Культура Украины во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:40, реферат

Краткое описание

Общие для Украины и России социально-экономические и политические условия после реформы 1861 были таковы: капиталистические силы получили возможность более свободного развития, углубляя классовую дифференциацию в среде крестьянства, создавая условия для дальнейшего роста рабочего класса и выхода его на историческую арену. Наряду с этим еще давали себя чувствовать остатки крепостничества, феодализма и в связи с этим ужасающее обнищание деревни и протест угнетенных крестьянских масс.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие культуры украинских земель во второй половине XIX века в составе Российской империи ......................................................................................................5
Глава 2. Развитие культуры западно-украинских земель во второй половине XIX века ………………………….............................................9
Глава 3. Развитие культуры на территории Крымского полуострова во второй половине XIX века……………………………………………....11
Заключение……………………………………………………………....16
Список использованной литературы…………………………………...17

Файлы: 1 файл

Культура Украины во второй половине XIX века1.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

  С 60-х годах стала развиваться украинская литература и наука. В галицких изданиях 60-х годов печатали свой произведения Марко Вовчок, Кулеш, Кониский, Нечуй-Левицкий и др.

  В 1867 г. в  Львове было организовано  товарищество «Просвіта», которое выдавало массовую и научную литературу, а в 1873 г. было организовано в Львове  «Товариство ім. Шевченко». Под конец XIX в. оно стало научным центром, которое выпускало научные работы на украинском языке в области гуманитарного знания. Одним с деятелей товарищества был М. Грушевский, который переехал в Львов с Киева.

  В 1864 г. товарищество «Русская беседа» основало украинский театр в Львове. На первом спектакле была поставлена инсценировка повести Кветки-Основьяненко «Маруся». Но не имея средств и актерских талантов, театр прекратил свою деятельность накануне первой мировой войны.

  В 70-х годах  с западно-украинскими землями  настраивал связи украинский публицист  и ученый М. Драгоманов. Он выступил как демократ с целью удовлетворить потребности народных масс и немного поработав также над делами усиления связей украинской культуры с культурой российского народа, ознакомив народные массы западно-украинских земель с произведениями российской литературы. В начале 80-х годов Драгоманов повернул в политических вопросах  радикальные взгляды к либерализму и украинском национализму.

  В этот же период в западно-украинских землях развернули свою деятельность писатель-демократ Осип Федькович и украинский писатель и ученый Иван Франко(1856 – 1916), который  проводил революционную пропаганду среди галицких рабочих. Франко с самого начала выступил как революционер-демократ и был всегда за народ. В 1877 – 1890 гг. вышли его «Бориславські оповідання», «Боа-констриктор»(1878), «Борислав сміється». В этих произведениях Франко сочувствует крестьянам, выступает против эксплуатации. В 80 – 90-х годах появляются произведения писателей             Н. Кобринской, О. Кобилянской, В. Стефаника и др.

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ  НА ТЕРРИТОРИИ КРЫМСКОГО  ПОЛУОСТРОВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

  Наука и культура. Одним из исследователей Крыма был профессор геолог и гидрогеолог Николай Алексеевич Головкинский (1834— 1897 гг.). Его перу принадлежат около 25 опубликованных работ, посвященных тектонике, географии, водным ресурсам Крыма, и один из лучших путеводителей по Крыму. Он категорически протестовал против бесхозяйственных рубок леса в горах Крыма, доказывая, что это пагубно влияет на экологию, приводит к обмелению рек. Ученый обнаружил в равнинном Крыму значительные запасы артезианских вод, обосновал целесообразность создания на полуострове сети гидрологических станций и принял участие в организации первой в России «артезианской обсерватории» в Саках. Им впервые был найден окаменевший скелет мамонта в долине Сотера на Южном берегу.

   Видным историком и археологом был Андрей Яковлевич Фабр (1789—1863 гг.). Он написал следующие работы по истории и археологии Северного Причерноморья: «Аррианов перпл Понта Евксинского», «Достопамятнейшие древности Крыма и соединенные с ним воспоминания», «Древний быт Эйоны, нынешнего полуострова Тамани», описал таврические ящики-дольмены.

  Александр Львович Бертье-Делагард (1842—1920 гг.), уроженец Крыма, до 1887 г., после окончания инженерной академии, находился на военной службе. В качестве военного инженера участвовал в последней русс ко-турецкой войне 1877—1878 гг. Большой вклад в крымоведение А. Л. Бертье-Делагард внес своими работами «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма», «Как Владимир осаждал Корсунь», «Из истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие», «Каламита и Феодоро», «Исследования некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде».

  Видным караимским гебраистом (наука о древнееврейском языке и письменности), историком, археологом, ученым XIX в. был Авраам Самуилович Фиркович (1786— 1875 гг.). Он много путешествовал в поисках сведений о своем народе, его культуре и религии по поручению духовного караимского правления в Евпатории. Итогом этих путешествий по странам ближнего Востока — Палестине, Турции, Египту, а также по Кавказу и Крыму — явилось внушительное собрание рукописей, позволяющее проследить развитие кодификации библейского текста. Большинство рукописей — это полные или частичные тексты Пятикнижья, переписанные в IX—XIV вв.; на ряде экземпляров имеются надписи дарителей. Еще при жизни' Фиркович передал свою уникальную коллекцию — 15 тысяч единиц хранения — в императорскую Российскую публичную библиотеку.

  Видным караимским гебраистом (наука о древнееврейском языке и письменности), историком, археологом, ученым XIX в. был Авраам Самуилович Фиркович (1786— 1875 гг.). Он много путешествовал в поисках сведений о своем народе, его культуре и религии по поручению духовного караимского правления в Евпатории. Итогом этих путешествий по странам ближнего Востока — Палестине, Турции, Египту, а также по Кавказу и Крыму — явилось внушительное собрание рукописей, позволяющее проследить развитие кодификации библейского текста. Большинство рукописей — это полные или частичные тексты Пятикнижья, переписанные в IX—XIV вв.; на ряде экземпляров имеются надписи дарителей. Еще при жизни' Фиркович передал свою уникальную коллекцию — 15 тысяч единиц хранения — в императорскую Российскую публичную библиотеку.

  Чрезвычайно важное значение для развития краеведения имела деятельность Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК). ТУАК была старейшей и авторитетнейшей краеведческой организацией Крыма. Созданная еще 24 января (6 февраля) 1887 г., она много сделала для изучения истории Крыма, охраны и использования его памятников. Благодаря ТУАК были спасены от уничтожения сотни тысяч ценных архивных документов. Первым председателем ТУАК был А. X. Стевен, сын основателя Никитского ботанического сада X. X. Стевена. С 1908 г. его сменил Арсентий Иванович Маркевич, известный крымовед. В работе ТУАК принимали участие виднейшие ученые Д. В. Айналов, А. Л. Бертье-Делагард, С. И. Бибиков, У. А. Боданинский и многие другие. Результаты научных исследований членов Комиссии публиковались в «Известиях ТУАК» (57 томов). Эти издания являются прекрасной источниковой базой для изучения истории края

  Во второй половине XIX в. создается целый ряд научных обществ, сыгравших значительную роль в развитии науки и распространении научных знаний: Таврическое медико-фармацевтическое общество (1868), Симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей (1883) и другие.

  В Крыму открываются новые и пополняют свои фонды прежние музеи и

  библиотеки. В Симферополе в  1887  г.  основан музей древностей Таврической ученой архивной комиссии, а в 1899 г. — естественно-исторический музей. С историей этих очагов культуры связаны имена многих крупных деятелей — А.X. Стевена, А. И. Маркевича, А. Л. Бертье-Делагарда, С. А. Мокржецкого, Н. Н. Клепинина и многих других. 12 ноября 1873 г. была основана библиотека «Таврика». В ней имелись редчайшие справочники, путеводители, монографии, альбомы, прижизненные издания выдающихся писателей, первооткрывателей и исследователей Крыма; почти все законодательные издания губернских и уездных земских собраний; подшивки газет, в том числе «Таврических губернских ведомостей» (начиная с 1838 г.). Все эти библиографические редкости позволяют всесторонне изучать Крым.

  Музеи пополнялись прекрасными находками археологических экспедиций. В этот период был проведен целый ряд важных археологических исследований. Одно из сенсационных открытий — пещерная стоянка древнейшего человека — Волчий грот (открыта К. С. Мережковским в 1879 г.)

  С 60-х годов начинаются регулярные исследования Херсонеса. С 1888 г.

  первый  заведующий раскопками К. К. Косцюшко-Валюжинич придал

  археологическим раскопкам систематический характер. В 1892 г. был открыт музей, носивший название «Склад местных древностей». Собранная им за двадцать лет раскопок уникальная коллекция послужила основой собрания.Музей Севастопольской обороны был открыт в Севастополе 14 сентября 1869 г., по инициативе участников обороны города 1854—1855 гг., в пяти залах дома, принадлежавшего одному из руководителей обороны, генерал-адъютанту Э. И. Тотлебену. В 1895 г., для теперь уже Военно-исторического музея Черноморского флота, по решению военно-морского ведомства было построено специальное здание по проекту академика архитектуры А. М. Кочетова. Здание выполнено в классическом стиле, его архитектура отличается пышностью и обилием декора.

В Севастополе в 1897 г. был открыт первый в России морской

музей-аквариум. Для него в 1898 г. по проекту архитектора  А. М. Вейзана

было построено  специальное здание. Музей ведет  свою историю от

Севастопольской морской биологической станции, созданной в 1871 г. по

инициативе выдающихся русских ученых Н. П. Миклухо-Маклая, И. И.

Мечникова, И. М. Сеченова, А. О.Ковалевского.

  В Феодосии была открыта картинная галерея — один из старейших

  художественных  музеев страны. Здание галереи является памятником

  архитектуры XIX в. Его строительство ориентировочно относится к

  1845—1847 гг. По архитектурному и декоративному  оформлению дом построен в духе итальянских вилл эпохи Ренессанса. В 1880 г. к основному зданию был пристроен большой выставочный зал. Строительство осуществлялось по проекту! и под наблюдением И. К. Айвазовского. Официальное открытие картинной галереи в 1880 г. было приурочено ко дню рождения художника. Собрание картин при жизни Айвазовского постоянно обновлялось, так как его работы отправлялись на выставки в города России и за границу. После смерти И. К. Айвазовского картинная галерея по завещанию художника становится собственностью города. В дар Феодосии перешли 49 картин кисти прославленного мариниста.

  Во второй половине XIX века количество периодических изданий

  увеличивается, но до 1881 года выходили лишь официальные  газеты:

  «Таврические  губернские ведомости», «Таврические епархиальные ведомости»(с 1869), «Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства» (с 1860 г.). Первой общественно-политической литературной газетой стал «Крымский листок», издававшийся в Симферополе с 1875 г., ас 1897 г. — под названием «Салгир», редактор Михно. Газета выходила на 4-х полосах, состояла из официального раздела (летопись по городам, судебная летопись, международные события, объявления) и неофициального — письма, фельетоны (рассказы, исторические сведения), анекдоты, реклама и т. п. Выходила газета до 1908 года

  Значительно успешнее периодическая печать развивается в конце XIX — начале XX в. В этот период появляются газеты не столько официального характера, сколько информационного. С 1884 г. в Ялте печатается «Ялтинский справочный листок», с 1882 г. в Севастополе — «Севастопольский справочный листок» (с 1888 г., после переезда редакции в Симферополь, газета выходит под названием «Крым»). Появляются такие популярные и крупнейшие газеты как «Крымский вестник» — в Севастополе, «Южный курьер» — в Керчи, частная газета «Таврида» под редакцией И. И. Казаса, известного караимского просветителя.

  Одной из важнейших проблем правительства в Крыму после его присоединения к России стала проблема образования. По мере того как заселялся и обустраивался край, развивалось хозяйство, эта проблема становилась все насущнее. Надо отдать должное, и правительство, и местные органы управления, и особенно общественность прилагали усилия для решения этого вопроса. В 1865 г. открылось Симферопольское женское училище, преобразованное шесть лет спустя в женскую гимназию. С этого времени Таврическая губернская гимназия стала Симферопольской мужской казенной гимназией. В 1883 г. в ней обучалось 434 ученика. Заметим, что, как исключение, поступали сюда и дети «низких сословий», которые с «похвалою окончили учение в уездном училище». Гимназию активно поддерживала общественность, в 1880 г. было создано общество вспомоществования малоимущим ученикам. 

  Быстрыми темпами гимназическое образование стало развиваться во второй половине XIX века. По существу во всех городах Крыма имелись гимназии. В отличие от первой половины века, когда открывались только мужские гимназии, во второй половине века стало развиваться женское гимназическое образование (до 1871 года существовали только женские училища и прогимназии). Как и положено, первая женская гимназия появилась в «столице» губернии — Симферополе. Она была создана 1 августа 1871 г. на базе бывшего женского училища. Затем женские гимназии были открыты в Керчи, Евпатории, Севастополе и Ялте.

  Архитектура. Во второй половине XIX века в Крыму бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.

           Еще до Крымской войны была  собрана значительная сумма на  строительство собора святого  Владимира в Севастополе на  территории древнего Херсонеса,  где, по преданию, киевский князь  Владимир принимал христианство. Проект пятикупольного храма в так называемом русско-византийском стиле выполнил архитектор К. А. Тон. Но война помешала осуществить задуманное. После войны к этому вопросу вернулись вновь и в 1861 г. в присутствии императорской семьи во главе с Александром II был заложен собор св. Владимира в Херсонесе. Но от старого проекта отказались. Новый проект разработал архитектор Д. И. Гримм, который предпочитал чисто византийский стиль в строительстве соборов. Огромный крестовокупольный храм по этому проекту сооружался долго — строительство из-за нехватки финансов несколько раз останавливалось. За время строительства сменилось несколько ведущих архитекторов — К. Вяткин, Н. Арнольд, Ф. Чагин и Безобразов. Но в 1892 году строительство собора завершилось.

Информация о работе Культура Украины во второй половине XIX века