Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:21, реферат
Сложным и разнообразным было формирование культуры Курского края. Опустошенная половцами, а затем татарами территория Курских земель только в XVI в. вошла в состав Московского государства и стала его окраиной. Для защиты государства сюда направлялись служилые люди, боярские дети «по отечеству», а также вольный люд «по прибору». Когда край стал абсолютно мирным, плодородные земли постепенно осваивались малороссами: украинцами и белорусами, а также черкесами, литовцами, крепостными крупных помещиков и монастырей. Такое тесное проживание этнических групп только обогатило культуру Курской земли, в том числе и одежду.
Второй и третий тип кокошников – в форме цилиндрических шапочек. «Бархатник» был правильной цилиндрической формы с овальным донышком. Носился как самостоятельный элемент и полностью скрывал волосы. Другой тип цилиндрического кокошника был меньшим по размеру и задняя его часть была сильно закруглена. Его носили с позатыльнем.
После рождения ребенка женщина меняла свой образ. Основным головным убором становилась сорока с кичкой. «Сорока» - непременный головной убор замужних женщин. В состав «сороки» входила парчовая или матерчатая шапочка, украшенная кисточками, тесьмой и «песики» из перьев селезня. «Сорока» прикреплялась к голове с помощью «кички» - лубочного каркаса, обшитого кумачем. Поверх одевался головной платок, который закручивался на голове. К «кички» прикрепляли позатыльень – широкая полоса, спускавшаяся на шею и плечи.
Также женщины в XIX – в начале XX века носили «наметки» - длинное белое холстинное полотенце, с украшенными концами, обернутое вокруг головы.
В качестве зимнего головного убора, носили барашковые, заячьи, собачьи шапки.
Мужская одежда.
Одежда мужского населения была менее разнообразна и состояла из рубахи, портов, пояса.
Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником-стойкой и планкой из фабричной ткани. Рубашки шились из ситца, льна, замашки, кумача. Нисились на выпуск поверх портов. Молодежь носила рубахи меньшей длины, а старики совсем длинные. Подпоясывали рубаху узким тканным, вязаным или плетеным поясом. Концы поясов украшались кистями.
Рукава рубахи были втачные, широкие, прямые. Иногда рукава мужской рубахи кроили вместе с плечевой частью, под мышками вшивали ластовицы, которые частенько были цветными.
Мужские штаны были домотканые или набивные рябые в белую и синюю или красную полоску. В шагу портов вставлялся широкий клин – ширинка, для свободы движения.
Головной убор мужчин представлял собой белый, реже коричневый колпак («валёнка, ермолка»). Эти колпаки ещё в 90-х годах XIX века стали заменять картузами, молодые парни все больше заменяли колпак шляпами. Зимой носили меховые или суконные шапки – треух, малахай. В конце XIX – начале XX века их заменяет шапка-ушанка. Распространяется картуз, кепка.
Верхняя мужская и женская одежда:
1. зипун из домотканого сукна. Эту одежду шили из сукна с красными клинцами, украшали "плетеньками" и разноцветными пуговицами. Зипун был притален, но спина шла гладкая, длина - по щиколотку. У талии по бокам были по три складки или сборки.
2. тулуп – овчинный халат мехом во внутрь;
3. шуба – длинная меховая одежда мехом наружу;
4. доха – халат из шкур мехом наружу.
Обувь.
Носили плетеную из лыка, из пеньки. Из лыка – лапти, из пеньки – чуни. Из кожи шили поршни, сапоги, туфли, черевички. С конца XIX века лапти либо рабочей обувью, либо обувью бедняков. Зимой носили валенки.
К концу XIX века начался постепенный процесс трансформации крестьянской одежды, на которую все больше влияние стала оказывать городская мода и фабричное производство.
Курская область вследствие оторванности её от центральных торговых путей и в силу природных условий в XIX веке была почти исключительно земледельческой. Размеры крестьянских наделов были предельно малы. В условиях острого малоземелья процесс разложения крестьянства проходил путём обезземеливания основной массы деревни, образования армии сельских рабочих с одной стороны и выделения небольшой прослойка зажиточного крестьянства - с другой.
В конце 90-х годов XIX века одежда в основном изготовлялась из домотканых тканей. В одежде старались обойтись своими "самоделковыми" тканями. Женщины сами пряли и ткали холсты, сукна для будничной и праздничной одежды. В последние годы перед I мирвой войной покупные ткани стали шире использовать, покрой одежды тоже приблизился к городскому. Мужские рубахи стали шить из кумача, сатина и даже шерсти. Рукава стали делать выкройные без ластовиц, ворот делали мягкий, стоячий, с разрезом на левой стороне груди, подоплевка сохранялась, но уже иной прямоугольной формы, причём часто делалась не из холста, а из узорного ситца.
Женский сарафан стал вытесняться юбкой из фабричной ткани. Были приняты длинные, широкие с густыми складками у корсажа юбки, отделанные бахромой по подолу. Иногда низ юбки отделывали шёлковой тканью с красным и синим отливом.
Таким образом, в конце ХIХ - начале XX века происходило постепенное вытеснение домотканой одежды одеждой из фабричных тканей. Этот процесс зависел от специфических условий каждой местности, что и нашло своё отражение в характере одежды и используемых тканях.
Еще и сегодня в отдельных районах бытуют комплексы народной одежды, которые бережно хранят и надевают на праздничные гулянья. В значительной степени народный костюм используют в фольклорных ансамблях и художественной самодеятельности, к нему часто обращаются модельеры, создавая образцы современной одежды.
Список используемой литературы:
1. Роль народной культуры в духовном возрождении России (редактор Тинякова Е.А.): Сборник докладов 1-й научно-практической конференции.1995, стр.120.
2. Народный костюм Курской Губернии. Алферова Е.Л. 2006 г.