Крестьянская реформа 1861 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Реформа 1861 г. Была стартовым событием для России. Не были исключением и реформы, начатые Александром II. Реформа 1861 года, вопреки расхожему мнению, разорила большинство крестьян, пустила по миру коренную Россию. Как и все прошлые и настоящие российские реформаторы, Александр II до мозга костей ненавидел русский народ, зато испытывал пиетет к другим, более «дельным» национальностям.
Сложились условия, при которых возник небывалый экономический спад.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1.Предпосылки проведения крестьянской реформы……………………...4
2. Содержание крестьянской реформы…………………………………….6
3. Историческое значение крестьянской реформы
1861 года в России…………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………….16
Практическое задание №14………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………..19

Файлы: 1 файл

контр работа история отеч гос и права.docx

— 36.55 Кб (Скачать)

Как и в Германии, в  России в 6О-х годах произошла  настоящая «революция сверху», она привела к перелому не менее крутому и резкому, чем в Германии, но так как исходные позиции были совершенно разного уровня в этих двух странах, то и результаты очень сильно различались.

             В крестьянской России со второй половины прошлого века основным средством модернизации и ускорения социально-экономического развития стали аграрные преобразования – реформы и революции. С начала 1860-х годов они заняли – и сохранили до сих пор – совершенно особенное место в историческом процессе, определили характер не только аграрной эволюции, но и общий ход истории России.

            В реформе 1861 г., положившей начало ликвидации крепостной зависимости крестьян от помещиков, если обратиться к историческим реалиям, то перед нами возникает картина растянутого, неопределенного в стадиях и формах, мучительного для крестьян процесса. Из многих ущемлений крестьян в пользу их бывших владельцев решающее значение имели «отрезки» и «временнообязанное состояние», создавшие систему полукрепостной с сильнейшей примесью кабальности эксплуатации крестьян. Эгоизм дворянства, неспособность отказаться от феодального «права ничего не делать», хозяйственная бездарность привели к замораживанию системы отношений, которая мыслилась как переходная к новому, а оказалась продолжением старого. «Временнообязанное состояние» затянулось надолго, пока 28 декабря 1881 г. Не был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г. С прекращением «временнообязанного состояния» встал вопрос о дальнейших путях и формах развития сельской жизни. Именно тогда министром финансов Н.Х.Бунге было предложено предоставить крестьянству возможность выхода из общины и организации подворно-участкового землепользования – то, что впоследствии стало главным в земельной реформе П.А.Столыпина. Реализации этой большой реформаторской идеи весьма способствовали бы меры, уже осуществленные Бунге в 1882 г. – отмена подушной подати.

Имеется достаточно оснований  считать, что реализация предложений  Н.Х.Бунге могла быть успешной.Предложения Н.Х.Бунге были отвергнуты. Начиналась полоса контрреформ. Характерно, что контрреформы были направлены именно против новых тенденций в аграрном вопросе. Контрреформы для деревни означали укрепление власти общины над своими членами через ужесточение круговой поруки и ограничение выхода крестьян из общины. В 1893 г. Было отменено даже весьма ограниченное разрешение на выход крестьян из общины, предоставленное в 1861 г. Это вполне соответствовало экономическим интересам помещиков.

             Конечно, не нужно впадать в крайность и утверждать, что только правительству Александра II и либеральному дворянству страна была обязана реформами. Они были бы проведены и значительно более умеренным правительством, но это были бы не совсем те реформы. Период от Крымской войны до первого марта 1881 года начался «Колоколом» Герцена, а кончился «Социализмом и политической борьбой» Плеханова. Короче говоря, в политике и экономике эта четверть века не может быть сравнена ни с чем, а в культурном отношении – только со всеми предшествующими полутора столетиями развития. В области же революционной борьбы это время и сравнить не с чем. Ничего подобного по высоте развития не было до сих пор.

           В Западной Европе в результате буржуазных революций на смену феодализму пришел капитализм. Иная судьба сложилась у российских крестьян. В результате целенаправленных действий князей и бояр, а затем – царей и дворян феодализм превратился в рабовладение, а некогда свободные русские крестьяне стали рабами.

В историографии есть два  понятия рабства: экзогенное и эндогенное. При экзогенном рабстве рабы и  рабовладельцы принадлежат к  разным народам. При эндогенном –  два антагонистических класса составляют один народ. Русское рабовладение было эндогенным – самым жестоким и  бесчеловечным. В истории человеческой цивилизации это единственный случай превращения собственного народа в  рабов!

          После ликвидации рабства (то есть отмены крепостного права) в царской России активизировалось радикально-демократическое движение..

          Историческое значение реформы 1861 г может быть выражено следующими тезисами:

- она открыла пути развития капитализма:

а) в сельском хозяйстве - сельское хозяйство стало развиваться по прусскому пути в Черноземье (в Пруссии сохранялись помещичьи латифундии и крестьяне арендовали у помещиков землю) и по американскому пути в Нечерноземье и, главным образом, на окраинах (то есть там развивались фермерские хозяйства). Удовлетворены и помещики окраин – выкупная операция растянулась на 20 лет.

Б) в промышленности - появление новых свободных рабочих рук,

монархия упрочила материальную базу, получив миллионы налогоплательщиков. Выкупная операция укрепила финансы  государства 

велико нравственное значение реформы. Покончено с рабством. Начало эпохи реформ, самоуправления, суда и т.д.

          Но как уже отмечалось выше реформа носила недемократический, продворянский характер. Главные пережитки – самодержавие в политической области и помещичье землевладения в экономической.Реформа разорила крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

          В истории, а также в макроэкономике обычно выделяют два главных альтернативных пути модернизации: 1) модернизация сверху; 2) модернизация снизу. Хотя официальная политика президента Путина вроде бы ориентирована на второй вариант, все же окончательный выбор еще не сделан. Первый вариант, пусть в сглаженных формах, имеет немало сторонников и, кроме того, экономическая политика Путина еще по сути не подвергалась серьезным испытаниям, которые обычно провоцируют поворот к силовым метолам.

         В российской истории есть опыт модернизации снизу. Это крестьянская реформа 1861 года, это последовавшие за ней судебная, земская, военные реформы, которые вместе дали сильнейший толчок развитию экономики и общества, сделали Россию одной из самых динамичных стран, преодолевавшей отставание от стран, ушедших вперед, пока страна жила в самодовольстве от мнимого превосходства своей социальной организации. Эта организация позволила осуществить петровские реформы и победить Наполеона, но уже давно безнадежно устарела. Александр II положил начало ее замене, в этом и состояла его модернизация, посредством освобождения крестьян и формирования начал гражданского общества. Эстафету Александра II подхватили С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Они не победили, они не смогли предупредить разрушительную революцию. Но проведенная ими работа показала достоинства пути модернизации снизу, действенность ее и в России.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Кирюшин В. И. Узловые вопросы аграрной реформы. М., 2001

2.Данилов В. П. Аграрные реформы и крестьянство в России. М., 1999

3.Гавриленков Е. Г. Экономическая стратегия России. М., 2000

4.Воропаев Н. Г. Отмена крепостного права в России. М., 1989

5.Краснопевцев Л. В. Основные моменты развития русского революционного движения в 1861-1905 годах. М., 1957

6.Архимандрит Константин (Зайцев) Чудо Русской истории, М., 2002

7.Акмалова А.А., Смирнов  В.А. История отечественного государства  и права: учебное пособие. –  М.: Дашков и К, 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание №14

Раскрыть содержание терминов:

Вотчина - земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).В России Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»), затем формально и окончательно — Указ о единонаследии 1714 года, объединивший вотчину и поместье в единое понятие имение.

Поме́стье — разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую службу в России в конце XV — начале XVIII веков. Европейские аналоги — асьенда (исп.) = фазенда (португ.), (от древнефранкского hazind = дружинник).Предоставлялось на условиях военной или какой-либо другой государственной службы первоначально в пожизненное владение.По словам историка В. О. Ключевского, это участок казённой или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, то есть как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца. Впоследствии стало переходить по наследству, а также переходить меной, сдачей и иными способами от помещика (владельца поместья) к помещику. С владением поместьем соединялось владение населяющими его крестьянами. По Указу о единонаследии (1714г) поместье слилось с вотчиной в единый вид земельной собственности — имение.

Поса́д (подо́л) — первоначально населённая область за пределами кремля или детинца, та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы. Во время нападения врага посад, обыкновенно, полностью уничтожался — если не врагом, то пожаром. Население посада или укрывалось в кремле, или погибало (если кремль был небольшим, либо враг подходил неожиданно, так что ворота крепости приходилось закрывать в спешке).В Киевской Руси посад назывался подолом (от расположения посада ниже города-крепости, построенного как правило, на горе).Название посад закрепляется в Северно-Восточной Руси в XII—XIII веках.Позже посадами стали называть населённые пункты с торгово-промышленным населением, но не имеющие статуса города, в средние века — без крепости. Во время административно-территориальной реформы 1923—1929 годов были названы посёлками городского типа.

Бе́лые слóбоды — территории в средневековом русском городе, жители которых занимались тем же, чем посадские люди чёрных слобод и чёрных сотен. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).В отдельных белых слободах жили также служилые люди (беломестные казаки, драгуны, пахотные солдаты, пушкари и др.).В связи с освобождением промышленного населения белых слобод от посадского тягла, последнее ложилось на меньшее количество плательщиков. Посадские люди требовали покончить с таким положением и в 1649 году, после соляного бунта, частновладельческие белые слободы были ликвидированы Соборным Уложением, а их население приписано к посадам.

Чёрная слобода́ — поселение, часть города, население которого занималось ремесленно-торговой деятельностью, было (в отличие от жителей белой слободы) лично свободно и платило налоги государству.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Белые земли // Советская историческая энциклопедия. М., 1962. Т. 2.

2.Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия. В 2-х тт. М., 2003.

3.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

4.В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция XXXII: Поместное землевладение

5.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

6. Веб-сайт: http://www.ru.wikipedia.org — Википедия

 


Информация о работе Крестьянская реформа 1861 года