Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:32, контрольная работа
Изучение истории стало обязательным только триста лет назад. Тогда стремились построить идеальное государство, в котором идеальный правитель управляет идеальными подданными. Идеальный гражданин повинуется идеальному правительству не за страх, а за совесть, потому что заботится не только о своём счастье, не только своей судьбе, но о счастье и судьбе страны, в которой живёт.
Введение 3
Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения 4
Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств 7
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор 11
Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор 17
Задание 5 23
Заключение 24
Список литературы 26
Земская реформа была продолжением и дополнением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 1550-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции. Военная реформа утвердила принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 1550-х гг. было создано новое стрелецкое войско. Важную роль в укреплении вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий.
При Иване Грозном началось завоевание Поволжья, где находилось множество осколков распавшейся Золотой Орды, и Сибири — с такими же мелкими территориальными образованиями распавшейся Синей Орды. Иван отвоевал земли Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Первым результатом военной экспансии молодого царя стало завоевание земель Казанского ханства и взятие Казани. Поход на Казань был предпринят после того, как было укреплено поместное войско и созданы новые виды вооруженных сил. После упорной борьбы, в октябре 1552 г., столица Казанского ханства была взята русскими войсками. В результате в состав Московского государства вошли плодородные земли Поволжья, что давало возможность царю предоставлять значительные земельные пожалования своим слугам и увеличивать тем самым численность поместного войска. Для управления этим краем был создан специальный Казанский приказ.
В 1556 г. царским войскам почти без боя удалось взять Астрахань. С этого времени Волга становится великой русской рекой и важнейшим торговым путем Московского государства. В состав Московского царства вошли земли Большой Ногайской Орды, кочевавшей между Волгой и Уралом, территория Московского государства расширилась вплоть до Уральских гор, что создавало благоприятные условия для дальнейшего освоения русскими пространств Сибири. Уже к концу царствования Ивана Грозного русские отряды приступили к завоеванию Западной Сибири. Колонизация происходила постепенно, но настойчиво и неуклонно. Набранный промышленниками Строгановыми отряд казаков под руководством Ермака отправился покорять Сибирь и в октябре 1582 г. захватил столицу Сибирского ханства Искер. В 1598 г. воевода Данила Чулков захватил в плен сибирского хана, и с этого времени русский царь стал прибавлять к своему титулу слова «царь Сибирский».
В 1565 году Грозный объявил о введении в стране Опричнины. В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков). Москва была сожжена. В результате, во время нового нашествия в 1572 году, опричное войско было уже объединено с земским; в том же году царь вообще отменил опричнину и запретил само её название, хотя фактически под именем «государева двора» опричнина просуществовала до его смерти
Правление Ивана Грозного практически разорило страну, нанесло непоправимый вред многим боярским родам, обескровило народ.
К концу царствования Ивана Грозного накопившиеся противоречия привели к глубочайшему всеобщему кризису. Общество потеряло устойчивость, все находилось в хаотическом движении. Князья и бояре перемещались со своих вотчин, на их земли заселялись служилые люди. Шла жестокая борьба между землевладельцами за крестьян. Они закабалялись, а не желавшие этого бежали. Тягловое население сокращалось, а подати на него возрастали из-за беспрерывных разорительных войн. Массовые опалы и казни вынуждали бояр и князей бежать за границу, прежде всего в Литву и Польшу.
К концу правления Ивана IV русские сословия сформировались как сословия «служилые», жестко подчиненные контролю и руководству государственной власти.
Экономика страны находилась в упадке. Прежде всего из-за глубокого кризиса в сельском хозяйстве, основном производителе товаров. Развитие промышленности было поверхностным. Расширению ее способствовали завоевания на востоке. Приобретение низовий Волги вызвало рост рыбных промыслов.
Государственные финансы расстраивались и из-за ухудшения внешнеэкономических связей. Поражение в войнах с Ливонией закрыло балтийские порты для экспорта российских товаров. Не было для них путей в Европу и через враждебные Литву, Польшу, Крым. Иван IV не сумел защитить интересы своих подданных (производителей товаров и торговых людей) ни военными ни дипломатическими способами. В первые годы царствования Иван IV через Нарву ежегодно вывозились из России пенька на ста судах, в конце – только на пяти. Объем экспорта сократился в четыре раза. То же было и с другими товарами.
Налоги являлись источником эксплуатации. Правительство пользовалось ими самым нерациональным образом. Всякую потребность оно удовлетворяло введением нового налога. Оно не задумывалось над вопросом о соответствии между налоговым бременем и платежными средствами населения. Страна буквально катилась в пропасть.
Спектр мнений
историков и других просвещенных
людей о причинах смуты довольно
широк. Но в любом случае ее основание
закладывалось при Иване
Иван Грозный разрушил старый порядок, на создание нового у него не хватило времени.
Задание 5
Тест. Установите соответствие:
1. Первобытная эпоха |
А. Начало книгопечатания |
2. Древний мир |
Б. Изобретение фотографии |
3. Средневековье |
В. Начало изготовления цветного стекла |
4. Новое время |
Г. Изобретение компьютеров |
5. Новейшее время |
Д. Изобретение ткацкого станка |
А – 3
Б – 4
В – 2
Г – 5
Д – 1
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.
Historia est magistra vitae («История — наставница жизни») — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.
На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.[1, С.4]
История — одна из важнейших
форм самосознания людей. Опытом истории
стремятся воспользоваться
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять — десять лет тому назад. Все это — свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.[1, С.4]
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, — это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.[1, С.4]