Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:15, контрольная работа
Первые представления о методологии истории складываются у древних греков [1, 6]. Исследуя историю, древние задавали себе следующие два вопроса: 1) каков предмет исторического исследования (ИИ)? и 2) каковы методы ИИ?
Предметом ИИ у Геродота (др. греч. историк, между 490 и 480 ок. 425 до н. э.) была мировая культура, у Фукидида (др. греч. историк, ок. 454 ок. 396/399 до н. э.) деятельность политиков.
МЕТОДОЛОГИЯ
ИСТОРИИ
ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА
ДРЕВНИЙ МИР
Первые представления о
Предметом ИИ у Геродота (др. греч. историк, между 490 и 480 ок. 425 до н. э.) была мировая культура, у Фукидида (др. греч. историк, ок. 454 ок. 396/399 до н. э.) деятельность политиков.
На каких принципах строилось повествование?
1. В историческом сочинении должна господствовать правда (Полибий, др. греч. историк, 201 120 гг. до н.э.).
2. История наиболее достоверна, если написана участниками или очевидцами событий.
3. История не в описании, а
в объяснении событий (Полибий,
4. Без гнева и пристрастия (Тацит (Tacitus), римский историк, ок. 58 после 117 гг.)
5. Не смеяться, не плакать и не ненавидеть, но понимать (Спиноза)
СРЕДНИЕ ВЕКА
Летописи первый опыт хронологии фиксирования событий [1, 8]
Попытка сформулировать филосо
1. мистически
2. символически
3. аллегорически [1, 9]
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Появляется эпизодически критика источников. Среди них: Николо Макиавели (1469 1527) История Флоренции , Рассуждения на первую декаду Тита Ливия .
С позиций божественного
XVII ВЕК
Переход к материалистической философской мысли.
В ряде стран появляются национальные академии. Толчок методологии истории дала философия рационализма. Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза.
Фрэнсис Бэкон (англ. госуд. деят. и философ, 1561 1626) Новый органон (в противовес Органону Аристотеля). Основа научного знания по Бэкону: ОПЫТ (данные практики). Метод: ИНДУКЦИЯ (от фактов к обобщению путем причинно следственных связей, от частного к общему).
Рене Декарт (Descartes) (1596 1650), франц. философ, математик: исходный момент философии сомнение, простирающееся на всё, кроме математики. Во всех знаниях, доставляемых нам ощущением (чувствами), мышлением и традицией все положения сомнительны.
Итак, в основе научного знания лежит РАЦИОНАЛИЗМ.
Историческая наука в XVII веке занималась преимущественно изучением:
1. государственности
2. деятельности монархов и
3. описанием войн и дипломатии
Фосиус (историограф XVII столетия) ввел термин историка (по аналогии с поэтикой ) как методологии истории (т.е. искусства писать историю). Этот термин в научной литературе не устоялся, хотя и использовался отечественными историками XIX столетия.
XVIII ВЕК. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Девиз эпохи вера в человеческий разум.
В этот период открываются многие исторические документы. Появляется интерес к Востоку и др. регионам мира. Ведется активная работа над систематизацией источников. Поворот к изучению народного быта [1, 13].
Ни для кого не секрет, что история изучает жизнь общества в его развитии, но возникли вопросы:
1. Какие отрасли человеческой деятельности изучать?
2. Какими профессиональными
Историки этого периода:
Джамбаттиста Вико (Vico) (1668 1744), итальянский философ. Его труд: Основания новой науки об общей природе наций . Основная мысль: все народы независимо от расы и географии проходят одни и те же ступени развития: век богов , век героев и человеческий век . Эти периоды имеют момент расцвета и момент упадка, но в отличие от античных теорий каждый новый упадок выводит общество на новый уровень своего развития.
Французское Просвещение (+ Революция 1789 г.) знаменуется верой в науку и социальный прогресс.
Как ни странно, но основоположники марксизма видели неразрывную связь успеха исторической науки с промышленным переворотом в Англии [4, 1, 599].
Вольтер заложил основы изучения культуры. В своих произведениях Век Людовика XIV и Опыт о нравах и духе народов он отступил от традиционного изложения материала в хронологическом порядке. Вместо этого ввел систему:
1. Внешняя политика
2. Финансы
3. Религия
4. Искусство и т.д.
Вольтер (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694 1778), французский писатель и философ, последовательно проводил идею, что в основе истории не лежит Божественный Промысел. Факторы исторического процесса по Вольтеру: дух времени и дух народа. Вольтер: идеи правят миром .
Монтескье, Руссо и др.: на политику и культуру стран влияет [не Божественный Промысел, а] география и социальная среда.
Факторы истории по Монтескье :
1. Форма правления (или
2. география
3. социальная среда (торговля, финансы,
численность населения,
Ж. Ж. Руссо (о методологии истории):
1. Факты истории изменяются в сознании историка, приспосабливаются им для своих целей [5, 228].
2. Худшие историки те, которые судят. Фактов! Фактов!.. [5, 229 230]
Немецкий историк эпохи
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия стояла на позициях идеализма.
Иммануил Кант (1724 1804): история относится к миру этики, следовательно, не может претендовать на объективность.
Фридрих Вильгельм Шеллинг (Schelling) (1775 1854): главное средство исторического познания интуиция.
Однако Георг Вильгельм
1. Первоначальную историю (написана очевидцами событий)
2. рефлективную историю (обработка исторического материала)
3. Философию истории (осмысление исторических событий)
Причина истории
по Гегелю: 1) логическая; 2) духовная;
по Марксу, Энгельсу: объективный процесс, реальная потребность народных масс (пример: европейские революции 1848 49 гг.)
До середины XIX века история рассматривалась как одна из отраслей ЛИТЕРАТУРЫ [1, 18].
Фернан Бродель (Braudel) (1902 1985), французский историк, академик: Ясно как дважды два четыре, что Маркс явился основателем современной исторической науки (Цит. по [6, 206].)
Карл Маркс (Marx) (1818 1883) ввел в науку метод социально экономического анализа. По Марксу все процессы развития общества должны рассматриваться:
1. Исторически
2. лишь в связи с другими историческими событиями
3. лишь в связи с конкретным опытом истории.
ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
2 ПОЛОВИНА 19 НАЧАЛО 20 в.
Представители данного направления: О. Конт, Л. Ранке (1795 1886, проф. Берлинского университета), Б.Г. Нибур, Й. Г. Дройзен, Т. Момзен, Ш. Сеньобос, Ш. Лангуа, Ф. де Куланж и др.
Поставили историю на научную основу. Огромное значение приобрела работа с источниками. Высокий уровень фактографии, критика источников, точные методы исследования (статистика, сравнительно исторический метод исследования) всё это действительно говорит о серьезном научном подходе к изучению истории.
Систематическая критика источников в этой школе породила появление вспомогательной дисциплины ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ [1, 23].
Вот некоторые труды этой школы, относящиеся к второй половине XIX началу ХХ века:
Иоганн Густав (1808 1884) Дройзен (Droysen) , немецкий историк Основы исторической науки
Э. Бернгейм Введение в историческую науку
Э. Фримен Методы истории. Единство истории
Ш. Лангуа Ш. Сеньобос Введение в изучение истории
Николай Иванович Кареев (1850 1931), российский историк, почетный член АН СССР Историка: теория исторического знания
Александр Сергеевич Лаппо Данилевский (1863 1919), российский историк, академик РАН Методология истории
Источниковедение ввело
Метод исследования: сопоставление источников для подтверждения их сведений.
Эта же школа дала деление классическое
деление методологии
1. Эвристика (учение об
2. критика
3. истолкование (определение значения и связи фактов)
4. изложение или историческая реконструкция [7]
Леопольд фон Ранке (Ranke) (1795 1886), немецкий историк, иностранный член корреспондент Петербургской АН так определяет цель исследования историка: просто показать, как всё было на самом деле [1, 25].
Признавалось только то, что подтверждалось документами [8, 19 20].
Ранке видел тесную связь иcтории c богословием: Во всякой истории обитает, живет, должен быть познан нами Бог. Всякое действие свидетельствует о Нем, всякое мгновение проповедует от Его имени (Цит. по [9, 483].
И.Г. Дройзен: История должна твердо придерживаться веры в разумный и благой Божественный миропорядок... (там же).
Ш. Сеньобос вообще утверждал, что история не наука: она только особый процесс познания [10, 5]
РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
2 ПОЛОВИНА 19 НАЧАЛО 20 в.
Её характеризуют как
Видные представители этого периода: Николай Иванович Кареев (1850 1931), Василий Осипович Ключевский (1841 1911), Николай Иванович Костомаров (1817 1885), Сергей Михайлович Соловьев (1820 1879), Роберт Юрьевич Виппер (1859 1954) и др.
В. Ключевский впервые ввел предмет методологию истории в практику вузовского преподавания.
Н.И. Кареев, Р.Ю. Виппер, Л.П. Карсавин старались стать выше материализма и идеализма, т.е. выше классовых противоречий в обществе.
Н. Кареев в 1883 году защищает докторскую диссертацию Основные вопросы философии истории . В своей работе он пытается стать выше споров идеалистов и материалистов (См. Кареев Н. Теория исторического знания. СПб., 1913. С. 10). Н. Кареев: Каждый историк имеет свое представление о том, как совершается история (там же, с. 12).
Историк, по Карееву, должен основываться лишь на фактах и логике, исключая всякую общественную партийность (там же, с. 24). И самый завзятый ретроград , и наиболее ярый революционер одинаково должны признать, например, что дважды два четыре... почему же они должны думать различно о том, как совершается история... (там же). Конечно, достижение такого уровня это идеал, но к нему надо стремиться.
Н. Кареев, как и Р. Виппер, сатвивший свободу творчества и положительное научное знание превыше всего, не хотели видеть в истории подчинение только одному закону (Провидению), но многим. Научное знание, по их мнению, не допускает каких бы то ни было философских и идеологических влияний.
Р. Виппер: материалистический и идеалистический (религиозный) взгляды неполны, недостаточны, односторонни (Виппер Р. Кризис исторической науки. Казань, 1921, с. 13).
Эта школа выдвинула два метода познания:
1. практический (опыт)
2. философский (осмысление опыта)
В отличие от них Николай Александрович
Бердяев (1874 1948) смотрел на историю
под другим углом зрения: русская
философия истории
В этом же направлении работал английский историк и социолог Арнолд Джозеф Тойнби (Toynbee) (1889 1975) (См., напр., Цивилизация перед судом истории М. СПб., 1996). Тойнби: ...Нашим следующим объектом в постижении Истории в целом должна стать задача отвести экономическую и политическую историю на второстепенные позиции и оставить первенство за религией. Ибо религия в конечном итоге есть действительно серьезное занятие человечества (Указ. соч., с. 68).
ХХ век
В 19 веке преобладающей формой в историографии была история рассказ (без особого выяснения причин событий). В 20 м веке (особенно на Западе) преобладающей формой стало историческое объяснение .
Конец 19 начало 20 века преобладание гуманистической истории (социально экономический уклон).
В 20 м веке наука стала
С середины 20 века возникает новая социальная история . В СССР господствовала именно она (марксистская школа философии). В центре внимания оказался человек в обществе [1, 138]. В этой связи надо отметить, что и в церковной истории мы рекомендуем на современном этапе при исследовании биографии того или иного церковного деятеля рассматривать его жизнь в контексте существующих в обществе проблем на тот исторический момент. Какое, позитивное или негативное влияние (каково значение) он имел, в первую очередь, на жизнь конкретных людей, а не на политику, экономику и проч. в общем?
МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод ИИ имеет все характеристики общенаучного метода, включающий:
1. анализ, 2) синтез, 3) индукцию, 4) дедукцию.
Историка, как правило, интересует:
1. Причина тех или иных событий
2. Повод конкретное стечение обстоятельств
3. Развертывание событий во времени и пространстве
4. Констатация завершения событий
5. Следствия событий
6. Значение событий
Историзм (принцип историзма) подход к пониманию истории, подчеркивающий уникальность каждой эпохи, в которой любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях.
Историзм является общенаучным методом.
В Метод ИИ входит:
1. Сбор фактов
2. анализ и синтез, предполагающий ту или иную степень обобщения.
Базис принципа историзма: наличие категорий 1) времени, 2) места, 3) причинности.
Актуальность ИИ: определяется в первую очередь тем, в какой степени она способствует лучшему пониманию общества и человека, показывая в их прошлом, а, следовательно, и в них самих, какие то неизвестные ранее стороны [11, 119].