Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:35, реферат
Античное общество характеризовалось ярко выраженной социально-экономической разнородностью. Рабовладельческие виллы с их централизованным производством, основанные на непосредственной эксплуатации труда рабов, сосуществовали с поместьями, механически объединявшими мелкие самостоятельные хозяйства зависимых людей (клиентов, арендаторов разного рода, испомещенных на землю рабов), и с небольшими хозяйствами полисных крестьян, в которых рабский труд играл лишь вспомогательную роль или отсутствовал вовсе.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Эволюция первобытного общества………………………………..4
1.1. Основные этапы эволюции первобытного общества………………….4
1.2. Фазы эволюции и варианты развития рабовладельчества………...…6
1.3. Натурализация хозяйства…………………………….………………….8
Глава 2. Кризис античного общества...........................................................9
2.1. Экономический спад III-V вв………………………………….…………9
2.2. Формы социального протеста народных масс…………….………….11
Глава 3. Причины гибели рабовладельческой системы.............................14
Заключение……………………………………………………………………18
Список используемой литературы………………………………………….19
В народных движениях III—V вв. активно участвуют не только рабы, но и колоны, мелкие земельные собственники, городской плебс, иногда и средние слои общества — куриалы. Эти движения переплетаются с внутриполитической борьбой и вторжениями иноземцев, сепаратистскими выступлениями провинциальной знати и конфессиональными конфликтами.
Наряду со старыми
формами сопротивления —
Активизируется и социальный
протест городского плебса, требовавшего
теперь не только хлеба и
зрелищ, но и защиты от
Достаточно часто народные
движения облекались в одежды
религиозного протеста или
Пелагианство, названное так по имени священника Пелагия (начало V в.), отвергавшее один из основных догматов христианской церкви о греховности человеческого рода, делало из этого далеко идущий вывод о противоправности рабства и других форм социального угнетения. Получив значительное распространение, особенно в Галлии, пелагианство послужило одним из важных источников еретической мысли средневековья, но не породило массового народного движения. Иначе было в Северной Африке, где действовали донатисты — последователи жившего в начале IV в. епископа Доната. Они ратовали за очищение церкви от мирской скверны, настаивали на вторичном крещении грешников, выступали против вмешательства государства в церковные дела. Дона-тистов поддержали различные слои населения Северной Африки, от сепаратистски настроенной части знати до рабов, мелких арендаторов и городских низов, видевших в донатистском учении отрицание ненавистных им порядков как безбожных. К середине IV в. в рамках донатизма оформилось течение так называемых агонис-тиков («борющихся»), иначе цирку мцеллионов («блуждающих вокруг хижин»). Они отвергали существующий мир как неправедный и стремились либо добровольно уйти из него через аскетизм или самоубийство, либо преодолеть его неправедность силой, изгоняя католических священников и сборщиков налогов, освобождая рабов, уничтожая долговые расписки и т. д. Подобные действия вызывали осуждение со стороны донатистского духовенства и карательные меры со стороны государства, нередко воспринимавшиеся агонистиками как возможность уйти в мир иной.
Народные движения
эпохи домината немало
Крушение рабовладельческого
способа производства
В III-IVвв. н.э. хозяйство Древнего Рима начинает приходить в упадок.
Причиной кризиса стало обострение внутренних противоречий.
Рабовладельческая система
хозяйствования исчерпала себя. Кризис
выразился в снижении объемов
сельского хозяйства и
Дешевый и вместе с тем
низкоэффективный труд рабов сдерживал
технический прогресс. Абсолютная власть
над рабами ограничивалась. Запрещалось
их убивать, передавать рабов в сельской
местности без земли. Рабы получили
право защиты со стороны церкви.
Выросло значение небольших хозяйств.
Ведущей формой производственных отношений
стал колонат. Колонат – это новый
способ производства. Большие земельные
наделы делились на более мелкие, к
которым стали прикреплять
В последние столетия царствования Рима его территория была охвачена народными восстаниями, в которых участвовали не только рабы, но и свободные крестьяне, ремесленники.
В результате в V в. н.э. Древний Рим пал под ударами варваров. На его руинах со временем возникла европейская христианская цивилизация.
В античных государствах невозможно
было получить достаточно большой прибавочный
продукт в пользу правящей группы
общества, отобрать его у непосредственных
производителей. В оросительных сооружениях
здесь не было необходимости, поэтому
не было общественной трудовой повинности,
посредством которой можно было
бы подчинить свободных
Но необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные победоносные войны. Чтобы вести такие войны, необходимо было вооружить все население. Каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. А это, в свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римских императорах не очень ассоциируются с демократией. Однако эти императоры действовали обычно от имени народа.
И еще одно важное обстоятельство: классический рабовладельческий строй, такой, как в античных государствах, не мог быть сразу у всех народов. В самом деле, побежденные и покоренные Римом народы или находились на стадии доклассового общества, или относились к азиатскому способу производства.
Но во II—III вв. н. э. наступил
кризис рабовладельческой системы:
рабовладельческие
Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима.
Агроном Катон (II в. до н. э.) рассматривал
раба как "говорящее орудие" —
традиционно для
Совсем другие методы предлагал агроном Варрон (I в. до н. э.). Он говорил, что для того, чтобы привязать раба к имению, надо разрешать ему жениться и иметь детей, иметь собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог накопить некоторое имущество, тогда он будет лучше работать.
Еще дальше в этом направлении пошел агроном Колумелла (I в. н. э.). Он запрещал у себя в имении телесные наказания, считал, что с рабами нужно советоваться по всем хозяйственным вопросам, и т. д.
Как мы видим, эти изменения
начались еще до начала кризиса рабовладельческой
системы, до начала деградации хозяйства.
Далее возникли новые формы эксплуатации.
Чтобы материально
Рабу теперь разрешалось иметь собственность, которая не ограничивалась в размерах, поэтому он мог разбогатеть и купить собственных рабов. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или разрушить его семью (т. е. продавать членов семьи в разные руки), но нельзя было даже отобрать у раба пекулий. Крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин-арендатор назывался колоном. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения, потому что пекулий и колонат были уже формами, соответствующими феодальным отношениям.
Но это уже не могло
спасти Римскую империю. Для победы
феодальных отношений нужны были
крестьяне, а римские крестьяне
были разорены, и их разорение началось
еще при переходе к крупным
рабовладельческим хозяйствам. Разоренные
крестьяне шли в города, но не
для того, чтобы найти там работу.
Рабовладельческие отношения
С крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Теперь солдаты набирались преимущественно из тех же варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать. Им нечего было защищать.
Заключение
Рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходил возврат от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались — Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов.
Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне, а римские крестьяне были разорены, и их разорение началось еще при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам.
Рим приходил в запустение. И когда с севера стали надвигаться новые варвары, Рим не мог устоять и пал под их ударами. Это произошло в V в. н. э.
Список используемой литературы
(электронный учебник «История экономики»)
Информация о работе Кризис рабовладельческой системы хозяйствования