, что «…по объёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени и безусловно первым русским творческим опто-механиком». Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов. М. В. Ломоносов, хорошо знавший телескопы И. Ньютона и Д. Грегори, предложил свою конструкцию. Он пишет в конце весны — начале лета 1762 года: «Я всегда лелеял желание, чтобы эти превосходные небесные орудия, коих изобретение составляет славу Ньютона и Грегори, не по размерам только, как это обычно происходило, возрастали, но получили и иные, почерпнутые из сокровищ оптики усовершенствования». Суть и отличие от двух предыдущих предложенного им усовершенствования заключались в том, что новая конструкция имела лишь одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем. Ломоносов заложил основы астрофизической науки в России. В дальнейшем новые методы исследования небесных тел полностью подтвердили догадку Ломоносова о природе солнечной поверхности и бесконечности Вселенной. Так же одним из наиболее выдающихся естественнонаучных достижений Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла. В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или, как вариант, холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь. Ломоносов обращает внимание ученого сообщества, что ни расширение тел по мере нагрева, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там. Но, спрашивает Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Опровергая одну теорию, Ломоносов предлагает другую, в которой с помощью бритвы Оккама он отсекает лишнее понятие теплорода. Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Теория, как и полагается, более критиковалась, нежели принималась учеными. Основной заслугой кинетической теории тепла Ломоносова является придание понятию движения более глубокой физической значимости.

 

 

3.2. Гуманитарные науки

     Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Само определение риторики у него традиционно: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений. Первая попытка Ломоносова создать учебник риторики — событие большого исторического значения. На основе «Риторики» впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.

«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов. Разработал стилистическую систему русского языка — теорию трёх штилей, например его книга «Рассуждение о пользе книг церковных». Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу «Письмо о правилах российского стихотворства», причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырехстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный, затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью; он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса.

     М. В. Ломоносов как историк является представителем дворянского направления в российской историографии XVIII в. Он сторонник Сарматской теории. Считал, что русы, роксоланы происходят с побережья Черного моря. Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманнскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», - скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и «чуди» (в терминологии Ломоносова - это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера. Основной труд по истории – «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян. Множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.

3.4. Литература, искусство и архитектура

     Литературное творчество великого  ученого было весьма разнообразно. Превосходны переводы художественной литературы, выполненные М.В.Ломоносовым. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей. В своих художественных произведениях Ломоносов прославлял не только великие открытия науки, которые преобразуют природу и раскрывают ее тайны, но и свою Родину, Россию, а также достоинство русского народа. В многогранной деятельности М.В.Ломоносова видное место занимало его художественное творчество. Об этом свидетельствуют не только выполненные им или под его руководством мозаичные портреты и картины – непревзойденные образцы русского мозаичного искусства XVIII века, но и его проекты памятников Петру I, Елизавете Петровне, мавзолея Петру I, монумента Екатерине II, А также художественные образцы оформления общенародных торжественных празднеств – иллюминаций и фейерверков. Талант рисовальщика и архитектора М.В.Ломоносов проявил и при строительстве Химической лаборатории Академии наук, и при создании фабрики по производству цветного стекла, и при возведении жилого дома на Мойке. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора, которая обеспечивала прочность набора. В мастерской Ломоносова, непосредственно при его участии, были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны, Петра I, Анны Петровны и прочие картины. Ломоносов-историк весьма правдиво изобразил Полтавское сражение, оказавшее огромное влияние на судьбу России первой четверти XVIII века. «Полтавская баталия» - последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.

Заключение

     М.В.Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь. Он был единственным из русских ученых XVIII века при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов. Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М.В.Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль имени М.В.Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. В 1992 году в Архангельске был создан Межрегиональный Ломоносовский фонд. В 2006 году создан Научно-культурный центр «Ломоносовский дом» в Архангельске, создан конкурс имени М.В.Ломоносова научно-технических и внедренческих работ по проблемам охраны окружающей среды Архангельской области. И в заключении хочется привести высказывание – призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».

 

 

 

 

Литература

 

1. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов, Москва, 1961.

2. Карпеев Э. П. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь                    СПб.: Наука, 2000. c.94−99.

3.Корельский В. Ломоносов — сын Петра Первого: «Правда Севера» Архангельская областная газета: январь 1998.

4. Кузнецов  Б.Р. Творческий путь Ломоносова , Москва, 1961.

5.  Лебедев Е.М. Михайло Васильевич Ломоносов. Ростов- на -Дону, Феникс, 1997.

6. Павлова Г.Е.-Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Москва: Наука, 1988.

7. Уткина Н.Ф. М.В.Ломоносов. К 275-летию со дня рождения. Москва: Мысль, 1986.

8. Чудинов И. А. Богатырь науки и искусства (молодым о М. В. Ломоносове): Учеб. пособие. Архангельск: МИУ, 2001.

9. Шумилов Н. А. Род Ломоносовых: Поколенная роспись. Архангельск: Правда Севера, 2000.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Михаил Ломоносов