Методология истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Первые представления о методологии истории складываются у древних греков [1, 6]. Исследуя историю, древние задавали себе следующие два вопроса: 1) каков предмет исторического исследования (ИИ)? и 2) каковы методы ИИ?
Предметом ИИ у Геродота (др. греч. историк, между 490 и 480 ок. 425 до н. э.) была мировая культура, у Фукидида (др. греч. историк, ок. 454 ок. 396/399 до н. э.) деятельность политиков.

Файлы: 1 файл

Методология.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

МЕТОДОЛОГИЯ

 

 ИСТОРИИ

 

 

ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА

ДРЕВНИЙ МИР

Первые представления о методологии  истории складываются у древних  греков [1, 6]. Исследуя историю, древние  задавали себе следующие два вопроса: 1) каков предмет исторического  исследования (ИИ)? и 2) каковы методы ИИ?

Предметом ИИ у Геродота (др. греч. историк, между 490 и 480   ок. 425 до н. э.) была мировая культура, у Фукидида (др. греч. историк, ок. 454   ок. 396/399 до н. э.)   деятельность политиков.

На каких принципах строилось  повествование?

1. В историческом сочинении должна господствовать правда (Полибий, др. греч. историк, 201 120 гг. до н.э.).

2. История наиболее достоверна, если написана участниками или  очевидцами событий.

3. История не в описании, а  в объяснении событий (Полибий,  История )

4. Без гнева и пристрастия (Тацит (Tacitus), римский историк, ок. 58   после 117 гг.)

5. Не смеяться, не плакать и  не ненавидеть, но понимать  (Спиноза)

СРЕДНИЕ ВЕКА

Летописи   первый опыт хронологии фиксирования событий [1, 8]

 Попытка сформулировать философию истории, но в богословском духе  [2, 12]. Исторические процессы истолковывались:

1. мистически

2. символически

3. аллегорически [1, 9]

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Появляется эпизодически критика  источников. Среди них: Николо Макиавели (1469 1527)  История Флоренции ,  Рассуждения на первую декаду Тита Ливия .

С позиций божественного домостроительства  историки переходят на рационалистические позиции [3, 45]. Надо сказать, что это  связано было с секулярными процессами, происходившими в обществе, характерными для данной эпохи.

XVII ВЕК

Переход к материалистической философской  мысли.

В ряде стран появляются национальные академии. Толчок методологии истории  дала философия рационализма. Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза.

Фрэнсис Бэкон (англ. госуд. деят. и философ, 1561 1626)  Новый органон (в противовес  Органону  Аристотеля). Основа научного знания по Бэкону: ОПЫТ (данные практики). Метод: ИНДУКЦИЯ (от фактов к обобщению путем причинно следственных связей, от частного к общему).

Рене Декарт (Descartes) (1596 1650), франц. философ, математик: исходный момент философии   сомнение, простирающееся на всё, кроме математики. Во всех знаниях, доставляемых нам ощущением (чувствами), мышлением и традицией   все положения сомнительны.

Итак, в основе научного знания лежит РАЦИОНАЛИЗМ.

Историческая наука в XVII веке занималась преимущественно изучением:

1. государственности

2. деятельности монархов и политиков

3. описанием войн и дипломатии

Фосиус (историограф XVII столетия) ввел термин  историка  (по аналогии с  поэтикой ) как методологии истории (т.е. искусства писать историю). Этот термин в научной литературе не устоялся, хотя и использовался отечественными историками XIX столетия.

XVIII ВЕК. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Девиз эпохи   вера в человеческий разум.

В этот период открываются многие исторические документы. Появляется интерес к Востоку и др. регионам мира. Ведется активная работа над систематизацией источников. Поворот к изучению народного быта [1, 13].

Ни для кого не секрет, что история  изучает жизнь общества в его развитии, но возникли вопросы:

1. Какие отрасли человеческой  деятельности изучать?

2. Какими профессиональными приемами  её изучать (т.е. вопрос методологии  истории)?

Историки этого периода:

Джамбаттиста Вико (Vico) (1668 1744), итальянский  философ. Его труд:  Основания новой науки об общей природе наций . Основная мысль: все народы независимо от расы и географии проходят одни и те же ступени развития:  век богов ,  век героев  и человеческий век . Эти периоды имеют момент расцвета и момент упадка, но в отличие от античных теорий каждый новый упадок выводит общество на новый уровень своего развития.

 

 

 

 

 

 

Французское Просвещение (+ Революция 1789 г.) знаменуется верой в науку  и социальный прогресс.

Как ни странно, но основоположники  марксизма видели неразрывную связь успеха исторической науки с промышленным переворотом в Англии [4, 1, 599].

Вольтер заложил основы изучения культуры. В своих произведениях  Век  Людовика XIV  и  Опыт о нравах и  духе народов  он отступил от традиционного  изложения материала в хронологическом порядке. Вместо этого ввел систему:

1. Внешняя политика

2. Финансы

3. Религия

4. Искусство и т.д.

Вольтер (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа  Аруэ, Arouet) (1694 1778), французский писатель и философ, последовательно проводил идею, что в основе истории не лежит Божественный Промысел. Факторы исторического процесса по Вольтеру: дух времени и дух народа. Вольтер:  идеи правят миром .

Монтескье, Руссо и др.: на политику и культуру стран влияет [не Божественный Промысел, а] география и социальная среда.

Факторы истории по Монтескье :

1. Форма правления (или политический  режим)

2. география

3. социальная среда (торговля, финансы,  численность населения, религия)

 Ж. Ж. Руссо  (о методологии  истории):

1. Факты истории изменяются в  сознании историка, приспосабливаются им для своих целей [5, 228].

2. Худшие историки те, которые  судят. Фактов! Фактов!..  [5, 229 230]

Немецкий историк эпохи Просвещения  пастор Иоганн Готфрид Гердер (Herder) (1744 1803) в своих работах  Еще  одна философия истории  и  Идеи к философии истории  последовательно проводил в жизнь мысль, что исторический процесс имеет закономерный и поступательный характер.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия  стояла на позициях идеализма.

Иммануил Кант (1724 1804): история относится к миру этики, следовательно, не может претендовать на объективность.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (Schelling) (1775 1854): главное средство исторического  познания   интуиция.

Однако Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (Hegel) (1770 1831) стоял на позиции, что историю следует представлять себе как исторический ПРОЦЕСС. Ему же принадлежит деление историографии на:

1. Первоначальную историю  (написана  очевидцами событий)

2. рефлективную историю  (обработка  исторического материала)

3. Философию истории  (осмысление исторических событий)

Причина истории 

 по Гегелю: 1) логическая; 2) духовная;

по Марксу, Энгельсу: объективный  процесс, реальная потребность народных масс (пример: европейские революции 1848 49 гг.)

До середины XIX века история рассматривалась как одна из отраслей ЛИТЕРАТУРЫ [1, 18].

Фернан Бродель (Braudel) (1902 1985), французский  историк, академик:  Ясно как дважды два четыре, что Маркс явился основателем  современной исторической науки  (Цит. по [6, 206].)

Карл Маркс (Marx) (1818 1883) ввел в науку метод социально экономического анализа. По Марксу все процессы развития общества должны рассматриваться:

1. Исторически

2. лишь в связи с другими  историческими событиями

3. лишь в связи с конкретным  опытом истории.

 

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА

2 ПОЛОВИНА 19  НАЧАЛО 20 в.

 

Представители данного направления: О. Конт, Л. Ранке (1795 1886, проф. Берлинского  университета), Б.Г. Нибур, Й. Г. Дройзен, Т. Момзен, Ш. Сеньобос, Ш. Лангуа, Ф. де Куланж и др.

Поставили историю на научную основу. Огромное значение приобрела работа с источниками. Высокий уровень фактографии, критика источников, точные методы исследования (статистика, сравнительно исторический метод исследования)   всё это действительно говорит о серьезном научном подходе к изучению истории.

Систематическая критика источников в этой школе породила появление вспомогательной дисциплины   ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ [1, 23].

Вот некоторые труды этой школы, относящиеся к второй половине XIX   началу ХХ века:

Иоганн Густав (1808  1884) Дройзен (Droysen) , немецкий историк Основы исторической науки

Э. Бернгейм Введение в историческую науку 

Э. Фримен Методы истории. Единство истории 

Ш. Лангуа Ш. Сеньобос Введение в изучение истории 

Николай Иванович Кареев (1850 1931), российский историк, почетный член АН СССР Историка: теория исторического знания

Александр Сергеевич Лаппо Данилевский (1863 1919), российский историк, академик РАН  Методология истории 

 

Источниковедение ввело определение: ПОДЛИННОСТИ ИСТОЧНИКА ( внешняя  критика ) и ДОСТОВЕРНОСТИ ФАКТОВ В НЕМ ( внутренняя  критика).

Метод исследования: сопоставление  источников для подтверждения их сведений.

Эта же школа дала деление классическое деление методологии исторического  исследования на 4 части:

1. Эвристика (учение об источниках)

2. критика

3. истолкование (определение значения и связи фактов)

4. изложение или  историческая  реконструкция   [7]

Леопольд фон Ранке (Ranke) (1795 1886), немецкий историк, иностранный член корреспондент Петербургской АН так определяет цель исследования историка:  просто показать, как всё было на самом деле  [1, 25].

 Признавалось только то, что  подтверждалось документами  [8, 19 20].

Ранке видел тесную связь иcтории c богословием:  Во всякой истории  обитает, живет, должен быть познан нами Бог. Всякое действие свидетельствует  о Нем, всякое мгновение проповедует от Его имени  (Цит. по [9, 483].

И.Г. Дройзен:  История должна твердо придерживаться веры в разумный и  благой Божественный миропорядок...  (там же).

Ш. Сеньобос вообще утверждал, что  история не наука: она только особый процесс познания  [10, 5]

РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

2 ПОЛОВИНА 19  НАЧАЛО 20 в.

Её характеризуют как либеральную  историко социологическую школу  конца 19   начала 20 в.

Видные представители этого  периода: Николай Иванович Кареев (1850 1931), Василий Осипович Ключевский (1841 1911), Николай Иванович Костомаров (1817 1885), Сергей Михайлович Соловьев (1820 1879), Роберт Юрьевич Виппер (1859 1954) и др.

В. Ключевский впервые ввел предмет  методологию истории в практику вузовского преподавания.

Н.И. Кареев, Р.Ю. Виппер, Л.П. Карсавин  старались стать выше  материализма и идеализма, т.е.  выше  классовых противоречий в обществе.

Н. Кареев в 1883 году защищает докторскую диссертацию  Основные вопросы философии  истории . В своей работе он пытается стать выше споров идеалистов и материалистов (См. Кареев Н. Теория исторического знания. СПб., 1913. С. 10). Н. Кареев:  Каждый историк имеет свое представление о том, как совершается история  (там же, с. 12).

Историк, по Карееву, должен основываться лишь на фактах и логике, исключая всякую общественную партийность (там же, с. 24).  И самый завзятый ретроград , и наиболее ярый революционер одинаково должны признать, например, что дважды два четыре... почему же они должны думать различно о том, как совершается история...  (там же). Конечно, достижение такого уровня   это идеал, но к нему надо стремиться.

Н. Кареев, как и Р. Виппер, сатвивший  свободу творчества и положительное  научное знание превыше всего, не хотели видеть в истории подчинение только одному закону (Провидению), но многим. Научное знание, по их мнению, не допускает каких бы то ни было философских и идеологических влияний.

Р. Виппер: материалистический и идеалистический (религиозный) взгляды неполны, недостаточны, односторонни (Виппер Р. Кризис исторической науки. Казань, 1921, с. 13).

Эта школа выдвинула два метода познания:

1. практический (опыт)

2. философский (осмысление опыта)

В отличие от них Николай Александрович  Бердяев (1874 1948) смотрел на историю  под другим углом зрения: русская  философия истории представлялась им только религиозной (в противовес марксизму) [1, 23]. Его известный труд:  Смысл истории (Опыт философии человеческой судьбы) .

В этом же направлении работал английский историк и социолог  Арнолд Джозеф  Тойнби (Toynbee) (1889 1975) (См., напр.,  Цивилизация перед судом истории  М. СПб., 1996). Тойнби:  ...Нашим следующим объектом в постижении Истории в целом должна стать задача отвести экономическую и политическую историю на второстепенные позиции и оставить первенство за религией. Ибо религия в конечном итоге есть действительно серьезное занятие человечества  (Указ. соч., с. 68).

ХХ век

В 19 веке преобладающей формой в  историографии была  история рассказ  (без особого выяснения причин событий). В 20 м веке (особенно на Западе) преобладающей формой стало  историческое объяснение .

Конец 19   начало 20 века   преобладание  гуманистической истории  (социально  экономический уклон).

В 20 м  веке наука стала дифференцированной.

С середины 20 века возникает  новая  социальная история . В СССР господствовала именно она (марксистская школа философии). В центре внимания оказался  человек в обществе  [1, 138]. В этой связи надо отметить, что и в церковной истории мы рекомендуем на современном этапе при исследовании биографии того или иного церковного деятеля рассматривать его жизнь в контексте существующих в обществе проблем на тот исторический момент. Какое, позитивное или негативное влияние (каково значение) он имел, в первую очередь, на жизнь конкретных людей, а не на политику, экономику и проч. в общем?

 

МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Метод ИИ имеет все характеристики общенаучного метода, включающий:

1. анализ, 2) синтез, 3) индукцию, 4) дедукцию.

Историка, как правило, интересует:

1. Причина тех или иных событий

2. Повод   конкретное стечение  обстоятельств

3. Развертывание событий во времени и пространстве

4. Констатация завершения событий

5. Следствия событий

6. Значение событий

Историзм (принцип историзма)   подход к пониманию истории, подчеркивающий уникальность каждой эпохи, в которой  любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях.

Историзм является общенаучным  методом.

В Метод ИИ входит:

1. Сбор фактов

2. анализ и синтез, предполагающий  ту или иную степень обобщения.

Базис принципа историзма: наличие  категорий 1) времени, 2) места, 3) причинности.

Актуальность ИИ:  определяется в первую очередь тем, в какой  степени она способствует лучшему  пониманию общества и человека, показывая  в их прошлом, а, следовательно, и  в них самих, какие то неизвестные  ранее стороны  [11, 119].

Информация о работе Методология истории