Крестьянская реформ 1861г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение крестьянской реформы 1861 г. , ее причин и последствий. Для удобства изучения обозначим 4 задачи:
1-изучение предпосылок.
2-рассмотр подготовки крестьянской реформы.
3-реформа, её «проведение» в жизнь.
4-отношение крестьян к реформе, итоги реформы.
Изучение отмены крепостного права имеет огромное значение для понимания процесса исторического развития России. Эта проблема неоднократно являлась предметом научного исследования, однако до сих пор ряд вопросов, связанных с крестьянской реформой, полностью не изучен.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Предпосылки и подготовка крестьянской реформ………………………………………..5
2. «Манифест» и «Положения» крестьянской реформы. Их «проведение» в жизнь………………………………………………………………………………………………………………..13
3.Отношени крестьян к реформе…………………………………………………………………….19
4. Значение отмены крепостного права………………………………………………………….20
Вывод………………………………………………………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

тут.docx

— 47.21 Кб (Скачать)

     Обилие  разнообразной документации по крестьянскому  вопросу, поступавшей в Главный  комитет, вызвало необходимость  создания в марте 1858 г. при Центральном  статистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела, призванного  заниматься разбором, систематизацией  и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отдела был назначен А.И. Левшин, позже Н.А. Милютин - один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, сыгравший немалую роль и в Редакционных комиссиях, где он являлся, по свидетельству современников, "правой рукой" Ростовцева и "главным двигателем реформы".

     Губернские  комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные корыстными интересами местного дворянства. Большинство  губернских комитетов выступало  за сохранение на неопределенный срок временно обязанного состояния крестьян и требовало при его прекращении  возврата помещикам крестьянских наделов. Редакционные комиссии не пошли навстречу  этим притязаниям дворянства. Но и  в самих Редакционных комиссиях  не было единства мнений: шла острая борьба по вопросам о конкретных нормах наделов и повинностей, функциях крестьянского сельского управления.

     В августе 1859 г. проект "Положений о  крестьянах" Редакционными комиссиями был в основном подготовлен. Предполагалось сначала обсудить его с депутатами от губернских комитетов, которых решено было вызывать в Петербург отдельными группами. В конце августа 1859 г. были вызваны 36 депутатов от 21 комитета, а в феврале 1860 г. - 45 депутатов  от остальных комитетов. Вызванным  в Петербург депутатам запрещалось  собираться вместе, подавать коллективные мнения, даже общаться между собою (за этим следила полиция).

     Проект "Положений и крестьянах", представленный депутатам, был подвергнут ими резкой критике. Депутаты "первого приглашения" считали установленные Редакционными комиссиями нормы крестьянских наделов завышенными, а повинности за них - заниженными. Депутаты "второго приглашения", представлявшие главным образом черноземные губернии, настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли, а также и вотчинной власти помещиков. Редакционные комиссии вынуждены были пойти на некоторые уступки этим требованиям: в ряде черноземных губерний были понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, преимущественно с развитыми крестьянскими промыслами, повышены размеры оброка и предусмотрена так называемая "переоброчка" - пересмотр размеров оброка через 20 лет после издания "Положений о крестьянах".

     10 октября 1860 г. Редакционные комиссии  завершили свою работу, и проект "Положений" поступил в Главный  комитет по крестьянскому делу, где он обсуждался до 14 января 1861 г. Здесь проект подвергся  новым изменениям в пользу  помещиков: прежде всего снова  были понижены нормы крестьянских  наделов в некоторых местностях, увеличен оброк в местностях, "имеющих особые промышленные  выгоды". 28 января 1861 г. проект  поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Открывая его заседание, Александр II указал на необходимость скорейшего решения крестьянского дела. "Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства", -заявил он. Далее он сказал: "Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, - сделано". Однако члены Государственного совета сочли необходимым ввести новое дополнение к проекту в пользу помещиков. По предложению крупного землевладельца князя П.П. Гагарина был внесен пункт о праве помещиков предоставлять крестьянам (правда, по соглашению с ними) сразу в собственность бесплатно ("в дар") четверть надела.

     16 февраля 1861 г. в Государственном  совете было завершено обсуждение  проекта "Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". Подписание "Положений" было  приурочено к 19 февраля - 6-й  годовщине восшествия Александра II на престол. Одновременно им  был подписан и Манифест, возвещавший  об освобождении крестьян от  крепостной зависимости. Первоначальный  его текст был составлен Н.А.  Милютиным и Ю.Ф. Самариным, но по повелению царя он был переделан московским митрополитом Филаретом: он должен был придать Манифесту форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян. Манифест проводил идею "добровольности" и "жертвенности" дворянства (от которого якобы исходила инициатива освобождения крестьян), навстречу пожеланиям которого пошел государь. Манифест призывал крестьян к "спокойствию и благоразумию", к неукоснительному выполнению установленных законом повинностей.

     В тот же день, 19 февраля, был учрежден Главный комитет "об устройстве сельского  состояния" под председательством  великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет "по крестьянскому делу" и был  призван осуществлять высшее наблюдение за введением в действие "Положений" 19 февраля 1861 г., рассматривать проекты  законов в дополнение и развитие этих "Положений", изменение правового  и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

     Правительство прекрасно понимало, что подготовленный закон не удовлетворит крестьян, поэтому  приняло ряд чрезвычайных мер  для подавления крестьянских восстаний, которые могли вспыхнуть в  ответ на "даруемую волю". Заранее  были составлены подробные инструкции и предписания о дислокации и  действиях войск на случай крестьянских "беспорядков". В течение декабря 1860 г. - января 1861 г. проходили секретные  совещания военного министра, министра внутренних дел и министра двора, военного генерал-губернатора Петербурга и начальника III отделения, на них обсуждались меры по охране правительственных зданий и царских дворцов во время объявления Манифеста о "воле". Приходскому духовенству разослано было предписание от Синода, чтобы оно в своих проповедях убеждало крестьян сохранять спокойствие и повиновение властям.

     С необходимым количеством экземпляров  Манифеста и "Положений" после  подписания их царем и опубликования  в печати в губернии были отправлены флигель-адъютанты царской свиты, на которых возлагалась обязанность  объявления "воли". Они наделялись широкими полномочиями для подавления возможных крестьянских "беспорядков". В подчинение флигель-адъютантам переходили все местные власти и дислоцированные  в губерниях войска. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. «Манифест» и «Положения» крестьянской реформы. Их «проведение» в жизнь.

     "Положения" 19 февраля 1861 г. включают 17 законодательных  актов: "Общее положение", четыре "Местных положения о поземельном  устройстве крестьян", "Положения" - "О выкупе", "Об устройстве  дворовых людей", "О губернских  по крестьянским делам учреждениях", а также "Правила" - "О порядке  введения в действие Положений", "О крестьянах мелкопоместных  владельцев", "О приписанных  к частным горным заводам людях"  и пр. Действие этих законодательных  актов распространялось на 45 губерний, в них у 100 428 помещиков насчитывалось  22 563 тыс. крепостных крестьян  обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных  к частным заводам и фабрикам.

     Ликвидация  феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем  на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с  момента обнародования Манифеста  и "Положений" 19 февраля 1861 г. В  Манифесте объявлялось, что крестьяне  в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. - такой срок устанавливался для  введения в действие "Положений") обязаны были отбывать хотя и в  несколько измененном виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые "добавочные сборы" натурой: яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью, грибами и пр. Обычно вся тяжесть этих поборов ложилась на женщин, поэтому их отмену крестьяне метко окрестили "бабьей волей". Кроме того, помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые. В барщинных имениях размеры барщины сокращались со 135-140 дней с тягла в год до 70, оброчных крестьян запрещалось переводить на барщину. Но и после 1863 г. крестьяне долгое время находились на положении "временно обязанных", т.е. обязаны были нести установленные "Положениями" феодальные повинности - платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Окончательная дата перевода на выкуп и, следовательно, прекращения временнообязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу по обнародовании "Положений" - либо по обоюдному соглашению их с помещиком или по его одностороннему требованию (сами крестьяне требовать перевода их на выкуп не имели права).

     По  Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу. Необходимо подчеркнуть  важность этого акта: предоставление "воли" было главным требованием  в многовековой истории крестьянского  движения. Богатые крепостные крестьяне  шли на значительные жертвы, чтобы  выкупиться на "волю". И вот в 1861 г. бывший крепостной, являвшийся до этого фактически полной собственностью помещика, который мог отнять у него всё его достояние, а его самого с семьей или отдельно от нее продать, заложить, подарить, теперь не только получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и гражданских прав: от своего имени выступать в суде, заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Всё это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно.

     Правда, вопрос о личном освобождении в 1861 г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения  еще продолжали сохраняться на период временнообязанного состояния крестьян: за помещиком оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаления из общины неугодного ему крестьянина, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась.

     Со  дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в  селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной  деревне, созданное в 1837 - 1841 гг. реформой П.Д.Киселева.

     Вводились следующие сельские и волостные  органы управления. Первоначальной ячейкой  являлось сельское общество, которое  ранее составляло имение помещика. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами, старосты, его помощника и сборщика податей, избираемых на 3 года. Кроме них сельский сход нанимал сельского писаря, назначал (или избирал) смотрителя запасного хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. На сельском сходе выбирались и представители на волостной сход из расчета один человек от 10 дворов. Дворохозяину дозволялось послать на сельский сход вместо себя кого-либо из своей семьи. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества "вредных и порочных членов", устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.

     Большое значение в проведении в жизнь  крестьянской реформы на местах имел созданный летом 1861 г. институт мировых  посредников, на которых были возложены  многочисленные посреднические и административные функции: проверка, утверждение и  введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные  отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при  переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.

     Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные "Положениями" повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

     При определении норм крестьянских наделов  учитывались особенности местных  природных и экономических условий. Исходя из этого, вся территория европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную, а "полосы" в свою очередь делились на "местности" (от 10 до 15 в каждой "полосе"). В нечерноземной и черноземной "полосах" устанавливались "высшая" и "низшая" (1/3 "высшей") нормы наделов, а в степной - одна, так называемая "указная" норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали "высшую" или "указную" нормы, и прирезку, если он не достигал "низшей" нормы. Разрыв между "высшей" и "низшей" нормами (в три раза) приводил на практике к тому, что отрезки стали правилом, а прирезки - исключением. В то время как отрезка по отдельным губерниям была произведена у 40-65% крестьян, прирезка же коснулась только 3-15% крестьян. При этом размер отрезанных от надела земель в десятки раз превысил размеры прирезанных земель к наделу. Впрочем, прирезка оказалась даже выгодна помещикам: она доводила надел до определенного минимума, необходимого для сохранения крестьянского хозяйства, и в большинстве случаев была связана с увеличением повинностей. Кроме того законом разрешалась отрезка от крестьянских наделов и в тех случаях, когда у помещика оказывалось менее 1/3 земли по отношению к крестьянской надельной (а в степной полосе - менее 1/2) или когда помещик предоставлял крестьянам бесплатно ("в дар") 1/4 от "высшей" нормы надела.

Информация о работе Крестьянская реформ 1861г.