Личность императора Александра Николаевича

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Отмена крепостного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Буржуазные реформы Александра II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Файлы: 1 файл

история.DOC

— 82.00 Кб (Скачать)

Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных  поверенных"- адвокатуру, а  также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат  утверждались  императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от  должности на  какое-то  время, а  лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об из  отстранении  от должности выносил  суд. Таким  образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена  серия военных реформ.

В 1874 году был издан  устав о всеобщей воинской  повинности, который в  корне  изменил  порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII  века дворянство постепенно  было  освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из  них, так  как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким  бременем на  плечи  бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть  кормильцы, уходя  из  дома, покидали  его практически на  всю  жизнь, крестьянские  хозяйства  разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому  закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и  по  жребию  берет  из  призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный  кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в  сухопутных войсках 15  лет:6  лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе .Для получивших начальное образование  срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию  -  до  полутора  лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система  предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это  заметно  во время управления военным министерством графом Д.А.Милютиным).

Военные расходы, вызванные  Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время заставило правительство  выйти  из рамок бюджета. Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все  это  привело  к тому ,что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения   государственных   доходов  был  принят  ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов.

При Екатерине  II частные  лица "откупали" право продажи  вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому  порядку  вино могло продавать  любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства).Таким же  акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством  поднять  экономическую  мощь страны считалось  постройка  сети  железных  дорог. В  связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также  увеличился  ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения -  банки, во  главе  которых стоял Государственный банк (1860 год).

Россия начала  терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный  от  крепостной  зависимости  и других стеснений  народный  труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми  условиями  общественной жизни.

Еще в  начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении  учебных  заведений, принятых императором  Николаем I. Преподавание  в  университетах  получило больше свободы, они стали доступны для  вольнослушателей, как  мужчин, так и  женщин. Однако  новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу  университетов  пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская  корпорация  получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в  университете, что являлось  поводом  для  частых "студенческих беспорядков".Под влиянием таких настроений граф  Д.А.Толстой  решил  осуществить реформу  средней  школы. В начале царствования императора (при министре А.В.Головине) доступ в гимназии был открыт для  детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф  Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный  государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и  всесословной  средней  школы, выпускники  которой имели право  поступления в университет. Реальные гимназии заменили "реальными училищами";цель их была в том, чтобы давать образование людям всех  сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению  практических  познаний. Этой  реформой  было создано полное  преобладание  классической  школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества  преподавателей  латыни  и  греческого  языка, пришлось выписывать специалистов из-за  границы. Естественно, их преподавание не  нравилось  студентам, так  как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.

Одновременно с  реформой  мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления  Александра  II  существовали  только институты и  частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии  для  всех  сословий. Параллельно  стали открываться  женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были  сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

Но, несмотря на  усилия, народная  грамотность  в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II.  Основная реформа его царствования - освобождение крестьян  -  в  корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.

С отменой крепостного  права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток  рабочих  рук, открылись  новые сферы для  предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной  зависимости, выравнивание  всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели  к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм  семейной  и общественной жизни.

Мне хотелось бы закончить  словами А.А.Кизеветтера о  правлении  Александра II:

"Если искусство  править состоит в  умении  верно  определять назревшие  потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия  умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр  Николаевич  верно  понял  сущность  своего  призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования.

 


Информация о работе Личность императора Александра Николаевича