Культура и традиции народов Якутии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:29, реферат

Краткое описание

Народы всего Ленского края начинают менять образ жизни и вид деятельности, происходит изменение в языке и традиционной культуре. Главным событием в этом изменении стало взимание ясака. Большая часть коренного населения отходят от основных своих занятий и переходят к охоте на пушнину. Юкагиры, эвены и эвенки переходят к пушному промыслу, забрасывая оленеводство. К середине XVII века Ясак стали платить якуты, к 80 гг. того же века стали платить ясак эвены, эвенки и юкагиры, чукчи начали платить налоги к середине XVIII века.

Оглавление

1. Традиционная культура народов Якутии.
2. Якуты
3. Верования
4. Праздники
5. Орнаменты
6. Заключение
7. Использованная литература

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 33.42 Кб (Скачать)

В структурном  отношении якутская сельская община состояла из неполноправных бедных и  богатых байских, тойонских аристократических  семей.

Зажиточная  прослойка якутского общества в  русских документах XVII в. обозначалась термином "лутчие люди". Основная масса непосредственных производителей составляла категорию “улусных мужиков". Наиболее эксплуатируемой прослойкой общинников являлись люди, живущие "подле", "около" тойонских и байских  хозяйств. В положении разной степени  патриархальной зависимости от тойонов  находились "захребетники", "вскормленники".

Рабов в основном поставляла сама якутская среда. Но незначительную их часть составляли тунгусы, ламуты. Ряды рабов пополнялись  военным захватом, порабощением зависимых  общинников, самозакабалением из-за нищеты, отдачей рабов в виде головщины  в место кровной мести. Они  составляли часть непосредственных производителей в хозяйствах состоятельных  семей и тойонов. Например, по данным В.Н. Иванова, специально занимавшийся этой проблемой, у намского князца Букея  Никина в 1697 г. упоминаются 28 холопов, за которых он платил ясак. Тойон Ботурусской  волости Молтон Очеев после себя оставил 21 холопа, которые были разделены  между его наследниками.

В XVII в. процесс классообразования ускорился  благодаря введению ясачного режима, но так и не завершился к концу  изучаемого времени. Одной из причин определенной застойности социальной организации якутского общества явилась его хозяйственная основа - малопродуктивное натуральное сельское хозяйство, которое не могло обеспечить быстрый рост населения. А от уровня плотности населения в значительном плане зависела и развитость социально-экономических  отношений.

В XVII в. каждый улус (“волость”) имели своих  признанных предводителей. Таковыми были у борогонцев – Лθгθй тойон (в  русских документах – Логуй Амыкаев), у мальжегарцев – Соххор Дуурай (Дурей Ичикаев), у ботурусцев –  Курэкай, у мегинцев – Борухай (Тойон  Бурухай) и т.д.

В целом, в XVII в. (особенно в первой половине) якутское население состояло из объединения  соседских общин. По своей социальной сущности они представляли, видимо, переходную форму сельской общины от первобытной к классовой, но с аморфной управленческой структурой. При всём этом в общественных отношениях наблюдались элементы, с одной стороны эпохи военной демократии (кыргыс уйэтэ – века войн или Тыгын уйэтэ – эпохи Тыгына), с другой – феодализма. Административный термин “улус”, видимо, был введён в якутскую действительность русской властью. Он впервые встречается в ясачной книге И. Галкина от 1631/32 гг., потом после 1630-х гг. термин вышел из употребления, вытесненный словом “волость”. Вновь он всплыл в 1720-х гг. Таким образом, в XVII в. большие улусы состояли, по всей видимости, из условно объединённых сельских общин, в состав которых входили патриархальные роды (патронимии - кланы).

Вопрос  о якутской системе родства и  свойства недостаточно чётко и самостоятельно подвергался обстоятельному исследованию по сравнению с терминологией  родства. Вообще, принято считать, что  терминология родства относится  к наиболее архаичным пластам  лексики любого языка. Поэтому у  многих народов прослеживается несоответствие между сохранившейся с древних  времён системой родственных отношений, терминологии родства и существующей формы семьи. Такое явление присуще  и для тюркских народов, особенно якутов. Это видно из нижеприведённых  терминов якутского родства по крови  и браку. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Верования

В соответствии с представлениями саха того времени  Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний  мир разделяется на несколько (до девяти) ярусов. Небо – круглое выпуклое, края его по окружности соприкасаются  и трутся с краями земли, которые  загнуты вверх, как тунгусские лыжи; при трении они издают шум и  скрежет.

Верхний мир населен добрыми духами –  айыы, которые покровительствуют  людям на земле. Их патриархальный уклад  жизни отражает земной образ жизни. Айыы живут на небесах на различных  ярусах. Самый верхний занимает Юрюнг  Айыы Тойон (Белый созидатель), создатель  вселенной. Это верховное божество, по-видимому, было олицетворением солнца. На следующих ярусах неба живут другие духи: Дьылга хаан –тожество судьбы, которого иногда называли Чынгыс хаан – именем полузабытого божества времени, рока, зимней стужи; Сюнке хаан Сюгэ – божество грома. По поверьям якутов, он очищает небо от злых духов. Здесь  же живут Айыыhыт – богиня чадородия  и покровительница рожениц, Иэйэхсит – покровительница людей и  животных и другие божества.

Скотоводство, основной вид хозяйственой деятельности саха, оказало влияние и на образы добрых Айыы, покровительствующих коневодству  и скотоводству. Податели и покровители  лошадей Киэнг Киэли-Баалы тойон  и Дьeheгeй живут на четвертом  небе. Дьeheгeй является в виде громогласно  ржущего светлого жеребца. Подательница и по кровительница рогатого скота  Ынахсыт-хотун живет под восточным  небом на земле.

Межродовые  войны отражены в образах воинственных полубогов-полудемонов Улуу Тойона и богов войны, убийства и кровопролития  – Илбис кыыhа и Оhол уола. Улуу Тойон выведен в эпосе как  верховный судья и создатель  огня, душ людей и шаманов.

Средний мир якутской мифологии – это  земля, которая представляется плоской  и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Поэтическим вопрощением неувядаемой  растительности на земле является огромное священное дерево Аал Луук Мас. В одном олонхо такое дерево находится на земле каждого богатыря-прародителя. Средний мир населен людьми: саха, тунгусами и другими народами.

Под Средним  миром находится Нижний мир. Это  темная страна с ущербными солнцем  и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и  травой. Нижний мир населен одноглазыми  и однорукими злыми существами абаасы. Когда абаасы прокрадываются в Средний  мир, то приносят много вреда людям, борьба с ними и является основным сюжетом Олонхо.

Большим почитанием пользовались многие мифологические животные; в некоторых Олонхо можно  услышать о фантастической двух- или  трехголовой птице ёксёкюс железными  перьями и огненным дыханием; богатыричасто  превращаются в таких птиц и преодолевают в таком виде огромные расстояния. Из реальных животных особо почитался  орел и медведь. Когда-то давным-давно  люди почитали бога по имени Киис

Тангара (Соболиный бог), который, к сожалению, сейчас забыт. Один исследователь отмечает тотемистические представления  саха в начале XVIII в: «Каждый род  имеет и держит в качестве священной  особую тварь, как лебедя, гуся, ворона и пр., и то животное, которое род  считает священным, он не употребляет  в пищу, другие же могут его есть».

Содержание  олонхо, так же как и содержание обрядовых песен, сопровождавших каждое значительное событие в хозяйственной, общественной и семейной жизни якутов, связано с мифологическими представлениями, в которых отразились как своеобразные черты быта и общественного строя  якутов, так и некоторые черты, общие с мифологией тюркских и  монгольских народов, стоявших на сходной  ступени общественного развития. Некоторые предания и рассказы отражают реальные исторические события, с указанием  места и времени действий реальных людей. Существовали легенды и предания о первопредках Эллэйе и Омогое, прибывших с юга на среднюю Лену; рассказы о племенах Севера, о взаимоотношениях якутов с тунгусами до и после прихода русских.

В других случаях современники и участники  событий рассказывали о межродовых войнах, о воинственном кангаласском родоначальнике Тыгыне и отважном борогонском  силаче Бэрт Хара, о батурусском  родоначальнике Омолооне, борогонском  Лeгeе, таттинском Кээрэкээне, о баягантайцах, мегинцах и т.д. Людей того времени  должны были интересовать предания и  рассказы о далеких окраинах, об изобилии там зверей и дичи, о  широких пригодных для коневодства  и скотоводства просторах в тех  краях. Потомки первых насельников  окраин сложили предания о своих  предках, перекочевавших из центральной  Якутии.

Примерно  в это же время сложилось предание о прибытии русских казаков и  основании города Якутска. Говорят, что однажды двое светловолосых  и голубоглазых людей прибыли  в земли Тыгына. Тыгын сделал их работниками. Через несколько лет  они исчезли. Люди видели, как они  плыли на лодке вверх по Лене. Через три года на больших плотах приплыло множество людей, подобных тем, которые убежали от Тыгына. Прибывшие  попросили у Тыгына земли величиной  в одну воловью шкуру. Получив  разрешение, они разрезали шкуру  на тонкие нитки и обвели большое  пространство, натянув нить на колышки. На этом месте вскоре выстроили целую  крепость. Спохватился Тыгын, что  сделал оплошность, хотел вместе со своим сыном Чаллаайы разрушить  крепость, да не смог этого сделать. Так и был основан Якутск. Якуты  пытались наступать на крепость, но безуспешно. После этого они подчинились  русскому царю.

Стих  олонхо аллитерационный. Размер стиха  свободный, количество слогов в строке колеблется от 6-7 до 18. Стиль и образная система близки эпосу алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятским улигерам. Олонхо широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей  стали нарицательными.

Для науки  якутское олонхо открыл академик А.Ф.Миддендорф во время своего путешествие по Сибири в 1844 г. Разбуженный посреди ночи громким пением из раскинутого поблизости шалаша якута, он сразу отметил, что  это пение сильно отличается от того, что ему доводилось слышать ранее, к примеру, от шаманских камланий. Тогда же была сделана первая запись якутского олонхо («Эриэдел Бэргэн»). Именно Миддендорф передал результаты своих наблюдений санскритологу  О.Н.Бертлингу, которому для апробирования  своей лингвистической концепции  требовался малоизученный неиндоевропейский  язык. Так появилась еще одна запись якутского олонхо (Эр Соготох), записанная от информанта Бертлинга В.Я.Уваровского.

Во второй половине XIX столетия записью олонхо стали заниматься профессиональные ученые-фольклористы, политссыльные  И.А. Худяков и Э.К. Пекарский, последний  стал подключать к работе якутскую интеллигенцию.

Так появляются монументальные «Образцы народной литературы якутов» в трех томах (1907-1918), где  были, в числе прочего, опубликованы 10 олонхо в полной записи. После революции  записью олонхо занимались уже почти  исключительно якутские ученые, сначала  деятели общества «Саха Кэскилэ» («Якутское возврождение»), а с 1935 г. сотрудники «Института языка и культуры при СНК якутской АССР. Пик интереса к Олонхо приходится на начало 1940-х гг., когда появляется идея о том, что можно создать сводный текст якутского эпоса.

В результате было зафиксировано более 200 независимых  друг от друга сюжетов. В ту же эпоху  появился якутский Ленрот – Платон Алексеевич Ойунский (1893–1939), создавший  сводный вариант олонхо о Нюргун Боотуре – «Нюргун Боотур стремительный».

Очень большое место в повседневной жизни саха занимал культ огня - Уот иччитэ (дух священного огня). В сознании народа он имел небесное происхождение, считался сыном Юрюнг  Айыы тойона, божества солнца. Очаг, куда когда-то спустился огонь с небес - это святилище. Через огонь проводились молитвы и жертвоприношения людей божествам.

Вселенная "с восемью огненными лучами света" ассоциировалась с образом  прекрасного могучего жеребца, "айгыр  силик". Культивированный образ коня четко проявляется в его связи  не только с небом (небо-конь), но и  с солнцем: первый конь был спущен на землю самим Юрюнг Айыы тойоном.

В религиозных  воззрениях якутов одно из главных  мест занимали представления о душе. Она состояла из трех элементов - салгын кут (воздух-душа), ийэ-кут (мать-душа), буор кут (земля-душа). Сюр, дух человека, его психический строй в этих представлениях, занимал значительное место. При рождении ребенка эти  души и сюр соединяла богиня Айысыт. По тем же представлениям, ийэ-кут  обитает около сердца (имеет белый  цвет), буор кут находится в ушах человека (имеет коричневый цвет). А  салгын кут - бесцветный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Праздники

Главный праздник – весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями  кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями и др. Был развит шаманизм. Шаманские  бубны (дюнпор) близки к эвенкийским. Традиционные музыкальные инструменты  – варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный – осуохай, игровые танцы и  др.

Фольклор. В фольклоре был развит богатырский  эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом  особыми сказителями (олонхосут) при  большом стечении народа; исторические предания, сказки, особенно сказки о  животных, пословицы, песни. Олонхо состоит  из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём  их различен – 10-15, а иногда и более  тысяч стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими  вставками.

Возникшие в глубокой древности сказания олонхо отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения  якутов. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: «Нюргун  Боотур», «Кулун Куллустуур» и др.

Информация о работе Культура и традиции народов Якутии