Кризис рабовладельческой системы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

Античное общество характеризовалось ярко выраженной социально-экономической разнородностью. Рабовладельческие виллы с их централизованным производством, основанные на непосредственной эксплуатации труда рабов, сосуществовали с поместьями, механически объединявшими мелкие самостоятельные хозяйства зависимых людей (клиентов, арендаторов разного рода, испомещенных на землю рабов), и с небольшими хозяйствами полисных крестьян, в которых рабский труд играл лишь вспомогательную роль или отсутствовал вовсе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Эволюция первобытного общества………………………………..4
1.1. Основные этапы эволюции первобытного общества………………….4
1.2. Фазы эволюции и варианты развития рабовладельчества………...…6
1.3. Натурализация хозяйства…………………………….………………….8
Глава 2. Кризис античного общества...........................................................9
2.1. Экономический спад III-V вв………………………………….…………9
2.2. Формы социального протеста народных масс…………….………….11
Глава 3. Причины гибели рабовладельческой системы.............................14
Заключение……………………………………………………………………18
Список используемой литературы………………………………………….19

Файлы: 1 файл

История экономики ( понедельник).docx

— 39.03 Кб (Скачать)

В народных движениях III—V вв. активно участвуют не только рабы, но и колоны, мелкие земельные собственники, городской плебс, иногда и средние слои общества — куриалы. Эти движения переплетаются с внутриполитической борьбой и вторжениями иноземцев, сепаратистскими выступлениями провинциальной знати и конфессиональными конфликтами.

 Наряду со старыми  формами сопротивления — бегством  рабов от своих господ и  налогоплательщиков от государственных  чиновников — в этот период  наблюдаются и более активные  формы, в том числе восстания,  направленные как против латифундистов,  так и государства в целом.  Самое крупное из этих восстаний  связано с движением багаудов (от кельтского «бага» — борьба), охватившим Северо-Западную Галлию, особенно Арморику, позднее также  Северо-Восточную Испанию. Выступления  багаудов продолжались с перерывами  с III по V в. и были особенно интенсивными в 30—50-е годы V в. Это были мелкие землевладельцы, в основном, видимо, кельтского и иберийского происхождения, а также рабы и арендаторы, пытавшиеся отложиться от Рима, установить свои порядки и жить никому не подвластными самоуправляющимися общинами.

 Активизируется и социальный  протест городского плебса, требовавшего  теперь не только хлеба и  зрелищ, но и защиты от злоупотреблений  местных магнатов, все чаще контролирующих  город­скую администрацию. Защиты  добивались и куриалы. Это побудило  Валентиниана I учредить в 365 г. должность дефенсора (защитника) города, призванного оберегать простой народ от притеснений, разбирать жалобы и наблюдать за отправлением правосудия. Первоначально дефенсоры назначались из Рима, затем их стали выбирать сами горожане, обычно отдававшие предпочтение кому-то из именитых сограждан, например епископу. Очень скоро поэтому пост дефенсора оказался в руках городской верхушки и к середине V в. лишился прежнего значения.

 Достаточно часто народные  движения облекались в одежды  религиозного протеста или сочетались  с ним. В языческий период  истории Римской империи сопротивление  рабовладельческому обществу и  государству чаще всего проявлялось  в исповедании христианского  вероучения. С превращением христианства  в государственную религию эту  функцию стали выполнять различные  ереси, иногда также язычество.  Ереси IV—V вв. по преимуществу питали не народные истолкования Евангелия, а богословская мысль, тонкости которой простому люду обычно были недоступны. Тем не менее многие массовые движения того времени происходили под знаменем того или иного еретического учения: арианства, несто-рианства, монофиситства на Востоке (см. гл. 5), донатизма и пелагианства на Западе.

Пелагианство, названное  так по имени священника Пелагия (начало V в.), отвергавшее один из основных догматов христианской церкви о греховности человеческого рода, делало из этого далеко идущий вывод о противоправности рабства и других форм социального угнетения. Получив значительное распространение, особенно в Галлии, пелагианство послужило одним из важных источников еретической мысли средневековья, но не породило массового народного движения. Иначе было в Северной Африке, где действовали донатисты — последователи жившего в начале IV в. епископа Доната. Они ратовали за очищение церкви от мирской скверны, настаивали на вторичном крещении грешников, выступали против вмешательства государства в церковные дела. Дона-тистов поддержали различные слои населения Северной Африки, от сепаратистски настроенной части знати до рабов, мелких арендаторов и городских низов, видевших в донатистском учении отрицание ненавистных им порядков как безбожных. К середине IV в. в рамках донатизма оформилось течение так называемых агонис-тиков («борющихся»), иначе цирку мцеллионов («блуждающих вокруг хижин»). Они отвергали существующий мир как неправедный и стремились либо добровольно уйти из него через аске­тизм или самоубийство, либо преодолеть его неправедность силой, изгоняя католических священников и сборщиков налогов, освобождая рабов, уничтожая долговые расписки и т. д. Подобные действия вызывали осуждение со стороны донатистского духовенства и карательные меры со стороны государства, нередко воспринимавшиеся агонистиками как возможность уйти в мир иной.

 Народные движения  эпохи домината немало способствовали  расшатыванию основ рабовладельческого  общества, но уничтожить его не  могли. Эксплуатируемые массы  империи представляли собой конгломерат  множества социальных групп, разделенных  сословными перегородками и несовпадающими  интересами. Мелкие земельные собственники, арендаторы и даже колоны нередко  сами являлись рабовладельцами.  Городской плебс, существовавший  в значительной мере за счет  государства, оказывался соучастником  эксплуатации налогоплательщиков. «Для всех этих элементов, —  писал Ф. Энгельс, — абсолютно  не существовало какого-либо общего  пути к освобождению». Не могли  его автоматически принести и  вторжения варваров, которые нередко  сами были не прочь захватить  рабов, обложить данью землевладельцев.  Отношение обездоленных слоев  населения римского государства  к варварам было неоднозначным:  иногда они приветствовали их, помогая овладеть городом (как  случилось в 410 г. в Риме), в  других случаях вместе с регулярными  войсками оказывали им сопротивление.  Союз низших слоев империи  с варварами в реальной истории  не имел места.

 Крушение рабовладельческого  способа производства произошло  в результате длительного процесса  социальной революции, растянувшегося  на несколько столетий.

Глава 3. Причины гибели рабовладельческой системы

В III-IVвв. н.э. хозяйство Древнего Рима начинает приходить в упадок.

Причиной кризиса стало  обострение внутренних противоречий.

Рабовладельческая система  хозяйствования исчерпала себя. Кризис выразился в снижении объемов  сельского хозяйства и ремесленного производства, сферы товарного обращения, усилении разорения хозяйств мелких производителей – свободных крестьян и ремесленников, упадке крупных  рабовладельческих хозяйств. В наиболее развитом виде данный процесс проходил в Римской империи. Жесткая эксплуатация рабов, а также невозможность  бесконечного пополнения их рядов в  связи с прекращением крупных  победоносных войн, сделали проблему воспроизводства рабочей силы в  Риме очень острой.

Дешевый и вместе с тем  низкоэффективный труд рабов сдерживал  технический прогресс. Абсолютная власть над рабами ограничивалась. Запрещалось  их убивать, передавать рабов в сельской местности без земли. Рабы получили право защиты со стороны церкви. Выросло значение небольших хозяйств. Ведущей формой производственных отношений  стал колонат. Колонат – это новый  способ производства. Большие земельные  наделы делились на более мелкие, к  которым стали прикреплять колонов  – мелких землевладельцев и рабов, выпущенных на волю. Колоны занимали промежуточное  положение между свободными и  рабами и имели определенный интерес  в результате своего труда.

В последние столетия царствования Рима его территория была охвачена народными восстаниями, в которых  участвовали не только рабы, но и  свободные крестьяне, ремесленники.

В результате в V в. н.э. Древний Рим пал под ударами варваров. На его руинах со временем возникла европейская христианская цивилизация.

 

 

 

 

 

В античных государствах невозможно было получить достаточно большой прибавочный  продукт в пользу правящей группы общества, отобрать его у непосредственных производителей. В оросительных сооружениях  здесь не было необходимости, поэтому  не было общественной трудовой повинности, посредством которой можно было бы подчинить свободных земледельцев. Заставить крестьян отдавать прибавочный  продукт силой оружия тоже было невозможно: оружие было пока довольно простым  и доступным самим крестьянам. Поэтому эксплуатировать чужой  труд можно было, только захватывая пленных и превращая их в рабов.

Но необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства  были постоянные победоносные войны. Чтобы  вести такие войны, необходимо было вооружить все население. Каждый мужчина был воином и изучал военное  искусство. А это, в свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римских  императорах не очень ассоциируются  с демократией. Однако эти императоры действовали обычно от имени народа.

И еще одно важное обстоятельство: классический рабовладельческий строй, такой, как в античных государствах, не мог быть сразу у всех народов. В самом деле, побежденные и  покоренные Римом народы или находились на стадии доклассового общества, или  относились к азиатскому способу  производства.

Но во II—III вв. н. э. наступил кризис рабовладельческой системы: рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходил возврат от интенсивных  отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или  превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались — Рим уже  захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились  дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать  методами прямого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться повышения производительности его труда не методами принуждения, а методами материальной заинтересованности.

Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима.

Агроном Катон (II в. до н. э.) рассматривал раба как "говорящее орудие" —  традиционно для рабовладельческого способа производства. Он рекомендовал следить, чтобы раб не оказался без  работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход; свести расходы на содержание рабов до минимума (кормить  самой дешевой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при этом отбирать, чтобы сделать из нее  для тех же рабов одеяла) и т. д.

Совсем другие методы предлагал  агроном Варрон (I в. до н. э.). Он говорил, что для того, чтобы привязать  раба к имению, надо разрешать ему  жениться и иметь детей, иметь  собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог накопить некоторое  имущество, тогда он будет лучше  работать.

Еще дальше в этом направлении  пошел агроном Колумелла (I в. н. э.). Он запрещал у себя в имении телесные наказания, считал, что с рабами нужно  советоваться по всем хозяйственным  вопросам, и т. д.

Как мы видим, эти изменения  начались еще до начала кризиса рабовладельческой  системы, до начала деградации хозяйства. Далее возникли новые формы эксплуатации. Чтобы материально заинтересовать раба, ему теперь все чаще выделяли пекулий — самостоятельное хозяйство. Это могла быть ремесленная мастерская, участок земли. Раб в пекулии  вел хозяйство самостоятельно, только определенную часть доходов должен был отдавать хозяину, платить ему  оброк.

Рабу теперь разрешалось  иметь собственность, которая не ограничивалась в размерах, поэтому  он мог разбогатеть и купить собственных  рабов. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или разрушить его семью (т. е. продавать членов семьи в  разные руки), но нельзя было даже отобрать у раба пекулий. Крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин-арендатор назывался колоном. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения, потому что пекулий и колонат были уже формами, соответствующими феодальным отношениям.

Но это уже не могло  спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне, а римские крестьяне  были разорены, и их разорение началось еще при переходе к крупным  рабовладельческим хозяйствам. Разоренные крестьяне шли в города, но не для того, чтобы найти там работу. Рабовладельческие отношения воспитывали  представление, что свободному человеку трудиться стыдно, что труд —  занятие для рабов. И в городах  росло число люмпен-пролетариев, людей, не работавших и живших на подачки  знати. Только в одном Риме, уже  в I в. до н. э., их насчитывалось около  полумиллиона.

С крестьянством исчезла  и победоносная римская армия. Теперь солдаты набирались преимущественно  из тех же варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать. Им нечего было защищать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходил возврат от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались — Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов.

Для победы феодальных отношений  нужны были крестьяне, а римские  крестьяне были разорены, и их разорение  началось еще при переходе к крупным  рабовладельческим хозяйствам.

Рим приходил в запустение. И когда с севера стали надвигаться  новые варвары, Рим не мог устоять  и пал под их ударами. Это произошло  в V в. н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конотопов М. В. История экономики. М., 2000г.
  2. Кузнецова О. Д. История экономики. М.,2004 г.
  3. http://www.gumfak.ru/econom_html/his_econ2/index.shtml

(электронный учебник  «История экономики»)

  1. Шевчук Д.А. История экономики. (Учебное пособие) М.,2009
  2. Щербина Л.В. История экономики. Конспект лекций. М., 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Кризис рабовладельческой системы хозяйствования