Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:05, реферат
Строительство и история летнего сада. Мраморная скульптура.
В каждой нише изображались герои какой – нибудь басни, большинство фигурок животных были представлены в натуральную величину: мыши, лягушки, змеи, ястреб и две курицы, ёж, черепаха с орлом и другие.
Все скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. У каждого фонтана стоял столб с белой жестью, на нём чётким русским письмом были написаны басня и её толкование. При входе в лабиринт возвышалась выполненная в натуральную величину свинцовая позолоченная статуя горбатого Эзопа.
Снабжение фонтанов
водой оказалось довольно сложным делом.
Будучи в Англии Петр приобрёл паровой
насос. Вода поступалась в фонтаны из каналов,она
использовалась на пивоварне, позднее
её подвели на Фуражный двор, что на Шпалерной
улице где поступала в ветеринарный лазарет.
Мраморная скульптура.
Летний сад – богатейший музей садово парковой скульптуры. В наши он многих привлекает своей старинной мраморной пластикой. Статуи и бюсты,украшающие аллеи и площадки,появились здесь в первой четверти XVIII века.
Одно из старейших изваяний Летнего сада – бюст Яна Собесского, польского короля, который прославился своими победами над турками. Разгром войском Яна Собесского в сентябре 1683 года турецких полчищ под Веной вернул польскому народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу.
В России до начала XVIII века светской пластики почти не было.
В Летнем саду, на Школьной аллеи есть статуя, условно названная исследователем Ж. А.Мацулевич ''Нимфой Летнего сада''. Очевидно она и есть копия Нимфы леса,созданная неизвестным римским скульпторам с оригинала. Нимфа типична для раннего борокко. Молодая женщина опирается на высокий пень, на нём внизу
крупные листья и
распустившийся цветок. Это атрибуты
дриад. Они жили в лесах среди листвы
и цветущих деревьев. Исследователи считают
эту статую од ной из самых ценных приобретений
для Летнего сада.
У Петра I в Летнем саду была создана уникальная кол-
лекция статуй и бюстов. В первой половине XVIII века
их насчитывалось около 200. После Петра коллекции
постепенно стала разобщатся: одни статуи увезли в Ца-
рское Село, в Павловск,другие попали в Эрмитаж.
Много статуй погибло особенно в XIX веке.
В настоящее время в Летнем саду находится 92 скуль-
птуры, из них 87 стоят на аллеях, в том числе несколь-
ко – позднего времени.
Пластику Летнего сада можно разделить по тематике
на следующие группы : персонажи античной мифало –
гии; греческие и римские императоры, учёные и философы древнего мира; скульпторы, позволяющие в аллегорической форме
пропагандировать важные для России общественно – политические события,прославлять преобразовательную и воинскую деятельность Петра I, и, наконец познавательно – развлекательная скульптура – ''Круговорот суток'' скульптура Д. Бонацца, сохранившееся до наших дней.
Из первой группы в настоящее время в саду имеются бюст Аполлона работы П. Баратта и копия античной скульптуры Аполлона Бельведерского, выполненная в конце XIX века. Среди зелени, под
сенью деревьев стоят статуи муз: Талия, Эвтерпа, Терпсихора, Нимфа воздуха.
На аллеях и площадях сада можно увидеть статуи известных в то время мастеров:
Флору, Помоны и Сатурна, бюст Вахта, Немезиду, Беллону, Сивилу Дельфийскую,сивилл Ливийскую и Европейскую.
Среди скульптурных изображений персонажей древних мифов особенно выделяются художественным совершенством моделировка форм, тонкостью и изысканностью рисунка и композиции, одухотворенностью образов Минерва, Церера, Беллона и
группа '' Амур и Психея.'' Эту группу в 1719 году приобрел Ю. Кологривов и писал о ней с большим восторгом.
Стилестическое исследование группы ''Амур и Психея'' и некоторые косвенные архивные документы привели исследователей к выводу,что эта скульптура была исполнена неизвестным талантливым мастером школы Бернини.
К группе портретных
скульптур относятся бюсты
перечисленных в саду стоят портретные бюсты Марцелла, Нерона, Клавдия, Яна Собеского и другие. Скульптурные изображения философов и ученых древнего мира способствовали распространению наук, пропаганде культуры.
На портере в северо – западном углу сада стоят бюсты древнегреческих философов: Демокрита – ''в шапочке и меховой тоге'', Гераклита – ''в драпировке, покрывающей голову'', и другие.
Бюсты римских императоров, учёных античного мира и многие другие скульпторы Летнего сада пока остаются безымянными.
К аллегорическим скульптурам в саду относятся, прежде всего, группа Ништадский мир, статуи Слава, Навигация,Архитектура и четыре фигуры, изображающие Искренность, Истину, Милосердие,
Правосудие. Аллегории последних четырёх статуй были призваны прославлять самодержавие и добродетели монарха, утверждая абсолютизм.
Ништадтский мир, Слава, Правосудие, Милосердие-работы П. Баратта. Исследуя стилистические особенности произведений этого скульптора, можно предполагать,что статуи Навигация и Архитектура тоже исполнены им. Пьетро Баратта наиболее
ярко выражал позднебарочный стиль.
Не может вызывать сомнения, что статуя Навигация была заказана для русского царя. На развернутом листе карты, которую держит в руках Навигация, изображен Скандинавский полуостров с названиями стран, а на месте Петербурга рельефно выделен солнечный диск в виде лица.
То же можно сказать и о статуе Архитектура, стилистические черты которой очень близки к изображаемым скульптором женским фигурам. Аллегория этой статуи представляет бурное строительство в стране новых городов и портов.
Имеется архивный документ, освещающий историю приобретения скульптуры Ништадтский мир.
В 1726 году С. Рагузинский
писал интенданту Б. Неронову о данном
ему государем задании заказать в Венеции
в мраморном изображении заключение ''с
коронною швецкого вечного мира. '' И одновременно
были заказаны еще две статуи – Слава
и Храбрость воинская. За все он (Рагузинский)
уплатил 800 рублей, скульптуры были приняты
и установлены в Летнем саду.
Какое-то время скульптурную группу Ништадтский мир называли Мир и Изобилие.
Но как видим, аллегория скульптуры посвящена знаменательному для России событию победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Поэтому скульптурная группа Ништадтский мир и должна так именоваться. Именно за эту историческую победу Петр I
получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.
Скульптурная группа Ништадтский мир в настоящее время установлена на высоком гранитном пьедестале у северного фасада Летнего дворца.
Своим мягким живописным силуэтом белоснежная мраморная скульптура прекрасно вписывается в набережный ландшафт сада.
Композиционным и смысловым центром группы является величаво сидящая Аллегорическая женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом,олицетворяющая собою Россию. У ее ног находятся щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной бдительности.
Другая аллегорическая женская фигура расположена чуть выше, справа, своими широко раскрытыми крыльями напутствует и оберегает сидящую фигуру. Это Ника,богиня победы, венчает Россию лавровым венком, в руке она держит пальмовую ветвь-символ мира, а ногой подпирает поверженного льва, олицетворяющего Швецию.
Лев лапой придерживает картуш с надписью на латиском языке:
'' Велик тот, кто дает , и тот, кто принимает,
но самый великий тот, кто и то, и другое свершить мож
ет''. Девиз истинно великих, благородных личностей, ко-
торые не теряют присутствия духа и при поражениях, ко-
торые не теряют присутствия духа , и при достижении
вершин славы. Он как бы уменьшает, смягчает неизбе-
жную пропасть
между победителем и
По совершенству композиции, пластическому решению,по
глубине проникновения в идейно–эмоциональную сущность аллегорических образов скульптурная группа Ништадтский мир принадлежит, пожалуй, к лучшим образцам садово-парковой скульптуры XVIII века. В Летнем саду имеется бюст шведской
королевы Христины
(правила в 1644-1649 гг.). Долгое время
он не был атрибутирован. А за изображение
Христины принимали бюст жены Яна Собеского
Марии Казимиры.В 1950-х годах на основании
проведённого исследования были сделаны
правильные атрибуции, которые подтвердила
приезжавшая из стокгольмского национального
музея научный сотрудник Ева Хофф.
В первой половине XVIII века декоративная скульптура стояла преимущественно в первом парадном саду ив Гроте. Примечем устанавливалась она на аллеях в соответствии с требованием стиля – в строгом порядке, чередовании: статуя,бюст – статуя и т.д.
От такого расположения создавалось особое зрительное
восприятие скульптур
– как белой волнистой линии
на фоне зелёного сада.
Сравнивая аллегории
скульптур с аллегориями
аллегорий, мифов, героев и исторических эпизодов древности, служивших прославлению России и её военных побед, возвеличиванию личности Петра I, его талантов и т.п. Очевидно, в соответствии с этими идеями была расставлена скульптура.
Однако со временем
скульпторы в саду переставлялись.
Расстановка скульптур,
В 1956 году был составлен
совмещённый топографический
к типографии петровского времени.
Удалось выяснить, то сохранившаяся скульптура в Летнем саду за небольшим исключением – петровского времени и что она была сосредоточен главным образом на территории парадного сада, там же, где и теперь.
Созданный в начале
XVIII века уникальный комплекс скульптуры
Летнего сада сыграл в своё время исключительную
роль в развитии светской объемной пластики
в России, эстетическом воспитании, а также
пропаганде искусств, наук,служивших основными
целями и идеями государственных, военно
– политических,экономических и культурных
преобразований.
Грот
В 1714 году началось строительство Грота. Этот удивительный садовый павильон
восхищал каждого, кто его видел, и потому он заслуживает особого рассказа.
Распоряжение о проектировании Грота Пётр даёт спустя десять лет после основания сада, когда в ''огороде'' работал Андреас Шлютер.
В документе,подписаном царём 2 мая 1714 года, говорилось: ''В огороде сделать грот.о чём препорцию взять у боудиректора, о котором ему уже приказано.''.
В конце мая или в начале июня этого года А. Шлютер неожиданно умер. Вряд ли при нём успели заложить даже фундаменты Грота. Но известно, то проект он успел разработать, с подробным описанием декора интерьеров. Место для него было выбрано у Фонтанки, не далеко от Красного, второго сада. На этом месте теперь
стоит Кофейный домик,
или Павильон Росси. Строительство
Грота затянулись на многие годы. Отделка
интерьеров была закончена уже после кончины
Петра.
Со смертью Шлютера строительством руководили последовательно выдающиеся