Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:28, реферат
Термин «прогресс» в том его значении, в каком он применялся в девятнадцатом столе-тии, когда он был у всех на устах, охватывал две области, которые следует разграничивать: прогресс в истории и прогресс в природе. Для обозначения прогресса в природе так широко пользовались словом «эволюция», что его можно принять за общепринятое значение поня-тия прогресса в природе. Чтобы не путать две области прогресса, я буду употреблять термин «эволюция» только для обозначения последнего в отличие от истории, где я буду опериро-вать выражением «исторический прогресс».
Часть 1.Прогресс как продукт исторического мышления……………………………3
Часть 2. Оптимизм Ж.А. Кондорсе…………………………………………………….6
Часть 3. Пессимизм Ж.-Ж. Руссо………………………………………………………8
Список использованной литературы………………………………………………….11
РЕФЕРАТ
Линейная концепция исторического прогресса две точки зрения:
Ж.
А. Кондорсе и Ж. Ж.
Руссо
Часть 2. Оптимизм Ж.А. Кондорсе…………………………………………………….6
Часть 3. Пессимизм Ж.-Ж. Руссо………………………………………………………8
Список
использованной литературы………………………………………………….
Термин «прогресс» в том его значении, в каком он применялся в девятнадцатом столетии, когда он был у всех на устах, охватывал две области, которые следует разграничивать: прогресс в истории и прогресс в природе. Для обозначения прогресса в природе так широко пользовались словом «эволюция», что его можно принять за общепринятое значение понятия прогресса в природе. Чтобы не путать две области прогресса, я буду употреблять термин «эволюция» только для обозначения последнего в отличие от истории, где я буду оперировать выражением «исторический прогресс».
«Эволюция» – термин, прилагаемый к природным процессам постольку, поскольку они мыслятся как процессы, порождающие новые видовые формы в природе. Это представление о природе как об эволюции не должно смешиваться с представлением о природе как о процессе. Если мы примем понятие природного процесса, то в нашем распоряжении окажутся два возможных подхода к нему:
1) события в природе повторяют друг друга при сохранении неизменности вида, и видовые формы остаются постоянными во всем их индивидуальном разнообразии, так что природа в своем движении не производит новых форм, а «будущее напоминает прошлое»;
2)
сами видовые формы
Назвать естественный процесс эволюционным в известном смысле равносильно тому, чтобы назвать его прогрессивным. Ибо если любая видовая форма может возникнуть только как модификация другой, уже утвердившейся, то существование данной формы предполагает и существование другой, модификацией которой она является, и т. д. Если форма b есть модификация формы а, а с – b и d – с, то формы а, b, с, d могут возникнуть именно в таком порядке. Данный порядок является прогрессивным в том смысле, что он представляет собой ряд членов, которые могли возникнуть только в этой последовательности. Это определение, безусловно, не связано ни с выводами о причинах возникновения модификаций, ни с выводами о том, являются ли они большими или малыми. В этом смысле слова «прогресс», «прогрессивное» означают лишь определенную упорядоченность, т. е. проявление порядка.
Кант полагал, что существует одна и только одна форма ценности, независимая от человеческих целей, а именно моральная ценность доброй воли. Все другие виды добра, доказывал он, суть просто добро для некоей постулированной цели, но добро нравственности не зависит ни от какой постулированной цели, и отсюда моральное добро, как он называл его, оказывается целью и себе. С этой точки зрения эволюционный процесс оказывался подлинно прогрессивным, так как он через определенный ряд форм приводил к возникновению человека, существа, способного на моральную доброту.
Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель — получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированных фактов и событий.
В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее.
Философия
истории как теоретическое
В философии истории, пожалуй, с наибольшей полнотой проявляется природа социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т.е. логически последовательно и упорядоченно изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Но это теоретическое знание нельзя назвать чисто научным.
Признание
закономерного характера
Исторический
процесс — это последовательная
череда сменяющих друг друга событий,
в которых проявляется деятельность многих
поколений людей. Философы признают в
качестве главной побудительной силы,
определяющей социальную активность людей,
—интересы социальных групп, в которые
включены члены общества. Любой индивид
принадлежит к различным социальным группам
— это и социальный класс, и нация, и народность,
и профессиональная группа, и религиозная
община, и т.д. Таким образом, будучи личностью,
индивидуальностью, человек одновременно
является частью социальной группы и,
следовательно, принимает ее ценностно-нормативную
структуру, разделяет ее интересы.
Осознание большой социальной группой
своих интересов и стремление отстаивать
их может привести к развитию ее социальной
активности. Такие группы называют субъектами
исторического процесса. Для защиты своих
интересов они создают различные организации
и общественные объединения — профсоюзы,
церкви, сельскохозяйственные организации,
политические партии и т.п.
Наряду
с социальными группами и объединениями
субъектом исторического
Несмотря
на то, что в социальных процессах
участвует множество людей, только отдельные
незаурядные личности остаются в истории,
в памяти потомков. Таких людей тоже причисляют
к субъектам исторического процесса и
называют историческими личностями. Их
роль столь велика и очевидна, что долгое
время философы отождествляли их с истинными
двигателями истории. В настоящее время
преобладает точка зрения, согласно которой
отдельная личность не может изменить
ход истории во всемирно-историческом
масштабе, нарушить ее общую объективную
логику, но в локальной истории стран и
народов личность может сделать чрезвычайно
много.
Часть 2. Оптимизм Ж.А. Кондорсе
Во время своего пребывания в доме Вернэ Кондорсе написал свою политическую исповедь «Советы осужденного дочери», где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни. В это же время написал он и свое знаменитое сочинение: «Esquisse d’un tableau historique des progrиs de l’esprit humain», за котором он признается родоначальником теории «прогресса», одним из творцов философии истории. Многие мысли, проводимые здесь, Кондорсе высказывал и раньше, но тут он привёл их в систему. Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании рода человеческого. «Картина успехов человеческого ума» состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней Кондорсе предполагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных во введении. В первой книге Кондорсе делит всю историю человечества на десять эпох, причём к последней относит время с основания французской республики. Вторая часть была написана Кондорсе по памяти, но дальнейшее продолжение труда было невозможно за отсутствием книг. 2
Проблема сущностного осмысления человеческой истории, поставленная Вико, нашла свое продолжение в новоевропейской традиции Французского Просвещения. Впервые введенное Вольтером понятие «философия истории» ориентировало на философское осмысление истории как особой предметной реальности, связанной с эволюцией и процессом разумной деятельности человека.
Попытку теоретически исследовать историю, исходя из естественной разумной природы человека, предпринял вслед за Вольтером Жан-Жак Руссо — представитель второго поколения французских просветителей. Так изначально стала складываться специфика просветительского подхода к пониманию смысла и направленности человеческой истории. Эта специфика состояла в том, что сущностное содержание смысла истории неизменно сопрягалось с прогрессом человеческого разума и соответственно история человечества рассматривалась как движение по ступеням этого прогресса.
Наиболее ярко этот прогрессистский подход обосновал Жан Антуан Кондорсе в работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1795). Он рассматривал прогресс в качестве основополагающей тенденции человеческой истории, которая обеспечивает неуклонное движение человечества в сторону истины и счастья.
Кондорсе
выделил в истории человечества
10 эпох, критерием различения которых
служат успехи совершенствования
Свою
идею прогресса Кондорсе связывал не
с просвещением монархов и правителей
(как Вольтера, Монтескье), а с массовым
движением индивидов, народов, наций, которые
могут достигнуть высокой ступени развития
благодаря применению техники, научным
открытиям, совершенствованию нравов,
правовых и политических институтов.
Однако достижение будущего счастливого
состояния человеческого рода возможно,
по словам Кондорсе, только после решения
трех проблем: «уничтожения неравенства
между нациями; прогресса равенства между
различными классами каждой; наконец,
действительного совершенствования человека».
Исторический оптимизм и преувеличенные надежды Кондорсе на роль человеческого разума в приближении золотого века человечества были более чем сдержанно восприняты Немецким Просвещением. 3История человеческого рода, писал Иммануил Кант, заставляет нас с негодованием отворачиваться от нее, мы «отчаиваемся когда-нибудь найти здесь совершенно разумную цель...»
Согласно
Канту, история как целостная
и единая, никогда не дается в
опыте. Поэтому в поисках смысла
истории следует исходить не из «начала»,
а из «конца» истории, из ее предполагаемых
результатов, которые природа наметила
своей высшей целью.
Мы вправе допустить, пишет Кант, что природа
даже в проявлениях человеческой свободы
действует не без плана и конечной цели.
А потому историю человеческого рода можно
рассматривать как выполнение тайного
плана природы — установления совершенного
государственного устройства как «единственного
состояния, в котором она может полностью
развить все задатки, вложенные ею в человечество».
В статье «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784) Кант выдвинул девять положений, формулирующих основные проблемы и трудности, которые предстоит разрешить человечеству на пути к достижению внутренней цели истории — установлению «всеобщего правового гражданского общества» как «всемирно-гражданского состояния».4
Среди
этих проблем важнейшие: сочетание
максимальной свободы гражданина с
принуждением, «установление законосообразных
внешних отношений между государствами,
развитие и совершенствование всех задатков,
вложенных в человечество». Рационалистические
и космополитические построения Канта,
его телеологическая конструкция смысла
истории оказались не вполне корректными
в соотношении с практическим опытом мировой
истории.