Контрольная работа по"Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Изучение истории стало обязательным только триста лет назад. Тогда стремились построить идеальное государство, в котором идеальный правитель управляет идеальными подданными. Идеальный гражданин повинуется идеальному правительству не за страх, а за совесть, потому что заботится не только о своём счастье, не только своей судьбе, но о счастье и судьбе страны, в которой живёт.

Оглавление

Введение 3
Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения 4
Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств 7
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор 11
Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор 17
Задание 5 23
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

к.р история.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал в  г. Барнауле

 

 

Кафедра

философии, истории и  права 


 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по истории

 

Вариант №5

 

 

 

 

 

Студентка

Дубцова Ольга Сергеевна

Направление

Бакалавр экономики

Образование

 

№ личного дела

Первое высшее

 

11ФЛБ00217

Группа

1БЭу-2

Преподаватель

Усольцев Сергей Анатольевич– к.и.н., доцент

   

 

 

 
   



Барнаул 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение истории стало  обязательным только триста лет назад. Тогда стремились построить идеальное государство, в котором идеальный правитель управляет идеальными подданными. Идеальный гражданин повинуется идеальному правительству не за страх, а за совесть, потому что заботится не только о своём счастье, не только своей судьбе, но о счастье и судьбе страны, в которой живёт.

Чтобы так беспокоиться о стране, надо её любить. Чтобы любить, надо её знать. Чтобы знать страну – надо знать её историю. Во всяком случае, именно такой любви и такого знания история требовали те, кто  создавал современные государства на месте средневековых стран. Житель средневековой Руси плохо знал даже историю своего села, да и собственной семьи, не помнил имён никаких князей и царей, да вообще он мог быть татарином или чувашом, а русским только дань платил. Человек знал прошлое своей семьи, и то не слишком хорошо. Хорошо надо было знать землю, чтобы давала урожай. Древний человек больше современного жил современностью. Если он и защищал родину от захватчиков, то не потому, что берёг прошлое – он берёг настоящее.

Современные страны не всегда держатся на общих деньгах, но всегда – на общих представлениях об истории. Для англичанина, француза, немца  война кончилась 8 мая 1945 года. Для  жителей России – 9-го мая. В школах одних учили, что война началась 1 сентября 1939 года, а других – что она началась 22 июня 1941 года. Школьники изучают историю всюду, но одну и ту же войну учебники разных стран называют по-разному: «второй мировой войной» или «великой отечественной войной».

Такое изучение истории  похоже на изучение географии. История изучает время, география – пространство. Граница между странами проходит по земле и по времени. Часто это совпадает: страны спорят о том, где чья земля, доказывая свою правоту тем, кто когда-то эта земля принадлежала предкам этого народа, а не какого-то другого.

Историю изучают не для  того, чтобы доказать другим свою правоту, а чтобы доказать себе свою разумность, открытость правде, честность. 

Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения

 

История — это наука  о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях  развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

В современном языке термин «история»  употребляется неоднозначно. Этим словом можно назвать любой процесс  развития, происходящий в окружающем нас мире, а также любое происшествие, приключение или рассказ о нем. Но историки пользуются им чаще всего в двух случаях: 1) для обозначения процесса развития человеческого общества; 2) для обозначения науки, которая изучает этот процесс. Иными словами, термин «история» означает как действительные события, происходившие в прошлом, так и их отражение в нашем сознании. История — общественная наука, представляющая собой одну из важнейших форм самосознания людей. Но она не единственная наука, занимающаяся изучением развития общества. Особенностью исторической науки является то, что она занимается исследованием общественных явлений и процессов, происходивших в прошлом, т. е. имеет дело с уже совершившимися событиями, которые начались и закончились до их изучения, с уже достигнутыми результатами

Под историческим сознанием  в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в  целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем  прошлом и о прошлом всего  человечества. Историческое сознание – это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.

 

Функции исторического  познания

История выполняет несколько  социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально  развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история  как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально  точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым  общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

В общественном развитии объективная  реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая и, по моему мнению, важнейшая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить  историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Такой подход формирует  потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств

 

Огромен был вклад народов древнего Востока в мировую культуру. Давно исчезли древневосточные рабовладельческие государства, многие из шумных когда-то городов лежат в развалинах, занесенные песками, но упорный труд народа не пропал даром. Созданная в течение тысячелетий высокая культура была унаследована народами, жившими позднее, развита ими и легла в основу современной культуры человечества.

Несмотря на разорительные войны, беспощадное угнетение трудящихся масс, народы древнего Востока по развитию культуры шли впереди всего человечества. Здесь было много искусных ремесленников, художников и ученых. Трудом крестьян и рабов были созданы огромные по тому времени каналы и плотины, выстроены крупные города с замечательной архитектурой. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов) . Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью.

В то время как в  Европе лишь кое-где ютились убогие поселки охотников, рыболовов и  первых земледельцев, на древнем Востоке  уже существовали крупные города с шумными рынками, с кварталами ремесленников, где выделывали тонкие ткани, лепили, обжигали и расписывали посуду, изготовляли изящные украшения. В городах возвышались башни, откуда жрецы вели наблюдения за небесными светилами, величественные храмы и дворцы. Между городами древнего Востока пролегали оживленные караванные дороги.

       Древний  Восток не случайно считают колыбелью цивилизации, кладезем яркой, самобытной культуры. Величайшим достижением древневосточных народов было формирование письменности. Ученые относят это к IVтыс. до н.э. Она прошла долгий путь от пиктографии (рисуночного письма) до алфавитного (представлено на рисунке 1). В пиктографии знак прямо изображал слово, например, слово «дерево» обозначалось изображением какого-либо дерева.

 

                               



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1-Динамика письменности

 

На основе клинописного письма греки создали новую систему письменности, где  каждый знак получил звуковое выражение. Совокупность знаков (букв) называют алфавитом. Алфавитная система упростила письменность, облегчила овладение грамотой и явилось мощным рычагом для развития и фиксации всех видов знания, религиозно-философских учений, художественного творчества. Стимулом распространения письменности стало широкое применение ее в хозяйственных и сакральных целях.

     В Уруке был построен комплекс священных сооружений - заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.  
В словесном искусстве шумеры первыми применили способ беспрерывного рассказа о событиях.

За три тысячи лет до нашей эры народы древнего Востока освоили многие неизвестные ранее полезные растения: хлопок, лен, чай, виноград, приручили коз, овец, верблюдов, коров, а позже и лошадей, птиц, кошек и других животных.

Потребности земледелия, необходимость измерений, отчетности и пр. требовали расширения математических, астрономических знаний. Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии.

 Счет времени, которым  мы сейчас пользуемся, впервые  появился на древнем Востоке, люди уже тогда делили время на годы и месяцы, а в некоторых странах также и на недели, сутки, часы и минуты. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движениями Солнца, Луны и других планет.

Ученые древнего Востока хорошо изучили движение пяти видимых невооруженным глазом планет, умели даже предсказывать такие явления, как затмения Солнца и Луны.

В странах древнего Востока  появились искусные врачи, которые  умели лечить некоторые болезни  и даже делали простейшие операции.

Народы Древнего Востока создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры, стали её органичной частью.

             Древневосточная культура многообразна и величественна, и достижения ее неоспоримы.

  1. Великие восточные цивилизации,  как самые древние, по праву стали фундаментом мировой культуры во всех ее сферах: политической, правовой, научной, производственно-экономической, художественной и пр.
  2. Именно в древневосточных цивилизациях родились величайшие культурные ценности: полная тайн и гениальных прозрений мифология, понятие истины, высказанные от лица древних мудрецов, высочайшего уровня искусство, первые ростки философско-религиозных систем, мировые религии.
  3. Культурные достижения Древнего Востока есть результат взаимодействия многих цивилизаций, сформировавшихся посредством взаимообмена между государствами, осуществлявшегося через торговлю, паломничество, даже военные походы. При этом победители и побежденные часто перенимали и усваивали культурные ценности друг друга.
  4. Это свидетельствует о взаимодействии Востока  и Запада. Запад немало черпал и черпает из сокровищницы восточной мудрости (принцип алфавита, разные системы счисления, архитектурные и технические находки и многое другое).
  5. Запад нередко смотрит на восточные страны как на что-то отсталое, традиционалистское, но  опора на традиции позволила им выстоять  под мощным давлением европеизации, указать путь для выживания, сохранения самобытности другим народам.
  6. Западные исследователи в XXI в. все чаще обращают взоры на Восток, противопоставляя «техническому человеку», добивающемуся господства над миром, природой, стремление понять мир не только объективно, но и через себя. Востоку еще предстоит сказать свое слово. Благоговение перед жизнью, нравственную чистоту, уважение к старшим и прочие ценности Восток в отличие от  Запада сохранил и по сей день.

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор

 

«Имей мужество пользоваться собственным умом!» - так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения.

Информация о работе Контрольная работа по"Истории"