Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:31, реферат
В работе автор пытается исследовать именно личность Ивана IV, особенности его характера и темперамента, которые, на мой взгляд, в немалой степени повлияли на ход исторического развития России.
Введение 3
1.Детство и юность великого князя. 4
2. Правление Ивана Грозного 7
3. Мнение историков о личности и деятельности царя 9
4.Иван Грозный: историческая память и значение 12
Заключение 15
Литература 16
Оглавление
Введение 3
1.Детство и юность великого князя. 4
2. Правление Ивана Грозного 7
3. Мнение
историков о личности и
4.Иван Грозный:
историческая память и значение
Заключение 15
Литература 16
Личность Ивана Грозного
является одной из самых ярких
личностей во Всей истории России.
К исследованию феномена его правления
в разные времена обращались историки
разных стран, представители различных
исторических школ, его царствованию
посвящено немало литературных и
кинематографических
Актуальность данной темы заключается в том, что период правления Ивана Грозного по настоящее время вызывает у историков противоречивые высказывания. Подобное двойственное восприятие личности и деятельности Ивана Грозного сохраняется до сих пор.
В своей работе я попытаюсь исследовать именно личность Ивана IV, особенности его характера и темперамента, которые, на мой взгляд, в немалой степени повлияли на ход исторического развития России.
Царь Иван Родился в 1530 году. Он был сыном Василия III и Елены Глинской, дочери выходца из Литвы князя Василия Глинского. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие, Великий князь Василий III умер, когда Ивану было 3 года. После смерти матери, мальчик, которому исполнилось тогда 8 лет, остался круглым сиротой. Страной управляла Боярская Дума. Наступила Эпоха Боярского правления, эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. В результате многолетних распрей верх одержали родственники покойной Великой Княгини Елены Глинской.
Мальчик-государь рос в
обстановке заброшенности и пренебрежения.
Родственники- бояре не только не заботились
о его образовании и
В душе Ивана рано и глубоко врезалось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Безобразные сцены боярского своеволия, его собственная беспомощность и бессилие развили в нем робость, подозрительность, недоверие к людям а с другой стороны- пренебрежение к человеческой личности и человеческому достоинству.
Имея в своем распоряжении много свободного времени, Иван предавался чтению и перечитал все книги, которые мог найти во дворце.
Единственная его искренним другом и духовным наставником был митрополит Макарий, знаменитый составитель Четьих Миней, огромного сборника всей церковной литературы.
Юное Великому князю не было еще и полных 17 лет, когда его дядя Михаил Глинский и его бабушка- княгиня Анна, сумели подготовить политический акт большой государственной важности. 16 января Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию, некогда присланные на Русь византийским цезарем Константином для венчания князя Владимира Мономаха.
Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван преждевременно вырос.
В 17-20 лет, при выходе из детства,
он уже поражал окружающих непомерным
количеством пережитых
Иван IV рано потерял равновесие своих духовных сил, уменье направлять их, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. Иван- один из лучших московских ораторов и писателей XVI века, потому что был самый раздраженный москвич того времени.
Царь совершал или задумывал совершить много хорошего, умного, даже великого и рядом с этим на наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе- читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы. Но он не был таким. По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в другую сторону. В каждом встречном он прежде всего видел врага. Всего труднее было приобрести его доверие.
Иван был царь. Черты его личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей , а его политический образ мыслей оказал сильное, причем вредное влияние на его политической образ действий, испортил его.
Иван рано и много, раньше и больше, чем бы следовало, стал думать своей тревожной мыслью о том, что он - государь Московский и вся Руси.
Политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих. Впрочем, по его сочинениям, можно с некоторой точностью восстановить ход его политического самовоспитания2.
Иван Васильевич, одаренный
в высшей степени нервным темпераментом
и с детства нравственно
Иван был человеком в высшей степени бессердечным. Если среди совершаемых злодеяний, находились порывы раскаяния, то это делалось скорее из того же суеверного, чем благочестивого страха божьего наказания
Активное участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной рады (1549), ведущую роль в которой играл А. Ф. Адашев. Деятельными членами рады были митрополит Макарий, А. М. Курбский, священник Сильвестр. Это разнородное по своему составу правительство стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 был проведен ряд реформ. Укреплению централизации управления государством способствовали Земская и Губная реформы, формирование важнейших приказов. В армии было ограничено местничество и созданы основы стрелецкого войска. В 1555-1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 -- Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1550 был принят общегосударственный правовой кодекс -- новый Судебник.
С годами сознанием царя все больше овладевала мысль о необходимости установления режима личной, ничем не сдерживаемой диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, назывались земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил карательным походом, в ходе которого были разорены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. В 1571 крымский хан Девлет-Гирей совершил успешный набег на Москву, сжег посады, огонь перекинулся на Китай-город и Кремль.
Опричное войско не смогло остановить врага. Это считается одной из причин отмены опричнины в 1572.
Бесчинства опричнины
и разорительная Ливонская
Однако периоды покаяния и молитвы нередко сменялись приступами ярости. 9 ноября 1582 в Александровской слободе царь во время ссоры случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, следующий по старшинству сын Федор Иванович был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, сам подумывал уйти в монастырь.
За многие столетия, прошедшие со дня смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Разные точки зрения возникли уже при жизни царя. Так, князь А.М. Курбский, бежавший в 1564 г. из России в Литву, стал первым обличителем Ивана IV. Именно Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в 1550-е гг. - благочестивый православный царь, участник созидания Святорусского царства; в 1560-1570-е гг. - предатель христианских истин, разрушитель Святорусского царства, тиран, убийца. В официальном летописании царь, наоборот, прославлялся как великий христианский государь.
Подобное двойственное восприятие личности и деятельности Ивана Грозного сохраняется до сих пор. Поэтому на сегодняшний день можно выделить три основные направления в оценке Ивана Грозного:
1. Обличительное (А.М. Курбский,
П.И. Ковалевский, С.Б.
2. Апологетическое (официальные
летописи XVI в., К.Д. Кавелин, митрополит
Санкт-Петербургский и
3. Объективистское, сторонники
которого, с одной стороны, признают
значительный вклад царя в
созидание Российского
Большинство специалистов все же обличают царя Ивана или полностью, или же по отдельным моментам. Таким образом, позиции сторонников обличительного и промежуточного направления во многом совпадают (особенно, это касается характеристики опричнины, казней, разгрома Новгорода и Пскова и др.). Поэтому можно сказать, что критическое восприятие деятельности царя является господствующим. Однако необходимо отметить, что подавляющее большинство точек зрения продолжает основываться на выдвинутой А.М. Курбским концепции «двух Иванов». Как отметил современный историк А.И. Филюшкин, «историки и литераторы смотрят на Россию XVI в. вот уже больше 300 лет» глазами Курбского. Иначе говоря, мы и сегодня воспринимаем и личность царя Ивана Грозного, и его деятельность, и все процессы второй половины XVI века исключительно через призму восприятия опального князя А.М. Курбского. Одновременно взгляд самого Ивана Грозного, отраженный в его многочисленных посланиях, в летописных источниках, автоматически считается необъективным, а то и откровенно лживым. Насколько это правильно, насколько такое восприятие способствует верному восприятию исторической действительности - это большая проблема.
При этом в каждом из направлений есть свои ответвления, свои позиции, сторонники которых по-разному объясняют причины тех или иных поступков Ивана Грозного. Отметим отдельные, наиболее влиятельные позиции:
1. Психологические объяснения.
Начало этому положил Н.М.
2. Социологические объяснения.
Начало этому положил