Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:32, контрольная работа
Изучение истории стало обязательным только триста лет назад. Тогда стремились построить идеальное государство, в котором идеальный правитель управляет идеальными подданными. Идеальный гражданин повинуется идеальному правительству не за страх, а за совесть, потому что заботится не только о своём счастье, не только своей судьбе, но о счастье и судьбе страны, в которой живёт.
Введение 3
Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения 4
Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств 7
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор 11
Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор 17
Задание 5 23
Заключение 24
Список литературы 26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная работа
по истории
Вариант №5
Студентка |
Дубцова Ольга Сергеевна |
Направление |
Бакалавр экономики |
Образование
№ личного дела |
Первое высшее
11ФЛБ00217 |
Группа |
1БЭу-2 |
Преподаватель |
Усольцев Сергей Анатольевич– к.и.н., доцент |
|
|
Барнаул 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Изучение истории стало обязательным только триста лет назад. Тогда стремились построить идеальное государство, в котором идеальный правитель управляет идеальными подданными. Идеальный гражданин повинуется идеальному правительству не за страх, а за совесть, потому что заботится не только о своём счастье, не только своей судьбе, но о счастье и судьбе страны, в которой живёт.
Чтобы так беспокоиться о стране, надо её любить. Чтобы любить, надо её знать. Чтобы знать страну – надо знать её историю. Во всяком случае, именно такой любви и такого знания история требовали те, кто создавал современные государства на месте средневековых стран. Житель средневековой Руси плохо знал даже историю своего села, да и собственной семьи, не помнил имён никаких князей и царей, да вообще он мог быть татарином или чувашом, а русским только дань платил. Человек знал прошлое своей семьи, и то не слишком хорошо. Хорошо надо было знать землю, чтобы давала урожай. Древний человек больше современного жил современностью. Если он и защищал родину от захватчиков, то не потому, что берёг прошлое – он берёг настоящее.
Современные страны не всегда держатся на общих деньгах, но всегда – на общих представлениях об истории. Для англичанина, француза, немца война кончилась 8 мая 1945 года. Для жителей России – 9-го мая. В школах одних учили, что война началась 1 сентября 1939 года, а других – что она началась 22 июня 1941 года. Школьники изучают историю всюду, но одну и ту же войну учебники разных стран называют по-разному: «второй мировой войной» или «великой отечественной войной».
Такое изучение истории похоже на изучение географии. История изучает время, география – пространство. Граница между странами проходит по земле и по времени. Часто это совпадает: страны спорят о том, где чья земля, доказывая свою правоту тем, кто когда-то эта земля принадлежала предкам этого народа, а не какого-то другого.
Историю изучают не для того, чтобы доказать другим свою правоту, а чтобы доказать себе свою разумность, открытость правде, честность.
История — это наука
о прошлом человеческого
В современном языке термин «история» употребляется неоднозначно. Этим словом можно назвать любой процесс развития, происходящий в окружающем нас мире, а также любое происшествие, приключение или рассказ о нем. Но историки пользуются им чаще всего в двух случаях: 1) для обозначения процесса развития человеческого общества; 2) для обозначения науки, которая изучает этот процесс. Иными словами, термин «история» означает как действительные события, происходившие в прошлом, так и их отражение в нашем сознании. История — общественная наука, представляющая собой одну из важнейших форм самосознания людей. Но она не единственная наука, занимающаяся изучением развития общества. Особенностью исторической науки является то, что она занимается исследованием общественных явлений и процессов, происходивших в прошлом, т. е. имеет дело с уже совершившимися событиями, которые начались и закончились до их изучения, с уже достигнутыми результатами
Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества. Историческое сознание – это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.
Функции исторического познания
История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
Третья функция –
В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая и, по моему мнению, важнейшая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Такой подход формирует
потребность осмысливать
Огромен был вклад народов древнего Востока в мировую культуру. Давно исчезли древневосточные рабовладельческие государства, многие из шумных когда-то городов лежат в развалинах, занесенные песками, но упорный труд народа не пропал даром. Созданная в течение тысячелетий высокая культура была унаследована народами, жившими позднее, развита ими и легла в основу современной культуры человечества.
Несмотря на разорительные войны, беспощадное угнетение трудящихся масс, народы древнего Востока по развитию культуры шли впереди всего человечества. Здесь было много искусных ремесленников, художников и ученых. Трудом крестьян и рабов были созданы огромные по тому времени каналы и плотины, выстроены крупные города с замечательной архитектурой. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов) . Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью.
В то время как в Европе лишь кое-где ютились убогие поселки охотников, рыболовов и первых земледельцев, на древнем Востоке уже существовали крупные города с шумными рынками, с кварталами ремесленников, где выделывали тонкие ткани, лепили, обжигали и расписывали посуду, изготовляли изящные украшения. В городах возвышались башни, откуда жрецы вели наблюдения за небесными светилами, величественные храмы и дворцы. Между городами древнего Востока пролегали оживленные караванные дороги.
Древний Восток не случайно считают колыбелью цивилизации, кладезем яркой, самобытной культуры. Величайшим достижением древневосточных народов было формирование письменности. Ученые относят это к IVтыс. до н.э. Она прошла долгий путь от пиктографии (рисуночного письма) до алфавитного (представлено на рисунке 1). В пиктографии знак прямо изображал слово, например, слово «дерево» обозначалось изображением какого-либо дерева.
Рисунок 1-Динамика письменности
На основе клинописного письма греки создали новую систему письменности, где каждый знак получил звуковое выражение. Совокупность знаков (букв) называют алфавитом. Алфавитная система упростила письменность, облегчила овладение грамотой и явилось мощным рычагом для развития и фиксации всех видов знания, религиозно-философских учений, художественного творчества. Стимулом распространения письменности стало широкое применение ее в хозяйственных и сакральных целях.
В Уруке был построен комплекс священных
сооружений - заккуратов, которые стали
центром духовной культуры. В Шумере хорошо
развилась скульптура, а также искусство
пластики в металле: впервые золото использовалось
в комбинации с серебром, бронзой и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми
применили способ беспрерывного рассказа
о событиях.
За три тысячи лет до нашей эры народы древнего Востока освоили многие неизвестные ранее полезные растения: хлопок, лен, чай, виноград, приручили коз, овец, верблюдов, коров, а позже и лошадей, птиц, кошек и других животных.
Потребности земледелия, необходимость измерений, отчетности и пр. требовали расширения математических, астрономических знаний. Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии.
Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на древнем Востоке, люди уже тогда делили время на годы и месяцы, а в некоторых странах также и на недели, сутки, часы и минуты. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движениями Солнца, Луны и других планет.
Ученые древнего Востока хорошо изучили движение пяти видимых невооруженным глазом планет, умели даже предсказывать такие явления, как затмения Солнца и Луны.
В странах древнего Востока появились искусные врачи, которые умели лечить некоторые болезни и даже делали простейшие операции.
Народы Древнего Востока создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры, стали её органичной частью.
Древневосточная культура многообразна и величественна, и достижения ее неоспоримы.
«Имей мужество пользоваться собственным умом!» - так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения.