Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:35, контрольная работа
Политическое развитие России в XVI веке отмечено было противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности, которые опутывали русское общество густой пеленой. Между тем потребности политической централизации диктовали необходимость преобразования отживших институтов. Реформы стали велением времени.
Негосударственное образовательное учреждение
«Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Отечественная история»
Тема: (название выбранной темы)
ЗЧС-10 Манаков А.А.
Ижевск 2011
Введение.
Личность Ивана Грозного
Согласно легенде, во всём царстве в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила Московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас».
Иван потерял отца в три года, а в семь с половиной лет остался круглым сиротой. Его четырёхлетний брат Юрий был глухонемым от рождения. Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал своё сиротское детство. Описания царя столь впечатляющи, что их обаянию поддались историки. На основании царских писем В. О. Ключевский создал знаменитый психологический портрет Ивана-ребёнка. В душу сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость. Ребёнок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и глубокое недоверие к людям.
Иван на всю жизнь сохранил недоброе чувство к опекунам. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых он рос, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с годами развилась наклонность преувеличивать опасность. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами. Это заставляло его всегда держаться настороже. Всего сильнее в нём работал инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства.
Н. М. Карамзин писал: «Иоанн родился с пылкими страстями, с воображением сильным, с умом ещё более острым, нежели твёрдым или основательным. Худое воспитание, испортив в нём естественные склонности, оставило ему способ к исправлению в одной вере: ибо самые дерзкие развратители царей не дерзали тогда касаться сего святого чувства».
Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и в 13 лет выглядел сущим верзилой. Посольский приказ официально объявил за рубежом, что великий государь «в мужеский возраст входит, а ростом совершенного человека уже есть, а з божьею волею помышляет ужо брачный закон приняти».
Нравственная неуравновешенность
Подросток очень мало напоминал прежнего мальчика, росшего в «неволи» в строгости. Освободившись от опёки старейших бояр, великий князь предался диким потехам и играм, которых его лишали в детстве. Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. Лет в 12 он забирался на островерхие терема и спихивал «с стремнин высоких» кошек и собак, «тварь бессловесную». В 14 лет он «начал человеков уроняти». Кровавые забавы тешили «великого государя». Мальчишка отчаянно безобразничал. 15 лет-пора совершеннолетия в жизни людей XVI столетия. В 15 лет Иван IV оказался мало подготовленным к исполнению функций правителя обширной и могущественной державы, а окружали его случайные люди. Своё совершеннолетие Иван IV ознаменовал лишь опалами да казнями.
Царский титул
Ивана короновали 16 января 1547 года. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха-символ царской власти. Вспоминая те дни, царь писал в последствии, что он сам взялся строить своё царство и «по божьей милости начало было благим».
«Пытливый ум ребенка требовал пищи: он с жадностию прочел все, что мог прочесть, изучил священную, церковную, римскую историю, русские летописи, творения святых отцов, но во всем, что ни читал, он искал доказательств в свою пользу; занятый постоянно борьбою, искал средств выйти победителем из этой борьбы, искал везде, преимущественно в священном писании, доказательств в пользу своей власти, против беззаконных слуг, отнимавших ее у него. Отсюда будут понятны нам последующие стремления Иоанна, стремления так рано обнаружившиеся, принятие царского титула, желание быть тем же на московском престоле, чем Давид и Соломон были на иерусалимском, Август, Константин и Феодосий - на римском».1
Образование
В юные годы Иван не получил систематического образования, зато в зрелом возрасте он поражал знавших его людей своими обширными познаниями. Более того, Грозный после 34 лет занялся литературным трудом и стал едва ли не самым плодовитым писателем своего времени. Писания Ивана свидетельствовали о его уме и начитанности. Современники не ставили под сомнение учёность первого царя. Они называли его ритором «словестной мудрости» и утверждали, что он «в науке книжного поучения доволен и многоречив зело». Многочисленные литературные сочинения царя служат, пожалуй, самым надёжным материалом для суждения о его личности. В своих писаниях Грозный предстаёт человеком от природы одарённым острым умом. Его достоинства - политический темперамент, талант публициста, образованность - были весьма необычны для людей его положения.
1-Соловьев С. М. «История России с древнейших времен» с 426-428
Иван неплохо знал исторические сочинения. На них он не раз ссылался в речах к иностранным дипломатам и думе. Венецианского посла поразило близкое знакомство Грозного с римской историей. Допущенные в царское книгохранилище ливонские богословы увидели там редчайшие сочинения греков античной поры и византийских авторов.
Будучи от природы любознательным, царь не чуждался иноверцев. Он охотно приглашал к себе немца Ганца Шлитте и расспрашивал его об успехах наук и искусства в Германии. Рассказы сведущего иноземца так увлекли царя, что он под конец отправил его в Германию с поручением разыскать там и пригласить в Москву искусных врачей, ремесленников и даже учёных богословов. Заветным желанием Ивана было заведение в России книгопечатания.
Противоположные свойства характера
Причудливое сплетение противоположных свойств в натуре царя Ивана поражало уже его современников. Они не скрывали удивления, описывая безрассудную мнительность и «мудроумие» Ивана IV, его невероятную жестокость и заботу о воинстве, его гордыню и смирение. В юности Иван увлёкся религией, а в зрелые годы стал законченным фанатиком. Многие жестокие и непостижимые его действия имели в качестве побудительного мотива религиозный фанатизм. От сумасбродств и жестокостей царь Иван легко переходил к покаянию. В обращении к инокам Кирилло-Белозерского монастыря он писал: «А мне, псу смердящему, кому учите и чему наказати, в чём просветити? Сам бо всегда в пианьстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, во убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе». Никто из современников царя не ставил под сомнение искренность его покаяний. С удивительной лёгкостью царь Иван переходил в своих писаниях то смирения к гордыне и гневу.
Среди пороков, которые царь признавал за собой, фигурировали корыстолюбие, ненасытное «грабление» чужих имений. Иван, унаследовавший от предков богатую казну, не разбирался в средствах, добиваясь её пополнения. Грозный обладал коллекцией драгоценных камней, одной из лучших в Европе.
Иван рано и много стал думать о том, что он государь московский и всея Руси. Политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих, как тайком складывался его сложный характер. В проповедях пастырей и библейских текстах он искал величественные образы древних людей, в которых, «как в зеркале старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и величия»1. Грозный свято верил в божественное происхождение своей власти. Необходимость делить власть со знатью воспринималось Иваном IV как досадная несправедливость.
В характере Ивана была одна удивительная черта: при всей своей подозрительности и жестокости он, как верно подметил В. О. Ключевский, обладал особой привязчивостью. Людям, умевшим доказать ему свою преданность, Грозный доверял безгранично, до излишества. Будучи человеком душевно неуравновешенным, легко поддающимся внушениям, царь постоянно подчинялся влиянию фаворитов. Без их совета он не мог обойтись при решении важных политических дел. Сильвестр был первым учителем жизни Ивана. Он всегда требовал от него воздержания, умеренности в физических наслаждениях, к коим юный монарх имел сильную склонность. Адашев увлёк его замыслам обширных реформ. Алексей Басманов, один из лучших воевод XVI века, внушил ему мысль об опричнине-правлении, основанном на неограниченном насилии. Скуратов вдохновил его на кровавые погромы.
1-Ключевский В. О. «Исторические портреты» с 103-104
Но царь не ужился со своими советниками. При подозрительном и болезненно возбуждённом чувстве власти он считал добрый прямой свет посягательством на свои верховные права, несогласие со своими планами - знаком крамолы, заговора и измены. Удалив от себя добрых советников, он отдался одностороннему направлению своей мнительной политической мысли, везде подозревавшей козни и крамолы…
Между тем успешно начатые внешние предприятия и внутренние реформы расстроились, были брошены недоконченными по вене обострённой внутренней вражды. Отсюда понятно, почему этот царь двоился в представлении современников, переживших его царствование.
Ослепление страхом
В декабре 1564 года в дни отречения от престола и отъезда из Москвы царь пережил сильное нервное потрясение, вызвавшее тяжёлую болезнь. В последующие годы царь, до того обладавший несокрушимым здоровьем, начал настойчиво искать хороших врачей в заморских странах. Очевидцы передают, что царь был подвержен припадкам, во время которых он «приходил как бы в безумие», на губах выступала пена. Внезапные вспышки ярости и невероятная подозрительность царя, возможно, связаны были с какой-то нервной болезнью. Но всё же влияние недуга на характер Грозного и события того времени не следует преувеличивать. Жестокость Грозного нельзя объяснить только патологическими причинами. Вся мрачная, затхлая атмосфера средневековья была проникнута культом насилия, пренебрежения к достоинству и жизни человека, пропитана всевозможными грубыми суевериями. Царь Иван Васильевич не был исключением в длинной веренице средневековых правителей-тиранов.
Кровавое правление царя Ивана оставило глубокий след в памяти современников. Народ наградил «великого государя» прозвищем Грозный. И это прозвище удивительно точно обрисовало облик первого московского царя. В годы правления царя Ивана погибло около 4 тыс. человек. По мере нарастания террора всё большее значение в политической жизни государства приобретали всеобщий страх и подозрительность. Жертвою страха стал и сам Грозный. К концу жизни этот прирождённый лицедей не мог более скрывать свои переживания от постороннего взора. Современники замечали странное несоответствие между царственной осанкой Грозного и выражением его глаз, которые постоянно бегали и наблюдали за всем с большим вниманием. Приведённые слова принадлежат австрийскому послу.
Страх загнал царя Ивана в опричную слободу. На протяжении многих лет он жил там затворником под надёжной охраной и никуда не выезжал иначе, как в сопровождении большой охраны. Постоянно опасаясь заговоров и покушений, царь перестал доверять даже ближайшей родне и друзьям. В пору кровавых оргий опричнины царь действовал как человек, ослеплённый страхом.