Михаил Ломоносов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Государственные реформы Петра I потребовали конкретных преобразований в области науки и просвещения. Их целью было создание условий для развития отечественной науки и техники и наиболее целесообразного использования научно-технических достижений Западной Европы. Все это настоятельно требовало расширенной подготовки национальных кадров для различных областей материальной и духовной культуры. В то время, когда родился М.В.Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
1. Биография………………………………………………………………4
1.1. Пешком в Москву………………………………………………..6
1.2.Петербургская Академия наук………………………………....7
1.3. Ломоносов за границей …………………………………….…..9
1.4. Труды в Академии наук ……………………………………….13
2. Семья …………………………………………………………………..15
3. Научная деятельность………………………………………………18
3.1. Наука ………………………………………………………….....19
3.2. Гуманитарные науки……………………………………………22
3.3. Литература, искусство и архитектура……………………….24
4. Заключение……………………………………………………….......25
5. Список литературы……………………………………………….…27

Файлы: 1 файл

История.doc

— 202.50 Кб (Скачать)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Киришский филиал

 

   Факультет  экономики и социального управления

 

 

 

 

                        

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

 

Дисциплина: Отечественная история

Тема: Михаил Ломоносов

 

 

                                                                             Выполнила студентка

                                                                                                               группы  4-5331/1-1

                                                                                                              Минина О.В.

                                                                             Специальность: 080109

 

 

 

Проверил: ст.преподаватель  Кирсанов В.П.

Подпись:  

Кириши 2008 г.

План работы

                                                                                                Стр.

Введение…………………………………………………………………...3

1. Биография………………………………………………………………4

     1.1. Пешком в Москву………………………………………………..6

     1.2.Петербургская Академия наук………………………………....7

     1.3. Ломоносов за границей …………………………………….…..9

     1.4. Труды в Академии наук ……………………………………….13

2. Семья …………………………………………………………………..15

3. Научная деятельность………………………………………………18

     3.1. Наука ………………………………………………………….....19

     3.2. Гуманитарные науки……………………………………………22

     3.3. Литература, искусство и архитектура……………………….24

4. Заключение……………………………………………………….......25

5. Список литературы……………………………………………….…27

 

 

 

 

 

 

Введение

     Государственные реформы Петра I потребовали конкретных преобразований в области науки и просвещения. Их целью было создание условий для развития отечественной науки и техники и наиболее целесообразного использования научно-технических достижений Западной Европы. Все это настоятельно требовало расширенной подготовки национальных кадров для различных областей материальной и духовной культуры. В то время, когда родился М.В.Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Петровские преобразования привели к более широким контактам с западными странами. В 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук, а еще раньше – артиллерийская, математико-навигационная, техническая школы. А также лингвистические школы, медицинская, школа горной промышленности, «цифирные» школы, «гарнизонные». Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, да и то не всякий, так как по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтому случай с М.В.Ломоносовым можно считать уникальным. Чтобы было, если бы Ломоносова Михаила не научили читать и писать, не нашлись такие книги как «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Наверняка бы российская наука никогда бы и не узнала имя великого русского ученого – Михаила Васильевича Ломоносова.

 

1. Биография

     Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич были жителями Курострова. Как и у большинства крестьян-поморов, основными их делами были рыбная ловля и зверобойный промысел. В начале 18 века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом – около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов 18 века сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Лука Ломоносов, двоюродный дед Михайлы, был кормщиком – старшим в промысловой артели. Это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, владел навигацией. Василий Дорофеевич Ломоносов рано осиротел и жил как раз у Луки Леонтьевича. Василий Ломоносов был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Женился он поздно, когда ему было около 30 лет, на сироте, дочери дьякона из деревни Нижние (Николаевские) Матигоры на Двине – Елене Ивановне Сивковой. Мать М.В.Ломоносова была грамотна. От этого брака 8 (19 по новому стилю) ноября 1711 года родился М.В.Ломоносов. Только после женитьбы Василий Ломоносов обзавелся своим домом: в 1722 году получил 34 кв. сажени пашни. К 1725 году Василий Дорофеевич построил 2-мачтовый «новоманерный гукор», – небольшое парусное судно водоизмещением 100 тонн, построенным в соответствии с указом Петра на европейский лад, – «Святой Архангел Гавриил», прозванный в народе за быстрый ход «Чайкой». На нем он и ходил на промыслы в Мурман и развозил «хлебные запасы» на Соловки и для воинских гарнизонов на Коле и в Пустозерске. С 8 лет Михайло Ломоносов стал ходить с отцом в море. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе они ходили как в далекий Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние Соловецкие острова. Могучая северная природа открыла необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в памяти будущего ученого. Возвратившись с отцом с промыслов, он застал мать при смерти. Она умерла после 1719 года. В 1721 году отец женился во второй раз, но в июне 1724 года она тоже скончалась. Федора Михайловна относилась к Михайле как родному сыну, и, вероятно, она и ввела его в старообрядческую среду. Позднее охота к чтению была поддержана старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове осознание необходимости учиться. В семье куростровцев Дудиных он раздобыл «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и напечатанную в 1703 году для навигацких учеников «Арифметику» Леонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учености». Важное значение для него имела «Стихотворная Псалтирь» Симеона Полоцкого. Кругозор Ломоносова ширился, а обстановка в доме складывалась тяжело. После смерти первой мачехи и новой женитьбы отца в 1724 году, когда Михайле было 13 лет. Впоследствии Михайло Ломоносов отозвался о ней как о «лихой, злой и завистливой мачехе», попрекавшей его тем, что он сидит «попусту за книгами». Его сближение со староверами продолжалось. Семейный гнет в доме отца становился с течением времени все невыносимее. К тому же он не мог больше научиться чему-нибудь на родине, хотя в 1723 году в Холмогорах и была  открыта Славяно-латинская школа, но поступить он не мог, т.к. в школу не принимали крестьян, положенных в подушной оклад. Скорее всего эти две причины и заставили Ломоносова принять решение покинуть  родину и идти туда, где не знали, что он крестьянин.

1.1. Пешком в Москву

     Михайло узнал, что только в  трех городах России - в Москве, Киеве и Петербурге – можно  овладеть высшими науками. Побуждаемый жаждой знания в тайне от отца он получил на руки паспорт, одолжил денег, одежду и в декабре 1730 года ушел с обозом в Москву. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву. С жильем в Москве ему помогли земляки, и в 1731 году М.В.Ломоносов подает прошение о зачислении его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. Ввиду того, что в этом году случился недобор, то ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыном Холмогорского дворянина. Таким образом он был принят в “Спасские школы”. В ней он пробыл около 5 лет. Большая разница в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, “несказанная бедность”. Как позже он сам вспоминал: «Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!» Непродолжительный период он учился в Киевской духовной академии, но потом вернулся обратно в славяно-греко-латинскую академию. Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург для учения при Петербургской Академии наук.

1.2. Петербургская Академия наук

     Михаил Васильевич Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, которое имело большой для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Велась длительная переписка по поводу приезда из Москвы новых студентов, но Академия Наук не позаботилась об их устройстве. Для студентов из Славяно-греко-латинской академии были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д. Первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии Наук было весьма неопределённым: они не были зачислены ни в Гимназию, ни в Университет. Различный уровень знаний учеников Спасских школ не позволял создать единый класс Академического университета. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, столь распространённого в то время в Академии. Поэтому их занятия начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный помор с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. Под руководством Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии». В 1735 году в Академии было создано Российское собрание для разработки основ русского языка. Ломоносов, получив в Славяно-греко-латинской академии достаточно хорошую подготовку в области грамматики и стихосложения, вероятно, интересовался занятиями Российского собрания. Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ощутил современный подход к исследованиям, ничего общего не имевшим со средневековой схоластикой, процветавшей в Славяно-греко-латинской академии. В кабинетах и мастерских Академии Наук Ломоносов мог видеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической лавке познакомиться с только что изданными книгами и журналами. Счастливым фактом ранней жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии Наук 12 способных учеников «Спасских школ». В марте 1736 президент Академии Наук Иоганн Корф представил правительству два списка учеников, для отправки обучаться в Германии горному делу. «Учёный горный физик» Генкель заверял, что, проучившись, год или полтора, эти молодые люди «по возвращении на родину смогут сами обучать других». В первом списке Корф назвал тех, кто знал немецкий и латинский, во втором — только латинский. В последнем списке значился Ломоносов.

Вероятно, способности  Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение. В 1736 все трое, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. 17 марта 1736 правительство одобрило кандидатуры трёх студентов, представленных И. Корфом, и назначило им содержание — 1200 рублей в год. 3 ноября 1736 года.

1.3. Ломоносов  за границей

     Ломоносов и его коллеги, прибыв в Марбург, явились к Х. Вольфу — видному математику и выдающемуся педагогу — с рекомендательным письмом, в котором президент Петербургской Академии Наук представлял студентов, направленных в Германию, чтобы «усовершенствоваться за границей в металлургии и прочих науках». Президент писал Вольфу: «Инструкция их покажет Вам, что они обязаны делать, а в самом непродолжительном времени я сам буду иметь честь уведомить Вас обо всём остальном». Вольф с большой ответственностью отнёсся к устройству прибывших к нему из Петербурга студентов, а также принял участие в обсуждении их программы занятий. Свои занятия Ломоносов в Марбурге начал с обучения «первоначальным основаниям арифметики и геометрии» и с изучения немецкого языка. Официально Ломоносов и его товарищи были зачислены в Марбургский университет 6 ноября 1736 года, и их фамилии были внесены в университетскую книгу за подписью проректора И. К. Санторока. С помощью Х. Вольфа они быстро приобщились к занятиям: с января 1737 года начали слушать курс теоретической химии профессора Дуйзинга, а затем лекции Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. С мая наряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Прошло менее года пребывания русских студентов в Марбургском университете, а успехи их в изучении различных дисциплин были весьма значительны. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег. 1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Доказательством успехов русского студента в изучении естествознания служит его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости». Ломоносов проявил в ней большую самостоятельность — стремился опереться на данные опытов. Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой впервые рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии. Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но практической работой над стихотворными переводами. Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг. К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Пять дней потребовалось русским студентам на дорогу до Фрайберга. 14 июля 1739 года они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии. После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге. Гордостью Генкеля была его химическая лаборатория. В то время многие высшие учебные заведения не имели собственных лабораторий. Эта лаборатория служила учебной, производственной и экспериментальной базой. Вероятно, Ломоносов оценил значение экспериментальной базы для исследовательской работы. По возвращении в Россию он упорно добивался постройки химической лаборатории при Академии Наук. Генкель, сосредотачивая основное внимание на практических занятиях, не давал возможности своим ученикам размышлять над теоретическими проблемами. Он не поддерживал в учениках энтузиазма исследователей. Первые четыре месяца жизни русских студентов во Фрайберге прошли без особых инцидентов; их взаимоотношения с Генкелем были вполне нормальными. Но в конце 1739 года между студентами и Генкелем начались трения, которые затем переросли в конфликт. Основной причиной столкновений являлась нерегулярная отправка из Петербурга средств на содержание студентов. Тяжёлые условия жизни, мелочная опека, постоянная слежка за его перепиской тяготили молодого помора, который уже имел собственное сложившееся мировоззрение. Накапливалась неприязнь учителя и ученика друг к другу. Первая серьёзная ссора разразилась в конце декабря 1739 года. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на своё содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрайберге. В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг. Ломоносов рассчитывал с помощью барона Кейзерлинга, русского посланника, уехать в Россию. Но прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник, Ломоносов не застал его там. С этого момента для Ломоносова началась полная скитаний жизнь, которая продолжалась больше года. Странствуя по Германии под видом немецкого студента, был взят в рекруты в прусскую армию, но бежал из крепости Везеля. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения.

 1.4. Труды в Академии наук

     После странствий Ломоносов прибыл согласно приказанию Академии, в 1741. За время отсутствия Ломоносова в Академии сменилось два президента, и к середине 1741 года Академия так и не имела руководителя. Число профессоров заметно сократилось, многие кафедры пустовали, росли денежные долги Академии. 10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Этот профессор был всего на четыре года старше Ломоносова. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Ломоносов быстро справился с этой задачей. Это явилось важной работой Ломоносова, одним из первых его научных трудов. В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике, в 1745 году, по отъезде проф. Гмелина за границу, профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. В 1745 году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов. В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. Он представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве ученых иноземцев к русскому юношеству», к его обучению. В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. При близких отношениях с Шуваловым козни Шумахера делаются для Ломоносова не страшными; он приобретает и в Академии большое влияние. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. Ещё раньше, в 1753 году, Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье несчастного профессора Рихмана, которого убило молнией; особенно озабочен Ломоносов тем, чтобы «сей случай (смерть Рихмана во время физических опытов) не был протолкован противу приращения наук». В 1756 году Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1757 году Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 году Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не только экономическими, но и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, масонскими интригами Г.Н. Теплова и других “вольных каменщиков” в Академии, «с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого». М.В.Ломоносов занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: «куда с учеными людьми?». Учёные люди — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом». В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве». В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Информация о работе Михаил Ломоносов