Культура древних тюрков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:40, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является рассмотрение религиозных представлений древних тюрков. Основными задачами являются:
Рассмотреть мировоззрение древних тюрков;
Описать духовный мир древнетюркской народности.

Файлы: 1 файл

культура-реф.docx

— 32.52 Кб (Скачать)

 Таковыми, судя  по генеалогической легенде о  происхождении десяти тюркских  племён, были мальчик из дома  Хунну по имени Ашина и волчица. Волк был общетюркским тотемом. С распадом тюркского сообщества был низведён и тотем. Должно было исчезнуть как символ союза племён и изображение тотема. Отдельный его орган или определённая масть животного стали тотемом того или иного племени.

     Кроме культа волка, у народов, занимающихся кочевым скотоводством, также распространился культ собаки. В некоторых преданиях собака фигурирует как родоначальница племени, рода. Например, киргизы считали своим первопредком Красную собаку. Собака была тотемом некоторых кипчакских родов.

 Бык также является древнетюркским культом. Особенно наглядно это отражено в искусстве гуннов, так называемом зверином стиле. Этнонимы угуз, огуз (угез), в имени Огуз-кагана совпадают с быком. Огуз-каган в генеалогических легендах описывается как первопредок тюрок.

 Баран являлся  жертвенным животным Тенгре. Геральдическим изображением Второй тюркской династии (683-744 гг.) было изображение козла. Наскальные изображения горных козлов были широко распространены в пределах территории Первого тюркского каганата. Не зря, как было отмечено выше, у ворот храма в честь Кюль-Тегина стояли две статуи баранов, обращённых друг к другу.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Верования  древних тюрков

    В верованиях древних тюрков также присутствует и женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся в у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце XIX в. Вместе с тем, Умай входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам: это видно например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов говорится: « Небо,(богиня) Умай, священная Земля-Вода, вот они, надо думать,  даровали нам победу!»

    Важное  значение в верованиях всех  тюркоязычных племен  раннего средневековья был культ священных гор(ыдук баш), сохранявшийся на Алтае еще в прошлом веке. Древние тюрки особо почитали «священную Отюкенскую чернь»(Хангайские горы), которая считалась духом покровителем всего каганского рода. Там находилась «пещера предков» ( по тюркским сказаниям волчица родила предков тюрков в пещере), где раз в год каган приносил жертвы. Землю и воду, леса и горы населяли, по представлениям тюрков, множество духов, которых, время от времени, было необходимо умилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души людей после кончины, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрклиг; его имя упоминается в одной из енисейских рунических надписей.

    Все  эти верования были общими  для древнетюркских племен, в  том числе и для огузов, кимаков, карлуков,кипчаков. Об этом, в частности, свидетельствуют те краткие и отрывочные характеристики верований тюрков, которые встречаются в арабских и персидских сочинениях. Вот как пишет о религии тюрков Средней Азии арабский  геограх ал-Макдиси (Х в.): «Тюрки говорят бир тенгри, подразумевая под этим «един господь». Некоторые  из них говорят, что тенгри – это название небесной голубизны, а некоторые из них говорят, что тенгри – это небо». О почитании огня и очищении огнем сообщают и византийский посол Земарх (VI в.), и китайская летопись, и анонимная персидская география  Худуд  ал-алам  (Х в.). Многие арабские авторы пишут о тюркских  колдунах , которые будто бы способны вызвать дождь магической силой камня «яда».

    Наряду  с собственными древними верованиями , в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и , вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы , созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм, последний был принят только ограниченной группой хазарской аристократии во главе с каганом. В конце IX-X вв. началась исламизация части тюркоязычного населения Средней Азии и Восточного Туркестана, но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху , он связан с возникновением Караханидского и Сельджукского государств. Буддизм наиболее из всех «великих религий» стал пользоваться популярностью в аристократической среде первого Тюркского каганата. Другой религией, получившей распространение в тюркской среде было манихейство, основанное в Иране «учителем света» Мани. Манихейство почти все свои принципы заимствовало из зороастризма, буддизма, христианства и некотрых философских учений, но сумело объединить в логически непротиворечивую систему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     До принятия мировых религий - ислама, христианства и буддизма, тюрки имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из маньчжурских требников и китайских летописей, арабских, иранских источников, фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв. На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Рисунки алтаря со стоящей на нем чашей, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда. В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира - непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть мира был кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены - прямо или косвенно - все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения обожествленным силам природы и культа предков.

    Древние тюрки считали, что Вселенной правят: Тенгри-хан - верховное божество; божества: Йер-суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга.  Древние тюрки верили, что смерти нет, есть устойчивый и последовательный круговорот жизни человека во Вселенной: рождаясь и умирая не по своей воле, люди приходили на Землю не зря и не временно. Смерти физического тела не боялись, понимая ее как естественное продолжение жизни, но в другом существовании. Благополучие в том мире определяли тем, как родственники исполняли обряды захоронения и жертвоприношения. Если они были исправны, дух предка покровительствовал роду. Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков. 

    Таким  образом, древним тюркам было чуждо механистическое восприятие времени как простого чередования событий. Через память о предках, через предания о великих богатырях и военных сражениях история органично входила в жизнь человека. Время для него имело сакральный смысл, пространство было одухотворено осознанием включенности человека и общества в природу. Традиция предписывала древнему тюрку жить в гармонии с Природой, чтить предков, соблюдать обычаи своего народа. Коллективная память в форме Традиции хранила способы противостояния Хаосу и спасения Космоса как организованного начала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1. Безертинов Р.Н. Тенгрианство - религия тюрков и монголов. - Набережные Челны: Аяз. - 2000. 

2. Бичурин Н.Я.  Собрание сведений о народах,  обитавших в Средней Азии в  древние времена. - М.-Л. - 1950. - Т. 1. 

3. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М.:Товарищество “Клышников, Комаров и К”, 1993.

4.Малов С.Е., - Памятники древнетюркской письменности. М. – Л .,1951. 
 
 

Информация о работе Культура древних тюрков