Масонство в XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 16:34, реферат

Краткое описание

Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) - нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации с ритуалами и символикой, частично заимствованной из христианства[источник не указан 101 ]. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия - вольный каменщик.

Файлы: 1 файл

масонство в истории России XVIII в.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Тайна виллы "Гретта" (1983)

Из ада (2001)

Банкиры Бога / The Bankers of God (2002)

Сокровище нации (2007)

Литература 

Барб Карг, Джон К. Янг. 100 неизвестных фактов о масонах. - М.: «Гелеос», 2008. - 224 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-8189-1425-1

Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия

Морамарко М. Масонство  в прошлом и настоящем.

Джейкоб М. К. Масонство // Мир Просвещения. Исторический словарь

Захаров В. Ю.  Основные этапы развития масонства  в России, его соотношение с  конституционализмом // Электронный  журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - № 6 - История.

А. Ф. Керенский  о деятельности российского масонства

Кучурин В. В. Мистицизм и западноевропейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства

Рене Генон  УТЕРЯННОЕ СЛОВО И ЕГО ЗАМЕНИТЕЛИ Глава из книги «Франкмасонство  и компаньонаж»

Сахаров В. Чаяния ветхого Адама. Человек в философии  русских масонов

Сахаров В. Царство Астреи. Миф о Золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия

Франсиско Франко. Масонство. - М.: «Слава!», 2008. - 303 с. - 1500 экз. - ISBN 978-5-902825-11-1

Cсылки 

Великая Ложа России

Объединенная  Великая Ложа России

Масонство и  масоны: три века в России

Об основах  масонства (англ.)

Великая Ложа Франции (фр.)

Общество Филалетов (англ.) - организация в США, занимающаяся исследованиями масонства.

Масонство Сегодня (англ.) - издание английских масонов.

Pietre-Stones review of freemasonry (англ.)

Masonic Info (англ.) - информационный портал о масонстве. 

Объединенная  Великая Ложа Англии (ОВЛА) (англ.)

Масонство и  христианство

Масонство возникло в христианской среде[источник не указан 160 ], поэтому существуют и толкования, согласно которым масонство - христианский феномен[источник не указан 160 ], и, особенно в конспирологических кругах - приписывание масонству радикальной антихристианской направленности (атеистической либо сатанистской). Основная волна антимасонских публикаций исторически связывается с деятельностью католического Ордена иезуитов. Атеистическое направление в масонстве присутствует с XIX века и сейчас характерно для Великого Востока Франции (ВВФ) и либеральных масонских юрисдикций (в России - Ложа Великого Востока Франции «Москва»), которые допускают принятие в свои ряды агностиков и даже атеистов. Однако изъятие из ландмарок масонства ВВФ требования об обязательной для каждого масона вере в Бога привело к разрыву отношений с либеральным масонством большинства Великих Лож (ныне образующих регулярное масонство), для которых вера в единого Бога является краеугольным камнем масонства.

Масонство возникло в среде христиан, а в XVIII веке нередки были случаи, когда иудеям и мусульманам (несмотря на легенду  о посвящении Саладина в Орден) отказывали в приеме в масонство. В настоящее время такое радикальное масонство осталось в прошлом и в масонство принимают людей, верующих в единого Творца.

До сих пор  в высших градусах Древнего и Принятого  Шотландского Устава (ДПШУ), распространённого в России, начиная с 18-го градуса, все символы и обрядность христанские. В Ректифицированном Шотландском Уставе, начиная с 5-го градуса вся обрядность и символы также исключительно христианские, и приносится присяга с обязательством посвятить свою жизнь служению Христу.

Во многих христианских храмах встречаются символы, которые  впоследствии стали считать исключительно  масонскими.

Масонство и  христианские церкви

Масонство и  православная церковь 

Письмо московских масонов (ответ герцогу Брауншвейгскому на его запрос о состоянии масонства в России перед проведением Вильгельмсбадского конгресса в 1782 году) содержит следующую фразу про масонские ритуалы: «сходствие их с церемониями и обрядами Церкви нашея столь совершенно и есть очевидно, что неотменно заключить должно, что и те и другие проистекают из единого источника»[источник не указан 302 ].

Тогда же сенатор  и масон И. В. Лопухин в «Нравоучительном Катехизисе истинных Франкмасонов»  писал о наблюдаемом им сходстве масонства и христианства.

Тем не менее в Русской Православной Церкви преобладает негативное отношение к масонству. В книге С. В. Булгакова, изданной в 1913 и переизданной Московским Патриархатом в 1993 году указано, что «Главная задача масонов - уничтожение религии и, особенно, христианства во всем человечестве и ниспровержение всех христианских законодательств. Соответственно этой задаче они и стараются развращать христиан, поддерживать философов, мыслителей и писателей, которые подрывают христианство, возбуждать недовольство народа против правительства, устраивать и поддерживать все политические беспорядки и революции.»

В 1932 РПЦЗ (Русская  Православная Церковь за Границей) предала масонство анафеме.

Со стороны  отдельных богословов (например, А. И. Осипов, профессор МДА) высказывалось  отношение к масонству как к движению, связанному с экуменизмом.

В настоящее  время Русская Православная Церковь (РПЦ МП) не выражает своей позиции  по отношению к масонству.

Масонство и  католическая церковь 

Противостояние  Ватикана с легендарными прародителями масонов [источник не указан 140 ] - тамплиерами началась ранее официальной даты создания масонства (начало XVIII века). Особое рвение в борьбе с масонством всегда проявлял Орден Иезуитов. В 1738 году папа римский Климент XII объявил интердикт масонству, что означало автоматическое отлучение римокатоликов от церкви в случае вступления их в масонскую ложу.

Французские масонские  ложи отличались своей антирелигиозной  направленностью. Масоны имели определённое влияние на идеи Французской революции. Присутствие членов лож в органах управления, созданных после революции, было значительным. В ходе Французской революции проводилась радикальная антицерковная политика («дехристианизация»), в том числе репрессии по отношению к католическому духовенству, в чём также обвиняют масонов, но современные историки отмечают, что масоны не играли значительной роли в период Террора.

Лев XIII в энциклике Humanum Genus от 20 апреля 1884 осудил масонство. В кодексе канонического права 1917 года было включено положение, что  вступление в масонскую ложу означает автоматическое отлучение от церкви. В 1983 был принят новый кодекс, в котором масонские организации не упоминаются, что создало впечатление, будто это положение было частично ослаблено католической церковью. Однако Конгрегация Доктрины Веры в том же 1983 году выпустила заявление о том, что членство в масонской ложе по-прежнему недопустимо для католиков .

Масонство и  протестантские церкви

В протестантских странах северной Европы отношение  представителей христианских конфессий  к масонству спокойное и взвешенное[источник не указан 194 ]. В Великобритании главой Англиканской церкви является непосредственно Британский монарх, а Великим Мастером Объединенной Великой Ложи Англии, как правило, является кто-то из королевской семьи. Многие епископы англиканской церкви были масонами. Схожая система существует и в Швеции, где король возглавляет церковь, а также покровительствует масонскому Ордену в Швеции (Шведский Устав, также исключительно христианский). Протестантские церкви, не связанные с государством, как правило отрицают любые связи с масонством.

Критика масонства

За всю историю  своего существования масонство  не раз подвергалось самой ожесточённой критике, более того, на данный момент можно говорить даже о существовании  целой исторической антимасонской школы. В Европе подобное антимасонское движение было обусловлено прежде всего негативным отношением к масонству Католической Церкви.

История и современность 

Сильным катализатором  антимасонских настроений явилась  французская революция 1789 года. Первыми, кто публично высказал мысль о данной революции как порождении масонского заговора, были англичанин Джон Робинсон., католический аббат Ж.-Ф.Лефранс, автор пространного сочинения "Завеса, приподнимаемая для любопытствующих, или тайна революции, раскрытая при помощи франкмасонства" (1791) и бывший иезуит аббат Огюстен Баррюэль. Последнему принадлежит четырёхтомное исследование "Мемуары по истории якобизма". Книга была опубликована в 1797-1798 годах в Лондоне, куда вынужден был эмигрировать её автор. Причиной революции, по его мнению, был тройной заговор, а именно: философов-просветителей, масонов и баварских иллюминатов.

Долгое время  книга О.Баррюэля третировалась  либеральной историографией как  труд очевидно недоброкачественный. Однако сейчас оценка её несколько поменялась, и историки уже не стесняются ссылаться на книгу Баррюэля, признавая тем самым как ценность собранного им богатого фактического материала, так и верность отдельных наблюдений автора.

Любопытно, что  другим разоблачителем "масонского заговора" и непримиримым врагом революции был также Жозеф де Местр, который считается основоположником "абсолютного теократического консерватизма" и "отцом мировой контр-революции".

Серьёзное значение в смысле борьбы с масонским засильем в общественно-политической жизни Франции этого времени имела деятельность аббата Жюля Тормантэна, открывшего в 1897 году в Париже "Антимасонскую лигу" и журнал, обличавший происки франкмасонов.

Кроме того, стоит  упомянуть таких зарубежных писателей-антимасонов  прошлого как Арман-Жозеф Фава, Поль Копэн-Альбанселли, де Бессонье (известный более под псевдонимом Габриэль Сулакруа), Абель Кларен де ла Рив.

В России эта  конспирологическая анти-масонская  линия Запада (и, естественно, в первую очередь, западного католичества) была поддержена такими авторами, как Алексей Шмаков. и Александр Селянинов., которые, будучи знакомыми с идеями европейских контр-революционеров, не только пересказали их русской публике на отечественном материале, но и добавили православный элемент в теологическую канву анти-масонской полемики. Но наиболее яркой фигурой (по меньшей мере, судя по влиянию его откровений на историю XX-ого века) стал Сергей Нилус, опубликовавший знаменитые "Протоколы сионских мудрецов", в которых "теория заговора" в наиболее яркой и впечатляющей форме излагалась от лица якобы самих "заговорщиков".

В целом же, в  отличие от либеральной историографии, национально-консервативная мысль  долгое время как бы не замечала масонства. Пересмотреть свою позицию  в этом отношении её заставили революция 1905 года, созыв Государственной Думы и резко активизировавшаяся в связи с этим деятельность прозападных, либеральных сил в обществе, это привело к тому, что публикации на тему «происков масонов» стали обычными для консервативной прессы тех лет. Кроме работ в данном ключе упомянутых выше Шмакова, Селянинова и Нилуса обращают на себя внимание книги А.А.Бронзова, Н.Л. и Г. Бутми, графини С.Д.Толь (урожденной Толстой). Данные авторы единодушно отмечают антирусский, антигосударственный и шире - антихристианский, по их мнению, характер деятельности масонских лож. (Стоит отметить, что обвинения масонства в антихристианстве исходили не только из данного лагеря, например, даже такой, казалось бы, духовно близкий к либералам человек, как Николай Бердяев, и тот вынужден был частично признать антихристианскую сущность масонства. "Сейчас масонство очень разнообразно, - отмечал он (1926 г.). - Так, в странах Латинской Америки и католических: во Франции и Италии масонство, прежде всего, имеет антицерковный и антихристианский характер".)

Продолжением  национально-патриотической струи  в изучении или, правильнее, освещении  истории русского масонства стали  после 1917 года публикации ряда эмигрантских авторов Н.Свиткова (Н.Ф.Степанов), Г.В.Бостунича, Н.Е.Маркова, В.Ф.Иванова и Бориса Башилова (Борис Платонович Юркевич, 1907-1970). Научного значения эти работы не имеют, да, судя по всему, авторы их и не ставили перед собой такой цели. Наиболее интересные из них - сочинение Василия Иванова и «История русского масонства» Бориса Башилова, неоднократно переиздававшиеся в 1990-е годы. Несмотря на очевидную тенденциозность и недостаточную фундированность этих работ (а может быть, как раз вследствие этого) авторам удалось, как представляется, убедительно показать разрушительную роль деятельности ордена «вольных каменщиков» в России.

На сегодняшний  день в данном направлении в России работают такие авторы как О.Платонов, Ю.Воробьевский, Ю.Бегунов, В.Острецов и др. Безусловно, стоит отметить характер их работ (как и работ многих их упомянутых и не упомянутых выше предшественников) как достаточно далёкий от научного, содержащий достаточно острые и весьма спорные доводы и мысли. Впрочем, игнорировать их вообще было бы неправильно, в частности, серьёзный историк не может не брать в расчёт некоторые результаты архивных работ данных исследователей.

Стоит добавить, что критика масонства возможна не только с конспирологически-ревизионистских  позиций. Например, тема влияния масонства  на революционную деятельность в  царской России разрабатывалась и разрабатывается в том числе и весьма солидными историками. Из крупных исследователей, касающихся данной проблемы можно выделить, например, С.Мельгунова или В.Старцева. Кроме их работ, известными исследованиями в этой сфере также являются "Февральская революция" Г.Каткова, "1 августа 1914" Н.Яковлева и т.д.

Информация о работе Масонство в XIX в