Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:37, реферат
Целью данной работы является изучение крестьянской реформы 1861 г. , ее причин и последствий. Для удобства изучения обозначим 4 задачи:
1-изучение предпосылок.
2-рассмотр подготовки крестьянской реформы.
3-реформа, её «проведение» в жизнь.
4-отношение крестьян к реформе, итоги реформы.
Изучение отмены крепостного права имеет огромное значение для понимания процесса исторического развития России. Эта проблема неоднократно являлась предметом научного исследования, однако до сих пор ряд вопросов, связанных с крестьянской реформой, полностью не изучен.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Предпосылки и подготовка крестьянской реформ………………………………………..5
2. «Манифест» и «Положения» крестьянской реформы. Их «проведение» в жизнь………………………………………………………………………………………………………………..13
3.Отношени крестьян к реформе…………………………………………………………………….19
4. Значение отмены крепостного права………………………………………………………….20
Вывод………………………………………………………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………………………………..23
Обилие разнообразной документации по крестьянскому вопросу, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 г. при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отдела был назначен А.И. Левшин, позже Н.А. Милютин - один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, сыгравший немалую роль и в Редакционных комиссиях, где он являлся, по свидетельству современников, "правой рукой" Ростовцева и "главным двигателем реформы".
Губернские
комитеты занимали в целом консервативные
позиции, обусловленные корыстными
интересами местного дворянства. Большинство
губернских комитетов выступало
за сохранение на неопределенный срок
временно обязанного состояния крестьян
и требовало при его
В
августе 1859 г. проект "Положений о
крестьянах" Редакционными комиссиями
был в основном подготовлен. Предполагалось
сначала обсудить его с депутатами
от губернских комитетов, которых решено
было вызывать в Петербург отдельными
группами. В конце августа 1859 г. были
вызваны 36 депутатов от 21 комитета,
а в феврале 1860 г. - 45 депутатов
от остальных комитетов. Вызванным
в Петербург депутатам
Проект "Положений и крестьянах", представленный депутатам, был подвергнут ими резкой критике. Депутаты "первого приглашения" считали установленные Редакционными комиссиями нормы крестьянских наделов завышенными, а повинности за них - заниженными. Депутаты "второго приглашения", представлявшие главным образом черноземные губернии, настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли, а также и вотчинной власти помещиков. Редакционные комиссии вынуждены были пойти на некоторые уступки этим требованиям: в ряде черноземных губерний были понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, преимущественно с развитыми крестьянскими промыслами, повышены размеры оброка и предусмотрена так называемая "переоброчка" - пересмотр размеров оброка через 20 лет после издания "Положений о крестьянах".
10
октября 1860 г. Редакционные комиссии
завершили свою работу, и проект
"Положений" поступил в
16
февраля 1861 г. в Государственном
совете было завершено
В тот же день, 19 февраля, был учрежден Главный комитет "об устройстве сельского состояния" под председательством великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет "по крестьянскому делу" и был призван осуществлять высшее наблюдение за введением в действие "Положений" 19 февраля 1861 г., рассматривать проекты законов в дополнение и развитие этих "Положений", изменение правового и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.
Правительство прекрасно понимало, что подготовленный закон не удовлетворит крестьян, поэтому приняло ряд чрезвычайных мер для подавления крестьянских восстаний, которые могли вспыхнуть в ответ на "даруемую волю". Заранее были составлены подробные инструкции и предписания о дислокации и действиях войск на случай крестьянских "беспорядков". В течение декабря 1860 г. - января 1861 г. проходили секретные совещания военного министра, министра внутренних дел и министра двора, военного генерал-губернатора Петербурга и начальника III отделения, на них обсуждались меры по охране правительственных зданий и царских дворцов во время объявления Манифеста о "воле". Приходскому духовенству разослано было предписание от Синода, чтобы оно в своих проповедях убеждало крестьян сохранять спокойствие и повиновение властям.
С
необходимым количеством
Глава 2. «Манифест» и «Положения» крестьянской реформы. Их «проведение» в жизнь.
"Положения"
19 февраля 1861 г. включают 17 законодательных
актов: "Общее положение", четыре
"Местных положения о
Ликвидация
феодальных отношений в деревне
- не единовременный акт 1861 г., а длительный
процесс, растянувшийся более чем
на два десятилетия. Полное освобождение
крестьяне получали не сразу с
момента обнародования
По
Манифесту крестьяне сразу
Правда,
вопрос о личном освобождении в 1861 г.
не получил еще окончательного разрешения.
Черты внеэкономического
Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 - 1841 гг. реформой П.Д.Киселева.
Вводились следующие сельские и волостные органы управления. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, которое ранее составляло имение помещика. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами, старосты, его помощника и сборщика податей, избираемых на 3 года. Кроме них сельский сход нанимал сельского писаря, назначал (или избирал) смотрителя запасного хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. На сельском сходе выбирались и представители на волостной сход из расчета один человек от 10 дворов. Дворохозяину дозволялось послать на сельский сход вместо себя кого-либо из своей семьи. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества "вредных и порочных членов", устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.
Большое
значение в проведении в жизнь
крестьянской реформы на местах имел
созданный летом 1861 г. институт мировых
посредников, на которых были возложены
многочисленные посреднические и административные
функции: проверка, утверждение и
введение уставных грамот (определявших
пореформенные повинности и поземельные
отношения крестьян с помещиками),
удостоверение выкупных актов при
переходе крестьян на выкуп, разбор споров
между крестьянами и
Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные "Положениями" повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.
При
определении норм крестьянских наделов
учитывались особенности